Декоративно-прикладное народное творчество – инструмент для формирования патриотизма и духовности у современного школьника
статья
Библиографический список
- Русская народная игрушка как особый вид народного творчества: http://www.coolreferat.com. (дата обращения 18.12.13)
- Международный образовательный портал: http://www.maam.ru. (дата обращения 14.10.14)
- Место и роль народных игр в социализации детей: http://www.bestreferat.ru. (дата обращения 08.05.14)
- Карпенко Е.Л. «Воспитание народной культурой», 2001
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_narodnoe_tvorchestvo_1.docx | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муравьева Галина Аркадьевна, педагог дополнительного образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 298 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Декоративно-прикладное народное творчество – инструмент для формирования патриотизма и духовности у современного школьника
Связь современного человека с культурой своего народа продолжает быть актуальной проблемой общества. Соответственно, на первый план в системе образования выходит задача, связанная с приобщением обучающихся к духовным ценностям, формированием умения взаимодействовать с представителями соседних культур, воспитанием через искусство интереса и уважения к родной культуре.
В век технического прогресса и научных достижений
ощущается дефицит духовности, внимания к человеческой личности. Именно поэтому сегодня так возрастает роль народного творчества, изделий традиционных промыслов в жизни общества, деятельность которых всегда имела и определенное воспитательное значение.
Народная игрушка - это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу, в ней эстетическое и культовое начала слиты воедино. Она доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно и лаконично. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из дерева или глины.
На сегодняшний день в художественном образовании главной задачей в изучении народного творчества - привить интерес и сформировать художественный вкус, учить видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы.
Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, в особенности с народной игрушкой. Русская глиняная игрушка — популярнейший вид народного искусства. Глиняная игрушка бытовала на всех территориях: в Северной, Средней, Южной России, и была всегда необычайно разнообразна, оригинальна, традиционна и характерна по стилю. Такой она продолжает быть и теперь, хотя изменились условия ее существования и среда обитания. В современной культуре декоративно-прикладное искусство живет в своих традиционных формах. Именно благодаря этому народная игрушка сохраняет свои особенности и воспринимается как часть художественной культуры России. Понятно, что ребенку сложно дать глубокое представление о народном искусстве, но роспись народных игрушек позволяет сделать это в игровой и наиболее доступной для детского восприятия форме.
Еще один вид народной культуры, с которым могут познакомиться школьники – это вышивка, которая зародилась ещё в эпоху Древней Руси, об этом говорят находки археологов, относящиеся к IX – XII вв. Она имеет большое значение в оформлении одежды и изделий, украшающих наш быт. Благодаря умению вышивать, можно украсить свою одежду, сделать её нарядной, и украсить такие полезные вещи, как салфетку, платочек, панно, фартук, наволочку на подушку, сувенир.
Вышивка – это один из древнейших видов народного искусства, именно занятия вышивкой несут наибольший этно-педагогический аспект, через занятия вышивкой к детям приходит восприятие Родины, культуры народа, его традиций и обычаев, любви к ближнему.
В ГБОУ средней школе № 298 реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы художественной направленности – «МастерОк» и «Студия вышивки «Лебедушка», в рамках деятельности которых обучающиеся имеют возможность прикоснуться к бытовым памятникам народной культуры, стать её творцами, её частью.
На занятиях обучающиеся получают представление о создании произведений декоративного искусства, о содержании и формах этого искусства. Они должны усвоить особенности структуры узора, особенности формы и цвета изобразительных мотивов в орнаменте, значение ритма и симметрии, виды узоров, способы составления несложного орнамента в полосе, квадрате, круге. Все эти знания дети получают посредством исследования произведений прикладного искусства, созданных в народных художественных традициях.
Практические занятия, а именно вышивка на платочках и прихватках, полотенцах, или же роспись народных игрушек (свистулек) позволяют детям понимать значимость приложенных усилий, видеть результат собственного труда. Также формируется связь с народной культурой, уважение с истории и традициям родной земли.
Народное искусство, как часть его, народное художественное творчество, во все времена несло в себе огромный потенциал духовности и нравственности. Сформированность нравственного, эстетического потенциала обучающихся является одной из ключевых компетенций, которая сегодня показывает уровень духовно-нравственного воспитанности. Соответственно, включение в систему духовно-нравственного воспитания школы программ, связанных с изучением декоративно-прикладного народного творчества, даёт возможность повысить уровень духовной культуры школьников и развить в них патриотизм.
Библиографический список
- Русская народная игрушка как особый вид народного творчества: http://www.coolreferat.com. (дата обращения 18.12.13)
- Международный образовательный портал: http://www.maam.ru. (дата обращения 14.10.14)
- Место и роль народных игр в социализации детей: http://www.bestreferat.ru. (дата обращения 08.05.14)
- Карпенко Е.Л. «Воспитание народной культурой», 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Декоративно-прикладное народное творчество
Умение расписать глиняную игрушку или вырезать фигурную доску постепенно уходит из нашей жизни. А как хорошо иногда подивиться красоте яркого павловопосадского платка, порадоваться запаху свежевырезан...
Малые жанры устного народного творчества как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
Исследовательская работа...
Декоративно-прикладное творчество (лекажур)- как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
Декоративно-прикладное творчество (лекажур)- как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности...
Краеведческий курс декоративно-прикладного и изобразительного творчества "ИСТОКИ"
Краеведческий курс декоративно-прикладного и изобразительного творчества "ИСТОКИ" включает в себя: программу курса, методичксие разработки, фото. Программа разработана для детей 1-4 классов ...
«Формирование социально – бытовых умений, необходимых современному школьнику в соответствии с требованиями ФГОС».
Современное образование в соответствии с содержанием новых образовательных стандартов нацелено на овладение учащимися такими компетенциями, которые позволят им самореализовываться в дальнейшей жизни, ...
доклад «Формирование социально – бытовых умений, необходимых современному школьнику в соответствии с требованиями ФГОС»
В настоящее время проблемы, связанные с формированием оценочных умений, можно отнести к наиболее актуальным. Реализация ФГОС НОО требует от педаго...