Конспект внеклассного мероприятия Белые юрты дружбы
классный час (4 класс)

Хайруллина Рамиля Мухамадеевна

Цель: Формирование гражданской позиции школьников по отношению к другим национальностям с помощью зрелищного мероприятия
Задачи:

  • Содействовать формированию этнокультурной толерантности учащихся.
  • Содействовать ознакомлению с культурой своего народа представителей других народов; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны.
  • Учиться отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
  • Развивать навыки толерантного поведения в повседневной деятельности учащихся, в их творческих работах и поведенческих стратегиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneklassnogo_meropriyatiya_belye_yurty_druzhby.docx63.17 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт конкурсной работы

название конкурсной работы

Белые юрты дружбы

Субъект РФ, муниципальное образование

закрытое административно – территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан

Ф.И.О. автора, место работы, должность

Хайруллина Рамиля Мухамадеевна, МАОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье, учитель начальных классов,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 1»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД МЕЖГОРЬЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Контактные данные

453570, г. Межгорье, Ул. Татлинская, 4 – 82, моб.т. 89603894082, hairullina.ramilia@mail.ru

Цель и задачи конкурсной работы

Цель: Формирование гражданской позиции школьников по отношению к другим национальностям с помощью зрелищного мероприятия
Задачи:

  • 1.Содействовать формированию этнокультурной толерантности учащихся.
  • 2.Содействовать ознакомлению с культурой своего народа представителей других народов; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны.
  • 3.Учиться отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
  • 4.Развивать навыки толерантного поведения в повседневной деятельности учащихся, в их творческих работах и поведенческих стратегиях.

Краткое содержание

Праздник в ауле «Дружбы» из семи белых юрт формирует  гражданскую позицию школьников по отношению к другим национальностям с помощью зрелищного мероприятия. Это мероприятие посвящено культуре и традициям народов, живущих в нашем большом Отечестве. И лучше всего детей знакомить с жизнью своих соседей – народов во время праздника, которым является массовое мероприятие с его подготовкой костюмов, распределением ролей, исполнением песен и танцев своих друзей по региону.

Предполагаемые результаты

Ожидаемые результаты:

 - Уважение к людям иной культуры, языка, веры, изучение традиций, культуры народов, проживающих в Республике Башкортостан;

 - формирование активной жизненной позиции,

креативности;

- коммуникативная культура.

Порядок контроля и оценки результатов

Тестирование.

внешняя оценка: осознание большой и малой родины, проявление лидерских качеств, расширение кругозора, проявление творческих способностей, высокая активность ребят;

внутренняя оценка: радость, эмоциональное удовлетворение.

Необходимые ресурсы для реализации конкурсной работы

1.Музыкальное оборудование

2. Интерактивная доска с презентацией по теме занятия

3. Плакат « Дружба – образ жизни», карточки с названиями юрт 

  • Юрта «Танцы дружбы»
  • Юрта «Парк дружбы»
  • Юрта «Песни дружбы»
  • Юрта  «Музыкальные инструменты»
  • Юрта «Спорт и дружба»
  • Юрта «Чудеса Башкортостана»
  • Юрта «Кухни народов России»

4. Презентация «Семь чудес Башкортостана»

5. Национальные костюмы, музыкальные инструменты, блюда.

Внеклассное мероприятие « Белые юрты дружбы»

для учащихся 4 класса

Цель: Формирование гражданской позиции школьников по отношению к другим национальностям с помощью зрелищного мероприятия
Задачи:

  • Содействовать формированию этнокультурной толерантности учащихся.
  • Содействовать ознакомлению с культурой своего народа представителей других народов; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны.
  • Учиться отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
  • Развивать навыки толерантного поведения в повседневной деятельности учащихся, в их творческих работах и поведенческих стратегиях.

Формирование УУД

Личностные:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России;
  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • воспитание чувства долга перед Родиной.

Коммуникативные:

  • умение общаться;
  • умение работать в коллективе;
  • развитие коммуникативных способностей, умение общаться в коллективе;

Регулятивные:

  • высказывать свое мнение, предположение;
  • прогнозировать предстоящую работу;
  • умение вести диалог.

