"Сретенье"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Ветер весенний, свежий
Развеял снежные сны.
Сретение – первая встреча-
Встреча зимы и весны.
Цель:
Приобщить детей к русской традиционной культуре.
Задачи:
Обучающие:
• Закреплять знания детей о русских народных играх и развлечения в зимнюю пору, поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
• Закреплять знание детьми характерных признаков зимы и весны, запоминании русских народных закличек, пословиц, поговорок, разучить русские народные игры, формировать активную речь.
Развивающие:
• С помощью русских народных закличек, народных игр со словами развивать память, мышление, наблюдательность. Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений;
Воспитывающие:
• Прививать желание участвовать в совместных русских народных играх, воспитывать любовь к русским народным зимним традициям, играм и развлечениям.
• Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Предварительная работа:
• Беседа с детьми о традиционном праздновании Сретенья.
• Разучивание музыкального репертуара с детьми (русские народные игры, пословицы, заклички, поговорки и т.д.).
Действующие лица: Ведущие – Скоморохи, Весна, Зима.
Оформление зала: Зал стилизован под деревенскую улицу: заборы с горшками и чугунками; скамейки; деревья, украшенные ленточками, птицами; колодец возле дома; пенечки. Центральная стена оформляется цветами, на полу – «зеленая трава».
Организована выставка игрушек, поделок изготовленные детьми.
Ход мероприятия:
1 девочка: Здравствуйте, дорогие гости. Мы рады видеть вас у нас. Но, не только вас…
2 девочка: Середина февраля! Уходит Зимушка-Зима, скоро к нам придет Весна!. Именно в это время праздник справляется на Руси. Называется он Сретение Господне.
1 девочка: В народе праздник Сретенье издавна воспринимался, как встреча Зимы с Весной. 15 февраля день равен ночи, поэтому его назвали первой встречей Зимы с Весною.
2 девочка: Догадались, кого мы в гости ждём?
Звучит плясовая музыка, выбегают скоморохи.
1 скоморох: Расступись, народ честной!
Собирайся, публика!
Всех на праздник приглашаем
Не возьмем ни рублика!
2 скоморох: Эй, вы, гости, поспешите
В зал, скорее все бегите
Будет праздник тут большой
Заходите все гурьбой
Дети: Что за праздник? Что за праздник?
1 скоморох: Не слыхали о нем разве?
Будет праздник тут большой
Встреча Зимушки с Весной
2 скоморох: Зиму с песнями проводим
Закружимся в хороводе
Слышите, сама идет
Встречай Зимушку народ!
Выходит Зима
Зима:
Да, я зимушка – зима,
Я с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьет,
Вдоль по улице метет.
Белым снегом замело
Все дороги на село,
Все дороги все пути
Ни проехать, ни пройти.
Зима: Здравствуйте, люди добрые. Это я зимушка – зима, в гости к вам пришла.
Зима: Где я, детушки, была?
Дети: В мешке стужу несла,
На землю холод трясла.
У реки гостила,
Во всю реку мост мостила.
У избы побывала,
Окна все разрисовала:
По полям – лесам ходила,
Белой шубой все накрыла,
Дороги снегом замела
И сугробы намела.
Зима: А вы знаете зачем я к вам сегодня пришла?
Дети: Знаем!
Зима: А расскажите всем, что вы знаете?
1 –й: ученик: 15 февраля, по народному календарю Сретение, или, как еще говорят, Встречанье, сегодня зима с весной встречаются, борются, кто одолеет, тому идти вперед.
2 –й ученик: В народе примечают: Какова погода на Сретение, такова и весна будет.
На Сретенье снежок – весною – дожжок.
1 – й ученик: Снег метет через дорогу – будет поздняя весна, а коли не метет – то ранняя.
2 – й ученик: Снег через дорогу передувает – сей просо, если же случится оттепель и капель, то сей пшеницу.
1 – й ученик: В Сретение начинали закармливать племенных птиц и кормить кур овсом, утверждая: «Корми кур овсом – весной и летом будешь с яйцом».
2 - ученик: В этот праздник люди водили хороводы, пели песни, отгадывали загадки, играли и даже качались на качелях.
1 – ученик: В народе было придумано немало поговорок, связанных с этим праздником.
