Классный час "День Земли"
классный час (3 класс) на тему
Данная работа содержит обширный материал для проведения мероприятия экологического характера и раскрывает вопросы бережного отношения к Земле. Материал можно использовать при проведении меро- приятий экологического характера. Методическая разработка может представлять интерес для учителей начальных классов и воспитателей. Прилагается мультимедийная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_zemli.docx | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия №3 г. Горно-Алтайска»
Разработка внеклассного мероприятия
Тема: «День Земли».
Выполнила: Казанцева
Елена Борисовна
учитель начальных классов
г. Горно- Алтайск
Аннотация
Данная работа содержит обширный материал для проведения мероприятия экологического характера и раскрывает вопросы бережного отношения к Земле. Материал можно использовать при проведении меро- приятий экологического характера. Методическая разработка может представлять интерес для учителей начальных классов и воспитателей. Прилагается мультимедийная презентация.
Содержание
- Аннотация 1
- Содержание 2
- Введение 3-4
- Основная часть 5-14
- Заключение 15
- Список использованных источников 16
- Приложения
Введение
« Нужно, чтобы ребёнок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения, будущее человечества окажется в серьёзных руках»- писал профессор М.М.Камшилов.
Человек- часть природы: он не может вне её, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле.
Экологическая культура- это часть общей культуры личности. Поэтому ознакомление с природой является одним из средств всестороннего развития и воспитания.
Экологическое воспитание в школе нужно осуществлять, начиная с младшего школьного возраста и заканчивая лишь в старших классах. Так как в школе нет отдельного предмета по экологии, то лучшей формой проведения занятий по данному направлению являются внеклассные занятия. На внеклассных мероприятиях по экологическому воспитанию учитель должен призвать учащихся задуматься над вопросом, что будет представлять собой наша планета после нас, будет ли это гора мусора или зеленый лес, отравленная речка или голубое озеро, продукты из закрытых теплиц или свои овощи с грядки.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы научить детей вести экологичный образ жизни. Конечно, учащиеся должны понять, что это требует от человека сознательного отказа от некоторых удобств цивилизации и потери части комфорта. Но взамен этого человечество приобретет чувство собственной значимости в деле сохранения планеты, а также каждый человек получит уверенность в том, что делает важное и нужное дело, в том числе не только для себя лично, но и для будущих поколений. Начинать экологически воспитывать учащихся нужно как можно раньше. Именно в младшем школьном возрасте ученики готовы воспринимать экологические нормы. Чем раньше поймет ребенок, что мусор нужно выкидывать только в урну, тем проще ему будет в дальнейшем поддерживать экологически правильный образ жизни.
Во время классного часа вместе с детьми следует вспомнить о том, какие широкие возможности для проявления заботы о природе им предоставляются.
КЛАССНЫЙ ЧАС «ДЕНЬ ЗЕМЛИ»
Если каждый человек на куске земли своей
сделал бы всё, что он может, как прекрасна
была бы земля наша.
А.П.Чехов.
Цель: Обучение экологичному образу жизни.
Задачи: 1. Формировать первоначальные представления учащихся об экологии и ее роли в жизни людей, дать информацию о Всемирном Дне Земли (22 апреля).
2. Способствовать формированию и развитию основ экологической грамотности, развивать умение рассуждать, анализировать, сопоставлять.
3. Воспитывать чувство сопереживания природе, чувство ответственности за поступки людей по отношению к Земле, воспитывать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды.
Ход классного часа:
Ведущий:
Все мы с вами живем на прекраснейшей планете Земля.
Наша планета – Земля – неповторима. Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней живем мы. У каждого человека, живущего на Земле, есть свой день- день его рождения. У Земли тоже есть свой день- День Земли. Он отмечается 22 апреля. И наш классный час мы посвятим нашей планете Земля.