Познавательные:

  • ознакомление учащихся с культурным многообразием ближайшего социального окружения;
  • развитие умений извлекать информацию из иллюстраций, текстов, презентаций;
  • на основе анализа делать выводы об этнокультурной толерантности учащихся.
  • овладение навыками взаимодействия с людьми, отличающимися по различным социально-культурным признакам;
  • мотивация к познавательной деятельности.

Ожидаемые результаты:

 - Уважение к людям иной культуры, языка, веры, изучение традиций, культуры народов, проживающих в Республике Башкортостан;

 - формирование активной жизненной позиции,

креативности;

- коммуникативная культура.

Педагогические технологии: игровая технология, интерактивная технология, технология «диалог культур».

Ход мероприятия:

Ведущий 1. 

В давние времена человек был очень мудр и наблюдателен. Он внимательно следил за тем, что происходит в природе и брал у нее лучшие примеры. Однажды человек увидел, как птицы вьют свои гнезда, и решил построить свой дом подобным образом. Так и была придумана юрта….     

Я предлагаю построить  аул «Дружбы» из семи белых юрт.

Ведущий 2.

Башкортостан - край белых юрт заветный,

Земля моя, ты всей стране видна.

Душа народа, будто терем светлый,

Открыта людям, добрых чувств полна.

Народ мой, на земле многострадальной,

На пепелищах, выжженных дотла,

Ты, проходя сквозь пламя испытаний,

Вновь возрождал юрт белых купола.

(Дети в разных национальных костюмах занимают свои «юрты» и готовятся к презентации)

  1. Юрта «Танцы дружбы»
  2. Юрта «Парк дружбы»
  3. Юрта «Песни дружбы»
  4. Юрта  «Музыкальные инструменты»
  5. Юрта «Спорт и дружба»
  6. Юрта «Чудеса Башкортостана»
  7. Юрта «Кухни народов России»

Ведущий 1.

Международный день дружбы был принят Генеральной ассамблеей ООН в 2011 году. С той поры его ежегодно отмечают 30 июля во всех странах. Цель праздника проста и понятна — помочь людям различной веры и культуры найти общий язык, избавиться от недоверия и искоренить конфликты. Дружба важна везде — и между государствами, и между соседями по подъезду.
Ведущий 2.

В каждой стране праздник отмечают в соответствие с местными культурными традициями и предпочтениями, проводят мероприятия для молодежи, концерты и карнавалы. Молодой праздник уже успел полюбиться простым людям, они поздравляют друг друга, вспоминают старых друзей и заводят новых приятелей.

Ведущий 1.

Ребята, как вы знаете, указом Президента Башкортостана Рустэма Хамитова 2014 год был объявлен в республике Годом культуры. По словам главы республики, Башкортостан является одним из примеров доброжелательного отношения людей разных национальностей друг к другу. Мы сегодня с вами поговорим о культуре, об обычаях и традициях народов населяющих Башкортостан и о достопримечательностях нашей Республики.

Президент Башкортостана выразил уверенность, что у народов населяющих Башкортостан, межнациональная толерантность закреплена на генном уровне и сейчас важно обеспечить рост экономического благосостояния жителей республики.

Ведущий 2.

 Башкортостан — свободная, демократическая республика в составе Великой России — потому и называется Башкортостаном, что коренным народом этой многонациональной теперь республики являются башкиры. Представители  более 130-ти  национальностей живут здесь в мире и дружбе. Наиболее крупные народы Башкортостана – это русские, башкиры, татары, чуваши, марийцы, удмурты, мордва, украинцы и белорусы. У каждой из них сохранены свои культурно-бытовые традиции, обычаи, язык и верования.

Ведущий 1.

Русский, удмурт, башкир и татарин,
Все мы едины в Башкортостане.
Все мы твоею  любовью хранимы
И от тебя  неотделимы.
Любим тебя и гордимся тобой,
Башкортостан — ты дом наш родной.

 Ведущий 2.

Наверное, назвали юрту белой

Не просто потому, что войлок бел:

Взлелеять свет души, как в колыбели,

Тепло надежды в ней башкир сумел…

Дверная ручка юрты с позолотой,

Сюда сейчас мне предстоит войти.

