Классный час "Что мы Родиной зовем?"
классный час (3 класс)
Внеклассное мероприятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_hleb-_vsemu_golova.docx | 27.91 КБ |
simvoly_rossii.docx | 171.12 КБ |
klassnyy_chas.docx | 157.29 КБ |
merop.budem_zdorovymi.docx | 39.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Хлеб -всему голова.
Цель: - уточнить и закрепить представления у детей о труде взрослых, выращивающих хлеб, показать результаты труда и его общественную значимость; привлечь внимание родителей к данной теме; показать общественную значимость и результаты труда людей, занимающихся выращиванием хлеба;
развивать творческий потенциал у детей, коммуникативные навыки;
воспитывать у детей уважительное отношение к труду людей, выращивающих хлеб, бережное отношение к результатам их труда.
продолжить работу по формированию патриотических чувств у детей;
вызвать интерес к коллективному труду людей.
Оборудование и материалы:
- иллюстративный материал по данной теме, детские рисунки и плакаты, аудиозапись песни «Хлеб – всему голова» в исполнении Ольги Воронец, репродукции картин П. Федоренко «Жатва», И. Шишкина «Рожь», гербарий с культурными растениями, загадки, пословицы о хлебе, мягкий, душистый, ароматный каравай с солонкой и рушник (вышитое старинное полотенце, ), русский народный костюм для ведущей праздника, костюм пекаря для ученицы.
Ход мероприятия:
Ведущая: -Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы. Гостям в нашей горнице всегда рады. В давние времена зимой собирался народ после летних трудов не для безделья, а для рукоделья. Вечерами шили-вышивали, да за прялками сиживали, песни напевали да сказки сказывали. А мы пригласили вас кое-что рассказать, своими знаниями поделиться, на вас посмотреть, да узнать, кто к нам в гости пожаловал.
- Хлеб, хлебушек…, теплый, душистый, с хрустящей корочкой. Он самый главный на столе и самый древний. Несмотря на это сейчас мы можем сказать «Хлеб – всему голова!».
Ученик:В русском полюшке
Да под солнышком,
Колосок растет
Да водицу пьет.
Ученица:Пей водичку, пей,
Пей да подрастай.
Будет пышным наш
Добрый каравай.
Хороводная игра «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай». Дети заводят круг со словами:
Как сегодня все на праздник (идут, взявшись за руки по кругу)
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины, (поднимают руки вверх)
Вот такой нижины, (присаживаются, взявшись за руки)
Вот такой ширины, (расходятся, делают круг шире)
Вот такой ужины. (сходятся в круг)
Каравай, каравай, (хлопки в ладошки)
Кого хочешь выбирай (мальчики подходят к девочкам, берут за руки и кружатся).
Под песню Ольги Воронец «Хлеб –всему голова» в зал заходит девочка в костюме пекаря, в руках на красивом вышитом рушнике несет пышный румяный каравай с солонкой, обходит всех гостей и произносит стихи:
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюдце расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь отведать просим:
«Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб – соль из рук!»
Звучит песня «Гимн хлебу»
Ведущая: Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка», «Хлеб – это жизнь», «Без золота проживёшь, а без хлеба – нет», «Хлеб – кормилец».Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно не дорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека. Труд многих людей. Тысяча людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.
Ученые полагают, что первый хлеб был выпечен не менее 15 тыс. лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, выпеченная 6 тыс. лет назад. Профессия пекаря – одна из древних на земле. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе позволить купить только очень богатые люди.
На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зерен.
Ежедневно в стране выпекается 82 тыс. хлеба.
В мире известно более 750 видов хлебобулочных изделий.
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Ученик: Пахнет хлеб и солнцем и землей,
И слезой, и ветром, и грозой.
Сколько в нем заботы и труда,
Сколько людям он несет добра!
Ведущая: Одна древняя легенда рассказывает, что однажды путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал её искать, потому что хлеб топтать нельзя. Да разве найдёшь её в песке? Дело близится к ночи. Путник пометил место, воткнув свой посох. С рассветом он вернулся, чтобы найти хлеб. А его посох стал золотым. Путник получил награду за своё бережное отношение к хлебу. Эта легенда учит нас, что хлеб – бесценный дар.
Хлеб – это не только вкусное слово, его по праву можно назвать святым. И таких слов в нашей родной речи очень мало: Родина, мать, отец, отечество, хлеб…Русский человек всегда верил в его святость, что, к сожалению, не всегда можно сказать о наших современниках.
Выходят папа с сыном.
Папа: «По старинному русскому обычаю хлеб ни в коем случае нельзя выбрасывать, а если нечаянно уронишь, то подняв его, надо не только бережно обтереть, но и попросить у него прощения. Ведь немалым грехом считалось, уронив крошку хлеба и не поднять ее, еще большим грехом – растоптать ногами.
Сценка. Сын начинает играть в футбол хлебным муляжом: пинает его, подбрасывает, топчет. Увидев это, папа останавливает игру, берет за руку и обращается к ребенку со следующими словами из стихотворения:
Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года.
Хлеб – это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись, за хлеб умирали.
Не для того, чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!»
Ученик:-У народа есть слова
"Хлеб всей жизни голова".
Славится он первым на земле,
Ставиться он первым на столе!
Ведущая:- А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного трудового хлеба?
Ученица:-Он пахнет полем, печкой, небом, а главное - работой пахнет, хлебом.
- Он не падает к нам с неба, появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятков рук.
Песня на мотив «Песенки про лето» (из м/ф «Дед Мороз и лето»):
1.Вот она какая, хлеба корка,
С хрустом аппетитным, с вкусом тонким...
И поджариста и ароматна,
Нету ничего приятней...
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
Ничего вкуснее нет!!!
2. В магазине вкусно пахнет хлебом,
Хлеба пекарь нам печет к обеду,
Каждый понедельник, вторник, среду
И во все другие дни...
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
И во все другие дни.
3.К супу, к гуляшу и к манной каше
За столом дается корка наша,
К чаю булки, бублики, ватрушки
И еще, конечно, сушки...
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
Бублики, ватрушки, сушки..
Ученик.: Слава урожаю в закромах!
Ученица: Слава караваю на столах!
Ученик: Слава трудовым рукам!
Ученик: Слава труженикам!
Ученик: Сколько разных дел вокруг
Сколько рядом сильных рук –
Ведь не зря людьми труда
Наша Родина горда!
Велика и необъятна
Вся российская земля,
Урожаями богаты
Наши новые поля.
Ученик: Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
Ученик:Хлеб в трудах добывается,
Сам собой не родясь,
Хлеб не просто богатство –
Хлеб опора для нас.
Ученица: Будет хлеб, будет песня!»
Правда в этих словах.
Будет хлеб полновесный –
Будет радость в глазах.
Ученик: Каждый к хлебу причастен.
Будем бережны все.
Будет хлеб – будет счастье,
Будет жизнь на земле.
Песня о колоске
Ученица: Где весною раннею
Сеяли пшеницу –
Нива урожайная
Зреет, колосится.
Ученик: День и ночь поют, шумят,
Трудятся комбайны –
Собирают урожай
На полях бескрайних.
Ученица: Чтобы свежий хлеб испечь,
Пышен и высок,
Надо в поле уберечь
Каждый колосок!
Ведущая:
Посмотрю я вокруг –
Поле колосится.
Урожай наш, наш урожай,
Золото – пшеница.
Ведущая: Да, труд большой! Вы это уже поняли!!!
А какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
Ученики: - Много снега - много хлеба.