Мы речь свою здесь поведем о том,
Что вся Земля – наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
Давайте же докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Нам кажется, что Земля наша огромна и необъятна. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа (это два урока и маленькая перемена) можно облететь на космическом корабле. Так что нам надо хорошо знать, любить и беречь дом, в котором мы живем
Слайд 1
Итак, слушайте внимательно, смотрите зорко, говорите смело, действуйте ловко, потому что наша сказка начинается.
В некотором царстве, в некотором государстве жила - была одна мудрая матушка , а звали её Землёй. Было у неё много - много детей. И чем больше у неё их становилось, тем сильнее она радовалась и от этой радости становилась всё больше и больше. Детей надо было кормить, поить, обогревать, поэтому ей приходилось много трудиться, а от этого она становилась всё круглее и круглее, как мяч - вот такой.
ИГРА «УГАДАЙ»
- Ребята, посмотрите, и скажите, кто же является детьми доброй, мудрой матушки - Земли? Таблички на доске: ТЕРАСНИЯ , ВОТЖИНЫЕ, ДИЛЮ (Ответ: растения, животные и люди)(ВЫВЕШИВАЮТСЯ ТАБЛИЧКИ С НАЗВАНИЯМИ «ДЕТЕЙ»)
Ведущий:
Трудно ей было за всеми детьми уследить. И сказала она тогда одним:
- Вы живите всегда на одном месте, там ,где родились и с него не сходите. А расти будете вглубь, ввысь и вширь.
- А вам даю я крылья, ноги, лапы, плавники, чтобы могли вы передвигаться- сказала она другим.
Не зря звали матушку Землю мудрой. Всем своим детям она придумала работу, каждому свою. Тем, кто остался на своём месте , она строго сказала. : « Живите дружной семьёй , ешьте, пейте, дышите, но помогайте жить другим. Накормите, обогрейте, очистите воздух для дыхания, дайте дом для жилья тем, кто бегает, прыгает, лазает, летает. А вы, дети мои - зрячие, говорливые, осторожные, пугливые, бесстрашные , добрые и забавные- сказала она другим- будете передвигаться и следить, чтобы у ваших бессловесных друзей кладовые всегда были полны пищей. Помогайте им расселяться, содержать их дом в чистоте и порядке. Помогайте друг другу во всём.
ИГРА «ДЕТИ МАТУШКИ ЗЕМЛИ»
- Кому из своих детей Земля велела всю жизнь не сходить с места? (Растениям)
- А кто из детей получил лапы, крылья и плавники? (Животные)
- Все дети матушки Земли перепутались. Раздели их на группы.
Ведущий:
И стали животные с растениями жить в мире и согласии. Земля щедро давала своим детям свежий воздух и чистую воду. Она покрыла свои камни слоем почвы, чтобы её дети могли кормить себя, выращивая на ней нужные растения. А человека она попросила быть верным помощником и защитником и другом природы.
Слайды 2-5
- Но шли годы и человек забыл, о чём просила его матушка Земля. И все дети земли стали жаловаться на него своей доброй матушке. Долго терпела она, жалела человека, но всё тяжелей приходилось её остальным детям, да и для самой матушки Земли настали тяжёлые дни.
Включается запись, воспроизводящую биение сердца: вначале тихо,
Затем громче, громче, постепенно начинает затихать, и на этом фоне раздается стонущий голос Земли.
Земля:
Я – Земля. Я – Земля. Я – Земля!
Усталость моя беспредельна!
О стоне моем не взыщите.
Хоть кто-то услышит биенье
Уставшего сердца в зените?
Пауза. Стук сердца продолжается.
Земля.
Люди моей планеты!
Люди моей планеты!
Планета в опасности!
Земляне! Вы слышите меня?!
Придите на помощь!
Слайды 6-7
Ведущий:
Наша планета - человеческий дом.
Ну, как ей жить под дымным колпаком,
Где грязная канава - океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
Вот она летит, маленькая, какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая,
Вот она плывёт! Холодом небо веет.
Всё ещё живёт! Всё ещё людям верит!
Вот она плывёт сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовёт, просит прийти на помощь,
Просит прийти на помощь! (2 раза)
- Ребята, что плохого сделал человек Земле?
