" Урок народной культуры. 15 февраля – Сретение, сустретенье, громницы."
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МКОУ «Средняя школа №1 г.Михайловки»
Урок народной культуры. 15 февраля – Сретение, сустретенье, громницы.
Ногина Валентина Александровна
Учитель начальных классов
г.Михайловка,2016г
Цель: воспитание любви к родному краю через обогащение знаний о его истории.
Задачи:
- Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.
- Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
- Способствовать развитию у детей навыков познавательной, творческой деятельности.
- Выработка умений по проведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Развивать у детей эмоциональное восприятие глубокой старины, воплощая его в пословицах, загадках, песнях.
Оформление: Православные праздники (стенд)
Первая встреча весны – Сретенье
Масленица - 2-я встреча Весны
Благовещенье (всегда 7 апреля) -3-я встреча Весны
Сценка Симеон Богоприимец.
Птолемей (со свёрнутым свитком в руках)
Я – царь Египта Птолемей.
Я всем известный книгочей.
Книги, что храню я в свитках,
Мне златых дороже слитков.
Велика библиотека,
Что я накопил от века.
День без книги праздно прожит,
Книга знанье моё множит.
Как я слышал от людей,
Жил на свете иудей
Авраам с женою Саррой,
Ветхий сам с женою старой.
Не было детей у них,
Бог же внял молитвам их –
И послал им сына Бог,
Сам придя на их порог,
Попросившись на постой
В виде Троицы Святой
Дивных Ангелов прекрасных,
Среброкрылых, лепогласных.
Ангел:
Ангелы сказали так:
Сын родится Исаак.
Сарра праведной была,
Исаака родила,
Хоть и ветхою была –
Дивны Господа дела!
И такая Книга есть,
Где могу про то прочесть.
Я великий книгочей.
Пригласил я толмачей,
Чтоб они мне, как могли,
Книгу Книг перевели.
(Входит Симеон, кланяется)
Птолемей: Переводчик, Симеон!
Будешь щедро награждён
Ты с другими мздой богатой:
Ты толмач семидесятый.
Часть свою из Книги Книг
Мне на греческий язык,
Будь так добр, переведи.
С Богом начинай, иди!
(Отдаёт ему свиток)
Симеон (берёт свиток): Богу послужить я рад
Без твоих, о царь, наград!
(Птолемей уходит, Симеон остаётся, берёт гусиное перо, зажигает свечу, садится)
Симеон: Всё могу я перевесть,
Есть талант, и опыт есть,
Лишь бы Небо помогло,
Заострить моё стило!
(Пока он разворачивает свиток, к нему сзади потихоньку подходит Ангел)
Симеон: Что за Книгу я открыл?
Сказано такое диво,
Будто Сына родит Дева
Именем Эммануил.
«С нами Бог!» то Имя значит.
Но сказать надо иначе,
Здесь ошибка мне видна:
Нет, не Дева, а Жена.
(Симеон пытается пером исправить текст, Ангел удерживает его за руку)
Ангел:
Симеон! О дерзновенный!
Стих ты богодухновенный,
Вижу, чуть не изменил!
Не пиши Жена, но Дева
Родит Сына – всем на диво –
Именем Эммануил.
Всем на диво, во спасенье
Всех людей, во искупленье
Всех грехов, для воскресенья
В Царстве Божьем всех людей,
Кто идти за Ним восхочет,
Веру кто в Него упрочит,
Всяк – не только иудей!
Ты же за своё сомненье,
Будешь смерти ждать с томленьем,
Много-много лет и дней.
Жди же ты Богоявленья,
Рождества, Его Рожденья!
Этот день ещё далече –
Жди ты Сретенья, жди Встречи
С Самым Дивным из детей.
(Ангел уходит)
Симеон: (заложив руки со свитком и пером за спину, начинает ходить по кругу, с каждым кругом, становясь всё более согбенным)
Годы мне легли на плечи.
Жизнь красна, но тяжела.
Где же жизни моей вечер?
Дивны Господа дела!
Где же жизни моей вечер?
Жаждой смерти я томим.
