Тайны зелёных листьев (Экологическое мероприятие для младших школьников)
план-конспект на тему
Тайны зелёных листьев
(Экологическое мероприятие для младших школьников)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudo.docx | 28.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тайны зелёных листьев
(Экологическое мероприятие для младших школьников)
Цели:
- расширить представление детей о значении растений в жизни людей;
- познакомить с особенностями некоторых растений;
- развивать интерес к познанию растительного мира;
- содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Действующие лица: Ведущий, Баба Яга.
ВЕД. – Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об очень интересном и удивительном… (В класс с криком «влетает» на метле Баба Яга)
Б.Я. – Здрасьте! Как всегда меня забыли позвать. Но я дама не гордая – сама пришла! О чём умные речи ведёте, расскажите Бабушке.
ВЕД. - А о чём пойдёт речь, вы узнаете, когда разгадаете загадку:
летом вырастают, а осенью опадают? (Листья)
ВЕД. – Правильно, сегодня мы будем говорить о листьях, о растениях. И раскроем некоторые тайны зелёных листьев (СЛАЙД 1)
Б.Я. – А больше поговорить не о чем? Что в листьях может быть тайного и интересного? Зачем вообще нужны эти растения?
ВЕД. – Прежде, чем ответить на этот вопрос, отгадай ещё одну загадку: без чего человек не может жить?
Б.Я. – Конечно, без меня человек не сможет жить: скучно будет!
Вед. – Без тебя, Яга, мы как раз прожить сможем. Мы не можем жить без листьев!
Б.Я. – Вот ещё придумали! Без листьев! Так я и поверила!
ВЕД. – Но это, действительно, чистая правда!
Б.Я. – А как докажете, что мы не сможем жить без листьев?
ВЕД. – Ну, хорошо. Можешь ли ты не дышать? Ну-ка попробуй жить, чтобы не дышать. Вы, ребята, тоже можете попробовать не дышать! Начали…
Б.Я. – (выпускает воздух) Ой, всё! Больше не могу, дышать хочется (шумно дышит)
ВЕД. – А знаете ли вы, чем мы дышим? (Воздухом)
ВЕД. – Если точнее сказать мы дышим воздухом, в котором содержится кислород. Каждый из нас за сутки вдыхает огромное количество кислорода.
Б.Я. – А откуда этот кислород берётся в воздухе? (нащупывает воздух)
ВЕД. – Кислород в воздухе появляется из листьев растений. (СЛАЙД 2)
Б.Я. – Как из листьев?
ВЕД. - Оказывает, листья – это не просто листья, а самая настоящая «фабрика кислорода».
Б.Я. – Ой не могу, насмешили! Листья – фабрика кислорода!? Это что же получается? Листья, которые я вижу каждый день в лесу, это не просто листья, а фабрика?
ВЕД. – Совершенно верно!
Б.Я. – Но у всех фабрик есть трубы, из которых идёт дым. А где у листьев трубы и дым?
ВЕД. – Листья – фабрики необычные, без труб и дыма. Всем известно, что мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ, который очень вреден для нашего организма.
Б.Я. – А как же листья делают этот кислород?
ВЕД. – Сейчас всё объясним! (СЛАЙД 3) В листья из почвы поступает вода. А под действием солнечного света листья поглощают из воздуха углекислый газ, а выделяют кислород, который нам необходим для дыхания. Вот и получается, что без листьев мы с вами не можем жить, потому что не можем жить без кислорода.
Б.Я. – Выходит, чем больше листьев, тем больше кислорода!
ВЕД. – (СЛАЙД 4) Совершенно верно! Все знают, что особенно хорошо дышится там, где много зелени, растений.
Б.Я. – Вот почему я живу в лесу. (СЛАЙД 5) Вокруг моей избушки столько зелени… А если бы я жила в городе, где автомобили загрязняют воздух, то меня давно бы уже на свете не было.
ВЕД. – И в городах, особенно вдоль дорог, высаживают деревья, чтобы растения очищали воздух от углекислого газа и наполняли его кислородом.
Б.Я. – Всё это говорит о том, что всем нам нужно беречь природу, не губить зря растения! (СЛАЙД 6) Без листьев нам просто не прожить! Ребята, вы согласны со мной?
