«По мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена» итоговый урок
учебно-методический материал по чтению (4 класс)
Дата:14.05.2021г
Воспитательное направление:
Тема: «По мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена»
Оборудование : пазлы с изображением сказок, музыкальные фрагменты из сказок, предметы для игры «Сыщики», текст сказки для редактирования, атрибуты разыгрывания фрагмента из сказки, карточка для заполнения, ключи – баллы, буквы – лепестки ромашки
Форма мероприятия: Урок - квест
Технология: Коучинг
Цели урока:
Образовательные :
- систематизировать знания обучащихся о биографии и творчестве писателя Г.Х. Андерсена;
- закрепить и обобщить знания о содержании и героях сказок Г.Х.Андерсена.
- познакомить с новой формой работы на уроке – квестом.
Развивающие:
- развивать умение делать выводы;
- развивать интерес к творчеству Андерсена;
- стимулировать познавательную мотивацию обучающихся;
Воспитательные :
- воспитывать умение сопереживать героям;
- умение достигать цели последовательно;
- умение работать в коллективе слажено.
Коррекционные:
- обогащать активный и пассивный словарный запас, корректировать правильность произношения;
- активизировать зрительные и слуховые анализаторы, процессы запоминания и воспроизведения.
Предварительная подготовка:
- чтение сказок Г.Х. Андерсена;
- определение значения слова «Квест».
Ход урока:
- Организационный момент.
1. Проверка готовности к уроку.
- Дети, прозвенел звонок - вы готовы начать урок? Проверьте, все ли вы подготовили: дневники, тетради, ручки и карандаши есть на партах.
- Психолого-эмоциональный настрой.
Чтение стихотворения:
- Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
К уроку готовы? Тогда – за работу!
Удачи желаю всем вам!
- Давайте встанем в круг. Сегодня мы – команда, и у команды есть девиз.
Самый лучший в мире класс -
Это сказано про нас!
Мы вперед шагаем смело,
По плечу любое дело!
- Фонетическая зарядка.
- Фразы на восприятие.
- Дыхательное упражнение «Свеча»
- Упражнение «Распевка»
4. Фонетическая зарядка. Работа с презентацией.
Сейчас мы проведем фонетическую зарядку и автоматизируем их в речи.
- Назвать изображения словами.
- Составить словосочетания.
- Исправить ошибки и прочитать предложения.
- Составить предложения с изображением.
- Итог фонетической зарядки. Установка на правильное произношение.
- Этап сообщения темы и задач урока. Мотивация.
- Сегодня у нас необычный урок. Это урок – игра. Урок – квест.
4.1. Словарная работа.
- Вашим домашним заданием было – самостоятельно узнать, значение слова квест. Пожалуйста, раскройте нам значение этого слова.
Учащиеся зачитывают определения.
- Квест - приключенческая игра, в которой решают головоломки и задачи.
- Квест – игра, в которой необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение.
- Слово Quest переводится на русский язык как "поиск". Это игра с элементами поиска.
- Молодцы, вы нашли очень хорошие определения, а теперь послушайте моё.
Квест – это игра, в которой команда участников выполняет задания последовательно и достигает цели: участники узнают ответ на главный вопрос игры!
- Дети, сегодня я предлагаю вам стать участниками квеста.
4.2. Задачи игры:
- узнать о каком человеке будет идти речь;
- обобщить знания о творчестве этого человека;
- определить отрицательные и положительные качества героев;
- контролировать произношение.
Вам необходимо выполнить разные задания, за правильно выполненные получите ключи с баллами и лепесток ромашки с буквой к ответу. И в конце игры узнаете разгадку.
- Условия оценивания.
За каждое задание, которое будет выполнено правильно, вы получите ключ с 10 баллами.
В конце игры будет творческое задание ,выполнив которое вы получите 20 баллов.
Таблица оценивания
Количество баллов | Оценка |
60 баллов | 3 |
80 баллов | 4 |
100 баллов | 5 |
- Хочу обратить ваше внимание, что в нашей таблице только положительные оценки. Я уверена – вы справитесь с любыми заданиями. Ведь вместе вы - команда, и все у вас получится! Сколько баллов наберет команда, такую оценку и получит каждый ее участник. Работайте дружно, слажено, активно. Заданий много, поэтому старайтесь работать быстро.
- Итак, вперед!
А теперь послушайте задание.
В апреле во всем мире празднуют годовщину Дня рождения великого человека. Этот человек талантлив, он сделал много хорошего. А кем он был и что создавал, мы узнаем пройдя квест.
Ваша задача – собрать все ключи и составить из них фамилию этого человека.
- Основная работа над квестом.
- Задание.
На доске изображения с надписями. Дополните последнее предложение…
Музыку создает ……( композитор)
Картины рисует …… ( художник)
Еду готовит ….. (повар)
А книги пишет …….(кто?) , правильно писатель. Итак, запишите в карточку, кто этот человек - ? (писатель) 10 баллов (Ключ буква А)
5.2. Задание.