«Зима весну встречает, заморозить хочет, а сама от своего хотенья только потеет»,
«На Сретение — зима с летом встретились»,
«У дня больше света, у ночи меньше стужи»,
«Солнце на лето, зима на мороз»,
«На Сретение цыган шубу продает».
Зима: А какими праздниками я вас порадовала?
Дети: Новый год, Рождество, Крежение.
Зима: Вспомним, как в Рождество калядовали, да подарки собирали.
Песня с муз. Инструментами «Каляда».
Зима: День сегодня не простой,
Расступись народ частной.
Я иду прощаться с вами
Над селами, городами.
Я хозяюшкой была,
Воздвигала терема,
Льдом я речки покрывала,
Вас на саночках катала.
Все три месяца сама
Была царицею Зима!
Вслед за мной Весна идёт-
Наступил её черёд!
Скоморох:
.Выходи, народ,
Становись у ворот-
Весну закликать,
Зиму провожать!
Закличка:
Весна, весна красная, приди весна с радостью,
Со льном высоким, с корнем глубоким,
Хлебом обильным, урожаем сильным.
Весна:
Здравствуйте, мои друзья,
К вам спешила очень я.
Ах, подруженька Зима
Нашей встрече рада я!
Не торопись, Зима, прощаться
Жаль с тобою расставаться
Я тебя не тороплю
Я немножко подожду
Я хочу с тобой дружить
Дружбой нашей дорожить.
Весна: где я была?
Дети: В лесу зимовала,
Огород городила,
Капусту садила,
Цветы заводила.
Весна: Что вам принесла?
Дети: Соху, борону
И кобылу ворону,
Солнца клочок,
Соломки пучок,
Хлеба краюшечку,
И водицы кружечку.
Скоморох: Весна, весна! С чем ты к нам пришла?
Весна: Веточки деревьев - это пробуждение природы, колокольчики – весенняя гроза, веник - молния, кнут - кормилец, частый дождик. А чем вы меня порадуете?
Дети: песенкой!
(Песня «Перед весной», редакция П. Чайковского)
Вот уж зимушка проходит
Белоснежная проходит,
Люли, люли, проходит,
Люли, люли, проходит.
Снег и холод прочь уводит,
Весну красну приводит,
Люли, люли, приводит,
Люли, люли, приводит.
Встает солнышко пораньше,
Светит красное подольше,
Люли, люли, подольше,
Люли, люли, подольше!
Теплый луч на снег бросает,
От него снежок растает,
Люли, люли растает,
Люли, люли растает!
Почернеет на дорожках,
Побежит ручьем в канавках,
Люли, люли в канавках,
Люли, люли в канавках!
Зима: Ой как у вас здорово, как весело! Уходить-то мне на целый год и не хочется. Давай-ка с тобой померимся силами, поборемся чтоб решить, кому остаться.
Весна: Хорошо! Давай поборемся! Очень надеюсь на вас, ребята и гости дорогие, что вы поможете мне лютую зиму побороть! Поможете?
Из зала: Да! Поможем!
Зима: Называем зимние народные приметы!
Весна: А теперь весенние приметы!
Приметы:
Зима снежная – лето дождливое.
Если зимой сухо и холодно, летом сухо и жарко.
Зима морозная – ленто жаркое.
Если зимой вьюги – летом ненастье.
Если зимой иней – летом роса.
Сильно собаки валяются – быть метели.
Воробьи дружно чирикают – к теплу
Птица хохлится – к непогоде.
Снегирь под окнами чирикает – к оттепели
Приметы:
Хороший год по весне видено.
Рано затает – долго не растет.
Перелетная птица течет стаями – к дружное весне.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету.
Весною как грязь, так и хлебушка даст.
Вода на лугу – сено в стогу.
Весною сверху течет, а снизу морозит.
Весна и червяка живит.
Весна да осень – на дню погод восемь.
Весною сутки мочит, а час сушит.
Зима: Вот молодцы – то, порадовали нас с сестрицей Весной.
Весна: А сейчас сыграем в мою игру.
Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя ворота. Остальные участники игры, взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота и напевают:
Идет матушка – Весна,
Отворяй – ка ворота.
Первый март пришел –
Всех детей провел.
А за ним и апрель –
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май –
Сколько хочешь теперь гуляй.
