Декоративно-прикладное народное творчество – инструмент для формирования патриотизма и духовности у современного школьника
статья
Библиографический список
- Русская народная игрушка как особый вид народного творчества: http://www.coolreferat.com. (дата обращения 18.12.13)
- Международный образовательный портал: http://www.maam.ru. (дата обращения 14.10.14)
- Место и роль народных игр в социализации детей: http://www.bestreferat.ru. (дата обращения 08.05.14)
- Карпенко Е.Л. «Воспитание народной культурой», 2001
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муравьева Галина Аркадьевна, педагог дополнительного образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 298 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Декоративно-прикладное народное творчество – инструмент для формирования патриотизма и духовности у современного школьника
Связь современного человека с культурой своего народа продолжает быть актуальной проблемой общества. Соответственно, на первый план в системе образования выходит задача, связанная с приобщением обучающихся к духовным ценностям, формированием умения взаимодействовать с представителями соседних культур, воспитанием через искусство интереса и уважения к родной культуре.
В век технического прогресса и научных достижений
ощущается дефицит духовности, внимания к человеческой личности. Именно поэтому сегодня так возрастает роль народного творчества, изделий традиционных промыслов в жизни общества, деятельность которых всегда имела и определенное воспитательное значение.
Народная игрушка - это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу, в ней эстетическое и культовое начала слиты воедино. Она доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно и лаконично. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из дерева или глины.
На сегодняшний день в художественном образовании главной задачей в изучении народного творчества - привить интерес и сформировать художественный вкус, учить видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы.
Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, в особенности с народной игрушкой. Русская глиняная игрушка — популярнейший вид народного искусства. Глиняная игрушка бытовала на всех территориях: в Северной, Средней, Южной России, и была всегда необычайно разнообразна, оригинальна, традиционна и характерна по стилю. Такой она продолжает быть и теперь, хотя изменились условия ее существования и среда обитания. В современной культуре декоративно-прикладное искусство живет в своих традиционных формах. Именно благодаря этому народная игрушка сохраняет свои особенности и воспринимается как часть художественной культуры России. Понятно, что ребенку сложно дать глубокое представление о народном искусстве, но роспись народных игрушек позволяет сделать это в игровой и наиболее доступной для детского восприятия форме.
Еще один вид народной культуры, с которым могут познакомиться школьники – это вышивка, которая зародилась ещё в эпоху Древней Руси, об этом говорят находки археологов, относящиеся к IX – XII вв. Она имеет большое значение в оформлении одежды и изделий, украшающих наш быт. Благодаря умению вышивать, можно украсить свою одежду, сделать её нарядной, и украсить такие полезные вещи, как салфетку, платочек, панно, фартук, наволочку на подушку, сувенир.
Вышивка – это один из древнейших видов народного искусства, именно занятия вышивкой несут наибольший этно-педагогический аспект, через занятия вышивкой к детям приходит восприятие Родины, культуры народа, его традиций и обычаев, любви к ближнему.
В ГБОУ средней школе № 298 реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы художественной направленности – «МастерОк» и «Студия вышивки «Лебедушка», в рамках деятельности которых обучающиеся имеют возможность прикоснуться к бытовым памятникам народной культуры, стать её творцами, её частью.
На занятиях обучающиеся получают представление о создании произведений декоративного искусства, о содержании и формах этого искусства. Они должны усвоить особенности структуры узора, особенности формы и цвета изобразительных мотивов в орнаменте, значение ритма и симметрии, виды узоров, способы составления несложного орнамента в полосе, квадрате, круге. Все эти знания дети получают посредством исследования произведений прикладного искусства, созданных в народных художественных традициях.
Практические занятия, а именно вышивка на платочках и прихватках, полотенцах, или же роспись народных игрушек (свистулек) позволяют детям понимать значимость приложенных усилий, видеть результат собственного труда. Также формируется связь с народной культурой, уважение с истории и традициям родной земли.
Народное искусство, как часть его, народное художественное творчество, во все времена несло в себе огромный потенциал духовности и нравственности. Сформированность нравственного, эстетического потенциала обучающихся является одной из ключевых компетенций, которая сегодня показывает уровень духовно-нравственного воспитанности. Соответственно, включение в систему духовно-нравственного воспитания школы программ, связанных с изучением декоративно-прикладного народного творчества, даёт возможность повысить уровень духовной культуры школьников и развить в них патриотизм.
Библиографический список
- Русская народная игрушка как особый вид народного творчества: http://www.coolreferat.com. (дата обращения 18.12.13)
- Международный образовательный портал: http://www.maam.ru. (дата обращения 14.10.14)
- Место и роль народных игр в социализации детей: http://www.bestreferat.ru. (дата обращения 08.05.14)
- Карпенко Е.Л. «Воспитание народной культурой», 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Декоративно-прикладное народное творчество
Умение расписать глиняную игрушку или вырезать фигурную доску постепенно уходит из нашей жизни. А как хорошо иногда подивиться красоте яркого павловопосадского платка, порадоваться запаху свежевырезан...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-235243-1364975226.jpg)
Малые жанры устного народного творчества как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
Исследовательская работа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/06/picture-554028-1470501572.jpg)
Декоративно-прикладное творчество (лекажур)- как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
Декоративно-прикладное творчество (лекажур)- как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-970482-1510142109.jpg)
Краеведческий курс декоративно-прикладного и изобразительного творчества "ИСТОКИ"
Краеведческий курс декоративно-прикладного и изобразительного творчества "ИСТОКИ" включает в себя: программу курса, методичксие разработки, фото. Программа разработана для детей 1-4 классов ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/28/picture-1025925-1522228107.jpg)
«Формирование социально – бытовых умений, необходимых современному школьнику в соответствии с требованиями ФГОС».
Современное образование в соответствии с содержанием новых образовательных стандартов нацелено на овладение учащимися такими компетенциями, которые позволят им самореализовываться в дальнейшей жизни, ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/27/picture-390189-1582825098.png)
доклад «Формирование социально – бытовых умений, необходимых современному школьнику в соответствии с требованиями ФГОС»
В настоящее время проблемы, связанные с формированием оценочных умений, можно отнести к наиболее актуальным. Реализация ФГОС НОО требует от педаго...