Оказывается, не только сама Земля просит помощи. Жалуются на человека все дети Земли- растения, животные. И просит нас о помощи Земля не случайно, потому что только вы, ребята, можете спасти её верных помощников - воду и воздух и её детей.
Давайте посмотрим, на что жалуется вода. (Записка в кармашке , приклеенного к реке на картине) Читает ведущий на фоне нескольких слайдов по тексту.
Слайд 8-11
(Дорогие ребята! Для воды настали трудные дни. Вы уже на матушке- Земле не найдёте реку или озера, из которых могли бы выпить чистой воды. И всё это сделал человек! И за что? За то, что я всё время трудилась: людей и животных поила, тащила лодки,; рыбу, гусей и лягушат растила .
Но вот на моих берегах появился человек и начал он уничтожать мои чистые и голубые воды. Лил в реку любую грязь, бензин, банную воду и выбрасывал в меня , что ни поподя. Мыл лошадей и машины, не стесняясь, прямо в воде стирал бельё, поил коров, брал глину и песок, ставил сети и уничтожал растения на моих берегах. От всего этого погибло во мне много разной растительности и живности в воде.
Сейчас в ней всякий хлам
И ржавь и слизь
Зелёная и хвощ болотный вылез…
Как будто люди целью задались убить меня
И своего добились…
Но ни одному не пришло в голову очистить реку, развести в ней рыбу, укрепить и украсить её берега. Прошу вас, помогите! Воду спасите!»
- Ребята, как мы можем спасти воду?
Физкультминутка
Закройте глаза и представьте, что мы стоим на берегу чисто реки.
У нас над головой общая крыша – голубое небо.
У нас под ногами общий пол – земная поверхность.
У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко.
У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи, океаны, моря и реки.
И вентилятор у нас тоже один на всех – ветер-ветрило.
Ведущий:
- А сейчас отгадайте загадку и скажите, о чем у нас пойдет речь дальше?
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной.
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой.
(Небо).
Письмо из кармашка на картинке с изображением воздуха.
« Матушка Земля, о моих бедах расскажи сама. Я от горя и забот так устал, что совсем седым уж стал.»
Ведущий:
Всё живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым.
К сожалению, люди не всегда заботятся об этом. Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха. Ученые работают над этой проблемой.
- А что же мы можем сделать, чтобы воздух стал чище?
Слайды12-15
(Садить деревья, не жечь мусор).
- Хорошо очищают воздух растения. Они задерживают своими листьями пыль и сажу. Растения выделяют кислород. Вот почему так легко дышится там, где много зелени.
Я вижу, что каждый из вас думает, что могу сделать я? Ребята, даже один человек может сделать очень много, если он очень захочет это что-то сделать.
Не верите? Тогда послушайте одну чудесную историю
Слайд 16
Посмотрите на этот портрет. Это Джон Мортон. Он переехал жить на пустынную землю, где почти не было деревьев. Не понравилось ему жить в таком неприятном месте и он устроил день посадки деревьев. Позвал в этот день много людей и даже предложил выдавать призы тем, кто посадил больше деревьев. Людям так понравилось , что их некрасивая пустынная земля превратилась в зелёный уголок, что они стали каждый год в день рождения Мортона собираться и высаживать деревья и назвали этот день «День Земли»
Слайд17
- 22 апреля - Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха.
Слайд18
В этот день на всей земле звучит колокол мира, который призывает люде делать добрые дела. Он был отлит из монеток, которые собрали дети из 60 стран, а взрослые отдали свои медали. Надпись на колоколе «Пусть будет мир во всём мире». А всё началось с одного человека.
- Можете ли вы представить нашу Землю без деревьев, кустов, цветов? Наши леса – без голосистых птиц, зверей? Наши поля – без полосатых пчел, стрекоз, бабочек?
Из-за того, что лесов становится все меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают растения и животные, болеют люди. Но растениям и животным приходится трудно и по другой причине: люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда и просто так, ради развлечения. Многие растения и животные стали редкими или совсем исчезли
Ученик:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Ведущий:
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
- Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
- Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
- Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
- Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
- Если сильно насорю и убрать забуду, (нет)
- Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
8.Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Ученики- чтецы
1. Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
2. Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
3. Давайте будем беречь планету -
Другой такой на свете нету.
4. Развеем над нею тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
5. Беречь будем птиц, насекомых, зверей
От этого станем мы только добрей.
6. Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами.
Зелёный десант
- Ребята, какое я давала вам задание?(Найти на территории школы больные деревья)
- Как можно помочь плачущим деревьям? (Залепить раны варом, пластилином, глиной) Это мы и сделаем чуть позже, на перемене.
Итог урока.
Ведущий.
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
-Ребята, если мы уже сейчас будем не только знать, но и выполнять правила поведения в природе, окружающий нас мир природы станет богаче.
Ведь бумага, брошенная вами, будет лежать более 2 лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – более 1000 лет.
Берегите нашу прекрасную Землю!
Поздравление планеты с днем рождения. Обещание никогда не делать ей зла.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Основы экологической культуры следует закладывать у детей с раннего возраста и до окончания школы. Познание ими сегодняшнего мира в значительной мере будет способствовать охране природы в мире завтрашнем. При усвоении детьми экологических знаний , воспитании бережного отношения к природе существенную роль играют внеклассные и внешкольные формы работы. Разработка внеклассного мероприятия направлена на развитие у детей интереса к природе, воспитание потребности принять личное участие в сохранности окружающей среды.
При разработке классного часа большое внимание уделялось вопросу охраны природы, формированию представлений о правилах поведения человека в окружающей среде.
Формы и методы подачи материала подобраны с учётом психологических особенностей детей младшего школьного возраста , обучающихся в коррекционной школе. В занятии используются игры, сказки, стихи.
Насыщенность занимательным материалом вызывает у детей внимание, любознательность, позволяет глубже изучить окружающий мир.
Список использованных источников
1. Беззащитный океан: Учеб. пособие по экологии для шк./Под ред.А.Агеева. – Волгоград: кооператив «Книга», «Международный Центр просвещения «Вайланд-Волгоград», 1994.
2. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2006.
3. Педсовет№3 2011г
4.Праздник – ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия. 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2006.
5. Тревоги пятого океана: Учеб. пособие по экологии для шк./Под ред.А.Агеева. – Волгоград: кооператив «Книга», «Международный Центр просвещения «Вайланд-Волгоград», 1994.
6. Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 1-3 классы. Методическое пособие с электронным приложением. Сост. Е.С. Галанжина. – М.: «Планета», 2010.
7.Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста (Пособие)часть 1.Новосибирск: РПО СО РАСХН, 1994.
8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Земля отцов - моя земля"
разработка классого часа посвящена празднованию 74 летия Краснодарского края....
Разработка классного часа "Земля отцов - моя земля!"
Огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты. Одна из важнейших в их ряду – День образования Краснодарского края. Классный час «Земля отцов – моя земля!» ...
Классный час: "Земля отцов -моя земля"
Краеведение . 2-4 классы Устный журнал. Земля отцов -моя земля. Цель:Помочь увидеть красоту и неповторимость родного края. Расширение кругозора, наблюдательности. Воспитание чувства настоящего ...
Классный час "Земля отцов - моя земля!"
Классный час предназначен для учащихся 1 класса. Данная разработка урока способствует развитию интереса детей к изучению истории своей малой родины....
Классный час "Земля отцов- моя земля"
Цели: -Познакомить с географическим положением Краснодарского края, показать красоту родного края его природных богатств....
Классный час "Земля отцов - моя Земля".
Цель: Продолжить знакомить учащихся с историей и природой малой родины. Развивать творческое мышление, воображение учащихся через образную подачу материала.Задача: Воспитывать чувство...
Презентация к классному часу "Земля отцов - моя земля"
История улиц Новороссийска, Атамань - этнокомплекс, олимпиада....