Классный час «Моя Родина, мой мир»
классный час (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Классный час в 1 классе «Моя Родина, мой мир»
Цели:
- формирование устойчивого, уважительного отношения к родной стране, своей малой родине;
- развитие кругозора учащихся, обогащение их словарного запаса;
- воспитание у учащихся чувства гордости, любви и уважения к Родине,
Ход мероприятия:
1) Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим, быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – «Русь».
– Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
– Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
– Подберите однокоренные слова к слову родина. (Род, родня, родственник, родители, родословная, народ и т.д.)
– Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
– Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше государство называется Россия, Российская Федерация. (Показать на карте нашу страну).
– А чем отличается одно государство от другого? (Языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением.)
– Назовите главный город нашей страны.
– Как вы думаете, это красивый город? Почему вы так думаете?
– Кто из вас был в Москве? А хотите совершить экскурсию по столице нашей Родины прямо сейчас?
2)А что для вас является Родиной?
- Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.
- Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
- Любовь к родной природе
(охрана окружающей среды) - Моя Родина - Россия. Мой дом – Пермский край.
- Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).
3) На свете много разных стран,
Но есть одна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она.
Ребята, посмотрите на карту (на мониторы ClassMate PC учеников транслируется изображение карты мира) и найдите нашу страну.
Каким цветом она обозначена?
(бордовый или темно-коричневый)
А теперь сравните нашу страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую площадь?
(Россия)
Учитель: Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса.
Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.
Россия – самая большая страна на свете.
Границы России проходят и по суше, и по морю.
Наша страна очень красива и богата.
4) Символика России.
Учитель: Как любое государство, Россия имеет свои символы. Мы должны знать государственную символику как граждане нашей страны.
а) Государственный флаг.
Учитель: Начнем разговор с первого государственного символа – флага.
Государственный флаг Российской Федерации – это официальный символ государственной власти, выражающий идею единства и суверенитета государства. Описание государственного флага и порядок его использования определяются Федеральным конституционным законом. Государственный флаг России постоянно развевается над зданием администрации Президента, Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы, областных и районных органов местного самоуправления. Флаг Российской Федерации вывешивают на жилых домах в дни государственных праздников. Государственный флаг является бортовым отличительным знаком для воздушных и морских судов России.
Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости и самостоятельности государства. У каждой страны есть собственный государственный флаг, не похожий на флаги других стран. На государственном флаге России – нашей родины – мы видим три цветные полосы, одинаковые по размеру.
Вверху – белая полоса. Она означает, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.
Синяя полоса – она в середине – говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами Земли.
Красная полоса – нижняя – означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.
Во всех странах флаги вывешивают на улицах в дни государственных праздников, торжественных событий. Во время спортивных соревнований в честь победителей поднимают флаг той страны, гражданами которой они являются, и исполняется гимн этой страны.
Улицы городов накануне праздников становятся красивыми и нарядными от вывешиваемых флагов. В России общегосударственными праздниками являются: 1 Мая – Праздник мира и труда, 9 Мая – День Победы, 12 июня – День России, 7 ноября – День примирения и согласия, 8 Марта – Международный женский день, 23 февраля – День празднования мужского населения России. Города украшаются не только большими трехцветными флагами, но и разноцветными флажками разной формы. Они напоминают нам о событиях, которые происходили в этот день, создают праздничное настроение.
Расположите сочетание цветов в правильной последовательности.
Конкурс “Кто быстрей?”
Раздаются конверты с разноцветными полосочками. Собрать на время флаг РФ (достижение команд отражаем на экране соревнований).
Обсуждение:
– Что означает каждый цвет на флаге?
– Где можно увидеть государственный флаг России?
– Когда он вывешивается?
– Всегда ли государственный флаг нашей Родины был в таком варианте?
Сочетание бело-сине-красных цветов на флаге России появилось во времена царя Алексея Михайловича – отца Петра. Во второй половине века государственный флаг изменил свои цвета: он стал черно-желто-белым. Но уже к концу XVIII века Россия вернулась к бело-синему-красному флагу Россия в то время была уже многонациональной страной, и эти цвета означали единство русских /красный/, украинцев /синий/, белорусов /белый/. Кроме этого цвета символизируют благородство и откровенность /белый/, верность и честность /синий/, мужество, смелость, любовь/красный/.
б) Гимн государства.
Учитель: Что вы знаете о гимне России?
Гимн в переводе с греческого – торжественная песнь.
Гимны чрезвычайно разнообразны – государственные, военные, религиозные, в честь исторического события или героя. В музыкальной энциклопедии гимн трактуется как особое музыкальное произведение, отличающейся образностью литературного текста, широкой, легко запоминающейся мелодией, размеренным маршевым ритмом, величавостью музыки. Каждый новый день в нашей стране начинается с мелодии гимна России, который звучит по радио в 6 часов утра по местному времени. Мелодия гимна – величественная, торжественная. Люди издавна любили гордые и смелые песни. С древних времен существовали торжественные песнопения.
В них славилась красота родной земли, ее богатства, подвиги героев. Из поколения в поколение
передавались представления людей о Родине и счастье, о добре и зле. Государственный гимн звучит
в особо торжественных случаях: во время встреч руководителей государств, торжественных
собраний. Во время исполнения гимна все присутствующие встают.
