сценарий. мастер-класс. декоративно-прикладное творчество
методическая разработка

Дудченко Людмила Николаевна

сценарий. мастер-класс. декоративно-прикладное творчество

Скачать:


Предварительный просмотр:

-

Сценарий открытого мероприятия

по программе

«Успех каждого  ребенка»

Дата проведения: 27.05.22 

Ф.И.О. учителя: Дудченко Людмила  Николаевна  преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени героя Советского Союза Новикова К. И.»

Клочкова Валентина  Витальевна учитель ИЗО

МБОУ « СОШ №  23 имени  Героя Советского Союза Ачкасова С.В.»

Курского  района Курской  области

Тема открытого мероприятия: « Курская ярмарка».

Тип мероприятия: «Открытие новых знаний»

Цель: знакомить детей с традициями народных промыслов Курского края – Суджанской глиняной посуды и Кожлянской игрушки, прививать детям интерес к русской культуре.

Задачи

Обучающие:

ознакомить с гончарным промыслом России на примере Суджанской глиняной посуды,  Кожлянской игрушки;

создать образ глиняной посуды, игрушки-свистульки;

Развивающие:

развивать умения и навыки в работе с материалом и инструментами;

развитие эмоциональной сферы личности учащихся, его творческое воображение;

заинтересовать учащихся и побудить желания создавать красивые вещи.

Воспитывающие:

воспитывать интерес к малой Родине на примере работ народных умельцев Курского края, приобщать детей к русским культурным традициям;

формирование творческой активности, познавательных учебных интересов;

воспитывать аккуратность, самостоятельность, терпение, волю.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие»«Художественно – эстетическое развитие»«Социально – коммуникативное развитие».

Методические приемы: словесный (беседа, рассказ, объяснение, познавательные вопросы, практический (продуктивная деятельность детей, наглядные, поощрение детей.

 

Оборудование:

-музыкальный центр

-глина, гончарный станок, глиняная посуда;

-мольберты, бумага, ткань

-краски, кисти

Наглядность:

Изделия: посуда из глины, игрушки; 

Ход мероприятия.

1.Открытие ярмарки.

звучит музыка «Тимоня»

Солнце красное встает,

Спешит на ярмарку народ!


 
1 Вед: Здравствуйте, гости дорогие!

2 Вед: Проходите, не стесняйтесь, к нам на праздник собирайтесь!

1 Вед: Все, кто любит потрудиться, ремеслом своим гордится!

2 Вед: Делу – время, это знай. В час потехи – отдыхай!

Ярмарке – шуметь,

Горожанам – песни петь.

Торговать, меняться!

Веселью, шуткам быть!

Повелеваю Ярмарку открыть!

Хозяйка:

Хлебом, солью вас встречаем

На ярмарку всех приглашаем!

Каравай гостям несем!

( Обходит с караваем всех гостей и детей)

Всем ли места хватило? Все ли расселись?

Тогда представление начинается,

Ярмарка открывается!

(Звучит Песня « Ярмарка»)

1 Ведущая Тайну вам, друзья, откроем,

Скажем всем без лишних слов:

Вы сегодня оказались

В Курске– граде Мастеров!

 

1 Ведущая

 Эй, народ! Спешите видеть!

В тесноте да не в обиде.

К нам явились не купцы,

А умельцы – молодцы!

___________________________________________________

Звучит музыка

Ведущая

Пойдём гулять по площади,

Где ярмарка цветёт,

Где пляшет и ликует

Православный наш народ.

1 коробейник: Здравствуйте, почтенные господа!

2 коробейник: Мы приехали   сюда!

1 коробейник: Свой товар показать,

2 коробейник О себе рассказать!

1 коробейник: Тары – бары – растабушки,

                           Есть  из глины игрушки!

                           Не товар, а сущий клад.

                          Вот посуда нарасхват!

Не скупись, покупай,-                  

Подороже выбирай.

Налетайте, не зевайте

А подарки выбирайте!         

 Ведущий – Отгадайте  загадку

 Ее встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
 Она понадобится сразу. (Глина)

А теперь я предлагаю вам побыть народными умельцами. Конкурс гончаров.

Я думаю, что мы с вами сможем изготовить свою глиняную  тарелку.

 5 класс Выполнение  глиняного изделия на гончарном круге.

Объяснение выполнения задания

Возьмём кусок глины, расплющите его руками.