- Посей впору - будешь иметь хлеба гору.
- Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.
- Хлеб - начало всех начал.
- Что летом уродится, всё зимой пригодится.
- И обед не в обед, коли хлеба нет.
- Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
- Золото и серебро - только камни, а ячмень и пшеница - настоящие драгоценности.
Ведущая: А загадки разгадаете на "хлебную" тему? Отгадать нужно легко и быстро:
1. Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
2.В дом зерно возьмёт
Каравай, вернёт (Поле.)
3. У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени... (Мука)
4. Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн)
5.Вырос в поле дом. Полон дом зерном.
Стены позолочены. Ставни заколочены. (Зерно)
Ведущая: Молодцы, ребята! Но вернемся к тому времени, когда хлеб был особо ценен и важен для людей, его не хватало, каждый кусочек был «на вес золота».
- Как вы думаете, дети, о каком времени пойдет речь?
Ученик: О военном времени.
Ведущая: Верно, это время - война. Страшная, черная, голодная. Враги жгли хлебные поля. Чтобы людям выжить, варили суп из лебеды и крапивы, а хлеб пах дубовой корой и желудями. В то время ввели карточки на хлеб. Эти карточки имели не только взрослые, но и дети, и вместе со взрослыми стояли в огромных очередях за хлебом. Не думали тогда ни о сахаре, ни о пряниках, только о хлебе… В блокадном Ленинграде была установлена норма отпуска хлеба – 125 граммов (показ фотографии или картинки с изображением блокадного кусочка). После войны Россия крепла. Зашумели поля, заработали машины, потекло зерно в закрома Родины. Хлеба становилось достаточно, но люди, познавшие голод, помнили, что никакая глыба золота не заменит крошку хлеба!
Ученик: Хлеб для человека также бесценен, как и земля, вода, воздух. Сотни стихов и песен сложено о хлебе – батюшке.
Ученик: Да, хлеб — это дар земли.
Заканчивалась жатва, убран хлеб на полях. И начиналось веселье.
Ученик: Кончил дело — гуляй смело.
Ученик: Делу время — потехе час.
Ученик: Ну а где пир, там гульба на весь мир!
Ведущая: Ну, а сейчас, сделал дело, гуляй смело!
Заплетём мы плетень, кому веселиться не лень!
Русская народная игра "Плетень".(В середине зала лежит мальчик - Тит)
Девочки(2-подходят к нему)
1 - Не колода - лодырь, не пень, а лежит целый день.
2 - Не жнёт, не косит, а обедать просит.
1 - Тит - иди молотить!
Тит: Живот болит:
2 - Тит - иди кашу есть!
Тит: Где моя большая ложка:
Обе: - Хочешь, есть калачи, не сиди на печи!
Ведущая: Сколько было вложено труда, чтобы получить хлеб на стол.
Ученик: Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
Ученик: Тем, кто хлеб печёт чуть свет,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,
- Им спасибо говори,
Их за хлеб благодари!
Вместе: Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава! Слава!
Ученица: Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
Ученик: В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ученица: В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Ешьте, не стесняйтесь, здоровья набирайтесь!
Ведущая: Когда вы берете в руки кусочек хлеба, помните дети, вы прикасаетесь не просто к хлебу, а к труду многих людей: пахарей, сеятелей, пекарей и многих других. Их труд нелегок. Его нужно уважать и беречь, и пусть наши поля оснащены современной техникой, и труд человека стал намного легче в наши дни, все равно, хлеб бы и остается бесценным нашим богатством!!!
Ученик: Вам и расскажут, и в книгах прочтете:
Хлеб наш насущный всегда был в почете.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам – умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным. (А. Гришин)
Ведущая: Берегите, любите хлеб, и он всегда будет на вашем столе!
Есть на Руси обычай старый-
Гостей встречают самоваром.
Песня «Русский чай»
В конце мероприятия гости и учащиеся приглашаются на чаепитие.
Предварительный просмотр:
Внеурочное мероприятие на тему: «Символы России»
Цель проведения: проследить историю формирования государственной символики России и Мордовии, воспитание патриотических чувств школьников.
Задачи:
⮚ Расширить и закрепить знания учащихся об истории формирования российской символики,
⮚ Способствовать формированию уважительного отношения к государственной символике и чувства гражданского самосознания,
⮚ Способствовать осознанию учащимися такого понятия как защита чести страны, и личного достоинства,
⮚ Воспитание чувства гордости и уважения к своей стране,
⮚ Продолжить формирование умений и навыков работы в команде, принимать решения, отстаивать своё мнение.
Оборудование: раздаточный материал, карандаши.
Ход занятия:
«Клянусь честью, что на свете я не хотел бы
переменить Отечество или иметь другую историю,
кроме истории наших предков».
А.С. Пушкин.
Учитель: Здравствуйте, участники интеллектуальной игры «Символы России».
Ребята, сегодня на занятии, мы будем говорить об очень важном: о нашей Родине, о России, о Государственных символах.
Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.
Учитель: Как называется государство, в котором мы живем? (Россия)
Учитель: А что для нас – Россия? Как мы называем страну, где родились? (Родина)
Народов традиции, предков забытых свято чтим и храним.
Во имя родины нашей могучей мы жизни свои посвятим.
Я счастья хочу пожелать всей России Великой нашей стране.
Ведь только вместе мы будем едины всегда и везде.
Учитель: Внимание! Государственные флаги Российской Федерации и Мордовии внести!
2 ученика вносят знамёна под гимн Российской Федерации
Учитель: Сегодня мы с вами поучаствуем в игре в форме интеллектуальной эстафеты «Государственная символика России и Мордовии». В игре принимают участие команды. Представление команд. Команда «Россияне», капитан … и команда «Мокшане» капитан… Игра будет проходить в несколько этапов, и чтобы вам узнать эти этапы необходимо разгадать филворд.
Учитель: Задание. Найдите и прочитайте слова, которые имеют отношение к нашему государству. Слова в филворде могут изгибаться под прямым углом, по вертикали и горизонтали, но не пересекаться. Раздаю задание.
О | Н | Ц | Р | А | В | П |
К | С | Т | У | Ц | Ш | Р |
Ф | Л | И | Т | И | Я | Е |
Г | А | Г | Е | Д | И | З |
Б | Р | Е | Н | Р | О | С |
У | Л | Г | Т | Я | И | С |
Т | А | И | М | Н | Е | З |
0 | 9 | 2 | Б | Е | Р | А |
( Флаг, герб, гимн, президент, конституция, Россия, Шварц, берёза, 092)
Учитель: Ребята, что обозначает цифра 92? В 2022 году Мордовия отмечала свой день рождения.
Учитель: Вы отгадали все этапы нашей интеллектуальной эстафеты, перед вами маршрутный лист с этапами игры.
Маршрутный лист: 1. Станция «Герб»
2. Станция «Флаг»
3. Станция «Гимн»
4. Станция «Конституция»
5. Станция «Президент»
Учитель: И первая станция нашей игры - Станция «ГЕРБ»
1. В конвертах, которые лежат у вас на столах, находятся иллюстрации гербов различных держав, вы должны выбрать только те, которые относятся к нашему государству.
Учитель: Что такое герб?
Официальный символ Российской Федерации, эмблема государства.
Учитель: Когда появляется постоянный герб?