Этот человек жил в красивой стране, которая является королевством. Страна с красивым равнинным рельефом, множеством озер, рек и морей вокруг. Славится своим земледелием. ( Изображение) А как она называется, вы узнаете выполнив второе задание.
«Шифровальщик». Перед вами изображения. Ответив правильно на вопросы, откроются буквы, из которых вы составите слово – название страны. Для выполнения этого задания, вам необходимо вспомнить свои знания по природоведению.
- Как называется часть суток от захода до восхода солнца, между вечером и утром? (Ночь)
- На этом материке обитают пингвины, синие киты, морские котики и тюлени, белые медведи. Как называется материк? (Антарктида).
- Место, где река или ручей берет свое начало? (Исток)
- Это островное государство, расположенное в Восточной Азии, в его состав входит более 3000 островов. Государство называют «Страной восходящего солнца». О какой стране идет речь? (Япония)
- Дерево – долгожитель, его плоды – жёлуди. (Дуб)
- Из полученных слов составьте название государства, это Родина писателя – загадки. (Ответ Дания) 10 баллов ( Ключ буква Н)
Запишите, название страны в карточку.
- Задание.
- А теперь, предлагаю вам создать свои картины. Для этого каждый из вас должен собрать пазл. У вас получатся изображения. А вы должны понять, что между ними общего.
Пазлы – изображения сказок «Снежная королева», «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Дюймовочка», «Буратино».
- Что же общего у этих изображений? Правильно – это сказки. Вот и наш писатель - загадка писал сказки. Запишите ответ в карточку.
10 баллов ( Ключ буква Д)
5.4. Задание.
- Сейчас, предлагаю вам проверить насколько вы внимательные слушатели. На уроках музыки вы прослушивали музыкальные фрагменты из различных сказок. Сейчас я предлагаю вспомнить некоторые из них. Перед вами иллюстрации к сказкамю. Вам нужно установить соответствие между песенками, которые будут звучать и сказками. Будьте внимательны.
- баллов ( Ключ буква Е)
5.5. Задание «Сыщики» (Физкульминутка)
- А теперь предлагаю вам подвигаться. Сейчас вы будете выполнять роли сыщиков.
В классной комнате на желтых квадратах расположены различные предметы, всего их девять. Вы должны разыскать предметы, присесть на места, а затем определить из какой сказки предмет.
Горошина – «Принцесса на горошине»
Скорлупа грецкого ореха – «Дюймовочка»
Зонтик – «Оле лукойе»
Зеркало - «Снежная королева»
Яйцо – «Гадкий утенок»
Ракушка – «Русалочка»
Кораблик – «Стойкий оловянный солдатик».
Северный олень – «Дюймовочка»
Лебеди «Дикие лебеди»
- Вы замечательные сыщики!
10 баллов (Ключ буква Р)
5.6. Задание 6.
Игра «Ассоциации» (имена прилагательные) .
На экране картинки героев. Какие качества приходят на ум, когда вы хотите охарактеризовать их? Охарактеризуйте героев при помощи имён прилагательных.
Дюймовочка (КАКАЯ?) маленькая, хрупкая, красивая, добрая.
Гадкий утенок (КАКОЙ?) терпеливый, добрый, обиженный, некрасивый.
Голый король (КАКОЙ?) ленивый, гордый, хвастливый.
Элиза (КАКАЯ?) добрая, трудолюбивая, самоотверженная, невинная.
Снежная королева (КАКАЯ?) злая, холодная, властная, одинокая.
- Давайте, определим какие из героев отрицательные?
- Назовите какими качествами обладают отрицательные герои? (Лень, гордость, злость, холодность, властность) Проявления таких качеств нужно избегать. У таких людей мало друзей и приятелей, эти люди почти никого не любят и не ценят!
- Назовите положительных героев? Какими же качествами обладают положительные герои? ( Доброта, терпение, трудолюбие, самоотверженность, невинность) Ребята, вот именно эти качества должны развивать в себе люди, и мы с вами! Вы согласны, что с добрыми и порядочными, веселыми и отзывчивыми людьми всегда приятно иметь дело!
Молодцы, ребята, вы справились с заданием. 10 баллов (Ключ буква С)
5.7. Задание. Разыграть фрагмент из сказки.
Приглашаю троих желающих попробовать себя в роли героев сказки.
Возьмите атрибуты. Прочтите фрагмент из сказки. И разыграйте его.
Фрагмент из сказки «Снежная королева». Кай играет льдинами во дворце Снежной королевы, приходит Герда…..
- Как вы думаете, хорошо ли было Каю во дворце Снежной королевы? Почему он не помнил прошлого, во что превратилось его сердце? Что, по-вашему, спасло Кая?
