Разработка мероприятия "День Зиновия - синчника"
план-конспект занятия (3 класс)
Внеклассное мероприятие "День Зиновия - синичника" или "Синичкин день"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_zinoviya_-_sinichnika.doc | 618 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лапшинская основная общеобразовательная школа»
Сценарий
мероприятия
для учащихся 1 – 4 классов
Подготовила
Скрябина Надежда Владимировна
Наша Лапшинская школа одна из самых старых школ района. Фасад школы украшают огромные кусты сирени, которые в любое время года привлекают взгляды прохожих: весной - своим буйным цветением, летом -густой зеленью, а поздней осенью и зимой - количеством прилетевших на них птиц.
Учащиеся школы вот уже не один год развешивают на ветвях сирени кормушки, которые сделали сами или совместно с родителями и учителями. Какова же была радость детей, когда на кормушки прилетели красногрудые снегири, хотя скорее всего их привлекли семена сирени. А в этом году дети еще больше убедились в необходимости подкармливать птиц, когда среди привычных гостей: воробьёв, синиц, сорок - увидели соек и даже дятлов, которые считаются лесными птицами. Утром до занятий и во время большой перемены дети пополняют птичьи столовые кормом.
Чтобы привлечь большее количество детей к этому важному делу, пробудить у них чувство ответственности перед «братьями своими меньшими», 12 ноября дан старт акции «Поможем птицам пережить зиму», которая начинается праздником «Синичкин день или день Зиновия – синичника».
Сценарий мероприятия
Цель мероприятия.
Привлечь большее количество детей к помощи птицам в трудное зимнее время, пробудить у них чувство ответственности перед «братьями своими меньшими».
Задачи мероприятия:
а) образовательные:
- расширить знания детей о многообразии пернатых;
- научить выделять признаки сходства и различия у птиц;
- формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц;
б) развивающие:
- развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц;
- способствовать развитию любознательности и наблюдательности;
в) воспитательные:
- прививать любовь и бережное отношение к родной природе;
- воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам;
- воспитывать положительные качества характера;
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего праздника. Сегодня праздничное заседание клуба «Юный эколог» мы посвящаем дню Зиновия – синичника.
Как прекрасен окружающий нас мир. Именно он призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы.
Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.
Многие насекомоядные птицы с наступлением холодов улетают в более тёплые края, но не все. Часть птиц остаётся на зимовку. Они продолжают своё полезное дело: извлекают вредных насекомых и их личинок, зимующих в щелях деревянных строений, в трещинах и под корой деревьев и истребляют их. В летнее время основной рацион птичьего питания состоял из насекомых, семян различных трав и плодов. Но с наступлением холодов рацион сокращается вдвое, а потребность в еде у птиц, наоборот, возрастает. Особенно трудно, когда после оттепелей наступают сильные морозы. Деревья, кустарники и даже строения покрываются ледяной коркой. Птицы за короткий световой день не успевают добыть себе необходимый корм и гибнут от голода. Долг человека – поддержать птиц в трудное для них время и оказать им посильную помощь.
1 слайд
(Из истории возникновения праздника.)
1 ученик: С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день. В этот день прилетают с севера в наши края синицы, снегири, чечётки, свиристели, щеглы, подбираясь поближе к теплу, домам людей, корму.
2 ученик: 12 ноября считался раньше и праздником охотников и рыбаков, так как именно в этот день открывалась охота на пушного зверя и зимняя рыбалка.
Если 12 ноября снега не было, то охотники собирались всей деревней в одной избе и отмечали праздник. Ну а если снег припорашивал землю, то вместо празднования охотники шли в лес на травлю зайцев. В этот день было важно затравить хотя бы одного зайца, называемого «именинным», чтобы весь сезон охотников ждала удача и везение. Встретить 12 ноября волка считалось плохой приметой.
3 ученик: Второе название этого праздника 12 ноября – день Зиновия-синичника – день мучеников-христиан Зиновия и Зиновии – брата и сестры. Даже старинное название синицы (зинька, зинзивер, синюшка) созвучны с именами православных мучучеников. День прилёта синиц совпало с днём Зиновия, епископа Эгейского, и Зиновии, поэтому и церковное наименование праздника изменилось в «Зиноаия-синичника».