Постоянный герб появляется в Великом княжестве Московском лишь во второй половине XV века. До этого периода на великокняжеских печатях, как правило, изображались святые покровители Великого князя, а иногда и сам правивший Великий князь. Начиная с правления Дмитрия Донского утверждается традиция изображать Великого князя на монетах и печатях в образе всадника, поражающего врагов. К середине XV в. изображение вооруженного всадника, поражающего дракона, который ассоциировался у современников с Ордой, утверждается как символ Москвы и Московского великого княжества.И все же появление в России постоянного официального герба связано с браком Великого московского князя Ивана Васильевича III с греческой принцессой Софьей Палеолог, заключенного в 1478 г. Этот брак подчеркивал преемственность Московского государства по отношению к павшей в 1453 г. Византийской империи.И должен был подвести идеологическую базу под притязания Москвы на роль центра православного мира в великой державы. Одним из способов демонстрации такой преемственности стало утверждение в роли официального государственного герба Московского великого княжества римско-византийского двуглавого орла, который впервые появляется на великокняжеской печати в 1497 г. Орел был символом Римской республики, а затем и римской империи. После разделения империи на западную и восточную, орел становится двуглавым: две головы, одна из которых смотрела на Запад, а другая на Восток символизировали два центра власти: Рим и Константинополь, объединенные единым телом, подчеркивавшим официальное единство империи. С этого времени двуглавый орел становится главным имперским символом, который заимствовали большинство европейских империй. Утверждение этого символа в качестве официального российского герба должно было подчеркнуть высокий международный статус Московского государства, его право на почетное место в ряду великих христианских держав.
Учитель: Когда был принят Государственный герб Российской Федерации или России?
5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать Правительству бело-сине-красный флаг и герб - золотого двуглавого орла на красном поле. Окончательное восстановление этих символов произошло в 1993 году, когда Указами Президента Б.Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба.8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон "О Государственном гербе Российской Федерации". Который был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 20 декабря 2000 года.
Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет, как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.
- Дайте описание герба Российской Федерации.
Государственный герб российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединённой лентой. В лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона.
-А как можно истолковать изображение трёх корон на гербе России?
(Три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная)
Что изображено на груди орла? (Святой Георгий Победоносец)
Какому поэту принадлежат эти строки:
Таков обычай был старинный, чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный оскалом всех своих зубов.
Где львов от века не бывало. С гербов свирепо смотрят львы
Или орлы, которым мало одной орлиной головы! (С.Я Маршак)
Ведущий: Когда был принят герб Мордовии?
Герб Мордовии — государственный символ Республики Мордовия (наряду с флагом и гимном республики), принят мордовским парламентом 30 марта 1995 года. На гербе изображён геральдический щит с гербом столицы республики Саранска — изображением бегущей лисы красного цвета, расположенной под тремя вертикально направленными вниз стрелами, на фоне мордовского флага в середине.
Учитель: Сейчас мы переходим ко второй станции - Станция «ФЛАГ»
В конвертах, которые лежат у вас на столах, находятся иллюстрации флагов различных держав, вы должны выбрать только те, которые относятся к нашему государству.
1. Что такое флаг? Флаг – прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой, официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства. Описание флага, как правило, фиксируется в конституции. Ему, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Это официальный символ государственной власти, выражающий идею единства и суверенитета государства.
2. Назовите, с какого года отмечается «День Государственного флага Российской Федерации»
Во время так называемого «Августовского путча» российский триколор широко использовался силами, противостоящими ГКЧП. 22 августа 1991 года в дни путча ГКЧП Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление "Об официальном признании и использовании национального флага РСФСР", и флаг, взятый из кабинета замминистра В.Н. Ярошенко, был поднят над Белым домом. А накануне председатель Совета министров РСФСР Иван Силаев разослал центральным и местным органам официальную телеграмму о введении нового флага, представляющего собой полотнище из трех равновеликих горизонтально расположенных полос: верхней белого, средней - синего, нижней - красного цветов. Указом Президента РФ от 20 августа 1994 г. 22 августа объявлен памятным днем и отмечается как «День государственного флага Российской Федерации»
После поражения ГКЧП бело-сине-красный флаг стал использоваться РСФСР как государственный, однако законодательно это положение было закреплено только 1 ноября 1991. Флагом РСФСР устанавливалось прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя — лазоревого цвета и нижняя — алого цвета. Отношение ширины флага к его длине — 1:2.
3. Когда государство «РСФСР» стало именоваться «Российская Федерация» или Россия?
25 декабря 1991 года название государства «РСФСР» было заменено на «Российская Федерация (Россия)». На следующий день Союз Советских Социалистических Республик прекратил своё существование как субъект международного права. Вместе со страной ушел в историю и ее флаг.
4. Когда было утверждено положение «О Государственном флаге России»?
11 декабря 1993 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписал Указ № 2126 «О Государственном флаге Российской Федерации», которым было утверждено Положение о Государственном флаге Российской Федерации и признано утратившим силу Положение о Государственном флаге РСФСР, утверждённое Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 декабря 1953 года.
5. Как выглядит флаг Российской Федерации? Описание государственного флага Российской Федерации, содержавшееся в Положении 1993 года, было без изменений повторено в статье 1 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации». Закон вступил в силу 27 декабря 2000 года. В статье 1 Положения о Государственном флаге Российской Федерации он был описан как прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине — 2:3.
В настоящее время не существует официального толкования цветов флага России. Однако в дореволюционные времена они трактовались следующим образом:
белый — цвет чистоты и свободы;
синий — цвет Богородицы, считавшейся небесной покровительницей России
красный цвет — символ державности.
Другим распространённым толкованием было соотнесение цветов флага историческими областями Российской империи: Белой (белый цвет), Малой (синий цвет) и Великой Руси (красный цвет).
6. Как выглядит флаг Мордовии? Опишите его.
Флаг Республики Мордовия является официальным государственным символом Республики Мордовия Российской Федерации. Принят Парламентом Республики 30 марта 1995 года.
«Государственный флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трёх полос маренового (тёмно-красного), белого и тёмно-синего цветов. Верхняя и нижняя полосы по размеру одинаковы. Ширина каждой из них составляет 1/4 ширины флага. Соотношение сторон флага — 1:2. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка — солярный знак маренового (тёмно-красного) цвета, символ солнца».
20 мая 2008 года депутаты республиканского парламента привели закон “О государственном флаге Республики Мордовия» в соответствие с рекомендацией Геральдического совета при Президенте Российской Федерации. Корректировка была направлена на изменение соотношения ширины и длины полотнища с пропорции 1:2 на 2:3, также было дано описание солярного знака: ”Высота и ширина солярного знака имеют одинаковые размеры и относятся к ширине флага — 3:8”.
Третья станция нашей интеллектуальной игры -Станция «ГИМН»
1. Что такое гимн?
(Хоровая песня торжественного характера в честь государства)
2. Кто является авторами слов и музыки гимна России?
В 1999 был вновь объявлен конкурс на музыку и текст гимна РФ, в котором приняли участие известные поэты и композиторы. В декабре 2000 г. государственная комиссия рекомендовала утвердить в качестве гимна России мелодию А.В. Александрова на слова С. В. Михалкова. Современный гимн утверждён в 2001 году
3. Когда Президент РФ подписал указ «О тексте Государственного гимна РФ»?