Пропустив всех несколько раз, игроки , образующие ворота, каждого спрашивают, какую он выбирает сторону: зимы или весны.
Разделившись на две партии, все составляют новые пары и , взявшись за руки, подняв их вверх, становятся в ряд за воротами. Один из играющих, не имеющий пары, входит в ворота и ему поют:
Ходила матушка – Весна
По полям, лесам одна.
Первый раз прощается
Другой раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Ходит матушка – Весна,
Ищет детушек одна. Первый раз прощается,
Другой раз запрещается,
На третий раз не найдете –
Сами в клетку попадете!
Затем он ребром ладони разъединяет руки стоящих пар.
Снежинка: А ещё махали с крыш самодельными бумажными птичками, а некоторые развешивали их на деревьях.
Друзья! 5 класс Поднимите птичек вверх и громко-громко повторяйте за мной закличку:
Жаворонки, прилетели к нам,
Красно летечко принесите нам!
Теперь точно птицы прилетят и на своих крыльях весну принесут. А теперь развешивайте своих птичек на чудо-дереве!
Звучит музыка. Дети развешивают сувенирных птичек
на бутафорском дереве.
Зима: - Ну, что ж победили вы меня, видно и вправду мне пора уходить.
(Зима кланяется Весне в пояс).
Зима:
Совсем скоро придет твое время!
Царствуй Весна на славу!
Ведущая: - Попрощаемся с Зимой, помашем ей рукой!
Ну, а мы заводим веселый весенний хоровод!
(Дети и гости заводят хоровод под русскую народную музыку).
Хоровод «Веснянка»
Ведущая: - На Сретенье всегда пекли печенье не простое, а в виде разных домашних животных. Это печенье раскладывали в сараях, чтобы скотина водилась, не болела. В кладовых – чтобы много припасов было; в доме, на окнах, чтобы оно оберегало от сглаза, от болезней, несчастья.
- Вот и мы с вами пойдем чай пить с бубликами! Весну и гостей приглашаем!
Снежинка: А ещё махали с крыш самодельными бумажными птичками, а некоторые развешивали их на деревьях.
Друзья! 5 класс Поднимите птичек вверх и громко-громко повторяйте за мной закличку:
Жаворонки, прилетели к нам,
Красно летечко принесите нам!
Теперь точно птицы прилетят и на своих крыльях весну принесут. А теперь развешивайте своих птичек на чудо-дереве!
Звучит музыка. Дети развешивают сувенирных птичек
на бутафорском дереве.
Снежинка: 6 класс.
Поднимите птичек вверх и дружно кричите за мной:
Кулик, кулик, замыкай зиму,
Отпирай весну, красно летечко!
Молодцы. А теперь развешивайте своих птичек на чудо-дереве!
Звучит музыка. Дети развешивают сувенирных птичек
на бутафорском дереве.
Зима: 7 класс.
Жаворонок, жаворонок,
На тебе зиму, а нам лето!
Молодцы. А теперь развешивайте своих птичек на чудо-дереве!
Звучит музыка. Дети развешивают сувенирных птичек
на бутафорском дереве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по русскому языку на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Сретение».
Интегрированный урок по русскому языку на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Сретение». Цели:- познакомить с понятием «одушевлённые и неодушевлённые существительные»;- по...
Внеклассное мероприятие в начальных классах по теме : "Сретенье Господне"
Данное мероприятие знакомит учащихся начальных классов с ритуалами народного праздника Сретенье Господне....
Сценарий православного праздника "Сретение Господне"
Самый таинственный, загадочный праздник - Сретенье Господне. Он точно так же таинственен, как любая встреча. Мы никогда не знаем, что нас ждет при встрече с человеком. А когда человек встречается с Бо...
Внеклассное мероприятие "Сретение Господне"
Сценарий праздника по Основам православной культуры....
ПРАЗДНИК "СРЕТЕНЬЕ ГОСПОДНЕ"
Эта презентация поможет учителю рассказать о празднике СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ, который отмечают 15 февраля и символизирует встречу холодной зимы и жаркого лета.В народе этот праздник называют также первой ...
Сценарий праздника «Сретение»-2016 год
Выступление ребят перед прихожанами в церкви Покрова пресвятой Богородицы...
" Урок народной культуры. 15 февраля – Сретение, сустретенье, громницы."
Внеклассное мероприятие...