Берусь за ручку. Сердце отчего-то

Как будто зажигается в груди!

Сомнений сколько я в себе рассеял

До той поры как в юрту заглянуть.

Выступают представители юрты «Танцы дружбы»

1 ученик.

Звучат сегодня ритмы, льются звуки,
И потому нам, люди, не до скуки!
Спешим мы поскорее танцевать,
Не можем мы на месте устоять!
2 ученик.

Все потому, что танец — это жизнь!
Не стой на месте, с музыкой кружись!
И мир вдруг станет лучше во сто крат,
И ты забудешь, был чему не рад!

Русский танец «Самовар».

Башкирский танец «Гульназира».

Танец-песня души,
Танец - сердца огонь.
Покорение вершин,
И движенья закон.

Чувашский танец «Красивый платок».

Выступают представители юрты «Парк дружбы»

1 ученик. В ХХ в. создаются не только Парки Победы и аллеи, но и парки Мира и парки Дружбы  ради укрепления дружбы народов в регионах.   Подобные достопримечательности в России очень популярны. Парки дружбы и монументы построены в Самаре, Владимире, Тамбове, Москве, в Уфе и в других городах.

2 ученик. Памятник Монумент дружбы в Уфе открыт в 1965 году в честь 400-летия добровольного вхождения в состав Русского государства. Памятник установлен на горе, где когда-то находилась Уфимская бревенчатая крепость. 35-метровый гранитный обелиск поднялся в небо на возвышенном берегу реки Белой. Центральное место в композиции занимают две вертикальные стеллы, скрепленные тремя монолитными кольцами-обручами из серого гранита. У основания обелиска спокойно и величаво сидят аллегорические женские фигуры – русская и башкирка. Их руки простерты, они увенчивают лавровыми венками рельеф, изображающий момент оформления принятия русского подданства прибывшим посольством башкир. Об этом событии напоминают слова и даты, высеченные на памятнике: «1557 – 1957», «Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов». 

3 ученик. 

Везде найдешь, с кем думой поделиться

И с песней вдоль по улице пройти.

Есть на земле священные границы.

И есть на свете ДРУЖБА без границ!

Выступают представители юрты «Песни дружбы»

(Они рассказывают стихотворение Кадима Аралбаева «Песня русских женщин»)

1 ученик.

Я слышал,
Как русские женщины пели
В глубинке Урала,
В башкирском краю,
Где смотрятся в небо бурзянские ели
И думают старую думу свою.

2 ученик.

Я слышал,
Как русские женщины пели,
И, песней захвачен, затих, не дыша,
Как будто в прозрачные
Струи Идели
Вошла освежиться
Лесная душа.

3 ученик.

Я слышал,
Как русские женщины пели...
Ах, как они пели, ах, как они пели!
Река, изумленно припав к берегам,
Свой бег придержала,
Ветра онемели,
Напев их к своим примеряя устам.

4 ученик.

О русские песни,
О русские песни!
Откройте мне тайну свою
До конца:
Откуда у вас это свойство чудесное —
Томить и тревожить
Людские сердца?

5 ученик.

Все стылое, горькое
Стойко снесли вы,
С народом моим породнившись навек.
И вот я вас слушаю —
Новый, счастливый,
Земли обновленной
Простой человек.

6 ученик.

Я этих напевов
Вовек не забуду
И снова вернусь в этот песенный край...
О, кто бы помог
Это русское чудо
Мне переложить
На башкирский курай!

Исполнение песни « Дружба народов» .

Выступают представители юрты  «Музыкальные  инструменты»

1 ученик. Свирель на Руси инструмент изготавливали либо из куска пустотелого тростника, либо из цилиндрического куска дерева. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. На раскопках Древнего Новгорода обнаружены две свирели. Одна из них сделана в конце XI в., вторая относится к началу XV в. Свирель представляет собой простую деревянную дудку. На одном конце её есть свистковое устройство, а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий (обычно шесть). Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.

2 ученик. Курай -национальный музыкальный инструмент Башкортостана.

