Сценарий внеклассного мероприятия «Что такое толерантность?»
классный час (3 класс)

В.М. Лунева
Сценарий внеклассного мероприятия 3 класс.
Тема: «Что такое толерантность?».
В процессе проведения использованы поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре) методы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А. АМАТУНИ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

внеклассное мероприятие

Сценарий  мероприятия

« Что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ?»

3  - А класс

подготовила

учитель  начальных классов

первой квалификационной категории:

Лунева В.М.

г. Симферополь, 2021 г.

Внеклассное мероприятие в 3 – А классе

Тема: «Что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ?»

Цели:

- познакомить обучающихся с понятием «толерантность», с основными качествами толерантной личности;

- воспитывать у детей человеколюбие, доброту и сопереживание, внимание к окружающим: близким людям, соседям по дому, по парте;

- предоставить учащимся возможность узнать своих одноклассников, развивать умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг друга;

- развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей;

- развивать стремления быть терпимым в обществе людей;

- формировать уважительное отношение к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого;

- формировать такие ценностные ориентиры, как дружная семья, дружный класс.

Задачи:

- дать обучающимся возможность оценить степень своей толерантности;

- развитие внимания, памяти, творческого мышления обучающихся;

- воспитание чувства коллективизма, сплочённости;

- способствовать развитию уважительного отношения между обучающимися;

- воспитание миролюбия, умения слушать другого человека;

- воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к
конструктивному взаимодействию с людьми.

Планируемые результаты:

Личностные:

- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств - стыда, вины, переживания за других, сострадания совести как регуляторов морального поведения.

Регулятивные:

- пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- выполнять действия в речевой и умственной форме.

Познавательные:

- осуществлять поиск информации;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- осуществлять анализ предлагаемых объектов.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- контролировать действия партнёра;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;

- снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах.

Оборудование: карандаш, лист бумаги, фломастеры.

Методы проведения – поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).

Ход мероприятия

  1. Организационный момент «Минутка радости»

Учитель:

- Добрый день! А что это значит?

Значит, день был по-доброму начат,

Значит, день был по-доброму прожит,

Он умножит счастливые дни…

- Давайте создадим хорошее настроение, улыбнёмся друг другу так, чтобы стало приятно всем присутствующим.

- Спасибо за положительный настрой.

- Сегодня мы познакомимся с новым и важным понятием, так что будьте внимательны. А начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья».
Слушайте внимательно.

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё?

- Да – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Учитель:

- Итак, скажите, какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие? (Любовь, прощение и терпение)

- Как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?

- Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность».

- Вам понятно значение этого слова?

(Читают ученики)

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

Труд и вежливость – в почёте!

Умный, честный, чистоплотный,

Ценит дружбу и друзей.

Смелый, ловкий и веселый,

Не обидит малышей.

Аккуратный, чуткий, скромный,

Бережет природу, честь.

Эти качества достойны

Толерантными их счесть.

 Работа в группах.

У каждой группы лежат крылатые выражения.

- «Не делай другому того, от чего больно тебе»

- «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

- «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей»

- «В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем, как относимся к себе»

- передайте эти мысли своими словами

- какой общий смысл есть в этих высказываниях?

Дети: Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимое, уважать мнение других.

Учитель: Они должны быть толерантными друг к другу.

Работа с определением

Учитель:

- Дорогие ребята! Это новое слово (толерантность) в последнее время очень актуально из-за роста агрессивности, насилия, нетерпимости, конфликтности в обществе.

История толерантности

На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные (т.е. удобные для всех) выходы из сложившейся ситуации.

Что такое толерантность?

tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;

терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Толерантность – это уважение права человека быть другим, нежели ты сам, иметь свои взгляды, жить по-своему.

Ситуация для обсуждения.

Представьте, что вы живёте в доме, где через стенку живёт другая семья. Вы готовитесь ложиться спать, вам утром в школу, родителям на работу. А у соседей праздник, музыка грохочет, люди танцуют, громко смеются, веселятся, прыгают. Сможете ли вы заснуть под этот шум?

- Кто мне скажет, какая проблема может возникнуть?

(Взаимоотношения с соседями).

- А чего же не хватало этим соседям в их отношениях?

(Взаимоуважения, взаимопонимания, терпимости).

- Как бы вы поступили в этой ситуации?

16 ноября – Международный день толерантности. Этот праздник был учрежден в 1995 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

Толерантность - это милосердие.

Толерантность - это доброта души.

Толерантность - это сострадание.

Толерантность - это уважение.

Толерантность - это дружба.

Толерантность - это терпение.

Толерантность - путь к миру и согласию.

Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Давайте скажем все вместе: Все – мы разные, все мы – равные!

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

4.Тестирование. А хотите ли вы, определить, насколько вы толерантны.

Если вы выбираете первый ответ, ставьте 1 балл.

Миша плохо одет…

  • Это неважно.
  • Ты подсмеиваешься над ним.

Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

  • Ты просишь, чтобы он объяснил это.
  • Ты говоришь, что он выглядит смешно.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

  • Ты стремишься лучше узнать его.
  • Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

Пожилая женщина медленно идет…

  • Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
  • Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

  • Ты разговариваешь с ним.
  • Ты говоришь, что все мальчики - нули.

На твоих глазах на кого – то нападают…

  • Ты пытаешься защитить его.
  • Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

К тебе подходит ребенок – инвалид…

  • Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  • Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Набрали 7 баллов?Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

«Перевод»

 1) Эта фраза написана на «соленом» языке. Вам надо перевести ее на русский язык.

2) Запишите слово и отдайте Ведущему площадки.

Всеселюсюдисинасабосольшосой пласанесетесе

Досолжнысы всесегдасадрусужисить.

Досолжнысывсесегдасасмесеясятьсясядесетиси

Иси в мисирносом мисиресежисить

Физминутка

-А сейчас давайте разберём разные ситуации, связанные с вашими сверстниками.

 

Разбор ситуаций

Ситуация 1

В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три «2». Кто-то говорит, что он «неумеха», не будем с ним дружить!» Ваши действия.

Ситуация 2

Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал её. Учитель в понедельник решил проверить тетради. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведёшь ты? Твой друг? Учитель?

Ситуация 3

Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не очень обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?

Ситуация 4

Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдаёт уже месяц. Стоит ли напомнить ему о долге или лучше промолчать?

- Ну что, вы очень хорошо справились с заданием, принимали правильные решения.

Упражнение. «Изгой»

Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово «ворона».

Задание детям:Не говоря того слова, что я вам сказала, а, произнося лишь звуки, которые издают эти животные, найдите «своих».

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы узнали где ваша группа?
  • Легко ли было найти своих?

Обращаясь к вороне:

  • Почему никто не обращал на тебя внимания?
  • Как ты себя чувствовал?
  • Ребята почему вы не обращали на него внимания?
  • Хотели ли вы быть на месте вороны?
  • Тяжело ли быть не похожим на всех?
  • Как вы должны относиться к такому человеку?

- А теперь мы с вами пройдём небольшой тест.

Какой ты дома?

Младший братишка сломал твою игрушку…

• Ты его прощаешь, он сделал это ненарочно…

• Ты ударишь его…

• Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

Какой ты дома?

Ты поссорился со своей сестрой…

• Ты пытаешься объясниться с ней…

• Ты обижаешься и мстишь ей за это…

• Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

Какой ты дома? 

Тебе не хочется идти на прогулку со своими родными…

• Ты устраиваешь истерику, чтобы не идти гулять…

• Ты идешь с ними гулять, чтобы они были довольны…

• Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

Какой ты в школе? 

В классе учитель уже спросил тебя…

• Тебе хочется ответить еще, ты будешь подскакивать на месте, говоря: «Спросите меня…»

• Ты предоставишь другим возможность ответить….

• Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

Какой ты в школе?

Ваш одноклассник одет хуже, чем ты…

• Для тебя это не важно.

• Ты подсмеиваешься над ним.

•Ваш вариант ответа.

 Как вы поступите?

Как  вы поступите в такой ситуации?

Ты не согласен с кем-нибудь…

• Ты все-таки слушаешь его…

• Ты не даешь ему говорить…

• Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

- Молодцы! Вы отлично справились с тестированием!

Проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, стремиться к мирному будущему.

 «Народная мудрость»

1. Ведущий предлагает составить пословицу из фраз.

Не рой яму другому

не то сам в нее попадешь

Что посеешь

то и пожнешь

Вместе тесно

а врозь скучно

Кто оторвался от друзей

тому не на кого рассчитывать в беде

Добро потеряешь – опять наживешь

друзей потеряешь- уже не вернешь

Тот кто делает добро другому

тот делает добро себе

Кто много обещает

тот мало делает

Есть терпение

будет умение

Разгадайте ребусы.

Запишите слова в бланке ответа и отдайте ведущему площадки,

1.

https://fs.znanio.ru/8c0997/df/0b/020123bd86cf27bb6b707375091fe973ea.jpg             https://fs.znanio.ru/8c0997/0f/ef/c416dd8a7c2406028c78123abd3ed1307f.png       https://fs.znanio.ru/8c0997/ec/43/fb51ac1117f13eb30564cdfbaad3dc35e3.png     https://fs.znanio.ru/8c0997/7a/31/6511f5372763fe4fbb203fd467b7d34324.png

2.

https://fs.znanio.ru/8c0997/42/63/1d9f89d4b0083e18c184b536172fade03c.jpg     https://fs.znanio.ru/8c0997/e6/0d/269e4e1491b4a840a1c047e1808dd8a652.png        https://fs.znanio.ru/8c0997/43/2a/559cdf49563d95751b1d36fa5dbe11aee2.jpg

https://fs.znanio.ru/8c0997/3f/15/e22762802e8fae8d0db8f57a1d0fdd5056.pnghttps://fs.znanio.ru/8c0997/86/e5/86929a253f6ff477ccca54666a3cc063cd.png3 = Л                                  2 =Н