«За святую праведную жизнь Господь наградил Зиновия даром исцеления от различных болезней. В 284-305 гг. император Диоклитиан начал гонение христиан, и Зиновий первым попал в плен и был доставлен на суд. На предложение императора отвлечся от веры, Зиновий ответил отказом, и тогда его и его сестру предали жестокой казни.»
4 ученик: Изначально Зиновий и Зиновия считались покровителями девушек, а 12 ноября был девичий праздник. В этот день проводились гуляния, устраивались вечёрки и посиделки. Появление в этот день синички рядом с домом девушки сулило удачу и счастье, поэтому птичек обязательно прикармливали. На синичек было принято гадать: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали : если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток.
В этот день люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
А ещё в этот день отмечают именины Зиновий и Зиновия, Анастасия и Елена.
( Выходят дети, у каждого на голове кокошник Синички)
1. Я хочу вам описать портрет синички. У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, с металлическим отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.
2. Летом синички живут в лесах. Это оседлая птица. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.
3. Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. А живущие в парках и садах селятся в синичниках или походящих закрытых постройках.
Ведущий: Ребята, как вы думаете, где синичка вьёт своё гнездо? (глядя на гнездо)
Ответы детей.
Рассмотрире слайд (Слайд2)
Рассказ подготовленных детей:
1. Самка в это гнездо откладывает 10–15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели. Самец в это время приносит корм самке. Птенцы вылупляются не одновременно. Потомство выкармливают оба родителя. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.
2. Синицы - очень полезные птицы. Круглый год они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10 – 15 штук.
Ведущий: Ребята, а знаете ли вы, что у простой синицы есть сестрички.
Просмотр слайдов с фотографиями данных птиц (с 3по9)
- Гаичка
- Московка
- Лазоревка
- Хохлатая синица или гренадёрка
- Длиннохвостая синица или ополовник
- Буроголовая гаичка
- Черноголовая гаичка
Ведущий: На дворе сейчас зима. Кроме синиц с нами зимуют прилетевшие с севера птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:
Ответы сопровождаются слайдами (с 10 по 16)
- Сероспинный, красногрудый в зимних рощах обитает, не боится он простуды, с первым снегом прилетает. (Снегирь)
- Верный спутник снегиря, птица с хохолком на голове, очень любит ягоды рябины, ранетки.(Свиристель)
- Чик-чирик к зёрнышку – прыг, клюй, не робей кто это? (Воробей)
- Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям – друг. (Дятел)
- Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)
- На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)
А ещё каких зимующих птиц вы знаете?
Ведущий: А знаете ли вы, что в старину по птичьим приметам определяли погоду?
- Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
- Синички подымают с утра писк – ожидай мороз.
- Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу и слякоть.
- Ворона кричит зимой – к метели.
- Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
- Зимою вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
- Галки на вечер собираются гурьбой и кричат - к ясной погоде.
- Воробьи прячутся в хворост - на мороз или перед метелью.
- Вороны и галки зимою вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели.
Ребята, мне Синичка по секрету сказала, что была в лесу, там птичий бунт, и птиц видимо-невидимо: и перелётных и зимующих. Но ведь перелётные птицы должны давно улететь в теплые края. Давайте им поможем улететь.
Игра “Зимующие перелётные птицы”
Описание игры: Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д.
По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.
Конкурсная игра
(Все участники делятся на две команды)
1-ый конкурс. «Разминка».
Учитель задает вопросы командам по очереди. На обдумывание дается 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот вопрос отвечает следующая команда.
Вопросы:
- Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? Грачи.
- Какие птицы выводят птенцов зимой? Клесты.
- Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? Тетерева, рябчики.
- Какая из птиц хвойных лесов самая маленькая? Королек.
- Какая птица делает запасы, накладывая добычу на колючки кустарников? Сорокопут.
- У каких птиц самцы – красные, а самки – зеленые? У клестов.
- Какая птица к зиме белеет? Белая куропатка.
- Чес сорочье гнездо отличается от вороньего? Сорочье гнездо плоское, а воронье – круглое с крышкой.
- Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? Береговая ласточка, щурка, зимородок.
- Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? Стрижи.
- Какая птица самая большая в мире? Африканский страус.
- Какая птица самая маленькая в мире? Колибри.
- Почему глухаря называют так: глухарь? Во время токования птица ничего не слышит.
- Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? Зимородок.
2-ой конкурс. «Птичьи разговоры».
Команды получают карточки.