Боже, как я жажду Встречи
Со Спасителем моим!
Где же жизни моей вечер?
Жаждой смерти я томим.
Боже, как я жажду Встречи
Со Спасителем моим!
(К нему сзади подходит Ангел, касается его плеча, Симеон оборачивается)
Ангел: С Вестью я пришёл Благою –
Дева Сына родила!
И пришёл я за тобою –
Дивны Господа дела!
Ты Младенца восприимешь,
Ты Его увидишь сам!
И одежды мира снимешь –
Поспешим скорее в Храм!
Ведущий: Сегодня на очередном уроке народной культуры мы поговорим о Празднике Сретения Господня, отмечаемого 15 февраля (по старому стилю – 2 февраля). Он относится к числу великих двунадесятых праздников Православной Церкви. В восточных странах Сретение известно с IV в., а на Западе – с V в.
На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Праздник установлен в память об описанной в Евангелии от Луки встрече, которая произошла на 40-й день после Рождества Христова. В тот день Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца.
По ветхозаветному закону женщине, родившей мальчика, в продолжение 40 дней (если девочка — 80) было запрещено входить в храм. Ей следовало принести Господу благодарственную и очистительную жертву: благодарственную — годовалого ягнёнка, и во оставление грехов — голубку. Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных».
Пресвятая Дева Мария не нуждалась в очищении, потому что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. Однако из смирения и дабы исполнить закон, она пришла в храм. Очистительной жертвой Богородицы стали 2 голубка, поскольку семья была бедной.
В храме Богородицу и Иосифа встретил праведный Симеон, один из переводчиков Священного Писания Ветхого Завета с иврита на греческий язык. По-древнееврейски Симеон означает «слышание». Будучи молодым, он трудился над переводом книги пророка Исайи, усомнился в предсказании о том, что Христос родится от земной женщины. Он даже хотел исправить текст, но в это мгновение Симеону явился ангел и сказал, что за его сомнение он не умрет до тех пор, пока своими глазами не увидит Спасителя.
Обратив взор на Младенца, праведный Симеон понял, что это и есть долгожданное чудо. Святой взял его на руки и сказал следующие слова: «Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов…».
В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова. Горожане за вдохновенные речи о Боге называли её Анна-пророчица. Она поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля.
По свидетельствам истории, с 544 г. в Византии было принято решение отмечать Сретение Господне более торжественно, т.к. на страну один за одним обрушивались несчастья: природные катаклизмы, неизвестные болезни, уносившие по несколько тысяч человек в день. Христианам было знамение, после которого они торжественно совершили всенощное бдение и крестный ход, и вскоре бедствия прекратились, а в благодарность Богу Сретение стало отмечаться с большими почестями.
С V в. на Востоке укоренились наименования праздника: «праздник Встречи» (Сретение), а на Западе он назывался «праздником Очищения» до 1970 г., позже «Праздник Жертвования Господнего».
В Римско-католической церкви праздник Очищения называется светильник, праздник Божией Матери Громничной (праздник Огненной Марии, Громницы).
В России после 1946г. в требниках стали печатать Чин освящения свечей на Сретение Господне, и это было связано с переходом из унии населения областей Западной Украины и Белоруссии. Обычай освящать церковные свечи перенесён в Православную церковь от католиков в XVIIв., когда митрополит Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий». Эти свечи назывались громницами.
Обряд освящения свечей на сретенской службе восходит к древнему обычаю Римской Церкви совершать процессии с зажженными свечами или факелами в праздник Сретенья. В сретенских молитвенных песнопениях содержится просьба христиан о том, чтобы горящие свечи своим светом разогнали мрак ночи и незнание в наших душах. Сретенская свеча – символ просвещенности и благословления души Святым Духом. Её крутили из воска, собранного с 8-10 крестьянских дворов.
Звучит песня «Ныне отпущаещи…», на экране икона с изображением Сретения Господня
Главной святыней Сретения Господня является икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение: на всех иконах Сретения ключевым действием является изображение передачи Пречистой Девой Младенца на руки Симеону, при этом за спиной её – праведный Иосиф, который держит в руках несколько голубей, а позади всех – пророчица Анна. Это была встреча не только святого Симеона с чудом, которого он ждал всю жизнь, но и встреча Спасителя со всем миром.