Кая спасли горячие слезы Герды, они растопили лед в его сердце. Потому что слезы были наполнены искренностью и любовью к другу, желанием ему помочь! Так и в жизни, ребята, настоящий друг никогда не бросит в беде, проделает, если нужно, самый сложный путь, но обязательно поможет!!!
Ребята, вы молодцы! Отлично сыграли героев сказки, и правильно определили сказку. 10 баллов ( Ключ буква Н)
5.8. Задание. Работа с текстом сказки.
Перед вами карточки, на которых записан текст. Но текст не совсем правильный. Ваша задача – отредактировать текст.
Фрагмент 1. Выберите подходящее слово из скобок.
Царь (лесной, морской, старый) давным-давно овдовел, и хозяйством у него заправляла старуха мать, женщина (умная, глупая, сварливая), только больно уж гордившаяся своей (внешностью, родовитостью, умом): на хвосте она носила целых (двенадцать, тринадцать, пятнадцать) устриц, тогда как прочим вельможам полагалось только (пять, шесть, семь).
Фрагмент 2. Допишите пропущенные окончания.
В остальном же она заслуживал.. всяческой похвалы, особенно потому, что души не чаял.. в своих маленьких внучк…— принцесс....
Фрагмент 3. Вставьте пропущенные слова.
Их было ________ все прехорошенькие, но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток _________ с глазами синими и глубокими, как _______.
Фрагмент 4. Составьте предложение их слов.
У, вместо, не было, рыб, был, у, нее, них, только, ног, а, как, хвост.
Только у нее ног не было, а вместо них был хвост как у рыб...
- А теперь из фрагментов составьте текст, расположив их по порядку. Зачитайте его. Зачитывание текста из сказки «Русалочка».
Вы справились с заданием. 10 баллов (Ключ буква Е)
5.9. Итог игры.
Вы собрали все ключи, и уже готовы дать мне ответ на главный вопрос игры.
- Составьте из лепестков ромашки фамилию писателя (Андерсен). Совершенно верно, всю игру мы выполняли задания, которые были связаны с жизнью и творчеством Ганса Христиана Андерсена. Он писатель, сказочник. Родился в прекрасной стране Дании. Написал более 400 увлекательных сказок. День рождения этого великого и талантливого человека отмечают во всем мире 2 апреля, а с 1967 года в этот день отмечают – День детской книги.
5.10 .Задание .
- Ребята, посчитайте баллы. А вы хотите получить пятерки? Тогда я предлагаю выполнить последнее - творческое задание. Выполнив его, мы обобщим всю полученную информацию о человеке – загадке.
Составление сенкана.
(Кто?) Тема, имя существительное
(Какой?) два имени прилагательных
(Что делал?) три глагола
(Предложение о главном, связанное с темой)
(Синоним к теме)
- Оценивание.
Молодцы! Вы успешно прошли квест! Поздравляю!
Результаты оценивания. 100 баллов – Молодцы! Вы хорошо и дружно поработали! Оценки «5».
- Домашнее задание.
- Ребята, а вы обратили внимание, что буквы ответа были записаны на лепестках ромашки. Это не случайно! Может быть кто-то догадался?
У Ганса Христиана Андерсена есть сказка «Ромашка», она не очень известная, но не менее интересная и увлекательная.
Запишите в дневнички домашнее задание к уроку внеклассного чтения: прочитать сказку Г.Х.Андерсена «Ромашка».
VIII. Рефлексия.
- Ребята, каким был урок?
- Что вы делали на уроке?
(по задачам)
- Хотите еще пройти квест?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "«В гостях у Ганса Христиана Андерсена"
Проект был реализован совместно воспитателем ГПД и библиотекарем школы в группе продлённого дня 1-х классов....
Сказки Ганса Христиана Андерсена
Презентация используется на уроках чтения....
Творческий проект "В гостях у Ганса Христиана Андерсена"
Более ста лет тому назад в небольшом провинциальном городке Дании — Оденсе, на острове Фюн, происходили необычайные события. Тихие, чуть сонные улицы Оденсе внезапно огласили звуки музыки. Процессия р...
Тема: Викторина по сказкам Ганса Христиана Андерсена ко дню его рождения (02.04.2014)
Работа ко дню рождения Ганса Христиана Андерсена.Данная работа была проведена 2 апреля 20114 года...
Урок-презентация по литературному чтению (3 класс) "По страницам сказок Ганса Христиана Андерсона"
Детям предлагается совершить путешествие по самым известным сказкам Андерсена, в увлекательной форме показать свои знания о героях и произведениях писателя...
Литературная викторина, посвящённая творчеству Ганса Христиана Андерсена
Сказки Ганса Христиана Андерсена знают и любят многие дети. Их изучают на уроках литературного чтения в начальной школе. Чтобы сделать ещё более увлекательным учебный процесс, можно провести с учащими...
Образовательный проект для классного руководителя "По страницам книг Ганса Христиана Андерсена"
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:Развитие устойчивого интереса к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Ганса Христиана Андерсена, формирование свободной творческой личности р...