Гуси крякают
Соловьи кричат
Журавли гогочут
Утки свистят
Вороны ухают
Ласточки воркуют
Голуби каркают
Синицы щебечут
Совы пищат
Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает. Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.
Ведущий: А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?
3й- конкурс « Угадай по признакам»
Команды получают карточки.
Ответы:
Птица-плотник дятел. Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
Птица-акробат поползень. Поползень лазает по деревьям вниз головой.
Ночной хищник сова. Совы глотают мышей целиком.
Легкомысленная мамаша кукушка.
Итог викторины: Награждение команды дипломом «Лучшие знатоки птиц»
Игра “Птичий концерт” (На внимание)
Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют:
- Воробьи – чирик – чирик
- Синицы – тинь – тинь
- Ворона – кар – кар
- Дятел – тррр – тррр
- Снегирь – дю – дю – дю
- Клёст – цок – цок – цок
- Свиристель – тюр –тюр – тюр
Ребята исполняют песню на мотив “ В траве сидел кузнечик”. Каждая птица по строчке.
Ведущий: Славный у нас получился концерт. Я думаю, что после такого концерта наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе “Синичкино”. Мы специально для них составили праздничное меню и приготовили кормушки.
1ученик: О зимнем корме для птиц необходимо позаботиться заранее. В сентябре и октябре можно собирать семена сорных растений, как пастушья сумка, лебеда, крапива, подорожник, конский щавель, сурепка и др. А также семена клёна, жёлтой акации и сирени. Все семена хорошо высушиваются и раскладываются по отдельным пакетикам. В зимнее время семена смешиваются и высыпаются в кормушки. Птицы сами себе выберут корм.
2 ученик: Снегири, дрозды и свиристели любят полакомиться ягодами рябины, можжевельника, бузины и калины. Гроздья ягод вместе с небольшими веточками, примерно восемь-десять сантиметров, срезают незадолго до их созревания и просушивают в тени.
3 ученик: Арбузные и дынные семена, которые заготавливаются также осенью, едят большие синицы и поползни. Любят они и семечки подсолнечника. Полезны для всех птиц просо, овёс, горох, чечевица. В птичий рацион можно включить и мелко порезанные корнеплоды: морковь, свеклу, репу; различные виды каш; хлебные крошки. Некоторые птицы, например синицы, галки, вороны, сойки, обожают сало.
Ведущий: А чтобы наше кафе всегда работало, я предлагаю создать бюро дежурных по кафе. (Выбирается 3 человека ответственных за наполнение кормушек)
Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.
Закончим наше мероприятие стихотворением. (Читают подготовленные дети)
«Берегите птиц».
О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам, -
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты.
Т. Евдошенко
Ведущий: Ребята, вот вам домашнее задание: Повесить кормушки у себя во дворе и подкармливать птиц, готовиться к встрече перелётных птиц, весной, изготовить скворечники, продолжать в кругу семьи знакомиться с произведениями детской литературы о жизни птиц.
Итог мероприятия: Что нового узнали?
Какой вывод сделали для себя?
А сейчас все оденьтесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки, насыплем корм. (Когда будем сыпать корм, то говорить надо приговорку: Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки).
Используемая литература:
- Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе 1-4 клсссы. Автор: Е.Н. Арсенина.
- Настольная книга классного руковадителя 1-4 кл. Автор: Л.И. Саляхова.
- Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию. Автор: О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва.
- Спутник классного руководителя 1-4 кл. Автор: Н.А. Максименко.
- Ресурсы Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
зиновий синичник
сценарий праздника для 1,2 классов, посвященный дню синиц...
Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.
Рабочая тетрадь в двух частях....
Сценарий праздника “Зиновий – синичник”
Сценарий совместного праздника обучающихся 1-2 классов. Цель: создать условия для ознакомления с условиями жизни птиц зимой....
Разработка программМетодическая разработка реализации первой части программы «Разговор о правильном питании»
Разработка рабочей программы по курсу Правильное питание. 1 часть . 2 класс...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Зиновий синичник (внеклассное мероприятие для начальных классов)
Данное мероприятие поможет ребятам узнать, как правильно изготовить кормушку для птиц, каким кормом кормить птичек. Цель мероприятия: привлечь внимание детей к проблеме зимней подкормки птиц....
Классный час: Зиновий синичник
К вашему вниманию прдоставляю классный час "Зиновий синичник"...
- Мне нравится (1)