Что такое выборы
классный час (3 класс) на тему
«ЧТО ТАКОЕ ВЫБОРЫ?»
Деловая игра для младших школьников ко Дню молодого избирателя
Цель: повышение уровня правовой грамотности и политической культуры младших школьников.
Задачи:
- познакомить учащихся на доступном им уровне с принципами и задачами проведения выборов;
- формировать мотивацию и познавательный интерес к нормам избирательного права, принципам демократии и выборов, правовым и конституционным основам РФ;
- расширять кругозор учащихся, дать понятия: «предвыборная программа», «бюллетень», «урна», «кабинка», «кандидат»;
- развивать умение обобщать, делать выводы, аргументировать собственную точку зрения, развивать монологическую речь;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, бюллетени с изображением героев, урна для голосования, кабинка для тайного голосования, маски животных, фонограмма звуков леса и голосов животных.
Ход мероприятия.
Слайд 1
I. Оргмомент. Сообщение темы
Учитель: Каждое третье воскресенье февраля в России проводится День молодого избирателя. В этом году он пройдет 15 февраля.
Сегодня, ребята, мы попытаемся с вами найти ответ на вопрос «Что такое выборы? »
Слайд 2
II. Определение уровня знаний детей по данной теме и определение круга вопросов, которые интересуют учащихся.
Знают взрослые и дети,
Много разных прав на свете.
Но хочу вам рассказать
Я о праве избирать.
Даже маленькие дети
Обладают правом этим.
Выбирают, с кем дружить,
На какой кружок ходить.
Что покушать, что надеть
И какой мультфильм смотреть.
А когда постарше станут,
Выбирать не перестанут.
В 18 лет ты сможешь
Президента выбирать.
Ты воспользоваться должен
Своим правом избирать.
Президент страны великой
Очень умным должен быть.
И тогда страной огромной
Сможет он руководить.
Должен он хорошим быть,
Заботиться о людях.
И тогда народ ему
Благодарен будет.
Учитель: А что нужно вам, ребята, чтобы быть счастливым?
- Что нужно вашим родителям, чтобы жить достойно?
- Каждый человек имеет право на счастливую жизнь. Для этого в нашей стране все граждане имеют право выбора. Как вы понимаете выражение «право выбора»?
Слайд 3
- В нашей стране все взрослые люди, которым исполнилось 18 лет, могут быть избирателями, имеют право выбора. Это право гарантировано главным Законом нашей страны Конституцией.
- Кто из вас ходил с родителями на выборы и знает, как они проходят?
(делятся своими познаниями)
- Что вам непонятно и что вам хотелось бы узнать по поводу выборов? (задают вопросы)
Слайд 4
-Как видно, у вас накопилось много вопросов по этому поводу. Чтобы ответить на них давайте сначала попытаемся точно определить:
1) Что такое выборы?
2) С какой целью проводятся выборы?
3) Кого выбирают на выборах?
4) Кто участвует в выборах?
5) Почему необходимо голосовать всем гражданам?
III. Работа над формированием понятия выборов.
- Я думаю, что каждому из вас уже приходилось выбирать вещи, игрушки, угощения. А для чего вы это делали, почему не купили первую же попавшуюся вам на глаза вещь, игрушку, сладость? (Хотелось выбрать лучшее из того, что предлагалось)
- А когда и для чего можно выбирать людей? (для дружбы, создания семьи, для участия в играх)
Слайд 5
- Вы слышали о выборах в Государственную Думу? А кто из вас знает, чем занимаются депутаты Гос. Думы?
- Понять, для чего существует Дума, и как проходят выборы нам поможет сказка.
Слайд 6
IV. Сказка об игрушечном государстве.
В одной семье было трое детей. У каждого из них были свои интересы. Коля любил играть с солдатиками. У него была целая армия игрушечных воинов, среди которых были как рядовые солдаты, так и бравые генералы.
У Маши любимой игрой было представлять себя в королевском замке. Поэтому среди её игрушек было много принцев и принцесс.
Младшая же сестрёнка Даша не расставалась со своими мягкими игрушками – животными.
Когда наступала ночь, дети ложились спать. А в детской в это время происходили чудеса. Все игрушки оживали, и начиналась настоящая сказочная жизнь. Игрушечные воины проводили свои учения, а иногда даже целые сражения. Принцы и принцессы устраивали балы. А животные выходили на охоту.