 А вы знаете, что растение курай представит Башкортостан на Аллее России в Севастополе? По замыслу организаторов, в Севастополе будет создана аллея из 85 растений, ставших символами регионов России. Жители каждой области сами определят, что именно будет представлять их малую родину.

3 ученик. Башкортостан в конкурсе представляли душица обыкновенная, реброплодник уральский, липа сердцевидная, сирень «Салават Юлаев» и тополь башкирский пирамидальный. По итогам голосования победил курай, он набрал 47 процентов голосов.

 А сама Аллея Россия была заложена 9 мая 2014 года. А ее открытие планировалось на 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Выступает  этно – рок – группа г. Межгорья «Зильмердак»

 - Слово предоставляется представителям юрты «Спорт и дружба»

1 ученик.  Слава наших спортсменов разнеслась по всему миру: хоккей, лыжи, фехтование, спидвей. Чемпионами становились не только на мировых и европейских чемпионатах, олимпийских состязаниях, но и паралимпийцы достойно отстаивали честь нашего края.

2 ученик. Так и в этом году башкирские спортсмены достойно выступили на летних олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Артур Ахматхузин, Тимур Сафин и член сборной Алексей Черемисинов завоевали золотую медаль в командном турнире по фехтованию на рапирах, кроме того, Тимур стал обладателем бронзовой награды в одиночном турнире.

Белорусская подвижная игра «Хлоп, хлоп, убегай! (Лясь, лясь, уцякай!)»

Выступают представители юрты  «Чудеса Башкортостана»

1 ученик. Согласно мнению жителей республики, в золотой список семи чудес Башкортостана вошли:

Башкирский дикий мед

Он — негласный символ нашего края на протяжении нескольких веков. Башкортостан — уникальное место на земле, где сохранилась популяция дикой пчелы-бурзянки, чей мед соединяет в себе самые лучшие вкусовые и целебные качества. Ученые многих стран изучают состав башкирского меда, но искусственно создать подобное лекарство пока не удается.

2 ученик. Памятник Салавату Юлаеву

Памятник Салавату Юлаеву является самой большой скульптурой всадника в Европе. Его высота достигает 9,8 метра, вес-40 тонн. Кроме того, изображение памятника Салавату Юлаеву является центральным элементом в гербе Республики Башкортостан. Считается, что памятник Салавату Юлаеву стал самым лучшим творением скульптора Тавасиева, который работал над ним на протяжении 30 долгих лет. Скульптура отливалась на Ленинградском заводе «Монументальная скульптура», в качестве материала был использован бронзированный чугун. Отливали памятник в течение полутора месяцев.

3 ученик. Курай

Когда одним из семи чудес Башкортостана был объявлен курай, в поддержку национального музыкального инструмента на сцену Конгресс-Холла вышло огромное количество кураистов самого разного возраста. Мелодия «Уралым» в их исполнении никого не оставила равнодушным. Курай изготавливается из стебля растения, которое так и называется «курай», различных металлов, а в настоящее время широкое распространение получил деревянный курай.

4 ученик. Гора Янган-Тау

Янган-Тау в переводе с башкирского «горящая гора». На вершине этой горы, на высоте 413 метров над уровнем моря располагается уникальный курорт России — золотая здравница Башкортостана «Янган-Тау». Только там находится единственное известное в России месторождение горячих газов, выделяющихся из недр в виде сухих и паровоздушных струй.

5 ученик. Капова пещера (Шульган-Таш)

Пещера Шульган-Таш (Капова). Место паломничества туристов со всего мира. Эта пещера — одна из крупнейших пещер на Южном Урале. Огромный вход в нее (в виде сорокаметровой арки) поражает воображение. В 1959 году в Каповой пещере нашли уникальные наскальные рисунки, возраст которых почти 20 тысяч лет, это свидетельствует о проживании здесь древних племен. Она специально оборудована для проведения исследовательских работ. Кроме того. Здесь работает Музей Каповой пещеры и скоро откроется спелеологическая лаборатория. Пещера Шульган-Таш одна из признанных «столиц» туризма, ведь там внутри очень красиво. Однако основной «специальностью» Шульгана остается прежняя-служение науке.

