Внеклассное мероприятие в начальной школе по теме: "Муса Джалиль - герой – поэт"
план-конспект занятия (4 класс)

Габдулхакова Инсия Зуфаровна

Литературно - музыкальная композиция, посвящённая творчеству и жизни Мусы Джалиля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл musa_dzhalil_-geroy-poet.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

   Внеклассное мероприятие в начальной школе по теме:  "Муса Джалиль - герой – поэт" (Литературно - музыкальная композиция, посвящённая творчеству и жизни Мусы Джалиля)

Цели: 
1. Познакомить с  основными сведениями о жизни и творчестве поэта-героя  Мусы  Джалиля.

2.Развивать умение выразительного чтения.
3.Воспитывать интерес и уважение к личности поэта, его творчеству, чувство патриотизма, любви к родному краю, к Родине.

Оборудование: Портрет поэта М. Джалиля с надписью "Муса Джалиль, 1906-1944"; детские иллюстрации к стихам М. Джалиля, проектор, презентация "Муса Джалиль - герой – поэт", плакат со словами из его стихотворения

"Песнь свою я посвятил народу. Жизнь свою народу отдаю".

  Звучит татарская народная мелодия.

  Ведущий 1.15 февраля 1906 года в деревне Мустафино бывшей Оренбургской области родился татарский поэт Муса Мустафович Залилов  (литературный псевдоним - Муса Джалиль). Муса был низкорослый, черноволосый, кареглазый, очень шустрый мальчик. Несмотря на бедную жизнь, отец его, дядя Мустафа, старался дать своим детям образование. С шести лет Муса начинает учиться в деревенском медресе, проявляет себя умным и смекалистым учеником.

Ведущий 2. Первые стихи Муса Джалиль начинает писать в тринадцать лет, увлекается Омаром Хайямом, Саади, Фазули, знал наизусть Тукая. В Оренбурге отец Мустафа Джалиль устраивает сына в медресе «Хусаиния» – мусульманское учебное заведение по типу духовной семинарии, впоследствии преобразованное в Татарский институт народного образования. Первое стихотворение "Счастье" Джалиля было опубликовано в 1919.

Ученик 1. Стихотворение "Счастье"
Если б саблю я взял, если б ринулся с ней, 
Красный фронт защищая, сметать богачей, 

Ученик 2
Если б место нашлось мне в шеренге друзей, 
Если б саблей лихой я рубил палачей, 

Ученик 1
Если б враг отступил перед силой моей, 
Если б шел я вперед все смелей и смелей, 

Ученик 2
Если б грудь обожгло мне горячим свинцом, 
Если пуля засела бы в сердце моем, 

Ученик 1
Если б смерть, не давая подняться с земли, 
Придавила меня кулаком,

Ученик 2
Я бы счастьем считал эту гибель в бою, 
Славу смерти геройской я в песне пою. 

Ученик 1
Друг-рабочий, винтовку возьми - и в поход! 
Жизнь отдай, если надо, за волю свою.

   Ведущий1 Учась на рабфаке (1923-1925) в Казани, Джалиль общается с такими классиками татарской литературы, как  Галиаскар Камал, Галимджан Ибрагимов, Шариф Камал. Послушайте стихотворение этих лет.

Учение 3.Стихотворение этих лет "Юные друзья"

Смотри- на дворе наступила весна!

Смотри -пробудился и лес ото сна!

На плечи – лопаты

И в поле ребята!

Работа мы рады и солнышку рады!

Ученик 4.

 Земля так тепла- чуть дымится она!

И пашня готова взрастить семена.

Мы грядки копаем,

Мы сеем, сажаем

И знаем, что наша

Работа нужна!

Ученик 3.

Нельзя оторваться от тёплой земли-

До сумерек  в поле мы день провели,

Работой и песней

Мы встретили вместе

Весну на приволье,

Где небо да поле!

Ведущий 2. В 1927-1931 годах он учится на литературным факультете  Московского государственного университета. Там он становится редактором детских газет. Он любил веселых, озорных, дисциплинированных, старательных и трудолюбивых детей. И сам в детстве был таким. Муса Джалиль  создал для детского чтения стихотворения, песни, подвижно - игровые песни, пьесы. А теперь давайте послушаем его стихотворения, написанные для детей.

 Укучы 5.  “Шакир белән Гали”    

Шакир белән Гали кырдан

Кайтып киләләр иде.

Шакир эчтән бер уй уйлап

Ашыгып алга йөгерде

Укучы 6..Ул чыкты да басмадан

Такталарны тарттырып,

  • Гали баскач, егылсын, - дип

Куйды чак-чак эләктереп.

Укучы 5. Бик аз гына киткән иде,

Очрады бер эт аңа,

Куркып кинәт кычкырды да,

Чапты кире басмага.

Укучы 6. Куркуыннан онытып,

Басмага килеп керде,

Басма китте ычкынып,

Шакир елгага чумды.

Инсценирование стихотворения "Случай в подъезде"

 "Ишек төбендә"(автор, малай, абзыкай) шигырен сәхнәләштерү.

Үтеп барам шулай урам буйлап, 
Парадныйда күрәм бер бала.
Звонокка үрелә, буе җитми, 
Аптырагач, карап уйлана.

Мин балага киләм: 
— Әллә, - димен, -
Звонокка буең җитмиме?
— Җитми шул, - ди.
— Кая, үзем басыйм.
Бернеме, - дим, - әллә икеме?

— Биш, ди.—Басам.
Шуннан бала әйтә:
— Абзыкай, син нинди йөрәкле! 
Әйдә качыйк хәзер, хуҗа чыкса, 
Икебезгә дә бирер кирәкне!

Дети исполнят песню "Әтәч" (Петух) М. Җәлил сүзләре, Җ. Фәйзи көе. 

Таң ата бугай, әтәч кычкыра –

Кикрикүк, кикрикүк, кикрикүк.

Йә сузып кына, йә бик еш кына –

Кикрикүк, кикрикүк, кикрикүк.

Без дә уяндык әтәч тавышына –

Кикрикүк, кикрикүк, кикрикүк.

Бакчага килдек, ашыга - ашыга. –Кикрикүк ...

Укучы 10  "Карак  песи"шигыре.

Чоландагы ак майга 
Ияләшкән күселәр,
Мин чоланны сакларга
Куштым ала песигә:

Укучы 11.— Мияу, мияу, пескәем!
Барчы, зинһар, чоланга,
Майны сакла күседән,
Оясыннан чыгарма!

 Укучы 10.Песи күргәч күселәр
Койрыкларын кыстылар.
Йөрмәделәр чабышып,
Ярыкларга постылар.

 Укучы 11.Мияу, мияу, пескәем!
Колак салдың сүземә!
Каравылдан бушагач,
Сөт бирермен үзеңә!

Укучы 10.Иртә белән майга дип
Керсәм, күзем акайды:
Явыз песи берүзе 
Ялт иттергән ак майны!

Укучы 11.— Мияу, мияу, пескәем,
Хыянәтче икәнсең.
Саклый торган маеңны
Үзең ашап киткәнсең!

Укучы 12."Суык бабай" шигыре

Суык бабай, кил безгә

Яңа ел бәйрәменә.

Чыршы әйләнәсендә

Җыр җырлап әйләнергә.

Ефәк-кушак билеңдә,

Көмеш балта кулыңда,

Зифа буйлы бер чыршы

Үсеп тора юлыңда.

Балтаң белән чыршыны

Кисеп аудар чанаңа.

Ул киенеп-ясанып

Килсен безнең арага.

Уенчыклар-бүләкләр

Безгә тагын алып кил,

Соңга калма , бабакай,

Атлап түгел, чабып кил.

М.Җәлил сүзләренә язылган  “Сәгать” җырын җырлау.  Ф.Әхмәтов  көе                   

Сәгать суга: “Даң, даң!..”

Хәбәр бирә таңнан:

Бакчага барырга

Унбиш минут калган.

Сикереп торды Марат,

Күрә – эшләр харап.

Тагын соңга калган

Шулай йокыга карап.

Сәгать йөри: “Келт-келт!..

Тиз бакчага кит, кит!..”

Марат аңа дәшә:

  • Тукта, мине көт, көт!..

Сәгать җырлый: “Диң, диң!..

Мин бит туктый белмим.

Мондый ары, зиң, зиң!

Миңа карап йөр син!..”

Ведущий 1.В стихотворениях поэта звучат любовь к природе, забота о ней, восхищение красотой. Муса Джалиль призывает детей беречь окружающую среду, приумножать ее богатства, сажая цветы и деревья. А теперь послушайте стихотворение,  посвящённое природе.  

Ученик 13."Осень пришла"

И в ельнике грустно,
И в поле так пусто,
От ярких цветов 
Не осталось следа... Видите?
Ученик 14

Покрылись озера
Морозным узором,
И лужи покрылись
Скорлупками льда. Видите?

Ученик 13

Ручей не искриться,

И в сумерках птицы

Курлычут: "Прощайте!"

Курлычут: "Пора!" Слышите?

Ученик 14

И улицей длинной,

Как  клин журавлиный

Летит прямо к школьным

Дверям детвора. Слышите?

Звучит фонограмма песни " Священная война" ( музыка А.Александрова, слова В. Лебедева - Кумача)

Ведущий 2.   В июне 1941 года  М. Джалиля призывают в Красную Армию. Он работает корреспондентом армейской газеты «Отвага» 2-й ударной армии. В июле 1942 году в боях под Мясным Бором (Волховский фронт) был ранен и попал в плен.

Ведущий 1. М. Джалиль  организует  группу военнопленных,  которая должна была готовить побег. Вскоре на него доносят и ГЕСТАПО заключает поэта в одиночную камеру берлинской тюрьмы Моабит. За  это время Муса Джалиль создает свой знаменитый цикл стихотворений– "Моабитская тетрадь". Послушайте стихотворения из этого цикла.

Ученик15. "Палачу"
Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придет мой час - умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.
Увы, не тысячу, а только сто в сраженье
Я уничтожить смог подобных палачей.
За это, возвратясь, я попрошу прощенья,
Колена преклонив, у родины моей.

Инсценирование  стихотворения "Красная ромашка" (участвуют: автор, белые ромашки, красная ромашка)

Луч поляну осветил
И ромашки разбудил:
Улыбнулись, потянулись,
Меж собой переглянулись.

Ветерок их приласкал,
Лепестки заколыхал,
Их заря умыла чистой
Свежею росой душистой.

Так качаются они,
Наслаждаются они.
Вдруг ромашки встрепенулись,
Все к подружке повернулись.

Эта девочка была
Не как все цветы бела:
Все ромашки, как ромашки,
Носят белые рубашки.

Все -как снег, она одна,
Словно кровь, была красна.
Вся поляна к ней теснилась:
-Почему ты изменилась?

-Где взяла ты этот цвет?
А подружка им в ответ:
- Вот какое вышло дело.
Ночью битва здесь кипела,

И плечо в плечо со мной
Тут лежал боец-герой.
Он с врагами стал сражаться,
Он один, а их пятнадцать.

Он их бил, не отступил,
Только утром ранен был.
Кровь из раны заструилась,
Я в крови его умылась.

Он ушел, его здесь нет -
Мне одной встречать рассвет.
И теперь, по нем горюя,
Как Чулпан- звезда горю я. 

Ведущий2.  Ни жестокие пытки, ни посулы свободы, жизни и благополучия не сломили его воли и преданности Родине.  25 августа 1944 года М.Джалиль был  приговорен к смертной казни. Послушайте стихотворение "Мои песни"

Ученик 16.

Песни, в душе я взрастил ваши всходы, 
Ныне в отчизне цветите в тепле. 
Сколько дано вам огня и свободы, 
Столько дано вам прожить па земле!

 Ученик 17.Вам я поверил свое вдохновенье, 
Жаркие чувства и слез чистоту. 
Если умрете -умру я в забвенье, 
Будете жить - с вами жизнь обрету. 

Ученик 18.В песне зажег я огонь, исполняя 
Сердца приказ и народа приказ. 
Друга лелеяла песня простая. 
Песня врага побеждала не раз. 

Ученик 19.Низкие радости, мелкое счастье 
Я отвергаю, над ними смеюсь. 
Песня исполнена правды и страсти -
Тем, для чего я живу и борюсь. 

Ученик 20.Сердце с последним дыханием жизни 
Выполнит твердую клятву свою: 
Песни всегда посвящал я отчизне, 
Ныне отчизне я жизнь отдаю.

Ученик 21.Пел я, весеннюю свежесть почуя. 
Пел я, вступая за родину в бой. 
Вот и последнюю песню пишу я, 
Видя топор палача над собой. 

Ученик 22.Песня меня научила свободе, 
Песня борцом умереть мне велит. 
Жизнь моя песней звенела в народе, 
Смерть моя песней борьбы прозвучит

 Звучит фонограмма песни " День Победы" ( музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова)

Ведущий 1.В 1956 году поэту посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, за цикл стихов «Моабитская тетрадь» присуждена Ленинская премия. Его именем назван город в Татарстане, центральные  улицы в разных городах Татарстана и одна из высочайших вершин в Антарктиде. Принято решение об  установке мемориальной доски в Москве в Столешниковом переулке.

Ведущий 2. В Казани на площади перед Спасской башней установлен памятник татарскому поэту Мусе Джалилю. Театр оперы и балета в Казани назван в честь поэта   М. Джалиля.  Наш посёлок носит имя поэта – героя  М. Джалиля. В нашем посёлке установлен памятник М. Джалилю, работает музей М.Джалиля. И мы гордимся, что родились и живём в таком красивом уголке Республики Татарстан.

Звучит песня: "Я люблю тебя, Татарстан".

(В течение мероприятия на экране показывается презентация "Муса Джалиль - герой – поэт", слайды соответствуют событиям жизни М.Джалиля)

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие в начальной школе с использованием ИКТ на тему "Что значит для тебя Родина?"

Мероприятие проводится в крнце февраля 4 класса. В подготовке к мероприятию принимает участие весь класс. Подготовка проходит по блокам .Первый блок готовит -поиск материалов, второй- написание сочине...

Внеклассное мероприятие для начальной школы. Тема: "В мир физики".

Внеклассное мероприятие для начальной школы. Тема: "В мир физики"....

Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы по теме "Путешествие в королевство «Будь здоров!».

Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы по теме "Путешествие в королевство «Будь здоров!».Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категории МОАУ "СОШ № 71" ...

Внеклассное мероприятие в начальной школе на тему "Богатыри земли русской"

На данном мероприятии у  учащихся идёт формирование представлений о русском воине-богатыре, как о защитнике Отечества....

Конспект внеклассного мероприятия в начальной школе на тему: "Час кода"

В ходе этой акции мы вместе с миллионом российских школ проведем уникальный урок информатики, на котором ведущие ИТ-специалисты раскроют вам секреты программирования и расскажут, насколько это здорово...

Статья. Тема: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе"

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения, способности – индивидуальные особенности...