Богоматерь изображена стоящей на облаке с 7-ю пронзившими сердце мечами: по 3 справа и слева и один внизу. Существуют и поясные изображения Богородицы. Число 7 означает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни. Иногда образ пополнен изображением на коленях Богоматери умершего Богомладенца.
Ученица: Ветер, весенний предтеча,
Развеял снежные сны.
Сретение — первая встреча —
Встреча зимы и весны.
Оттепель. Капает с крыши,
В полдень запел петушок.
Кажется, где-то слышен
Весны золотой рожок!
Учитель1: Праздник Сретение приходится на середину февраля и считается в народе первой встречей зимы и весны. В середине февраля уже чувствуется дыхание близкой весны: случаются оттепели, звенят первые робкие капели, оседают сугробы, радостно чирикают воробышки.
По этому празднику определяли сроки начала весенних полевых работ. О чём свидетельствуют народные приметы:
На Сретенье — зима с весной и летом повстречались.
Какова погода на Сретение — такова весна будет.
Покров - не осень. Сретенье - не зима. На Сретенье кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает, т.е. ждали ещё морозов.
Если на Сретение будет оттепель — к ранней теплой весне.
На Сретение снежок — будет затяжная и дождливая весна.
Если холода придут — жди весну позднюю и холодную.
Если курица напьется у порога воды — весна будет ранняя и теплая.
Солнце на лето, зима на мороз. При этом примечали: если солнце перед закатом выглянет сквозь облачную наволочь, то прошли последние морозы; если же солнце вовсе не покажется — ожидай строгих власьевских морозов 24 февраля.
Если на Сретенье напьется петух воды - наберется пахарь беды, т.е. зима затянется. Если с вечера в канун Сретения небо будет усеяно звездами, то и весна пожалует позднее обыкновенного.
От имени праздника Сретения в народе последние зимние морозы и первые весенние оттепели называются Сретенскими.
Учитель 2: В этот день особенно заботились о домашней птице, скотине, семенном зерне и плодовых деревьях. О чём свидетельствуют народные поговорки:
Если в Сретенье метет снег, то хлеб уродится, а если будет тихо и красно, то летом будет хорош лен.
На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних.
На Сретение капель — урожай пшеницы.
На Сретенье ветер — к плодородию фруктовых деревьев. Считалось, что ветер отряхивает нечисть с деревьев, что должно обеспечить урожай фруктов. В связи с этим был распространен обычай после сретенской заутрени трясти руками фруктовые деревья. Обязательно белили стволы плодовых деревьев, чтобы уберечь их от солнечных ожогов в марте.
Корми в сретенье кур овсом — весной и летом будешь с яйцом. В этот же день хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы они были яйценоскими.
Крестьяне обычно в этот день делали расчет запасов хлеба, сена, соломы и других кормов: уложились ли они в половину, а если нет, вносили поправки в кормушки, да и сами затягивали пояса.
Ведущий: Ходили в народе поверья и обычаи:
Сретенская оттепель напоминала рачительному хозяину, что пора начинать починку сельскохозяйственного инвентаря. Для этой работы отведен был в народном календаре специальный день - следующий за Сретением (16/3 февраля) и назывался Починки.
В Починки день встает чуть свет - чинит сбрую летнюю да борону столетнюю.
Починки – по сохе поминки.
В этот день начинали готовить семена для посева, осматривали сбрую, начинали выгонять скотину из хлева в загон - для разминки и пригрева.
В день Починок варили особое кушанье – «саломату», которую ели всей семьей после осмотра сараев и конюшен: «Приехала саломата на двор, разминай Починки».
А ещё пекли блины, круглые, золотистые – они символизировали Солнце, этим призывали его возвращение. Также пекли баранки или печенье в виде животных, кормили ими домашний скот, чтобы предохранить от болезней.