Вы думаете, все были довольны? Представьте себе, что нет: военные были недовольны, что их учениям мешают животные, принцы и принцессы жаловались, что грохот орудий заглушает музыку, и они не могут танцевать, а игрушечные хищники утверждали, что охотиться им мешает любой шум: как музыка, так и грохот сражения.
Шло время. Надоело игрушкам ссориться. И тогда решили они создать своё игрушечное государство, управлять которым будут выбранные всеми игрушками депутаты, которые вместе подумают, посоветуются и установят такой порядок, чтобы все были довольны. А назвать орган, в котором будут думать и совещаться депутаты, решили назвать Думой.
Тут же выступили вперёд два генерала и сказали, что они готовы взять на себя эту ответственность.
- Мы тоже хотим участвовать в управлении нашим государством, - заявили принц и принцесса.
- В конце концов, я – царь зверей, - возмутился лев. - Я тоже хочу быть депутатом Думы.
- А чем я хуже? – обиделся медведь и предложил свою кандидатуру.
Таким образом, набралось шесть кандидатов (желающих стать депутатами) в Думу.
- Это слишком много, - решили граждане игрушечного государства. - Вполне достаточно трёх депутатов. И решили устроить выборы. Пусть каждая игрушка проголосует за того кандидата, которому доверяет и которого считает достойным. Кому достанется больше «голосов» избирателей, тот и будет депутатом.
И вот наступили выборы. Все взрослые граждане игрушечного государства (а их было более сотни) приняли участие в выборах в Думу, избрать нужно было троих.
От каждой из трех партий было выдвинуто по 2 кандидатуры: от игрушечных солдатиков: солдат и матрос, от кукол: король и принц, от мягких игрушек: лев и медведь.
Прежде чем голосовать, думали, кто из кандидатов будет лучше понимать и поддерживать их интересы. После окончания голосования подсчитывались «голоса» и назвали троих депутатов: солдат, принц и лев.
- Вот так были выбраны депутаты, которые и установили потом порядок в игрушечном государстве. Вот сказка и закончилась. Надеюсь, что вам стало значительно понятнее, зачем нужна Дума, и как проводятся выборы.
Y. Инсценирование сказки
- Кроме выборов депутатов в Государственную думу, выбирают депутатов в местные органы самоуправления, 1 раз в 6 лет выбирают президента страны. Скажите, кто в данный момент является президентом в России?
Слайд 7
Чтобы вам было более понятно, что такое выборы и как они проходят, я предлагаю вам быть участниками деловой игры «Выборы на лесной опушке»
(На экране появляется изображение леса)
Слайд 8
- В одном сказочном лесу звери решили установить порядок и выбрать хозяина леса. Представьте себе, что вы - жители этого замечательного леса.
Слайд 9.
- Все звери собрались в своих семьях и решили, что хозяином леса должен быть именно их сородич. Зайцы предложили Серое Ушко, медведи выдвинули Потапа Ивановича, совы предложили Совунью.
Растерялись лесные звери и решили выслушать, кто и как предлагает жизнь в лесу изменить, чтобы всем было жить хорошо, весело и сытно. Каждый кандидат предложил свою предвыборную программу.
Слайд 10
Первым слово взял Потап Иванович.
- Зимой всем зверям устрою спячку, нечего по лесу шнырять друг друга пугать. А весной весь лес засадим малиной. Уж больно она полезная, от неё все зверье болеть перестанет. А какая она сладкая!
Задумались лесные жители, особенно те, кому зимой вольготно в лесу.
Слайд 11
Выскочил на середину опушки Серое Ушко:
- Я считаю, спать зимой – время терять! Предлагаю всем: по лесу бегом, где вскачь, где прыжком, спортом будем заниматься и, конечно, закаляться. Шубку на зиму менять, капусту и морковку в лесу сажать. Ведь полезней овощей не нашли еще вещей!
Улыбнулись белки, приутихли змейки.
Слайд 12
Вышла Совушка – Совунья.
- Предлагаю всем друзья, жить как прежде. Белки пусть грызут орехи, зайки прыгают и скачут, медвежата спят зимой. Каждый любит только то, что дано ему природой, и не надо заставлять жизнь кому-нибудь менять. Будем мы дружить в лесу. Уважать ее красу. Малышей учить уму - разуму, старших уважать и слушать. Птицам мы дадим заданье: пусть, когда летят на юг, животным других стран привет от нас передают.
VI. Деловая игра
Слайд 13
- Вы прослушали друзья, предвыборную программу каждого кандидата. На столе у вас лежат листочки с изображением зайца, медведя и совы. Это бюллетени -
специальные документы. Ваша задача подумать, при каком хозяине в лесу будет всем хорошо. Когда вы выберете, рядом с этим персонажем должны поставить галочку.
