Внеклассное мероприятие "Праздник русского фольклора"
материал (4 класс) на тему
Целями и задачами данного мероприятия являются: знакомство с народным творчеством, русским фольклором, воспитание любви к народной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklas._meropr._russkiy_folklor.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №49»
Заводского района Кемеровской области
Сценарий внеклассного мероприятия
«Праздник русского фольклора»
Подготовила:
учитель начальных классов
Григоренко Юлия Анатольевна
Новокузнецк, 2018
«Праздник русского фольклора»
Цели и задачи: познакомить с народным творчеством, воспитывать любовь к народной культуре, учить сценическому мастерству.
На сцене висят плакаты. «Русский фольклор», «Колыбельная песня», «Пестушки-потешки», «Игры», «Прибаутки», «Заклички», «Дразнилки», «Считалки», «Нелепицы-перевертыши», «Добро пожаловать к нам на праздник». Звучит мелодия русской народной песни «Ах, вы сени, мои сени». Выходит на сцену ведущий.
Учитель: - Здравствуйте, ребята!
Вдруг из-за кулис выходят две девочки, и одна из них говорит другой:
Заяц белый,
Куда бегал?
В лес дубовый!
Что там делал?
Лыко драл!
Куда клал?
Под колоду.
Кто украл?
Родион!
Выйди вон!
Учитель: - Что это вы делаете?
Девочки: - Мы считались, кто из нас пойдет на детский праздник «Русского фольклора»
Учитель: - А вы уже пришли!
Девочки. Да ну?! А вы, ребята {обращаются к ребятам, сидящим в зале), тоже пришли на праздник?
Учитель: - Но только праздник еще не начался.
Девочки: - Так давайте начинать!
Учитель: - Да я бы и рад (смотрит на часы), только артисты что-то запаздывают.
Девочки (переглядываясь друг с другом). А мы на что?
И начинают играть с ребятами, сидящими в зале. Сначала начинают играть 8 человек. Они становятся по кругу. Внутри круга 7 стульев. Под музыку ребята ходят по кругу и выполняют различные движения по указанию ведущего, хлопают в ладоши, поднимают вверх руки, идут на мысках, на пятках и т.д. Вдруг раздается свисток.
Ребята стараются сесть на стулья, но на всех не хватает. Тот, кто остался без стула, выбывает из игры. Остальные продолжают игру. И так далее, пока не останутся два игрока и один стул. Победителю вручают эмблему «Самый быстрый» и сладкий сувенир.
Девочки: - Ребята, а кто-нибудь из вас знает считалки? Кто скажет больше всех считалок, тот получает приз — эмблему «Лучший знаток считалок» и сладкий сувенир. (Вдруг на сцене появляется мальчик, который надел все вещи наизнанку, на ногах — разные ботинки, при этом сам скачет на палке. Девочки в это время уходят со сцены.)
Мальчик:
Чики, чики, чикалочки!
Едет гусь на палочке,
Уточка на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.
Учитель: - (обращается к мальчику). А ты кто такой?
Мальчик: - Я — Мальчишка-Врунишка.
На сцену выходит высокий ребенок.
Мальчишка-Врунишка: - А вот и мой друг — Врун.
Учитель: - А что вы умеете делать?
Мальчишка-Врунишка и Врун: - Мы можем вам такое рассказать — ни за что не поверите!
Учитель: - Да ну?!
Мальчишка-Врунишк:
Где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес.
А полочка обломилась,
И яичко разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталалась.
Ой, куда-куда-кудах!
Не бывало так у нас,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то поглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий водогон побежал,
Безъязыкий «караул «закричал!
Врун:
Рано-рано вечерком
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
Мальчишка-Врунишка:
На заборе чепуха
Жарила варенье,
И кормили петуха
Куры в воскресенье.
Врун.
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
Мальчишка-Врунишка:
У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.
Врун:
Как по поднебесью да сер
Медведь летел,
Он ушками да лапками помахивал,
Он черным хвостом да приноравливал,
Он черным хвостом да принаравливал.
Мальчишка-Врунишка.
На горе корова белку лаяла,
Ноги расширяя, да глаза выпуча,
А курица под забором траву секет,
Еще овца в гнезде яйцо несет.