Сретенская вода из снега считалась средством от недугов и жизненных напастей. Особенно ценилась стекающая с крыш талая вода. На этой воде замешивали тесто и делали коржи, которые давали при болезнях людям и домашним животным.
Освященную в этот день в церкви воду давали пить умирающему, а также пользовали ею тяжело больных. Этой же водою окропляли отправляющихся в путь.
На Сретенье крестьяне обходили свои дома с иконой Сретения Господня или Спаса. При внесении иконы в дом после обхода вся семья становилась на колени и молилась: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас».
Широко распространено было поверье о том, что нельзя ездить в дальний путь на Сретение: могут приключиться по дороге всякие напасти.
В Сретение свечам-громницам в народе приписывалась способность отгонять бесов, гром и молнию, дождь и град. Зажжённую на праздничной службе свечу нужно было нести до дома. Считалось, что у кого свеча не потухнет, а так же у кого на руки не упадёт 3 капли воска, тот будет весь год счастлив.
Во время грозы, во избежание удара молнией, старались зажечь громницу.
Сретенскую свечу давали в руки умирающим, чтобы отогнать нечистую силу.
Крестьяне в праздник поджигали друг другу крестообразно волосы, считая, что это помогает от головной боли
Крестьяне возвращались из церкви с зажженной «громницей» и гадали по ней, а также совершали обряд обнесения: хлеба и свечи вокруг стола.
Сретенскими свечами-громницами отгоняли лихоманок.
Лихоманки — демоны болезни в облике женщин. Это 12 крылатых сестер, чахлые, заморенные всегда голодные девы, иногда даже слепые и безрукие с говорящими именами Трясея, Огнея, Озноба, Гнетея, Грудица, Глухея, Лонея (Костоломка), Пухнея, Желтея, Корчея, Глядея и, наконец, Невея — всем лихорадкам старшая сестра. Считалось, что лихорадки томятся в подземельях в цепях и вылетают лишь тогда, когда им удается избавиться от оков. Они вселялись в людей и начинали их трясти, расслаблять суставы и ломить кости. Измучив одного человека, лихорадка переходила в другого. Она целовала жертвы, и от прикосновения ее уст человек тут же заболевал. У кого губы обметаны болезнью, о том в народе говорят: «Лихоманка поцеловала». Славяне верили в существование 12 сестер-красавиц — весенних лихоманок и 12 костлявых старух — лихоманок осенних.
В день Сретения наши предки поклонялись Солнцу: совершали обряды встречи и приветствия светила, призывали тепло. А когда Солнце оказывалось в зените, сжигали куклу, сделанную из соломы – так называемую, Ерзовку. Она олицетворяла собой Дух Огня и бога Любви. Её украшали дарами и подношениями – цветами, красивыми лентами, праздничными одеждами, люди обращались к ней с просьбами о благополучии и процветании. Считалось, что своим горением Ерзовка уничтожает холод, приносит теплое лето и хороший урожай. А влюбленные обращались к ней за помощью в любви и с просьбами о счастье в доме.
Игровая программа «Сретенье — зима с весной встретились».
Учитель 1: Однако Сретение в традиционном сознании связывалось с представлением о том, что в этот день происходит встреча зимы и лета. Крестьянские дети с утра обращались к солнышку и просили его поскорее взойти, и весну принести. Если оно проглядывало через тучки, то дети радостно сообщали всем о состоявшейся встрече зимы с весной. Дети утром окликали солнце, чтобы скорее взошло, весну принесло.
Дети поют заклички:
1.Мороз красный нос, вот тебе хлеб и овёс.
А теперь уходи подобру-поздорову.
2.Весна, Весна Красна!
Приди, Весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
3.Весна-красна! На чем пришла?
На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочке,
Ржаном колосочке
Весна-красна! Что ты нам принесла?
Красное летечко.
4. Солнышко, повернись!
Красное, разожгись!
С весною красною вернись!
Красно солнышко,
В дорогу выезжай
Зимний холод прогоняй!
Ведущая. Давайте теперь все вместе весну, да солнышко позовем, для этого песенку споем!
Дети и гости поют, приговаривают.