 

3.

https://fs.znanio.ru/8c0997/33/9d/feebf0b134def785a366b9daa3e3d0a694.png               https://fs.znanio.ru/8c0997/2b/d7/1afa1da467bca1774271bc0e711be64cc8.png          https://fs.znanio.ru/8c0997/d3/e0/64ca66bb3034012e1a05e669f78544d1bf.png

4.

https://fs.znanio.ru/8c0997/30/96/875044323c15bf8d883dbfe28a89b43382.png   https://fs.znanio.ru/8c0997/73/70/1ca2462aa6569958fc1caeb1b5d8cc3e4c.png  https://fs.znanio.ru/8c0997/57/94/33e94876d9a842e20ea8eeb01f2e310d71.png     https://fs.znanio.ru/8c0997/a6/66/619dcabae63fa0d72645da10bd0a742b47.png

Практическая часть

Учитель:

- Предлагаю всем обвести свою ладошку, на каждом пальчике написать основные толерантные качества человека.

- Давайте поднимем и покажем свои нарисованные ладошки.

Упражнение «Комплименты»

Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.

Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение, и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята будут называть положительные качества этого человека.

  • Вам понравилось это упражнение?
  • Почему?
  • Что нового вы узнали друг о друге?
  • Были комплименты одинаковыми или разными?
  • Почему разные?

Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.

Дети по очереди читают стихи.

1.Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?

2.А быть может это то, что маме
Я на день рождения принёс?

3.Понял я, что это - уважение
К мнению не только своему.

4.Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.

5.Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.

6.Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.

7.Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.

8.Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

9.Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь.

10.Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.

11.Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.

12.Оставайся им всегда и
Будь ещё галантен.

13.Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.

14.Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.

(Ученики говорят хором)

    Если каждый друг к другу будет терпим,        (3 –А  класс)
То вместе мы сделаем толерантным наш мир
.

Выводы:

Правило первое- уметь договариваться.

Правило второе –понимать и принять другого человека таким, каков он есть

Правило третье – помогать старшим, ведь со временем ты будешь таким.

Правило четвертое – всегда помогать людям в сложных ситуациях.

Правило пятое – проявлять сострадание и милосердие

Правило шестое - уважать мнение другого человека.

Правило седьмое - уметь прощать и быть снисходительным.

- Ребята, будьте толерантны!

Всем  необходимо спеть дружно песню.

«Дорога добра»

1
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

2
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт, не как сестра.

Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.

3
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

16 ноября – Международный день толерантности.

Подведение итогов.

-Было ли вам интересно на нашем занятии? Закончите фразу:

-Я сегодня узнал (а)----------------

-А понял (а)--------------------------

- Спасибо за внимание!

Список литературы:

  1. М.И. Рожков, Л.В. Бойбородова, М.А. Ковальчук “Воспитание толерантности у школьников”.
  2. Классный руководитель №4 2006 год, Г.А. Абозина, Ростовская область, классный час для старшеклассников “Толерантность”.
  3. Педагогический вестник, 2008 год, С.Брунько, “Будь толерантен – попросту терпим”.
  4. Классный руководитель №4 2008 год “Воспитание толерантности”.
  5. Начальная школа плюс до и после “Воспитание толерантности в начальных классах” (из опыта работ педагогов школы №1120, г.Москва.
  6. Психологические игры – тренинги.
  7. О.Д. Ушакова “Афоризмы и крылатые выражения”, справочник школьника, Санкт – Петербург, 2005 год.
  8. И.С. Витенко, Г.И. Теплицкий “Мудрость жизни”, Киров, 2010 год.

МАТЕРИАЛЫ  ПО  ТОЛЕРАНТНОСТИ

1. http://www.tolerance.ru/

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Что такое толерантность?", 3 класс

Занятие для было приурочено ко Всемирному Дню толерантности-16 ноября. К конспекту прилагается презентация....

Внеклассное мероприятие: "Что такое хорошо и что такое плохо".

- Воспитывать положительные черты характера, доброту, терпение, вежливость.- Развивать словарный запас у учащихся....

Игровое внеклассное мероприятие "Что такое хорошо и что такое плохо?

Мероприятие для летнего пришкольного лагеря...

Конспект внеклассного мероприятия "Что такое хорошо? Что такое плохо?"

Цели:- Разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие» поступки,закрепить знания о своих, чужих вещах.- Разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие&r...

Внеклассное мероприятие:"Что такое хорошо, что такое плохо"

Внеклассное мероприятие на тему :"Что такое хорошо, Что такое плохо"...

Конспект внеклассного мероприятия "Что такое хорошо? Что такое плохо?"

Цели:- Разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие» поступки,закрепить знания о своих, чужих вещах.- Разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие» ...