Кладём на гончарный  круг

Уплотните глину вокруг ладошек, придав ей форму цилиндра. Помогая указательному пальцу левой руки, расплющите слегка стенки цилиндра, чтобы получилась плошка с толстым донышком.

Вытянем два кончика цилиндра в разные стороны.

С помощью  нити  отрезаем от гончарного  круга

Изделие нужно  высушить, а затем  отправить в  муфельную печь на  обжиг.

После  обжига  изделие нужно расписать.

 Теперь дело за вашей фантазией и не забывайте, что выполнять изделие нужно с любовью, чтобы она несла радость и тепло ваших рук. Удачи вам!

(Преподаватель индивидуально ведет инструктаж по ходу работы)

Ведущая-А теперь  мы рассмотрим наши первые творения. Все плошки не похожи друг на друга. Очень интересные, не похожие, оригинальные. Мастера потрудились на славу.

Беседа о многообразии изделий из глины

Дудченко Л. Н.  -. Глиняные посуда - это особая отрасль гончарного искусства неповторимая и удивительная.

Удивительный  красивейший  город Суджа Курского края. Так случилось, что именно здесь сохранилось старейшее гончарное производство. Знаменитый старинный гончарный центр — город Суджа. Здесь и в окружающих его селениях (слобода Гончаровка, села Замостье и Заолешенка) более 350 лет занимались гончарством целыми династиями и даже цехами со строго охраняемыми секретами ремесла, уставом и цехмейстером — главным мастером.

Суджанская керамика известна   своей обиходной посудой, фигурными сосудами в виде животных и птиц. Они предназначались для обрядов и разливания хмельных напитков. Каждый образ несет в себе значение: баран — богатство, казак на баране — мужество, мощь; был и уникальный, нигде в промыслах не повторяющийся символ — ваза для трав и цветов «Троицкий петух».

Кроме сосудов, посуды, делали и глиняные скульптуры в виде животных, копилки, церковную утварь, а также печные изразцы и свистульки. Вся суджанская керамика была из красной глины, глазурованной, почти без росписи, украшалась только оттиском и гончарным ножом.

До нашего времени дошло немного исторических сосудов с секретами. А виноват обычай, когда полагалось пить вино вдвоём или всей компанией из общего кубка, а потом полагалось бросить его об пол и топтать ногами со словами: «Да будут так попраны  те, которые имеют намерение посеять между нами несогласие и вражду».  

В XVII веке стеклянные сосуды с секретами делали для царя и знати. У простого народа были глиняные «потешные» кувшины и кружки. Гончары продавали чаши-головоломки за две цены: одну назначали за сам кувшин, в другую – побольше – за «секрет».

Сопутствовал большому гончарному промыслу игрушечный керамический промысел. В старые времена игрушки, свистульки, забавки лепили для себя и на продажу. Игрушечный промысел считался несерьёзным занятием. Поэтому игрушкой занимались женщины и дети.  

Мастер Класс «Игрушка-свистулька».

 «Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а само прокормит». Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд.  

Ремесла сохранились и в наши дни. В Курском крае это Кожлянская игрушка.

Игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью.

Узоры тоже рисовали не для красоты, а в качестве магических знаков, которые призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья. Но со временем  магические знаки стали просто красивыми узорами. Такими они и дошли до наших дней. Звонкоголосая кожлянская игрушка - издревле знаменитый керамический промысел села Кожля Курской области. Яркая, незамысловатая и предельно простая свистунья не похожа ни на одну другую игрушку в России.

Мир сюжетов игрушки прост. Это непосредственное окружение человека. С любовью и выдумкой создаются кокетливые барыни, парочки, бравые всадники на конях и баранах. Один из наиболее интересных сюжетов - всадник на трехглавом коне - своеобразный вариант русской тройки. Есть у мастериц и "курский соловей" - конусообразный сосуд, который при заполнении его водой издает подобие соловьиных трелей.

Кожлянской игрушке присущи основные мотивы росписи - ромбическая сетка, пятнышки, ёлочка, полоски, иногда розетки, цветовая гамма которых состоит из фиолетового, малинового, зелёного и жёлтого оттенков.

История

Когда возник кожлянский игрушечный промысел, точно сказать нельзя, но в 30-40-е гг. XIX века он был уже хорошо известен. Не менее знаменитый местный гончарный промысел существовал в Кожле давно, около 300 лет. О спутнице гончарства, игрушке, известно было мало - её не считали серьезным занятием, делали только ради забавы и на продажу. Лепкой занимались только женщины и девочки.