8 декабря 2000 г. Государственный Федеральный закон о гимне РФ утвердила Государственная Дума, 20 декабря — Совет Федерации, а 25 декабря 2000 г. его подписал президент Российской Федерации В.В. Путин. Впервые новый гимн прозвучал 1 января 2001. Принятие нового-старого гимна вызвало неоднозначную реакцию в обществе и явилось результатом компромисса между левыми силами во главе с КПРФ с одной стороны и правыми и центристам с другой. Привычная для тех, кто родился и вырос в СССР музыка советского гимна должна была олицетворять преемственность современной России по отношению к советской эпохе, в то же время новые слова (в том числе немыслимое для коммунистического прошлого упоминание в гимне о Боге) были призваны символизировать новые ценности, утверждающиеся в Российском обществе. (Звучит гимн)
4. Когда исполняется гимн?
При поднятии Государственного флага России, при вручении государственных наград.
5. Назовите гимн Мордовии. Когда он был принят? Кто является авторами слов и музыки гимна Мордовии?
Куплеты Гимна Республики Мордовия написаны на трёх государственных языках республики: 1 куплет — на мокшанском, 2-ой — на эрзянском и 3-ий на русском языке. Припев написан на смеси мокшанского и эрзянского языков с преобладанием мокшанского.
Автор музыки — Н.Кошелева;Автор текста — С. Кинякин
Ши валда, Мордовия, седистот сай,
Ши валда, Мордовия, сельмосот палы, юрнай,
Россиять мяшться мокшень сияста сюлгам,
Россиять карксэземса эрзянь зырняста пулай.
Шумбрат! Шумбрат, Мордовия!
Гайняк! Гайняк, Мордовия!
Кельгома краеньке – най панжи маеньке,
Мокшэрзянь шачема-касома край!
Шумбрат! Шумбрат, Мордовия!
Морак! Морак, Мордовия!
Павазу эряфсь катк тонь эрь кудозт сувай!
Ульхть шумбра, ульхть шумбра,
Кода сонць Сияжарсь, ульхть шумбра!
Тон ютыть, Мордовия, стака кить-янт,
Тон молить, Мордовия, витьстэ, верьга кандыть прят.
Вий макснесть келей Мокшась ды бойка Сурась,
Секс течис тон седейс ды оймес – прок ванькс лисьмапрят.
Шумбрат! Шумбрат, Мордовия!
Гайняк! Гайняк, Мордовия!
Кельгома краеньке – най панжи маеньке,
Мокшэрзянь шачема-касома край!
Шумбрат! Шумбрат, Мордовия!
Морак! Морак, Мордовия!
Павазу эряфсь катк тонь эрь кудозт сувай!
Ульхть шумбра, ульхть шумбра,
Кода сонць Сияжарсь, ульхть шумбра!
Ты трудной дорогой, Мордовия, шла,
И, что б ни случилось, всегда величава была.
С тобою мчатся свободные Мокша, Сура,
Ты духом была и осталась сильна и добра.
Шумбрат! Шумбрат, Мордовия!
Гайняк! Гайняк, Мордовия!
Кельгома краеньке – най панжи маеньке,
Мокшэрзянь шачема-касома край!
Шумбрат! Шумбрат, Мордовия!
Морак! Морак, Мордовия!
Павазу эряфсь катк тонь эрь кудозт сувай!
Ульхть шумбра, ульхть шумбра,
Кода сонць Сияжарсь, ульхть шумбра!
Учитель: А сейчас мы проведём конкурс капитанов.
Каждая страна имеет свои государственные символы. Никогда Русь не была без своих знамен, без своих гербов. Мы с вами, как граждане России, должны знать не только как выглядят современные символы, но и как они появились, их историю. Приглашаем капитанов команд для участия в викторине.
Вопросы викторины:
1. Это символ страны. Ему, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Это официальный символ государственной власти, выражающий идею единства и суверенитета государства. (Государственный флаг)
2. Назовите дату дня рождения российского бело-сине-красного флага. (20 января 1705 года)
3. Что обозначает цвет флага: белый, синий, красный?
4. В каком году святыня русского государства – триколор, снова стал национальным флагом России. (1991 г.)
5. В каком веке появился двуглавый орел в государственном гербе России? (XV в.)
6. Как назывались первые флаги? (Cтяг)
7. Из каких частей состоит флаг? (Древко, полотнище, навершие)
8. Как назывался корабль, для которого царь Алексей Михайлович велел изготовить бело-сине-красный флаг? (“Орел”)
9. Как назывался гимн России до 1917 года? (Боже, Царя храни)
10. Что такое герб? (Символ государства)
11. От какого слова произошло слово «копейка»? (копьё)
12. Что такое «Аз», «Буки», «Веди»? (Буквы славянской азбуки)
13. Что такое скипетр? (Украшенный жезл – символ власти, одна из регалий монарха)
14. Что придумали Кирилл и Мефодий? (Славянскую письменность)
15. Что такое монета? (Кусочек металла с особым тиснением)
16. Что такое держава? (Золотой шар с короной или крестом наверху – символ власти, одна из регалий монарха)
17. Какими были первые книги? (Рукописными)
18. Закончи пословицу «Своя земля и в ….» (горсти мила)
Четвёртая станция интеллектуальной игры - Станция «КОНСТИТУЦИЯ»
1. Что такое Конституция?
(Основной закон страны)
2. Когда была принята действующая Конституция РФ?
12 декабря 1993 года
3. Укажите права гражданина, записанные в Конституции РФ
Человек и гражданин имеет право:
- На жизнь;
- На свободу и личную неприкосновенность;
- На неприкосновенность личной жизни;
- На свободный выбор языка общения;
- На свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства;
- На жилище;
- На охрану здоровья и медицинскую помощь;
- На образование;
- На доступ к культурным ценностям.
Учитель: Прослушайте стихотворение московского школьника Саши Андреева «Имею право»:
Всё лучшее, что в человеке есть: его права и жизнь его, и честь.
А жизнью пользуюсь по праву, я гордо говорю: имею право!
Свободно жить под солнцем и луной и восхищаться красотой земной.
Не быть рабом и пыток не терпеть, а песню жизни вдохновенно петь
А если причинят мне вред, урон, поможет Конституция. Закон.
Перед законом, совестью равны, живут народы ни одной страны.
Могу я погостить за рубежом, потом вернуться в свой любимый дом.
Свободу мысли, слова я имею, но совесть есть, грубить другим не смею.
А подрасту – поможет мне держава работу выбрать – имею право.
Ну а пока я – ученик: учу уроки, подаю дневник.
Досугу – час, а школе – всё внимание.
Использую я право на образование.
Имеем право мы иметь права, но ведь моралью люди связаны.
Поэтому чтобы достойно жить мы очень многое обязаны.
Какие государственные праздники РФ вы знаете?
. Конкурс «Найди Праздники»
Соотнеси даты государственных праздников, и их название.
12 декабря День Победы
12 июня Рождество Христово
4 ноября Праздник Весны и труда
23 февраля Новый год
9 мая День Конституции
7 января День народного единства
8 марта День независимости России
1 мая День защитника Отечества
1 января Международный женский день
Пятая, заключительная станция игры - Станция «Президент»
Назовите первого президента РФ.
(Б.Н. Ельцин)
На какой срок избирается Президент РФ?
Первые выборы 1991 году на 5 лет, затем сократили до 4 лет, а с 2012 года на 6 лет.
Кто был первым Президентом СССР?
(М.С. Горбачёв)
Как называли нашу страну от древних времён и до наших дней?
(Киевская Русь, Российская империя, Российская Республика, СССР, Российская Федерация)
Кто является главой РФ?
(В. В. Путин)
Назовите всех Президентов РФ?
