мастер-класс "Через воображение к творчеству"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Через воображение к творчеству»
Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги. Рада приветствовать вас сегодня в этом зале.
СЛАЙД Посмотрите на слайд и скажите, что вы здесь видите? Как появились эти пятна? Эта работа выполнена в технике монотипия. Мы нанесли акварель на стекло и сверху наложили бумагу. Получился отпечаток. Полученный на бумаге отпечаток всегда бывает единственным, уникальным. Каждый из нас может дорисовать эскиз по-своему, используя воображение. Я думаю вы уже догадались о чём сегодня пойдет речь.
СЛАЙД -Тема моего мастер-класса: Через воображение к творчеству.
Зачем нам нужно воображение? Есть и можно придумать много разных ответов. Для художника – воображение означает одно, для инженера другое. Но самый подходящий ответ есть вопрос: как мы можем что-то сделать, если не представим это заранее?
Воображение — очень важный психический процесс, присущий только человеку. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё — от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий — первоначально обязано силе воображения человека. "Без воображения нет соображения".
СЛАЙД -Альберт Эйнштейн Говорил: «В своем воображении я свободен рисовать как художник. Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир»
Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.
СЛАЙД- В зависимости от принципа, положенного в основу классификации, можно выделять разные виды воображения
Как вы думаете, какой вид воображения необходимо специально развивать. Любой школьный предмет (математика, литература, развитие речи, музыка, изобразительное искусство и т.д.) требует эффективной работы этой психической функции.
Данные психологических исследований свидетельствуют, что наиболее интенсивно воображение развивается от 5до 15 лет. Между тем, когда речь заходит о развитии в школьных образовательных учреждениях имеют в виду, прежде всего развитие памяти, мышления, внимания и не уделяют внимания развитию воображения, считая, что оно и так присуще ребенку от природы и не нуждается в специальном развитии.
Исследования показывают, что если воображение не нагружать, не упражнять, то с возрастом многие его возможности оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей.
СЛАЙД -А помните, как в детстве можно было воображать всё, что угодно настолько сильно, как будто мы находимся в том месте, которое представляем. Мы могли строить целые воображаемые миры.
Давайте мы с вами сегодня перенесемся в детство и включим свою вообразилию.
СЛАЙД - Вернемся к началу нашего занятия, уважаемые коллеги кто-то из вас хочет пофантазировать и закончить монотипию?
В психологии существует разные приёмы развития воображения. Одним из них является приём АГГЛЮТИНАЦИИ.
СЛАЙД - Агглютинация - это «складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей
Уважаемые коллеги, предлагаю вам выполнить задание на основе этого приёма. Нам нужно создать 2 группы по 2-3 чел. Все, что необходимо лежит на столе. Читайте инструкцию.
Я попросила коллег составить несуществующее животное с новыми необычными свойствами, соединяя части различных животных. А затем ответить на вопросы: Что это за животное, как его называют, где живет, что умеет делать
Путем мысленного «склеивания» рождено много героев легенд, мифов, сказок.
Уважаемые коллеги, давайте вспомним таких героев
СЛАЙД - кентавр, Змей-Горыныч, русалка, химера, избушку на курьих ножках, ковер-самолет …
Используя приём агглютинации, люди не просто фантазируют, а в реальности создают интересные конструкции. Уважаемые коллеги, кто-то из вас может назвать такие конструкции, которые созданы путём «склеивания» казалось бы, несоединимых частей?
СЛАЙД - Экраноплан- высокоскоростное транспортное средство, аппарат, летящий на относительно небольшой (до нескольких метров) высоте от поверхности воды, земли, снега или льда.
Амфибия — транспортное средство (самолет, танк, вездеход, способное передвигаться как по земле, так и по воде.
Используя прием агглютинации люди придумали и кресло-кровать и кухонный комбайн
Ну а теперь дадим слово нашим группам.
