Классный час "Праздник хлеба"
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Праздник Хлеба.
Внеклассное занятие
провела учитель начальных классов МБОУ Авдеевской СОШ Сидорова Татьяна Николаевна
Цели и задачи:
- Расширить знания учащихся о производстве хлеба, о труде хлеборобов.
- Развивать устную речь учащихся, имение слушать других.
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу.
Оформление класса :
Рисунки, поделки детей, выставка сочинений, книжек – малышек. Каравай на подносе, колосья ржи, иллюстрации зерновых культур, карточки с пословицами, с профессиями, плакаты о бережном отношении к хлебу.
Презентации детей и учителя.
Сценарий праздника
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте дорогие гости! СЛАЙД
Всю четверть мы готовились к празднику Хлеб – всему голова! Рисовали рисунки, делали поделки, учили песни, писали сочинения, читали книги о хлебе.
Как вы думаете, почему наш праздник так называется?
Дети читают стихи
Прожить не трудно без котлет,
Кисель не часто нужен,
Но плохо если хлеба нет
В обед, на завтрак, в ужин.
Он – царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне
Средь блюд различных хлеб стоит
В почете посредине.
Ему десятки тысяч лет.
Веками бились люди,
Пока не стал таким наш хлеб,
Каким лежит на блюде.
Его найдешь ты на столе
У римлян и у грека,
В войну, в годину лютых бед,
Спасал хлеб человека.
И ныне кормит хлеб людей-
Врачей, солдат, рабочих.
И этот дар земли своей
Должны беречь мы очень!
История возникновения хлеба: СЛАЙД
По мнению учёных, открытие хлеба состоялось 16 тыс. лет назад и изобрели его египтяне. Именно тогда человек начал собирать и культивировать хлебные злаки. Правда, вначале, он ел зёрна в натуральном виде. Лишь позднее кулинары каменного века научились растирать и смешивать зерно с водой. Появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Конечно, он нисколько не походил на тот, который мы едим: хлеб был жидким.
Считается, что способ приготовления хлеба из кислого теста был открыт примерно пять тысяч лет назад в Древнем Египте. А помог этому случай. Вроде бы подкисло тесто по недосмотру раба, приставленного к кухне, но он, желая, видно, избежать взбучки, лепёшки всё-таки испёк. Каково же было его удивление, когда вместо ожидаемого наказания он заслужил похвалу – лепёшки оказались вкуснее, пышнее, румянее, чем те, что готовились раньше. Бедняга так обрадовался, что пал на колени перед чудом и воскликнул: «Хлеб – это дар Божий!»
На Руси с древних времён выпечка хлеба считалась ответственным и почётным занятием. Особого искусства требовало производство ржаного хлеба, которое основывалось на применении специальных квасов. Секрет их приготовления держался в тайне и передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях выпекали просфоры, калачи и сайки из пшеничной муки. Из монастырских пекарен хлеб выходил с надписями: «Хлеб святой», «Хлеб всемогущий», «Хлеб вечный». Во все времена отношение к хлебу было особенным. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом – кругом с точкой посередине. Так же как к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто его создавал, кто помогал хлебу на стол прийти. Таких людей называют хлеборобами. Послушайте, как толкуется это понятие в словаре Ожегова.
В толковом словаре слову хлеб – дано 6 значений. Изделие из муки, зерно из которого делают муку, хлебный злак, пропитание. средство к существованию.
Дети читают стихи
Только хлеб сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим – хлеб.
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим – хлеб.
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим – хлеб.
Тесто тужится в квашне,
Запекается в огне
Мы говорим – хлеб.
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
СЛАЙД
Игра « Профессии»
Много песен, пословиц, поговорок придумал русский народ о хлебе. А какие пословицы знаете вы? Игра « Собери пословицу» . Детям раздаются разрезные карточки с пословицами
Отгадайте загадку. Кто нам всем общая мать? Земля.
Раньше, в древности, люди не могли пойти в магазин и купить там хлеб. Они его выращивали и берегли. Они знали: что посеют, то и пожнут, поэтому они называли свою землю кормилицу ласково: Земелюшка, Матушка.
ИГРА « Собери слово»
В нашем исполнении прозвучит песня «Земелюшка».
Просмотр фильма « Россия»
Кто же помогает человеку вырастить хлеб?
Отгадайте загадки:
Кривоногий растрепал, а зубастый причесал (плуг, борона).
Ходит силач, за ним копач – добывают калач (трактор).
За лесом усатое море лежит.
Волна за волною по морю бежит.
Пройдет по волнам великан, пароход
И каждую каплю с собой заберет (комбайн)
Какая машина самая трудолюбивая? (трактор)
Кто же трудится на земле, чтобы мы с вами ели вкусный свежий хлеб?
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг,
Чтобы вырос колос хлеба
Нужен труд десятков рук.
Вспомним и сравним, как раньше и как в наши дни выращивают, собирают, получают ХЛЕБ. СЛАЙДЫ
Мальчик читает стихи.
Мне поле дорого зимою,
Когда на нем лежат снега.
Мне поле дорого весною,
Когда на нем взошли хлеба.