6 ученик. Эпос «Урал-батыр»

Эпос «Урал-батыр» - это своеобразная энциклопедия жизни древних башкир. Он обеспечивал восхождение их потомков от индивидуального опыта к духовно-практическому опыту народа. Читая эпос, можно наметить контуры широкой миграции географии миграции древних предков башкир. Эпос «Урал-батыр» олицетворяет общественные идеалы гуманизма, героизма и мужества.

7 ученик. Красноусольские минеральные источники

Известные своими целебными свойствами еще с давних времен Красноусольские минеральные источники, на которых возник знаменитый курорт «Красноусольск». Уникальность Красноусольского курорта в том, что здесь на площади всего в 15 га из недр земли выбивают около 250 родников минеральных вод. Каждый из них отличается по набору специфических микроэлементов и обладает неповторимым воздействием на организм человека.

(Во время рассказа идет презентация семи чудес Башкортостана)

Выступают представители юрты «Кухни народов России»

Показатель культуры народа – это не только его обычаи, традиции, но и национальная кухня. У каждого этноса это неповторимые, ароматно-аппетитные, приготовляемые на торжественные мероприятия, национальные и семейные праздники блюда.

 (Ученики в национальных костюмах рассказывают стихи о блюдах русского, украинского, казахского, башкирского народов)

1 ученик.

Мы очень рады всем гостям.

Всех, всех приглашаем

Казахский баурсак отведать

 И выпить пиалку чая.        

2 ученик.

Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем,

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим.

3 ученик.

Завитайтэ, добрэ люди

Станем вас витаты.

Вид широго сэрдца всих,

Будэм прыгощаты

4 ученик.

Я вареники леплю,
Я вареники люблю,
С творогом люблю, с клубникой,
С мясом, с вишнями, с черникой,
С ежевикой и морошкой,
Но сильней всего -
С картошкой!

5 ученик.

Светит ложечка в руке,

Медлит мёд на языке,

Я лимон кидаю в чай.

Ой, какой хороший чай!

Я горда, что мой Кавказ –

Дальний, но родимый край –

Нежно вырастил для нас,

Для башкир, вот этот чай.

6 ученик. В конце нашего праздника  мы отведать эти аппетитные и красивые блюда предлагаем всем участникам!

Ведущий 1. Говорят, что когда дружат дети – дружбе жить.  Дружите, несмотря ни на что. Дружите, побеждая межнациональную рознь и расовую нетерпимость. Ведь в дружбе бывают ситуации, когда кто-то должен первым сказать верное слово, сделать первый шаг. И помните: не может быть дружбы между народами, между государствами, без дружбы конкретных людей.

Ведущий 2. Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло дружеской руки, поддержку друг друга. Вот так, рука об руку, уважая обычаи и нравы друг друга, в согласии  и дружбе, должны мы шагать по дороге жизни. Ведь в ваших руках будущее – маленькие цветки огромного букета. Вы в ответе, чтобы этот букет не рассыпался. Пусть живёт и процветает наш общий дом – Башкортостан.

1 ученик. Света тебе и радости,

2 ученик.  Мира и благоденствия,

3 ученик. Верных друзей,

 4 ученик. Хороших

5 ученик. Солнечных дней в судьбе

Желаю тебе, земля моя!

6 ученик. Высокого неба ясного

7 ученик. И счастья желаю тебе.

Все участники праздника «Белые юрты дружбы» поют песню «Большой хоровод» (Сл. Е. Жигалкиной и А. Хайта. Муз. Б. Савельева),  в руках  шары и бумажные голуби.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия "Что такое дружба?

Цель: Формирование у детей навыков сотрудничества.Задачи:1. Расширить знания детей о друге, о дружбе.2. Формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе...

Конспект внеклассного мероприятия "Что такое дружба?" (3 класс)

Цель – воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу. В оформлении класса можно использовать плакат с надписью: "Дружба - это ..."  И в за...

Конспект внеклассного мероприятия "Что такое дружба?"

Цель: формирование у детей понятия о дружбе и правилах дружбы.Оборудование: карточки с правилами «Каким должен быть друг», ватман (полотно для карточек с правилами), слайды с изображением ...

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Дружба"

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Дружба"...