Лаборатория развития творческих способностей у младших школьников в ГПД
статья

Рубцова Марина Владимировна

Развитие творческих способностей у младших школьников в ГПД и внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratoriya_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_v_gpd.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №376 Московского района Санкт-Петербурга

Лаборатория развития творческих способностей в ГПД

у младших школьников

( выступление на круглом столе 3 октября 2013 )

Рубцова Марина Владимировна

  Федеральный государственный стандарт ориентирует школу на достижение новых результатов образования, что возможно, в том числе, при использовании современных образовательных технологий деятельного типа.

ФГОС понимается не только , как процесс усвоения учащимися системы знаний и умений. Но и как процесс всестороннего развития личности.

Одно из направлений развития личности – общеинтеллектуальное . Оно включает в себя развитие таких психических механизмов, как внимание, память, мышление, воображение, наблюдательность.

В настоящее время высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека, но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому  продуктивность мыслительной  и особенно творческой деятельности школьников остаётся далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

 Время , проводимое в ГПД, даёт нам возможность развивать психические механизмы,  необходимые для дальнейшего успешного обучения младших школьников, что сложно сделать в полном объёме в учебное время.

    Многие из завтрашних специалистов , знающих школьную программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, а опираются, в основном, на свою память, затрудняются при ответах на проблемные непривычные вопросы. Они мало подготовлены к обобщению и творческому анализу.

     Научить видеть что – либо с непривычной стороны, изучать предметы с разных сторон, видеть привычное по новому, не так как  видел ранее,  очень важная задача.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Задача педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

       Не бывает детей бездарных и глупых, все дети талантливы от природы. Они по натуре своей любознательны и полны желания учиться, нужно только умное руководство взрослых.

      Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. Ведь любое детское открытие, пусть самое маленькое, сродни открытию учёного , испытывающего огромное удовлетворение и радость познания доселе неизвестного.

     В данный момент я разрабатываю системные занятия, которые можно проводить в ГПД. Каждое занятие состоит из четырёх этапов.

                                            1 этап

Разминка.

Задача этого этапа – способствовать подготовке памяти, актуализации, полученных ранее знаний  , создание благоприятного эмоционального фона.   « Проворство припоминания», как писал в своё время Э.Кант, является одним из важнейших условий развития творческих способностей учащихся, т.к. для возникновения «озарений» очень важно в нужный момент вспомнить нужное.

Задания этого этапа  выполняются в высоком темпе.

Например: быстро отвечайте на вопросы.

  • Какой сегодня день недели?
  • А какой был вчера?
  • Какое число будет через 3 дня?
  • Какая буква в алфавите стоит после «ц» ?
  • Сколько будет 7х 8?
  • Какая предпоследняя буква в алфавите?
  • Какие месяцы в году заканчиваются на «т»?
  • Назовите общий звук в словах: дар, мера , аист, жар.

                          2 этап

Развитие психических механизмов, как основы развития творческих способностей.

Задача этапа – развивать все виды памяти, внимание, воображение , наблюдательность и быстроту реакции.

Например: тренируем ассоциативную память.

Задание: воспринимая на слух слова, обозначающие цвет, попытайтесь схематично зарисовать предметы, которые у вас с каждым цветом ассоциируются. Затем по рисункам вспомнить цвет.

Голубой, фиолетовый, белый , багряный, чёрный, малиновый, бежевый, коричневый, розовый , сиреневый, красный.

Например: тренируем внимание.

Задание: если в следующих парах второе слово синоним, замените его на антоним, и наоборот.

Грусть – тоска, мрак – темнота, близко – рядом, бежать – стоять.

                                     3 этап

Решение частично – поисковых задач разного уровня.

Задача этапа: достать из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.

Например:  слава (сапог) порог

                  плесень(…….) надел

Задание: слово в скобках в верхнем ряду образовано из двух рядом стоящих. Понять закономерность и по аналогии записать слово в скобках внизу.

Например: найдите общее определение  к группе из 3-х существительных.

Хлеб, климат, подушка - ?

Например: врач прописал больному 5 таблеток, объяснив , что принимать их надо с интервалом в 20 минут. На какое время хватит таблеток?

                                   4 этап

              Решение творческих задач.

Этот этап рассчитан на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный  и творческий подход при решении заданий.

Например: Развивающий канон – утро    -        з

                                                                  день    -      о

                                                                  вечер    -     ?

Левая и правая стороны связаны между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями . Найдите их.

Такие задания можно делать в любой области.

Например по литературе:   красная   -   ?

                                                    серая   -     ш

                                                     белый  -    к

По математике:        прямоугольник  -  4

                                      треугольник        - ?

                                      шестиугольник    - 6

Русский язык и геометрия:       квадрат  -  5

                                                          треугольник    -  2

                                                       прямоугольник  -  ?  (порядковый номер буквы р        в слове.)

Обучение должно быть победным!

Особую роль в этом играют одобрительные реплики, вселяющие в ребят уверенность в своих силах. И , как правило, подавляющее большинство стараются работать изо всех сил, используя все свои возможности и способности.

                                                                                    

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у младших школьников.

Предлагаю программу по развитию творческих способностей младших школьников с приложением, где представлены разработки занятий....

Статья " Развитие творческих способностей у младших школьников"

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания. Это связано с постоянно возр...

Приобщение к искусству и развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие интереса у обучающихся к предмету литературное чтение. Приобщение детей к культуре, к литературе, к искусству, к театру. Урок по литературному чтению - мастерская по раскрытию интеллектуальны...

Развитие творческих способностей у младших школьников с использованием ИКТ

Материал о возможности и важности использования ИКТ в ГПД для развития творческих способностей детей....

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ"

Выявить и проверить эффективные психолого-педагогические методы формирования творческих способностей младших школьников. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи: 1. изучить психоло...

Развитие творческих способностей у младших школьников.

Развитие творческих способностей у младших школьников через занятия основами детской журналистики. В рамках программы с ребятами провидится целый ряд занимательных упражений, направленых на развитие у...

«Развитие творческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества»

Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в...