Этим они выражают свое уважение к стране. Гимн страны исполняется и во время
спортивных состязаний в честь победителей. Присмотритесь к их лицам: они серьезны
и взволнованы. Они прославили родину своей победой, и весь мир с уважением слушает
гимн страны, воспитавшей таких спортсменов.
Кто автор слов, музыки?
(С.Михалков, А.Александров)
Учитель: Где и когда можно услышать Государственный Гимн? Какие чувства возникают у вас при прослушивании гимна?
(Торжественность, чувства гордости за Родину.)
Учитель: Как нужно слушать гимн?
(Стоя, в торжественном молчании.)
Наиболее полные ответы отмечаются экспертами.
в) Государственный Герб Российской Федерации.
Учитель: Одним из государственных символов является герб государства.
С века Российский герб состоит из двух основных изображений: всадника с копьем, поражающего змея, и двуглавого орла.
Герб – это отличительный знак страны. Есть слова, которые имеют похожее значение – «эмблема», «символ». Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны.
Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец, сидящий на белом коне. За его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем, верный конь воина топчет дракона копытами.
Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.
Царское «яблоко». Борис Годунов к тем регалиям, которые были у царей до него, добавил еще одну державу, которая тогда именовалась «яблоко». По форме она напоминает этот фрукт. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины, символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
В различные исторические периоды Российский герб несколько видоизменялся. После Октябрьской революции у нашей страны был другой герб, но сейчас Россия вернулась к своим прежним символам. Внесение дополнений, вопросы.
5) Кто стоит во главе государства Российского?
Выслушиваются ответы учащихся;
Первым царем на Руси был Иоанн Васильевич, прозванный Грозным. Ему было три года, когда скончался его отец. Государством стала управлять его мать Елена. Лет через пять и она скончалась. Иоанн, на восьмом году от роду, остался круглым сиротой, без отца и матери. Он получил очень дурное воспитание. Об Иоанне никто не заботился, он рос заброшенным. Бояре ничему хорошему не научили его; оказывали ему неуважение, часто унижали и оскорбляли его, иногда дразнили и вообще обращались с ним очень грубо. Мальчика никто не вразумлял, никто не внушал ему чувства справедливости, сострадания, милосердия; никто не согрел его сердце любовью.
От такого воспитания развились у Иоанна дурные черты характера: он был очень вспыльчив и жесток.
От природы Иоанн был очень умен и любознателен. Он рано начал читать книги, церковные и светские; читал он священную историю, римскую историю, русские летописи. Достигши совершеннолетия, Иоанн созвал бояр и высшее духовенство и объявил, что желает вступить на престол и принять титул царский. Вслед за тем он торжественно короновался в Успенском соборе и первым из русских князей стал называться царем.
Первый император.
Петр в 1721 г. принял императорский титул, который носили и все его потомки. Династия Романовых.
Петр (1672–1725) – русский царь с 1682, с 1721 до 1725 – первый русский император. Великий государственный деятель, полководец, флотоводец, дипломат. Он активно содействовал строительству промышленных предприятий на Урале и центре страны (металлургия, судостроение, текстильная промышленность и др.). Были созданы регулярная армия, русский флот. Петр способствовал распространению культуры и просвещения. Он основал в 1703 г. Петербург и сделал его столицей. В области внешней политики вел борьбу за выход к морям. Полководческий талант раскрылся в войне с Турцией и в Северной войне против Швеции. Благодаря Петру Россия овладела жизненно необходимым побережьем Балтийского моря.
Президент России.
Действующий президент Российской Федерации – Д.В.Медведев
Учитель: Мы заметили, что каждый из государственных деятелей внес большой вклад в развитие государства Российского, старался и старается преодолевать возникающие в стране проблемы, сложные ситуации, которые могут возникнуть из-за того, что Россия очень огромная по своей территории страна, многонациональная” с различными укладами и устоями.
6) Объясните пословицы и поговорки о Родине:
Родина - мать, умей за нее постоять.
Человек без родины - соловей без песни.
Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.
7)Учитель предлагает ученикам нарисовать то, что, на их взгляд они считают своей Родиной.
8) В заключении предлагается учащимся прочитать стихотворение.
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть!
Анализ стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Моя Родина-Россия"
Каждый человек, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю...
Классный час "Моя Родина-Россия"
Каждый человек, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю...
Классный час "Россия -Родина моя" 2 класс
Это разработка классного часа для 2 класса по теме: "Россия - Родина моя"....
Классный час "Россия - Родина моя!"
Цель: познакомить с символикой Российской Федерации...
Классный час "Россия - Родина моя. Символы России".
Класс: 3 Цель:познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граж...
Классный час "Моя Родина – Мамадыш".
Министерство образования и науки Республики ТатарстанГосударственное бюджетное образовательное учреждение дляобучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Мамадышская специал...
Классный час: «Россия-Родина моя».
Классный час на тему: «Россия-Родина моя». Цели: развивать познавательный интерес к своей Родине; дать основные понятия о ...