(Б.Н.Ельцин, В.В.Путин, Д.А. Медведев)
Мы с вами прошли по всем этапам нашего маршрутного листа. И в заключение нашей игры, прежде чем мы подведём итоги, хочется сказать, что наша государственная символика – это, прежде всего, знаки истории, а историю своей страны надо просто любить, как любил её великий А.С. Пушкин, который писал: «Клянусь честью, что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
.Берегите Россию – нет России другой.
Берегите ее тишину и покой, это небо и солнце,
Этот хлеб на столе и родное оконце
В позабытом селе…Берегите Россию,
Без нее нам не жить. Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой.
Песня «Наш край»
Предварительный просмотр:
Классный час для учащихся2-4 классов по теме:
«Что мы Родиной зовем?»
Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.
Форма занятия: беседа, обсуждение, презентация .
Ход урока:
Учитель: Как каждый из нас понимает слово «родина». Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно, когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости.
Учитель: Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о родине. А что такое Родина, как вы думаете?
Возможные ответы учеников, подведение итога разговора.
Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни. Задание.
Учитель: Давайте уточним ваши определения, обратившись к толковым словарям. Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и выявите в них общее. Запишите получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).
Учитель: Вы видите, что определения в разных словарях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей? Что вы записали? Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).
Распечатанный файл с определениями из разных толковых словарей для парной работы, если нет возможности визуализации на экране. 1.Толковый словарь Ожегова РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чегон: Москва - его р. Индия - р. шахмат. 2. Словарь Даля. РОДИНА – родить, родня и пр. см. рождать. 3. Словарь Ефремовой. Родина – страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой является. 4. Словарь Ушакова РО́ДИНА, родины, ·жен. 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину...» 2. Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова - деревня Денисовка близ Холмогор. 5. Энциклопедический толковый словарь. РОДИНА 1) Место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо. |
Учитель: А как называется главный город нашей страны? (Москва) — Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
Вам очень трудно сразу узнать всё о такой большой стране и для детей Родина начинается с того, что к нему ближе всего.
Учитель: Мы с вами говорили о нашей большой стране, о нашей Родине – России. Но у каждого человека есть место, где он родился и живет, это место называется «малая Родина». А как вы думаете у вас есть «малая Родина»? Как она называется?
Правильно ребята, наша малая Родина – это наше село Мордовская Козловка.
∙ Родина моя - мордовская земля.
Учитель: Ребята, я приглашаю вас сейчас отправиться на прогулку по нашему селу . (Показ презентации)
История села Мордовская Козловка
Старинное мокшанское село Мордовская Козловка, как и большинство ныне действующих мокшанских поселений оформилось в 17 веке.
В 1678 году в Пичеполонговском стане было 9 поселений, а в 1716 году показано 16 селений.
Первоначальное название «Веркужа», вере-верхняя, а кужа-поляна.т.е Верхняя поляна, потеряла в конце 17 века. Оно стало называться и писаться как Козловка.
В дальнейшем, чтобы отличить Козловку от одноимённой русской деревни, вотчины Артёмия Ивановича в этом же Пичеполонговском стане, решили назвать её Мордовская Козловка.
В 1745 году в Козловке по уточненным данным проживало 62 души мужского пола,а в 1763 году в 35 дворах 113 душ мужского пола и 60 человек женского пола..
В исторической литературе часто упоминается соседняя с Козловской деревня Потьма или Куштаев починок. Так она называлась по имени основателя Чиндяса Куштаева. В 1866 году хутор был по количеству населения немного меньше Мордовской Козловки, в которой насчитывалось 48 дворов, а в Потьме-37.Развитию этих деревень мешала дорога «Страпана»
- так местное мордовское население называло Большую Посольскую дорогу.
Дело в том, что проезжающие стражники ,купцы, чиновники, священники и другой люд просили, требовали, а иногда и грабили продовольствие и фураж. Принудительно выгоняли крестьян на ремонт дороги, подъем насыпей в оврагах.
В дореволюционное время д.Козловка и д.Потьма входили в состав Барашевской волости Темниковского уезда Тамбовкой губернии.
На момент ревизии от (переписи) 1858 года жители деревень Мордовская Козловка и Потьма относились к категории государственных крестьян. Государственные крестьяне находились в лучшем положении, чем крепостные.
В 1894 году Мордовскую Козловку в числе других сел нашего района посетил первый мордовский ученый Макар Евсевьевич Евсевьев ,где он собрал большой материал о национальном фольклоре у старейшего жителя Четыркина…
Мордовская Козловка расположена в живописной местности, в западной части Атюрьевского района. С южной стороны к селу примыкает сосновый бор, на северной стороне раскинулись поля. Через село проходит дорога регионального значения Темников- Торбеево, которая ведёт к Санаксарскому мужскому монастырю, где находится могила знаменитого адмирала Ф.Ф.Ушакова и к старейшему городу Мордовии –Темникову.
В 1888 году был открыт храм в честь святого мученика Андрея Стратилата.
Он стоял посреди деревень Козловка и Потьма и украшал всю окрестность. Храм был очень красив, деревянный, на каменном фундаменте, обшитый резными досками. В приход церкви кроме Мордовской Козловки и д.Потьма входили д.Польское Ардашево и д.Кочемасово. После его открытия деревня Козловка стала называться село Мордовская Козловка. Священнослужителем был отец Пантелеимон (Светлов) из с.Шалы. Его отец Василий Светлов служил в с.Шалы. Первый раз его арестовали 1930 году, отбыв наказание в лагерях на севере, 1937 году по болезни его освободили. Но 1938 году последовал второй его арест, закончившийся расстрелом. Вскоре церковь закрыли и превратили в колхозный склад. Рядом с бывшим зданием церкви располагались школьные помещения. Наиболее шустрые детишки лазали по крыше церковного сооружения. Бывали случаи , что они срывались и получали небольшие травмы. Может быть и из-за этого 1965 году бывшее здание церкви разобрали.
.
Учитель: Ребята, а вы знаете, что каждого города нашей страны есть свои символы? Какие? (ответы детей: герб, флаг, гимн).(Презентация)
Учитель: Посмотрите – это герб Мордовии. Что изображено на нем? Как вы думаете, почему именно? (ответы детей:) «Государственный герб Республики Мордовия представляет собой изображение геральдического щита маренового (тёмно-красного), белого и тёмно-синего цвета с гербом г.Саранска в середине, обрамлённого: золотыми колосьями пшеницы, олицетворяющими традиционную приверженность мордовского народа к сельскохозяйственному труду, перевитыми лентой маренового, белого и тёмно-синего цветов; шейной гривной (национальное украшение) цвета золота, на которой семь орнаментов, означающих количество городов республики, заканчивающейся солярным знаком, восьмиконечной розеткой, символом солнца, красного цвета". ».
Учитель: Второй символ Мордовии – это флаг. Описание флага.
Флаг Республики Мордовия является официальным государственным символом Республики Мордовия Российской Федерации. Принят Парламентом Республики 30 марта 1995 года.
«Государственный флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трёх полос маренового (тёмно-красного), белого и тёмно-синего цветов. Верхняя и нижняя полосы по размеру одинаковы. Ширина каждой из них составляет 1/4 ширины флага. Соотношение сторон флага — 1:2. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка — солярный знак маренового (тёмно-красного) цвета, символ солнца».
20 мая 2008 года депутаты республиканского парламента привели закон “О государственном флаге Республики Мордовия» в соответствие с рекомендацией Геральдического совета при Президенте Российской Федерации. Корректировка была направлена на изменение соотношения ширины и длины полотнища с пропорции 1:2 на 2:3, также было дано описание солярного знака: ”Высота и ширина солярного знака имеют одинаковые размеры и относятся к ширине флага — 3:8”.