Голосование тайное, поэтому по очереди заходите в кабинку, ставьте галочку и, свернув свой бюллетень, бросаете его в этот ящик, он называется урна.
Дети заходят в импровизированную кабинку, отмечают галкой персонажа, бросают бюллетень в урну.
- Сейчас вы проголосовали. Интересно узнать, кто победил? Как вы думаете, кто из персонажей наберет больше голосов?
- Для того, чтобы выяснить, кто победил на сегодняшних выборах, мы пригласили счетную комиссию. Это наши учителя.
(Учителя ведут подсчет голосов)
Голосование закрыто,
Итоги подводить пора.
Пока комиссия считает,
Стихи о выборах мы почитаем.
(Дети читают стихи)
Учитель: Подсчет закончился! Слово председателю счетной комиссии.
- Как вы думаете, почему …. выиграл (а) на выборах?
- Хорошо будет жить в лесу, где хозяйничает? Почему?
-Как вы думаете, а могли бы быть результаты выборов другими? От чего это зависит?
- А если избиратель болен, то, как быть?
Вывод: результаты выборов зависят от мнения каждого гражданина.
Поэтому важно, чтобы все граждане пришли на избирательный участок и проголосовали.
Наши сказочные выборы закончились. Разумеется, в настоящей жизни все намного сложнее. Но наши выводы действительны и здесь. Для правильного выбора необходимо, чтобы все избиратели пришли на голосование.
Мы, ребята, живем в большой и прекрасной стране - России. Наверное, каждому из вас хочется, чтобы все были счастливы. Что нужно для счастья каждому из вас? (дети называют понятия)
Слайд 14
- А теперь я предлагаю написать на «бумажной ладошке» одно из понятий, а затем подойти доске и прикрепить ладошку, как лучик солнца. (дети прикрепляют вырезанные из бумаги цветные ладошки к доске, называя то понятие, которое считают одним из главных)
Получилось панно «Мой выбор! »
- Ребята, кто из вас теперь знает, что такое выборы?
VII. Подведение итогов мероприятия.
Слайд 15
- Вернёмся к началу нашего классного часа. Как теперь вы ответите на эти вопросы?
VIII. Заключение. Рефлексия.
По Конституции нашей страны принимать участие в выборах имеют право все совершеннолетние граждане России. Поэтому, пока вам не исполнилось 18 лет, вы не можете голосовать. Но вы можете попросить родителей взять вас на избирательный участок в день выборов. И тогда всё, о чём мы говорили на классном часе, вы сможете увидеть своими глазами. Ведь от того, какой выбор сделают ваши родители, будет зависеть и ваша жизнь.
Слайд 16
- Я очень надеюсь, что полученные знания помогут вам, когда вы станете взрослыми, понять, что от правильного выбора зависит ваше будущее и будущее нашей страны.
- Ребята, вам понравился наш классный час? Что запомнилось больше всего?
А теперь я предлагаю вам заполнить анкету-отзыв.
- Всем спасибо за работу! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Что такое выборы?"
Сценарий классного часа «Что такое выборы?», разработанный учителем начальных классов МБОУ СОШ № 85 г.Ижевска Удмуртской Республики Шарифуллиной И.Ф., предназначен для детей младшего школьного возраст...
Классный час для учащихся начальной школы «Что такое выборы?»
Цель: Повышение уровня правовой грамотности и политической культуры будущих избирателей.Задачи:- познакомить учащихся на доступном им уровне с принципами и задачами проведения выборов;- формиров...
Что такое выборы.
Классный час для учащихся 3 - 4 классов, на котором в доступной форме рассказывается о выборах, правах людей....
классный час Что такое выборы
материал для учебной и внеурочной работы...
Деловая игра "Что такое выборы?"
Игра учит детей понятию "Выборы" , как социально значимому процессу в стране, разъясняя необходимость участия в данном процессе....
Классный час на тему: « Что такое выборы».
Я думаю, что каждому из вас уже приходилось выбирать вещи, игрушки, угощения. А для чего вы это делали, почему не купили первую же попавшуюся вам на глаза вещь, игрушку, сладость? ( Хотелось выбрать л...
Деловая игра для младших школьников ко Дню молодого избирателя «Что такое выборы?»
Методическая разработка поможет учителю в игровой форме повысить уровень правовой грамотности младших школьников....