Ещё один из приемов развития творческого воображения - приём Аналогии. СЛАЙД - Разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы, такие как, например, облака, падающие тени, пятна краски, первые неумелые каракули малыша, пройдя через наше сознание, часто ассоциируются у нас со сходными реальными предметами. Используя их, наше воображение создает определенные соотношения и связи. Аналогии, конечно, могут быть связаны не только с формой, но и со звуком, цветом, ритмом и другими свойствами и действиями предмета.
СЛАЙД -Уважаемые коллеги попрошу вас найти как можно больше аналогов корабля. Нужно назвать предметы, которые сходны с кораблем по каким-то существенным признакам. Например: самолет, поезд, автобус, так же как и корабль, — транспорт. (Рыбы, киты, тюлени, так же как и корабль, плавают по воде; Танк, бронетранспортер, подводная лодка, вертолет, так же как и корабль, — могут использоваться в военных целях; Чайка, облака, молоко, так же как и корабль, белые; Дом, кит, айсберг — такие же огромные, как корабль.)
Посмотрим, как приём аналогии работает в жизни. Есть такое направление в архитектуре — биоархитектура. Его основная задача — научиться строить у природы.
Посмотрите на известные архитектурные сооружения и скажите, какую идею взял архитектор у природы?
СЛАЙД –Это Покровский собор в Москве. Мои ученики увидели в одном из куполов шишку.
СЛАЙД -Это театр оперы и балета в Новосибирске. Что взято у природы в этом здании?(чешуя рыбы)Посмотрите, повторяются и цвет, и форма, и ритм!
СЛАЙД - А это? Сиднейский оперный театр. Что напоминают вам его формы? (гребень дракона)
СЛАЙД -Посмотрим, что получилось у нашей коллеги, когда она доработала эскиз. Здесь тоже работает приём аналогии.
СЛОВО. Прокомментируйте свою работу.
СЛАЙД (детские работы) А вот какие работы получаются у детей, используя технику монотипии.
СЛАЙД - А это работы художника – моей бывшей ученицы Елисеевой Анны. Это графика. Посмотрите, как играет воображение Анны. Что представляла Анна, когда работала над этими картинами?
Любое обучение связано с умением что-то представить, вообразить. Ученикам с хорошо развитым воображением легче написать сочинение, решить задачу, пересказать прочитанное. Ведь воображение тесно связано с речемыслительными процессами, восприятием и памятью. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Глядя на эти картины, рисунки из пятен, несуществующих животных, еще раз с уверенностью можно сказать, что воображение необходимо специально развивать. И тогда рядом с нами будет больше талантливых художников, дизайнеров, писателей, поэтов, а, в общем, творческих людей.
А закончить свой мастер-класс я хочу стихотворением Вадима Шефнера
СЛАЙД - Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам –
Глазами к ним тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам –
Ничто не повторится.
СЛАЙД -За мигом, миг, за шагом, шаг
Впадайте в изумленье –
Всё будет так и всё не так
Через одно мгновенье…
Спасибо за внимание!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задание:
- Соединяя части (на выбор) различных животных, составьте новое существо.
- Ответьте на вопросы:
Что это за животное?
Как его называют?
Где живёт?
Что умеет делать?
Какой у него характер?
___________________________________________
Задание:
- Соединяя части (на выбор) различных животных, составьте новое существо.
- Ответьте на вопросы:
Что это за животное?
Как его называют?
Где живёт?
Что умеет делать?
Какой у него характер?
АНАЛИЗ мастер-класса
Тема мастер-класса: Через воображение к творчеству
Целью мастер - класса является представление опыта работы по развитию творческого воображения у детей и знакомство аудитории с наиболее результативными методическими приёмами, позволяющими активно развивать творческий потенциал у детей младшего школьного возраста.
Выбор форм, методов, средств для проведения занятия был направлен в первую очередь для достижения поставленной цели .
В ходе занятия были организованы следующие формы работы: фронтальная, групповая, а так же индивидуальная работа.
Динамичность занятия обеспечивалась за счёт мультимедийной презентации, листа с инструкционными картами.
Мои взаимоотношения со слушателями носили характер сотрудничества и взаимопонимания. Мне удалось быстро и без проблем настроить участников на работу, установить необходимый контакт.