Врун.
Чепуха, чепуха, это просто враки!
Мальчишка-Врунишка и Врун.
Чепуха, чепуха, это просто враки!
Врун: (обращаясь к Мальчишке-Врунишке) - А ребята, сидящие в зале, вообще не умеют врать и придумывать небылицы.
Учитель: - Да что вы такое говорите? Ребята (обращается к сидящим в зале), неужели они (показывает на Мальчишку-Врунишку и Вруна) и на этот раз сказали правду? Кто-нибудь из вас может рассказать какую-нибудь нелепицу? Кто больше всех расскажет нелепиц, тот получит приз — эмблему «Лучший врунишка» и сладкий подарок.
На сцену выходят мальчик и девочка в простой крестьянской одежде.
Девочка:
Солнышко, покажись,
Красное, нарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода.
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Мальчик.
Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождичка,
Дай нам ведрышко,
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать.
Девочка:
Гром гремучий
Трясет тучи.
Дай дождя с небесной кручи!
Мальчик:
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай —
Сколько хочешь поливай!
Девочка:
Ветер-ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб идти было в силу!
Мальчик:
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
Учитель: - Что это такое интересное вы говорите?
Девочка: - Так в старину деревенские дети обращались с просьбами к солнцу, радуге, ветру, дождю и т.д. И верили, что их просьбы будут услышаны.
Мальчик: - Как называются такие обращения? (Звучат голоса из зала.) Правильно, заклички. А кто-нибудь из вас знает заклички? Тот из ребят, кто назовет наибольшее количество закличек, получит эмблему «Знаток закличек» и сладкий подарок.
Вдруг за кулисами раздается тихая мелодия колыбельной песни.
Учитель: - А теперь, ребята, давайте с вами немного отдохнем под мелодичные колыбельные песни.
На сцену выходят сначала четыре девочки в русских народных костюмах и с платочками в руках. Они начинают танцевать под музыку, звучащую за кулисами. Музыка стихает, девочки идут в глубину сцены. В это время на передний край сцены из-за кулис выходят еще три девочки, также в русских костюмах, и поют колыбельные песни. А другие четыре девочки снова начинают танцевать.
Баюшки-баю!
Я сугревушку свою,
Я сугревушку свою,
Я к чему примерю?
Примерю теплу
Свою сугреву,
Летом — к алому цветочку,
Зимой — к белому снежочку.
Баю-баю баиньки,
Купим сыну валенки,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
Бай-бай, бай-бай,
Не ложись, Коля, на край.
Придет серенький волчок,
Схватит Колю за бочок,
Схватит Колю за бочок,
Да потащит во лесок,
Во ракитовый кусток.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок
И укусит за бочок.
Учитель: - А может кто-нибудь из ребят хочет спеть нам колыбельную песню? Лучшему исполнителю — эмблема «Лучший исполнитель колыбельной песни» и сладкий подарок.
Тут на сцену выбегают два скомороха в ярких разноцветных костюмах, кувыркаются и говорят друг другу:
1-й. Бобр добр для своих бобрят.
2-й. Баран буян залез в бурьян.
1-й. Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
2-й. Около кола бьют в колокола.
1 -й. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
2-й. Не хочет косой косить косой. Говорит, «коса коса».
1-й. Были галчата в гостях у волчат. Были волчата в гостях у галчат. Ныне волчата галдят, как галчата, И, как волчата, галчата молчат.
2-й. Ой, забыл! Ребята, помогите мне — скажите еще скороговорки. (Тому, кто знает больше всех — эмблема «Мастер скороговорок» и сладкий сувенир.)
Затем на сцену выходит девочка в нарядном платье и говорит:
Мыши водят хоровод, На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснется Васька кот, Разобьет весь хоровод.
Учитель: - А я знаю, как называется стихотворение, которое ты рассказала! Это прибаутка! А еще знаешь?
Девочка:
Конечно, знаю.
Свинка Ненила
Сыночка хвалила.
То-то хорошенький,
То-то пригоженький.
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком.
Наш козел-стрекозел
То-то умный был.
Он и по воду ходил,
Он и кашу варил.
Он и кашу варил
И козляток кормил.
Учитель: - Да, девица-красавица, много же ты знаешь прибауток. Но уверен, что ребята знают больше тебя! Правда, ребята?
Девочка. Посмотрим-посмотрим!
Учитель: - А ну-ка, ребята, кто хочет посоревноваться? (Лучшему — эмблема «Знаток прибауток» и сладкий сувенир.) На сцену выходят два мальчика, одетые очень неопрятно, и говорят друг другу дразнилки:
- Антошка-картошка,
Соломенная ножка,
Сам с ноготок,
Голова с локоток. - Прокоп-укроп,
Медный лоб,
Сам с аршин,
Голова с кувшин. - Лешка-лепешка,
Голова с лукошко,
Шапка колышком,
Ноги бревнышком. - Витя, Витя — карапуз,
Съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается,
Витя отпирается.
Леня, Леня — требуха,
Съел корову и быка,
Семьсот поросят,
Бочку борщу,
И кричит. «Я есть хочу!»
• Тили-тили-тесто, Жених и невеста! Ноги в пуху — Поклонись жениху! Ноги в тесте — Поклонись невесте!
Учитель: - А вы, ребята, дразниться умеете?
Мальчики. Да они не умеют!
Учитель: - Умеют, да еще и получше вас! Ребята, докажите им, что вы знаете дразнилок больше, чем они. (Приз — эмблема «Самый задиристый» и сладкий сувенир.)
Теперь на сцену выходят девочка и мальчик, причем девочка одета как мальчик.
Тит, а Тит! Пойдем молотить! Спина болит. Тит, пойдем мед пить! Дай кружку схватить.
Иван, скажи моей лошади «Тпру!« А сам что же? Да губы замерзли.
Фома, у тебя в избе тепло?
Тепло! На печи в шубе терпеть можно.
Я медведя поймал!
Так веди сюда!
Не идет!
Так иди сам!
Да он меня не пускает!
Где ты, брат Иван? В горнице. А что делаешь? Помогаю Петру. А Петр что делает? Да на печи лежит.
Учитель: - Вот какие забавные эти потешки! Ребята, а может кто-нибудь из вас знает другие стихотворения? (Приз — эмблема «Мастер потешек» и сладкий сувенир)
Учитель: - Да, славно повеселились! Вспомнили жанры русского фольклора. Теперь давайте все вместе прочитаем их названия (обращается к сидящим в зале).
В то время, когда ведущий показывает рукой на плакаты с надписями названий жанров, висящих на сцене, и зрители хором их перечисляют, на передний край сцены из-за кулис выходят участники праздника и кланяются зрителям. При этом на сцену приглашаются и те, кто получил призы.
Учитель: - Ребята, вам понравился наш праздник? Спасибо всем за участие!
Звучит русская народная песня «Веселая кадриль» (слова О.Левицкого, музыка В. Тем-кого). Под эту музыку те, кто находился на сцене, спускаются в зал к зрителям, и все начинают танцевать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ Бабы-Яги в русском фольклоре
Презентация для начальной школы...
Внеклассное мероприятие русский фольклор" Волшебный цветок"
Данное внеклассное мероприятие можно проводить в любом классе с 1-го по 4-ый. познакомить с произведениями устного народного творчества, учить отличать виды произведений; прививать любовь к ...
Классный час, посвящённый русскому фольклору «Русские потешки»
Классный час, направленный на воспитание чувства любви к русскому фольклору....
Внеклассное занятие . "Потешный фольклор"
Занятие по внеурочной деятельности. Курс "Детская народно-обрядовая культура"...
Урок внеклассного чтения "Донской фольклор"
Представлен конспект урока, в котором учащиеся знакомятся с малыми жанрами Донского фольклора....
«Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.
laquo;Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.- научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в...
Муниципальная научно-практическая конференция школьников «Шаг в науку» . Учебно-исследовательская работа " Образ печки в русском фольклоре и в жизни русского народа " (литературное чтение)
Мы все очень любим читать сказки. В данной работе вы сможете найти ответ на вопрос: «Почему русский народ в сказках постоянно упоминает печку». Познакомитесь со строением русской печки и о...