ВЕД. – А теперь давайте внимательно приглядимся к листьям. (СЛАЙД 7) Листик состоит из двух частей. Широкая часть называется «листовая пластинка», а узкая, на которой держится листок, называется «черешок». Листья бывают разные: (СЛАЙД 8) простые и сложные. У простых листьев одна «пластинка», а у сложных – несколько «пластинок».
Б.Я. – А у ёлки я вообще не видела никаких пластинок. Значит, у ёлки нет листьев?
ВЕД. – Ребята, а кто-нибудь из вас сможет ответить на вопрос Бабы Яги? (…)
ВЕД. – (СЛАЙД 9) У всех хвойных деревьев есть листья. Хвоинки – это тоже листья. А ещё бывают сидячие листья.
Б.Я. – И на чём же они сидят, на стуле?
ВЕД. – Конечно, нет. (СЛАЙД10) Просто есть такие листья, у которых нет черешка. А ещё в листьях есть окна и двери.
Б.Я. – (рассматривает лист) Окна и двери? Но где же они, я не вижу?
ВЕД. – (СЛАЙД 11) Окна и двери у листьев очень маленькие. Их можно увидеть только через микроскоп, а называются они «устьица» (ЩЕЛЧОК ПО СЛОВУ)
Б.Я. – А для чего нужны эти устьица листьям?
ВЕД. – Устьица растениям просто необходимы. Если в листьях скапливается много влаги, то устьица открываются и лишняя влага уходит, а если мало, то устьица закрываются и не дают воде испаряться. Через устьица выделяется кислород и поглощается углекислый газ.
Б.Я. – Какие умные эти устьица!
ВЕД. – А известно ли вам, что существуют растения-хищники?
Б.Я. – Нет, такого быть не может!
ВЕД. – Может! Таких растений около 500 видов на земном шаре (СЛАЙДЫ 12-17)
Б.Я. – Интересно знать, а у какого дерева самые большие листья? Ребята, вы знаете? (Ответы детей)
ВЕД. – (СЛАЙД 18) Самые большие листья – листья пальмы. Их длина может достигать 20 метров.
Б.Я. – А какое дерево самое высокое, и какие у него листья?
ВЕД. – Самое высокое дерево в мире (СЛАЙД 19) – секвойя. Это вечнозелёное хвойное дерево. Его высота может достигать более 110 метров. Жить такое дерево может более 1000 лет.
Б.Я. – Ого!.. А у какого дерева самый толстый ствол?
ВЕД. – Самый толстый ствол у баобаба (СЛАЙД 20) Окружность ствола достигает 25 метров, а высота этого дерева примерно 18-25 метров.
Б.Я. – Это значит, что в ширину это дерево больше, чем в высоту?
ВЕД. – И такое бывает! Но в засушливый период баобаб начинает расходовать свои запасы влаги – уменьшается в объёме, словно худеет, и сбрасывает листву.
Б.Я. – А что за шары висят на баобабе?
ВЕД. – Никакие это не шары. Это съедобные плоды, и покрыты они толстой мохнатой кожурой. Учёные предполагают, что баобабы могут жить несколько (от 1 до 5) тысяч лет.
Б.Я. – Очень интересный факт! А чем ещё вы нас можете удивить?
ВЕД. – А сейчас я хочу вас познакомить с растением, у которого очень необычные листья. (СЛАЙД 21) Это водное растение виктория. Листья этого растения плавающие и похожи на огромные сковородки. Листья виктории диаметром до 2 м способны выдерживать до 50 кг.
Б.Я. – Вот бы покататься на таком листе!
ВЕД. – Боюсь, Баба Яга, тебя этот лист не выдержит. А знаете ли вы, что многие листья мы употребляем в пищу? Вот ты, Баба Яга, какие листья ешь?
Б.Я. – Нет, я листья не ем! Мне жучки, червячки там разные нравятся!
ВЕД. – А чай ты тоже не пьёшь?
Б.Я. – Чай – это мой любимый напиток!
ВЕД. – (СЛАЙД 22) А чай как раз и делают из листьев.
Б.Я. – Вспомнила!...
ВЕД. – Что же ты вспомнила, Баба Яга?
Б.Я. – Хочу ребятам загадку загадать! Что сырым не едят, а варёным выкидывают? (Лавровый лист)
ВЕД. – (СЛАЙД 23) Лавровый лист используют для приготовления пищи, он очень ароматный и полезный. Лавровый лист богат полезными веществами, которые способствуют повышению иммунитета.