Оно мой труд, мое старанье
Моя любовь из года в год
Иду я в поле на свиданье,
А там меня работа ждет.
Погода будь, иль непогода,
Холодный ветер, или дождь,
Земля, в любое время года
Со мною ты свиданья ждешь.
Я обручен навек с тобою.
Я о тебе всегда пою.
Я твой солдат, ты – поле боя,
За хлеб, за родину мою.
В нашем исполнении прозвучит песня Расти колосок.
Сейчас я вам раздам картинки, а вы их расставьте в правильном порядке.
Дети читают стихи
Вешний день ,пахать пора.
Вышли в поле трактора.
Х ведут отец мой с братом
По холмам ведут горбатым.
Я вдогонку им спешу,
Покатать меня прошу.
А отец мне отвечает :
Трактор пашет, не катает!
Погоди –ка, подрастешь,
Сам такой же поведешь.
Так много изделий можно сделать из пшеничной муки.
СЛАЙД
Игра « Виды зерновых культур»
Назовите мучные изделия или блюда, где используют муку.
СЛАЙД
Игра « Найди лишнее»
Подберите имена прилагательные к слову ХЛЕБ.
Дети перечисляют прилагательные.
Игра « Определи по запаху»(черный или белый)
СЛАЙД
Какие виды хлеба вы знаете?
А сейчас мы послушаем стихотворение Юрия Вязовченко в исполнении Максима Киселева
Бывает хлеб и сух и неподатлив,
Как раскаленная полынная земля.
Его хранили на груди солдаты
В снегами забинтованных полях.
Бывает хлеб, как солнышко , румяный.
А из нутрии – парное молоко.
Его, как мед, янтарный и духмяный,
Проглотишь ненароком с языком.
Бывает белым хлеб, бывает черным,
Рождает его жаркая страда…
Каким бы ни был – белым или черным,
Хлеб легким не бывает никогда!
Отгадайте загадку: Золотист он и усат в 100 карманах 100 ребят.
У каких хлебных растений есть колос?
В нашем исполнении прозвучит песня Расти колосок.
А это ,что за растение?
«Как на поле ,на кургане стоит девушка с серьгами.»
Игра : УГАДАЙ КОЛОСОК ( зернышки)
Сейчас можно пойти в магазин и купить любой хлеб.
Как вы думаете, всегда так было в нашей стране?
Было тяжелое военное время. Наш город Ленинград в кольце вражеской Блокады. Хлеб выдавали по карточкам .Тысячи ленинградцев погибли от голода.
Дети читают стихи:
Я помню хлеб. Он черен был и липок.
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расцветали лица от улыбок.
Когда буханку ставили на стол
Военный хлеб. Он к щам годился постным
Раскрошенный он был не плох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к деснам.
Его мы отделяли языком.
Он кислым был
Ведь он был с отрубями
Не поручусь, что был без лебеды.
И все ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды.
Как же ребята надо относится к хлебу? А что для этого можно сделать?
Очень часто у нас остается хлеб, как его можно использовать?
Дети читают стихи:
Как стали люди к хлебу относиться!
Ты помнишь голод страшный в дни войны?
Тогда и черствому кусочку хлеба
Не просто рад был – не было цены .
Тогда в блокадном хмуром Ленинграде
Отдав детишкам пайку, гибла мать.
Взрослели дети быстро, и поверьте,
умели важность хлеба понимать.
И комбайнер, что хлеб наш убирает,
И мукомол, и пекарь скажет вам,
Что дорог он трудом. А вы порою
Бросаете небрежно хлеб к ногам.
Его теперь в достатке в магазине
И, слава богу, сыты наши дети.
Но если все же лишнее купили-
Отдайте птицам крошки хлеба эти.
Зерна наших дней , светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы « Берегите. Берегите хлеб родной.
Не мечтали мы о чуде
К нам с полей живая речь
« Берегите хлеб, вы – люди!
Научитесь хлеб беречь!
СЛАЙД « Правила!»
У русского народа есть традиция – встречать дорогих гостей Хлебом – солью . Примите и вы наши дорогие гости Хлеб – соль.
Мальчик выносит на подносе КАРАВАЙ
Вот, он – хлебушко душистый.
Вот он – теплый, золотистый
.В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришел.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Слава хлебу на столе!
Слава миру на Земле!
Слава тем, кто хлеб растил
Не жалел трудов и сил!
Вручаем гостям хлеб и сувениры.
И в заключении нашего праздника прозвучит песня Край родной.
Дорогие гости мы просим вас оценить наш конкурс на самое оригинальное изделие из теста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час Хлеб-всему голова
Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....
Классный час "Хлеб - всему голова"
Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...
Классный час "Хлеб - всему голова"
Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....
Классный час "Хлеб - всему голова"
Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....
Материал к классному часу "Хлеб - всей жизни голова"
Данный материал содержит подборку стихотворений и пословиц по теме...
Классный час "Хлеб - всему голова"
Сценарий классного часа для учащихся 2 класса....
Классный час "Хлеб - всему голова"
На этом классном часе рассказывается об истории хлеба, о людях, благодаря которым "хлеб приходит " к нам в дом. Ребятам предлагается посмотреть мультфильм "О девочке, которая н...