Закличка: «Солнышко-ведрышко…»
Солнышко-ведрышко, выгляни, красное, из-за царь-горы!
Выгляни, солнышко, до вешней поры!
Видело ль ты, ведрышко, красную весну?
Встретило ли, красное, ты свою сестру?
Видело ли, солнышко, старую ягу.
Бабу ли ягу - ведьму зиму?
Учитель 2: В народе праздник Сретенье издавна воспринимался, как первая встреча весны, когда «зима с весной встретились», «старая зима с молодой весной борются». На Руси устраивали игрища -«зимоборы», когда сходились молодцы на борьбу силой помериться, а народ – посмотреть.
Игра-конкурс «Лопни шар» одним нажатием (мальчики)
Учитель1: Сегодня праздник — Сретение или Встречение. Сегодня зима с весной встречаются, борются. Кто победит, тому и идти вперёд.
На сцену под музыку выходит Зима и 2 Снежинки (танцуют танец снежинок)
Зима: Здравствуйте, ребята. Это я, Зимушка-Зима, в гости к вам пришла.
Учитель 1: Зима, где ты была?
Зима: В мешке стужу несла,
На землю холод трясла.
У реки гостила,
Во всю реку мост мостила.
У избы побывала,
Окна все разрисовала.
По полям, лесам ходила
Белой шубой всё накрыла,
Дороги снегом замела
И сугробы нагребла.
Учитель 2: Сегодня зима с весной встречаются, борются, кто одолеет, тому идти вперёд. И в наше время в это праздник устраиваются народные гуляния. Люди поют песни, танцуют, водят хороводы.
Зима: И я хочу вас пригласить в хоровод, который называется «Зимушка проходит».
Дети с зимой водят хоровод.
1. Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит, (Идут по кругу, руки подняли высоко вверх)
Люли, люли, проходит. (2 раза) (Хлопают в ладоши, повернувшись в круг)
2. Снег и холод прочь уводит,
Весну красную приводит, (Идут по кругу, руки опускают до земли)
Люли, люли, приводит. (2 раза) (Хлопают в ладоши, повернувшись в круг)
3. Встает солнышко пораньше,
Светит красное подольше, (Идут по кругу, Руки подняты вверх к солнышку)
Люли, люли, подольше! (2 раза) (Хлопают в ладоши, повернувшись в круг)
4. Теплый луч на снег бросает,
От него снежок растает, (Идут по кругу, руки вперед вкруг, приседают по ходу)
Люли, люли, растает! (2 раза) (Хлопают в ладоши, повернувшись в круг)
5. Почернеет на дорожках,
Побежит ручьем в канавках, (Идут по кругу, бегут крест на крест)
Люли, люли, в канавках. (2 раза) (Хлопают в ладоши, повернувшись в круг)
6. Прощай, саночки-саночки,
Наши зимние дружочки, (Идут по кругу, разошлись на расстояние)
Люли, люли, дружочки! (2 раза) (Хлопают в ладоши, повернувшись в круг)
7. Прощай, зимушка-старушка,
Ты, седая холодушка, (Идут по кругу, сходятся к центру)
Люли, люли, холодушка! (2 раза)
( Хлопают в ладоши, повернувшись в круг)
Учитель 1: Недаром говорят: «Зима весну пугает, да все равно тает!» А где же весна? Давайте позовём её, ребята.
Все: Приди к нам, весна!
Звучит музыка. Выходит Весна, красивая, нарядная, в венке из цветов, с зелёной ветвью в руках, с нею 2 девочки-веснянки в цветастых платьях, в веночках, (танцуют танец).
Весна: Здравствуйте, ребята!
Здравствуй, Зимушка-Зима!
Здравствуйте, Снежинки!
Зима: Весна, давай устроим соревнование и узнаем, кто из нас сильнее сейчас. А помогут нам ребята.
Весна: Правильно! Ребята, вы же мне поможете лютую зиму побороть?
Зима: Кто знает приметы зимы? Снежинки, помогите! Приметы назовите.
Зима снежная — лето дождливое.
Зима морозная — лето жаркое.
Зимой собаки валяются — будет метель.