Во время работы были созданы условия для проявления творческой активности слушателей, развития интереса к теме мастер-класса.
В современной литературе накоплен обширный материал, посвященный проблеме развития творческого воображения у младших школьников. Эту проблему рассматривали такие учёные-исследователи, как: ВыгОтский Л.В., Торренс Е., Бухвалов В.А. Я опиралась на их работы и исследования, а также использовала дидактический материал Волиной В.В., Львова М.Р., Соловьевой Н.Н. и др.
Наиболее интересной, на мой взгляд, техникой для демонстрации работы воображения, является «монотипия». Она пользовалась популярностью у таких мастеров как: Джованни Кастильоне, Уильяма Блейка, Эдгара Дега.
«Монотипия» не содержит художественного образа, но она будоражит творческое воображение. Причудливые цветовые пятна могут восприниматься каждым по-своему. Один увидит заснеженный лес, другой – красивую птицу, третий – дворец королевы . Это будет зависеть от внутреннего ощущения человека. От того, на чем останавливался глаз и какие образы считывал он в окружающей среде, что зафиксировалось в сознании. Именно в этот момент происходит активизация творческого воображения. Мы превратили обычный отпечаток с помощью воображения в конкретный образ. В результате получился единственный и уникальный рисунок. Сейчас техника монотипии активно используется при работе с детьми для развития их воображения
Приём агглютинации демонстрирует творческую деятельность слушателей. Выполняя упражнения, в работу включаются не только воображение, но и другие психические процессы: внимание, мышление, речь. Наши участники это наглядно продемонстрировали, создав образ несуществующего животного и рассказав о нём. Это задание усложнится и станет интереснее, если несуществующее животное нарисовать, но наш мастер-класс ограничен временными рамками. Приём агглютинации находит выход в составлении сказок, новых конструкторских решениях.
Приём аналогии –основа создания любых образов фантазии. Используя фантазию, наше воображение создаёт определённые соотношения и связи. Работая по приёму аналогии, мы смогли сопоставить предметы совершенно не связанные между собой. Например, купол храма и шишку, крышу театра и чешую рыбы.
Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания.
Занятия по развитию творческого воображения учащихся всегда сопровождаются сильными эмоциями, которые выступают как необходимое условие совершенствования и развития творческой личности.
Немало важно отметить, что упражнения для развития воображения у детей можно и нужно применять на всех предметных занятиях и во внеурочное время.
Я согласна с высказыванием одного из величайших английских поэтов XIX века Перси Шелли:
«Чтобы быть истинно добрым, человек должен обладать живым воображением; он должен уметь представить себя на месте другого. Воображение — лучшее орудие нравственного совершенствования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Влияние загадки, как жанра народного творчества, на развитие внимания, воображения, памяти, речи у детей начальных классов»
План1. Особенности загадки, как малого жанра фольклора. 2. Педагогическое значение загадки . 3. Принципы отбора загадок для детей. 4. Мет...
Воображение и творчество в младшем школьном возрасте.
Предлагаю вашему вниманию свою курсовую работу , написанную еще 2005 году.Воображение и творчество в младшем возрасте. Содержание Глава I. Понятие детского воображения.1.1 Виды детско...
Модульный курс "ФАНТАЗЕР (развитие творчества и воображения у детей)".
Разработка модульного курса....
Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.
Развития воображения младших школьников. Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...
Рекомендации родителям по развитию воображения, фантазии и речевого творчества у детей младшего школьного возраста
Рекомендации родителям по развитию воображения, фантазии и речевого творчества у детей младшего школьного возраста«Воображение важнее знания,ибо знание ограничено.Воображение же охватываетвсё на...
Мастер-класс "Через воображение к творчеству"
Мастер-класс "Через воображение к творчеству" предназначен для педагогов дополнительного образования - руководителей театральных студий.В данном мастер-классе раскрывается смысл по...
Воображение и творчество, как механизм развития личности.
Воображение и творчество являются производной реализации индивидом уникальных потенций в определённой области. Нами также уделяется внимание такому явлению как самореализация личности. Здесь, реализац...