Учитель: Третий символ – это гимн.
Учитель: Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей: это песня о Мордовии)
Учитель: Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: — Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.
Послушайте гимн, а кто знает, подпевайте.
Дети поют гимн Мордовии
Рефлексивный этап.
Учитель: Вот и подошло к концу путешествие по нашей малой родине.
1. Вам оно понравилось?
2. По какому селу мы путешествовали? (Морд-Козловка)
3. Чем для нас является Морд-Козловка? (малой родиной)
4. Какие памятные места вы знаете в нашем селе?
5. Какие символы Мордовии вы запомнили? (герб, флаг, гимн)
Перспективный этап:
Учитель: А где еще можно узнать о достопримечательностях нашего села?
Ответы детей: в музеях Саранска, из рассказов бабушек и дедушек можно узнать какое село было раньше,из интернета.
Предварительный просмотр:
МБОУ «Мордовско- Козловская СОШ»
Внеклассное мероприятие
«Будем здоровыми».
Учитель начальных классов Шукшина Т.Д.
-2022г.
Утренник «Будем здоровыми!»
Цели: способствовать воспитанию ответственного отношения к своему здоровью, формированию необходимых знаний, умений по профилактике гриппа;
-закреплять навыки личной гигиены;
-расширять знания о влиянии спорта, правильного питания и других важных факторов на здоровье человека;
-формировать интерес к познанию, развивать творческие способности детей.
Ход утренника:
(Звучит минусовка «Маша и медведь»)
Маша выбегает из-за кулис под музыку, Медведь тихо посапывает на стуле…
Маша:Мишка, привет! Поиграй со мною, поиграй со мною., поиграй… Медведь спит не просыпается.
Маша:Мишка, ты чего, спишь что ли? Медведь продолжает спать.
Маша:Мишка, ну проснись (дёргает его за нос и уши)
Медведь продолжает спать.
Маша: Ну и спи, я пойду искать себе других друзей…
Весь класс выходит на сцену под речёвку с табличками в руках (ЗАРЯДКА, ЗАКАЛИВАНИЕ, УЛЫБКА, ГИГИЕНА, СВЕЖИЙ ВОЗДУХ, ПОЛЕЗНОЕ ПИТАНИЕ):
Под весёлую спортивную музыку появляются учащиеся 1-3 класса.
РЕЧЁВКА: - Раз - два, три - четыре.
-Три – четыре, раз – два.
- Кто шагает дружно в ряд?
-3 «А» - наш ОТРЯД!
- Всем! Всем!
- Добрый день!
- Прочь с дороги хворь и лень!
- Любим мы учиться!
Трудиться!
веселиться!
Маша: - - Эй, друзья, куда спешите?
- Мы спешим на праздник!
- Мы хотим всех научить, как здоровье сохранить!
Учитель:
«-Здравствуйте, все, кто сидит в этом зале.
«-Здравствуйте»,- дружно в ответ вы сказали.
«Здравствуйте»-самое лучшее слово.
Значит, на радость всем, будьте здоровы.
-Здравствуйте, ребята. Здравствуйте. взрослые. Сегодня мы поговорим о здоровье, о том ,насколько важно для человека научиться беречь и сохранять его, узнаем, можем ли мы сами
влиять на своё здоровье. Учащиеся 1-3 класса расскажут нам о важных составляющих здоровья.
Выходят учащиеся 3 класса, тётушка Мокрая и дядюшка Апчхи.
Дядюшка Апчхи чихает.
1 ученик: Кто это тут расчихался?
2 ученик: Кто это тут распространяет простуду и заражает детей гриппом?
3 ученик: Не стойте, ребята, около тётушки Мокрой и дядюшки Апчхи. Ничего хорошего от них не ждите!
4 ученик: А будете и ёщё стоять, так и заболеть не долго!
Тётушка Мокрая и дядюшка Апчхи тихонько удаляются.
5 ученик: А ведь по причине простуды во второй четверти в начальной школе ребятами было пропущено много уроков!
6 ученик: А ведь так и гриппом заболеть недолго!
7 ученик: А что такое грипп?
1 ученик: Грипп – это острое инфекционное заболевание. Возбудителями его являются вирусы типа А, В, С.
2 ученик: Грипп – это массовое заболевание. Вспышки гриппа бывают зимой и ранней весной.
3 ученик: Это потому, что снижаются защитные силы организма.
4 ученик: Так надо их повысить!
-А об этом расскажет нам Доктор Айболит.
Доктор Айболит:
Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться –
Каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите,
По возможности, всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Мы откроем вам секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
Доктор Айболит.- Дорогие ребята и взрослые. Не секрет, что никому из нас не хочется болеть. Так вот, можно болеть реже, если придерживаться следующих правил:
-Частая причина простуды-переохлаждение. Постарайтесь никогда не ходить с мокрыми ногами.
-Если выходите на улицу в дождливую погоду, одевайтесь так, чтобы не замёрзнуть и не промокнуть. А если нечаянно промокнете-бегите домой, чтобы просушиться.
-Одевайтесь по погоде.-не находитесь рядом с больными людьми.
Входит пациент-ученик 3 класса.
-Здравствуйте, доктор! Скажите, а как можно заразиться гриппом?
Доктор Айболит.-Вирус гриппа передаётся воздушно –капельным путём-например, во время кашля или чихания. Также встречаются другие передачи-через носовой платок, другие личные вещи, даже, к примеру, через деньги. Если больной человек потёр нос, а потом взял в руки купюру, на ней остались вирусные частицы. Если ту же купюру возьмёт в руки здоровый человек, а потом дотронется до рта или носа, попадание вируса в его организм почти стопроцентное.
-Доктор, а как распознать грипп?
Доктор Айболит. -Типичные признаки-внезапное повышение температуры тела до 39-40,которая держится 3-4 дня, озноб, сильная головная боль, ломота в мышцах и суставах, боль при движении глазных яблок.
Пациент.-Доктор, а чем опасен грипп?
Доктор Айболит.-Этот вирус опасен осложнениями ,такими как пневмония, бронхит, отит. Особенно грипп подрывает сердечно-сосудистую систему, сокращая на несколько лет продолжительность жизни. Больше всего осложнениям подвержены дети и пожилые люди.
Пациент.-Доктор, скажите, а нужно ли делать прививку?
Доктор Айболит.-Прививка наиболее надёжный и эффективный способ. Стопроцентной гарантии защиты от гриппа он не дает, но риск заражения уменьшается в среднем в 3-4 раза.
Пациент.-Спасибо, доктор.
Доктор Айболит.-Будьте здоровы!
Входит вирус гриппа.
Я -вирус гриппа. Страшный и коварный. Я-всесильный!!!Я легко могу уложить вас в постель на целую неделю, вызвать у вас страшные головные и мышечные боли, повысить температуру вашего тела, а также вызвать тяжелейшие осложнения после болезни. Я очень живучий. В воздухе и помещении я живу от 2 до 9 часов, на бумаге, на картоне, в тканях-8-12 часов, на коже рук-8-15 часов, на металлических предметах и пластмассе-24-28 часов, а на поверхности стекла-аж 10 дней !Ну, как я вам? Хорош, не правда ли? Найдутся ли среди вас смельчаки, готовые сразиться со мной?
Выходят ребята.
Все.- Мы сразимся с тобой! Лучшая защита-вы сами
Доктор даёт памятки всем детям и взрослым.