Воробьи чирикают — будет тепло.
Весна: А мои друзья знают весенние приметы? Веснянки, помогите. Приметы назовите.
Весной дождь — много хлеба.
Весной сверху печёт, снизу морозит.
Весна и осень на дню погод восемь.
Зима: А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки на зимнюю тему, попробуйте их отгадать:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Бело-коса, белолица.
Как махнула рукавом
Все покрылось серебром. (Зима и зимние месяцы).
Растёт вниз головой,
Не летом растёт, а зимой.
Солнце припечёт,
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Старый дед во сто лет
Мост помостил на всю реку,
Молодая пришла,
Весь мост размела. (Мороз, лёд, весна)
Летит – молчит, лежит – молчит,
Когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей (Снеговик).
Весна: А теперь мои отгадайте-ка!
Была белая да седая,
Пришла зелёная да молодая. (Зима и весна)
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март).
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май)
У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник).
Учитель 2: Ребята, в этот праздник не только пели песни, танцевали, водили хороводы, но и играли в различные игры и забавы.
Весна: Я вас приглашаю сыграть в игру, которая называется «Заря-заряница»
1 вариант. Весна держит обруч с лентами, за концы которых берутся дети. Они идут по кругу и поют:
Заря-заряница,
Красная девица.
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Водящий в это время идет в противоположном направлении за спинами детей. Когда песня заканчивается, он дотрагивается до плеча ребенка, возле которого остановился. Дети говорят:
«Раз, два, три, не воронь, Беги как огонь!»
Водящий и выбранный им ребенок бегут в противоположные стороны. Выигрывает тот, кто первым возьмется за ленту.
2 вариант. Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!
С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется.
Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.
3вариант. Выбираются 2-е водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют:
Заря-заряница, Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Один, два, три – не воронь,
А беги, как огонь!
На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.
Зима: Скоро мне прощаться с вами
Весна: Ну а мой придет черед
Зима: Потому что происходит
Весна: Так, ребята, каждый год!
Зима: На прощанье поиграем
Весна: Встанем в дружный хоровод
Зима: Водим хоровод Зимою
Весна: И ведем его весною.
Ведущая: Все скорей вставайте в круг,
Чтобы всем хватило рук,
Чтоб хватило места всем,
Встанем рядышком совсем!
Игра –хоровод «ВПЕРЕД 4 ШАГА» (Игра повторяется несколько раз, с каждым разом ускоряется)
Вперёд 4 шага, назад 4 шага -
кружится, кружится наш хоровод.
Ножками потопаем, ручками похлопаем,
Глазками помигаем, а потом попрыгаем!.
Ведущая: Все садитесь по местам
Дарим мы подарки вам!
Зима: сосульку от зимы
Весна: и печенье от весны.
ЗИМА И ВЕСНА ДАРЯТ ДЕТЯМ СЛАДКИЕ ПОДАРКИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-исследовательская работа «Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»
Тема:«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре» Цель исследования:Пробудить интерес детей к русской народной культуре.Задачи исследования:Познакомит...
Мастер-класс Интегрированный урок по курсу «Истоки» и предмету «Народная культура» в 4 классе
Тема. Традиции дела. Ремесленники. Народные промыслы РоссииЦель урока: познакомить детей с русскими народными промыслами, наполняя категорию «традиции дела»Ход урока.1. Организ...
Уроки народной культуры. Масленица.
В программу внеклассной работы «Уроки народной мудрости» по изучению народной и православной культуры, органично вливающуюся в учебный материал и систему внеклассной деятельности, ...
Уроки народной культуры. Масленица.
В программу внеклассной работы «Уроки народной мудрости» по изучению народной и православной культуры, органично вливающуюся в учебный материал и систему внеклассной деятельности, ...
Статья "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ"
Данная статья определяет ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры....
Программа интегрированного курса обучения по народной культуре "Народный календарь - месяцеслов"
Программа расчитана на изучение истории наших предков, их обычаев и традиций....
Мастер-класс «ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ АНАЛИЗЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ НА УРОКАХ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Методы и приемы работы при анализе русской народной сказки...