Для производства свистулек использовали привозную из соседнего села Дроняево глину бело-молочного цвета - "подонок" и местную жёлтую - "глею". В работу шла и сизая (голубая) глина. Каждый из вариантов или их комбинация после обжига давали белый звонкий черепок.

Для получения переливчатового свиста использовали особый инструмент - "шпичку" - палочку с острым и плоскими концами для прокалывания свистков.

Высушенные игрушки обжигали в самодеятельных горнах по 10-12 часов. После расписывали изделия, используя тонкие куриные перья и анилиновые красители. В краску добавляли молоко для сочности и яйцо для прочности, в зимнее время - сахар для блеска.

Сбыт изделий происходил различными путями, в основном, на крупных годовых ярмарках.

Матвей:  Ярмарка для русского человека – это праздник и еще большой кропотливый труд. На ярмарку собирали разный товар не только, игрушки а, посуду, продукты питания, одежду.

Василиса; Расступись честной народ.

Заморский товар идет.

Одежды новые

Звери на них диковые.

Демонстрация одежды.

Василиса: Не звери, а насекомые наши живут они в нашем заповеднике.

Коллекция…_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МК «Батик»

Хороши мастера заморские. Но и мы не лыком шиты.

Наши предки испокон веков славились добрыми мастерами, людьми, которые создавали своими руками сказочную красоту. Белявцев Никита.

Вот какие игрушки намастерили ребята за год.

Мастера не любят скуки,

Целый день в работе руки.

Лепят все: горшки и кружки,

Миски, глечики, игрушки.

Все стоит на полках в ряд –

Дружный глиняный отряд.

Выставка  поделок клоуны, елочные игрушки, лошадки.

Ведущая:- Расступись честной народ

Не пыли дорожка.

Сюда ярмарка идет

Погулять немножко.  

Выступление с песней «Кукол я леплю из глины…»

Ведущ- Да,  не всегда  глиняные работы получаются с первого раза. Раскалываются, трескаются падают и разбиваются.

Матвей, как же выбросить столько нашего труда. Жалко.

Василиса,  с глиной подружиться надо, лепить   тебе не в «бирюльки играть»,  была на Руси такая игра. Предлагаем поиграть 2 классу.

Скоморох: Ой, народ! Ой, народ!

Становитесь в хоровод!

ХОРОВОД

 Ведущая .-Ярмарка, ярмарка,

Огневая, яркая, плясовая, жаркая!

Глянешь направо – посуда почти даром,

Глянешь налево – веселье навалом!

Играет мелодия на колокольчиках.

Ведущий : Эй, детишки-ребятишки!

Подходите поскорей!

Покупайте, выбирайте-

Среди плошек и кувшинов,

Среди чашек расписных,

Среди игрушек разных-

Что угодно для души.

Все товары хороши!

 

1Ведущая– 

 Времена теперь другие,

Как и мысли и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко гляди вперед.

Но преданья старины

Забывать мы не должны!

 

2Ведущая:Смотрите солнце за горизонт опускается,

 Знать наша    ярмарка закрывается.

Мастерам спасибо за старание, а зрителям

Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мастер-класса "Живи, ёлочка!"

Интегрированный мастер – класс по экологии, технологии и окружающему миру дает представление о том, что нужно беречь природу....

Декоративно-прикладное народное творчество

Умение расписать глиняную игрушку или вырезать фигурную доску постепенно уходит из нашей жизни. А как хорошо иногда подивиться красоте яркого павловопосадского платка, порадоваться запаху свежевырезан...

Сценарий мастер-класса по теме: "Формула решения школьных конфликтов"

        Нарастающая сложность современных нравственных проблем приводит к необходимости проведения уроков человечности, которые помогли бы ребёнку особенно глубоко постигнут...

Мастер-класс по технологии «Развитие творчества учащихся во внеурочной деятельности»

Данная презентация знакомит с этапами работы по изготовлению панно"В гостях у лета" из солёного теста. А также знакомит с техникой  изготовления вазы из мокрой бумаги....

Декоративно-прикладное народное творчество – инструмент для формирования патриотизма и духовности у современного школьника

Библиографический списокРусская народная игрушка как особый вид народного творчества:  http://www.coolreferat.com. (дата обращения 18.12.13)Международный образовательный портал: http://www.maam.r...

Мастер-класс "Через воображение к творчеству"

Мастер-класс "Через воображение к творчеству" предназначен для педагогов дополнительного образования - руководителей театральных студий.В данном мастер-классе раскрывается смысл по...