ПАМЯТКА
= Во время эпидемии гриппа старайся как можно меньше находиться в местах массового скопления людей.
= Ели в семье кто-нибудь болеет гриппом, пользуйтесь марлевыми повязками, которые закрывают рот и нос.
= Чтобы повысить сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, принимайте витамины, ешьте чеснок и лук.
= При появлении признаков болезни лучше не выходить из дома, а вызвать врача.
Учитель:
Не болейте гриппом, дети,
Здоровье -важней всего на свете.
Чтоб болезней избежать,
Организм свой надо закалять!
Желаю здоровья вам от души,
Берегите себя, вы уж не малыши,
О профилактике гриппа знакомым своим расскажите,
Как уберечься и как лечиться, подскажите.
Ученик:
Купить можно много:
Игрушку, компьютер,
Смешного бульдога,
Стремительный скутер,
Коралловый остров
(Хоть это и сложно),
Но только здоровье
Купить невозможно.
Оно нам по жизни
Всегда пригодится.
Заботливо надо
К нему относиться.
Учитель:-А как же заботиться о здоровье? Одно из главных правил –соблюдение режима дня.
Ученик:
Чтобы в жизни преуспеть,
Чтобы многое успеть,
Погулять и почитать,
И в игрушки поиграть,
И с друзьями песню спеть,
.И мультфильмы посмотреть,
Как вещам нужен порядок,
Дню положен распорядок.
День рассчитаешь по часам-
И везде успеешь сам.
Учитель:
-Соблюдение режима дня поможет стать ответственным, организованным, научит ценить своё и чужое время. Режим дня позволяет хорошо учиться и расти здоровым.
-Как построить режим дня, повторим-ка мы, друзья!
1 ученица: Чтоб прогнать тоску и лень,
Подниматься каждый день
Нужно ровно в семь часов.
Сделать лёгкую зарядку
И убрать свою кроватку,
Душ принять
И завтрак съесть,
А потом за парту сесть.
2 ученица: После школы отдыхать,
Но только не валяться,
А дома маме помогать,
Гулять, закаляться.
3 ученик Ну, а после можно сесть
Выполнять заданья.
Всё в порядке, если есть
Воля и старанье.
4 ученик: Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять,
Будешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать.
5 ученик: Будешь ты всегда здоров,
Позабудешь докторов,
Перестанешь ты лениться,
Будешь хорошо учиться.
Станешь сильным, станешь смелым,
Быстрым, умным и умелым.
Учитель:
-Действительно, день нужно начинать с зарядки. А ещё регулярно заниматься физкультурой и спортом.
Так будьте здоровы,
С зарядкой дружны,
Ведь спорт с физкультурой,
Как воздух, нужны!
Частушки о спорте
1ученик:Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать.
Как здоровым стать.
2ученик: Чтоб ты не был хилым, вялым,
Не лежал под одеялом,
Не хворал и был в порядке,
Делай каждый день зарядку.
3 ученик: Всем зарядку делать надо,
Много пользы от нее.
А здоровье – вот награда
За усердие твое.
4 ученик: Физкультурой занимайся,
Чтоб здоровье сохранять,
И от лени постарайся
По быстрее убежать
5 ученик: В мире нет рецепта лучше,
Будь со спортом неразлучен.
Проживешь сто лет,
Вот и весь секрет.
Песня-танец «Пяточки-носочки»
Учитель:
-А ещё для здоровья очень важны положительные эмоции. Начинайте день с хорошего настроения. Не позволяйте себе злиться и нервничать. Будьте приветливы и тактичны с другими людьми. Смейтесь по чаще.
Ученик:
Поделись хорошим настроением,
Ничего не требуя взамен.
Пожелай удачи и везения,
И немного ветра перемен.
Всем-всем-всем — не делай исключения! -
Пожелай веселья и добра,
Улыбнись ты солнышку осеннему
И всем людям с самого утра.
Пусть немного радости прибавится
В этом мире сложном, непростом.
Поделись теплом, — а вдруг понравится? -
Не откладывая на потом.
Учитель:
-Улыбаясь, мы дарим друг другу радость. Улыбка- это хорошее настроение и залог здоровья. Для того, чтобы вы улыбнулись сегодня, мы подготовили несколько шуточных стихотворений.
Сценка «Панацея»
(В сценке участвуют автор, Вова Петров,1 Микроб, 2 Микроб, Доктор)
Пришел в поликлинику
Вова Петров.
Захныкал Петров:
"Что-то я нездоров.
Так странно и жутко урчит мой живот,
Как будто
В нем кто-то ужасный живет!"
И доктор
Петрову прилечь предложил,
И ухо
К его животу приложил,
Урчанье послушал,
Серьезно молчА,
И брови полезли на лоб у врача.
До этого
Доктор не слыхивал, чтобы
Внутри пациента
Болтали
Микробы!
Один говорил:
«Я сегодня снаружи
прибыл в живот
На невымытой груше.»
Другой говорил:
«А Петров-то мне друг,
Поскольку неделю
Не мыл своих рук,
И в гости
Отправил к себе через рот,
Руками немытыми
Взяв бутерброд.»
И доктор
Седой головой покачал,
И пальцами
В крышку стола постучал,
И Вове сказал:
"От такого соседства
Вас быстро избавит
Надежное средство".
"Какое?"–
Спросил его Вова уныло.
И доктор сказал:
"Туалетное мыло".
Ладошки
Не пойму, как по ладошке
Мама обо всём узнала:
По царапине – что кошку
Я вчера за хвост таскала,
По пятну от шоколадки –
То, что лазила в буфет
И взяла себе украдкой
Десять маленьких конфет.
Даже то, что понарошку я
Губы красила с утра,
Рассказали ей ладошки.
Может, их помыть пора?
Сценка. Н. Мигунова «Почему надо чистить зубы?»
(В сценке участвуют2 автора, Мама. Зайка, 1 Микроб, 2 Микроб, Кариес)
Жил в лесу зайчонок серый.
Он весёлым, шустрым был.
Представляете, зайчонок
Чистить зубы не любил!
- Для чего мне ваша паста?
Щётка тоже не нужна.
Я и так сгрызу морковку,
Если сладкая она.
Съест листочек у капусты,
А потом пойдёт гулять.
Как-то раз, придя с прогулки,
Захотел зайчонок спать.
Лёг, уснул и сон увидел…
Страшный кариес пришёл:
- Наконец ты мне попался,
Наконец тебя нашёл!
А за ним микробов ряд:
- Здравствуй, зайка, - говорят,-
Для тебя же щётка – враг.
От тебя мы – ни на шаг!
Дружим с теми, кто не хочет
Чистить зубы по утрам.
Мы их хвалим, уважаем,
Говорим: «Спасибо, вам».
Зубки белые – не любим.
Быстро их тебе исправим.
И по дырке, чтоб болела,
На зубах твоих оставим.
Тут проснулся зайчик: - Мама!
Ой, что видел я во сне!
Злющий кариес, микробы,
Приходили вдруг ко мне.
Поскорее дай мне щётку,
Пасту или порошок.
- Успокойся, зайка милый,
Успокойся, малышок.
Если будешь чистить зубки
Вечерком и по утрам,
То противные микробы
Не страшны твоим зубам!
Учитель:
-Послушав стихотворения, вы поняли, что для здоровья очень важна гигиена. А вот и Гигиена, одна из героинь нашего праздника.
Входит Гигиена.
Гигиена:
Добрый день! Я – чистота!
С вами быть хочу всегда
Я пришла вас научить,
Как здоровье сохранить.
Много грязи вокруг нас,
И она в недобрый час
Принесет нам вред, болезни.
Но я дам совет полезный.
Мой совет совсем несложный –
С грязью будьте осторожны!
Звучит музыка, на сцене появляется Грязь.
Грязь:
-Вы про грязь?
И я у вас!
Грязь все время чешется, идет к Гигиене.
Гигиена:
-Ты ко мне не приближайся!
И ко мне не прикасайся!
Грязь:
-Ах-ах-ах.! Какое платье!
Да ведь не на что смотреть!
Я б такое не надела,
У меня - другое дело! -
От борща пятно большое,
Вот сметана, вот жаркое,
Вот мороженое ела,
Это - в луже посидела.
Это клей, а здесь - чернила.
Согласитесь, очень мило.
Я наряд свой обожаю,
На другой не променяю.
Я открою вам секрет –
Лучше платья просто нет...
Грязь: (обращаясь к ребятам)
Вы не вымыли посуду?
Значит, скоро я прибуду.
Если пол вы не помыли -
Меня в гости пригласили.
Перестаньте убираться,
Окна мыть, пол подметать.
Ненавижу тряпки, щетки,
Я, друзья, боюсь щекотки.
Забираюсь в уголки,
Там, где пыль и пауки.
Чистоту я не терплю,
а детей – грязнуль люблю !
Гигиена:
Неважные твои дела-
ты не по адресу пришла.
Учитель:
-Да, наши дети вовсе не грязнули. Ты убедишься в этом сама.
Ребята отгадывают загадки.
Мы сегодня рано встали,
Умываться побежали,
Тщательно лицо помыли.
Помогло нам в этом … ( мыло)
Мама голову мне моет.
То намылит, то промоет.
У неё в руках флакон.
Очень интересный он.
Пены много, только дунь.
Это детский мой … ( шампунь)
В тюбике она живёт,
Змейкой из него ползёт,
Со щёткой неразлучна часто
Мятная зубная…(паста)
Хлюпает ли мокрый нос,
Иль из глаз потоки слёз,-
Выручит нас лоскуток-
Это носовой…( платок)
И махровое, и гладкое бывает.
Кто помылся, тот о нём не забывает.
Взрослого, младенца
Вытрет...(полотенце)
Учитель(обращаясь к Грязи):
-Что скажешь ребятам ?
Грязь:
-Неважные мои дела!
И здесь друзей я не нашла!
Уходит со сцены.
Музыкальная физминутка
Учитель:
-Ещё одна составляющая здоровья- питание.
1 ученик: Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
2 ученик: Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
3 ученик: И помните об этом,
Идя по магазинам.
Не сладости ищите-
Ищите витамины!
Учитель
-Питание играет важную роль в сохранении и укреплении здоровья.
Здоровое питание - разумное питание. Питание должно быть разнообразным, содержать набор мясных, рыбных продуктов, разные молочные каши, хлеб, обязательно в рационе должны быть овощи и фрукты.
Вывод: для правильного питания нужны полезные продукты.
Учитель.:
-Не всякое питание здоровье сохраняет.
Ученики:
-А только лишь полезное!
Учитель:
-Конечно, дети знают!
-Каши. овощи и фрукты…
Ученики:
-Все полезные продукты!
Учитель.:
-Гамбургеры, чипсы?
Ученики:
-Нет! Не возьмём их на обед!
Учитель.:
-Молоко и рыба…
Ученики:
-Да! Очень вкусная еда!
Учитель:
-Ну, а много съесть конфет…
Будет польза?
Ученики:
-Нет-нет-нет!
1ученица:.Чтоб были хорошими
зубы и зренье,
Чтоб волосы, кожа
была — загляденье,
Должна быть еда наша
разнообразной.
По цвету — зеленой,
и желтой, и красной…
От горького лука —
до сладкой малины…
И с пищей получим
мы все витамины
2 ученица: Чтоб сильным быть, ловким,
здоровым, веселым
Не стоит есть чипсы
и пить Кока-Колу.
Съешь яблоко, сливы,
лимон, апельсины —
Во фруктах и в ягодах
есть витамины.
3 ученица: Нам справиться с насморком,
гриппом, ангиной
Помогут не чипсы,
а те витамины,
Что в ягодах, фруктах
живут, в овощах,
В сырАх, творогАх,
в молоке и борщах…
В различных продуктах —
от рыб до малины,
Для жизни важнейшие
есть витамины.
Учитель:
-Витамины необходимы для поддержания здоровья нашего организма. Овощи и фрукты, которые богаты витаминами, должны быть в рационе регулярно.
-На сцену приглашаются представители Витаминного царства-витамины А,В,С.
Витамин А:
Расскажу вам не тая,
Как полезен я, друзья,
Я в морковке и томате,
В тыкве, в персике, в салате.
Съешь меня-и подрастёшь.
Будешь ты во всём хорош!
Помни истину простую:
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую
или пьёт морковный сок!
Витамин В:
Рыба, хлеб, яйцо и сыр,
Мясо, птица и кефир,
Дрожжи, курага, орехи-
Вот для вас секрет успеха!
И в горохе тоже я .
Много пользы от меня!
Очень важно спозаранку
Съесть за завтраком овсянку.
Чёрный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
Витамин С:
А вот «С» едим со щами,
И с плодами, овощами,
Он в капусте и в шпинате,
И в шиповнике, в томате.
Лук, редиска, репа, брюква,
И укроп, петрушка, клюква,
И лимон, и апельсин
Ну, во всем мы «С» едим!
Все:
-Никогда не унывает,
И улыбка на лице
У того, кто принимает
Витамины А,В.С.
Учитель:
-Сегодня мы обсудили, насколько важно заботиться о своём здоровье, увидели, что правила сохранения здоровья очень просты. Усвоили ли вы их?
Поиграем в игру «Если наш совет хороший, вы похлопайте в ладоши»
Учитель и Доктор Айболит читают советы.
1 совет: Физкультурой занимайся,
Если хочешь быть здоров.
Водой холодной обливайся –
Позабудешь докторов.
Если наш совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
2 совет: Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу
Если наш совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
3 совет: Зубы вы почистили
И идете спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Если наш совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши
4 совет: У здоровья есть враги,
С ними дружбу не води!
Среди них тихоня лень.
С ней борись ты каждый
Если наш совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши
5 совет: Улыбайся каждый день,
Отгоняй тоску и лень.
Смейся веселей-
Будешь здоровей!
Ученик:
Каждый твёрдо должен знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться.
Нужно спортом заниматься,
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить ,закаляться
И всегда дружить с водой.
Учитель: Наш весёлый урок здоровья подошёл к концу. Нам хочется поблагодарить вас за активность, доброжелательность и полное взаимопонимание. Надеемся, что те знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в вашей жизни, и вы будете вести здоровый образ жизни.
Исполняется финальная песня
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Моя Родина-Россия"
Каждый человек, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю...
Классный час "Моя Родина-Россия"
Каждый человек, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю...
Классный час "Россия -Родина моя" 2 класс
Это разработка классного часа для 2 класса по теме: "Россия - Родина моя"....
Классный час "Россия - Родина моя!"
Цель: познакомить с символикой Российской Федерации...
Классный час "Россия - Родина моя. Символы России".
Класс: 3 Цель:познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граж...
Классный час "Моя Родина – Мамадыш".
Министерство образования и науки Республики ТатарстанГосударственное бюджетное образовательное учреждение дляобучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Мамадышская специал...