Б.Я. – Чай, лаврушка – это понятно! А какие ещё листья вы кушаете?
ВЕД. – Ребята, какие ещё листья мы употребляем в пищу? (ответы детей)
ВЕД. – (СЛАЙД 24) Конечно, в пищу мы употребляем зелёные листья лука. Эти листья обладают большим количеством полезных для организма веществ и витаминов.
(СЛАЙД 25) Листья укропа богаты витаминами. Укроп используют не только в пищу, но и в народной медицине.
(СЛАЙД 26) Петрушка – очень необходимый продукт. Она богата полезными веществами и минералами. Лечебные и полезные свойства петрушки неограниченны.
(СЛАЙД 27) Капуста содержит почти весь набор витаминов, которые необходимы человеку. Листья капусты обладают полезными и целебными свойствами.
(СЛАЙД 28) Свежие листья салата – это настоящий зелёный доктор. Они защищают от простуды не хуже, чем лекарства.
Б.Я. - Как много нового и полезного я сегодня узнала!
ВЕД. – (СЛАЙД 29) А вы, ребята, узнали сегодня что-то новое? Удалось ли нам раскрыть некоторые тайны зелёных листьев? (ответы детей)
ВЕД. – А сейчас я предлагаю провести небольшую викторину, чтобы закрепить новые знания! (Ведущий и Баба Яга по очереди задают вопросы)
Викторина:
- Без чего всё живое на Земле не может жить? (Без кислорода)
- Откуда в воздухе берётся кислород? (Кислород выделяют листья растений)
- Листья растений называют «фабриками», а как они работают? (Через устьица в лист поступает углекислый газ, а от корней по сосудам поднимается вода. И под действием энергии солнечного света листья в воздух выделяют кислород)
- Назовите части листа (Листовая пластинка и черешок)
- Какие листья называют сидячими? (У которых нет черешка)
- Как называются листья хвойных растений? (Хвоя, хвоинки)
- У какого дерева самые большие листья? (У пальмы)
- Какое дерево в засушливый период «худеет» и сбрасывает листья? (Баобаб)
- Что вы знаете о самом высоком дереве? (Секвойя – вечнозелёное хвойное растение, высотой более 100м)
- Листья какого растения похожи на сковородки? (Виктория)
- Существуют ли хищные растения? (Существуют, около 500 видов)
- Листья каких растений мы употребляем в пищу? (Чай, лавровый лист, укроп, петрушка,…)
ВЕД. – Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными. Сегодня вы узнали многие тайны зелёных листьев, и все мы убедились, что без листьев, без растений просто невозможно жить! Какой же вывод мы можем сделать? (Нужно всем людям беречь и охранять природу, растения) (СЛАЙД 29/1)
Б.Я. – Спасибо вам за интересную и познавательную беседу! А мне пора в свой лес. До свидания, люди добрые! (Баба Яга «улетает» на метле)
ВЕД. – Ребята, понравилось ли вам раскрывать тайны зелёных листьев? (Ответы детей)
ВЕД. – Если вы будете внимательными и любознательными, то вы сможете открыть ещё много новых тайн из жизни растений нашей замечательной планеты Земля. Спасибо за внимание, ребята!
Примечание: можно заранее организовать тематическую выставку книг, предложить
учащимся с ними познакомиться.
Источники:
- «Педсовет» № 6/2002/с.11
- Энциклопедия знатока «Зеленая планета»/ М./ «Махаон»/ 2006
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир»
Методическая разработка.Тема: Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир»...
Исследовательский проект "Тайны зелёного листа"
Данный материал можно использовать на уроках окружающего мира и занятиях исследовательского кружка....
Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."
Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....
Экологическая игра для младших школьников «Экологическая ромашка».
Игра помогает детям задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь...
Лист оценивания уровня воспитанности младших школьников, 3 класс
уровень воспитанности, таблица...
Сценарий мероприятия экологической направленности для младших школьников
Внеклассное мероприятие в начальной школе «Как ухаживать за комнатными растениями» Цель: создать условия для представления обучающихся о комнатных растениях и их зна...
"Зелёная волна" Игровая программа для младших школьников
Цель: формирование основ безопасного поведения детей на дороге; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма....