Статья. Тема: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе"
статья (4 класс) на тему
Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения, способности – индивидуальные особенности, которые отличают одного человека от другого.
К способностям относятся музыкальный слух, чувство ритма, конструктивное воображение, быстрота двигательной реакций – спортсмена, тонкость цветоразличения для художника – живописца.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Всероссийская конференция
«Педагогическое мастерство»
Государственное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 511
Пушкинского района города Санкт – Петербурга
Статья по теме:
Развитие творческих способностей учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе
Подготовила: Болдырева Татьяна Павловна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 511 Пушкинского района
Санкт – Петербург
2015 г.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе
« Способности — материал,
характер — возможность воспользоваться этим материалом»
Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения, способности – индивидуальные особенности, которые отличают одного человека от другого.
К способностям относятся музыкальный слух, чувство ритма, конструктивное воображение, быстрота двигательной реакций – спортсмена, тонкость цветоразличения для художника – живописца.
Творческие способности детей младшего школьного возраста - это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения ими творческой деятельности различного рода. Сами же способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Творческие способности детей младшего школьного возраста – это механизм развития разнообразных деятельностей ребёнка, его опыта, его личности.
Воспитание ребенка сложно и многоступенчато. А воспитание средствами искусства и развитием творческих способностей – это лишь шаг в нескончаемом стремлении человека к познанию прекрасного.
Развитие в ребенке творческой личности, это формирование хорошего отношения к природе, другим людям, к себе, к своим и чужим поступкам, ко всем видам созидательной человеческой деятельности. Ведь развитие в человеке творческих способностей очень многогранно.
Мыслительная деятельность учащихся может быть репродуктивной, то есть воспроизводящей усвоенные способы деятельности, или продуктивной – творческой и самостоятельной.
Для развития творческих способностей на каждом уроке должны включаться задания, требующие хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включающие элементы проблемности, пробуждающие мысль учеников.
Основные направления развития творческих способностей:
- игровая деятельность
- творческое сочинительство
- сочинения и диктанты
- сюжетные и тематические циклы уроков, уроки-панорамы
- интеллектуальные игры
Показателем творческого развития является креативность. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.
Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыка здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания.
Помощь взрослых и, в частности, педагога заключается в том, чтобы научить ребенка творить.
Ребенок в результате такой помощи должен научиться:
- удивляться всему, будто видит все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Не чудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение - рождение в искусстве, где все - игра чудесных сил;
- видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) -- так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик - свой самолет, моряк - корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами. Источник художественного творчества - память;
- мечтать (фантазия - цемент, скрепляющий самые разные - в их единстве - вещи, соединяя их в одно удивительное целое).
Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы творить, следует еще научиться:
- владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла).
- создавать «законченную вещь», то есть произведение.
Поэтому очень важно ежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой или спортом), учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:
- смотреть, чтобы увидеть красоту;
- слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;
- почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;
- говорить так, чтобы тебя услышали;
- быть самим собой;
- трудиться творчески;
- творить вдохновенно
В младшем школьном возрасте развитие творческого воображения ребенка должно идти через постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности.
Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение школьника в совместную с взрослыми деятельность. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.
Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. В трудовой деятельности развиваются все стороны индивидуальности ребёнка. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично.
Развитие учебных и творческих способностей в основном реализую на уроках технологии. Делая что – либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это помогает ребёнку и на других уроках.
Образование детей – особое пространство, где объективно задается множество отношений, где не только осуществляется развитие, освоение опыта, формирование творчества и мастерства, где складываются эмоционально-ценностные отношения между детьми и взрослыми, но и где расширяются возможности для жизненного самоопределения детей.
Формирование у детей творческих способностей является чрезвычайно важной составляющей развития гармоничной и всесторонне развитой личности, что и является конечной целью процесса обучения.
Список литературы
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. – 1993. - №10.
- Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1998. - №4.
- Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!"
В статье предлагается материал к празднику по окончанию начальной школы. Этот день , каждый человек должен запомнить , как день перехода на почти"взрослую" ступеньку жизни. Цель этого праздника -...
Внеклассное мероприятие в начальной школе. Игра «Брейн-ринг».
Внеклассное мероприятие в начальной школе.Игра «Брейн-ринг».Подготовила учитель начальных классовАлексеева Маргарита Рудольфовна Класс делится на три команды, каждая команда пр...
Внеклассное мероприятие в начальной школе: "Весёлый КВС"
Внеклассное мероприятие в спортивной форме. Учащиеся соревнуются в виде эстафет....
Творческий проект в учебной и внеклассной работе в начальной школе
Статья на тему: " Творческий проект в учебной и внеучебной работе в начальной школе"...
Веселый урок - разговор о профессиях (Внеклассное мероприятие в начальной школе)
Урок - разговор можно использовать, как внеклассное мероприятие в начальной школе. Предложенный материал познакомит ребят с профессиями; учитель создаст условия для формирования представле...
«День матери" - внеклассное мероприятие для начальной школы.Рахимова Фарзана Фаритовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4
«День матери" - внеклассное мероприятие для начальной школыЦель классного часа - праздника: -Развивать у учащихся желание устраивать праздники для близких людей;- Воспитывать уважительное отнош...
Авторская разработка внеклассного мероприятия для начальной школы «Олимпийские игры начинаются в школе»
Спортивно – концертное мероприятие....