КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
методическая разработка (3, 4 класс) на тему
Креативность – способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации .Развитие креативного мышления младших школьников наиболее ярко проявляется в поисково-исследовательской деятельности. Это их проектные работы. Проектная деятельность заставляет ребенка увидеть проблему, поставить перед собой цели и задачи, выдвинуть гипотезу, продумать ход исследования, представить продукт своей поисковой деятельности и сделать определенные выводы.
Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство
На уроках, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, а это залог успешной работы. Сказка несет в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное - учит детей логически мыслить. Поэтому, я даю детям такие задания ...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kreativnoe_myshlenie_na_urokah_v_nachalnyh_klassah.docx | 37.85 КБ |
сценарий праздника | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству. Какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, одной из приоритетных развивающих, общеобразовательных и воспитательных задач всегда было и остается развитие креативного мышления учащихся Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей .
На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Хочется видеть людей с высоким уровнем креативности.
Что же такое креативность?
Креативность – способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации .
П. Торрес под креативностью понимает «… копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, нырять в глубину, беседовать с кошкой, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».( слайд 1)
Каждому педагогу, работающему в современной начальной школе, необходимо задуматься о том, как построить уроки и занятия по внеурочной деятельности, чтобы в результате у детей постоянно происходило развитие творческого мышления и творческой деятельности, причём такой системой методов и приёмов, которая бы соответствовала младшему школьному возрасту.
Это могут быть:
1. субъективно-творческие задания на уроках;
2. языковые игры, олимпиады, конкурсы, викторины;
3. проектные работы;
4. сочинения;
5. наблюдения и эксперименты;
6. выступления на праздниках, внеклассных мероприятиях, утренниках;
7. защита исследовательских работ.
Главная цель моей работы с детьми научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству. Чтобы развивать креативное мышление у младшего школьника я применяю различные игровые приемы.
Развитие креативного мышления младших школьников наиболее ярко проявляется в поисково-исследовательской деятельности. Это их проектные работы. Проектная деятельность заставляет ребенка увидеть проблему, поставить перед собой цели и задачи, выдвинуть гипотезу, продумать ход исследования, представить продукт своей поисковой деятельности и сделать определенные выводы.
Например, в I классе на уроках обучения грамоте сразу использую проектную деятельность с помощью учителя и родителей. Например, когда изучали буквы мы придумали город «Букв», проектировали улиц , заранее придумали какие будут у нас дома. У нас получились улица «Гласных букв» и улица «Согласных букв». Изучая буквы, мы их «заселяли» в свои дома в виде букв. А когда изучили все буквы, для закрепления алфавита , я дала детям задание составить «Фруктовую» азбуку ( так же по желанию составили «Овощную», «Зоопарк» , «Растения» и т.д.) т.е. нарисовать фрукты по алфавиту. Кроме этого на уроке технологии сделали буквы алфавита из разных материалов его
На уроках литературного чтения я даю возможность детям раскрывать один из секретов волшебницы речи – рифму. Работа направлена на упражнения по рифмованию. «Дополни стихотворную строку словом!» (слайд 5 ) , «Допиши стихотворение!», «Сочини сказку, небылицу, считалку...!» , загадки на договаривание, придумай рифму к слову “Кто больше?”, “Поймай рифму”, сочинение чистоговорок, разгадай ребус и составь стишок.
На уроке русского языка ,например, первоклассникам нужно научиться оформлять предложения на письме. Я предложила решить творческую задачу: «Нам надо записать текст из трёх предложений. Как будем обозначать границу между предложениями? Как обозначать конец одного и начало другого?». Ребята, решая творческую задачу, «изобрели» способ обозначения конца предложения точкой, а начало предложения заглавной буквой первого слова. Причём , учащиеся предлагали и свои, оригинальные способы этих обозначений, что позволило мне ввести игру. Некоторые поставили в конце предложения черточку вниз, в начале - вверх. Были и такие дети (в прочем не мало), которые в конце предложения просто рисовали квадрат, звездочку, снежок, цветок.
Так же составляем пиктограммы , которое является одним из приёмов для развития гибкости и широты креативного мышления.
Слово пиктограмма (от латинского pictus - нарисованный и греческого grapho - пишу) означает изображение слова рисунками, символами.
Один мудрый человек сказал: "Когда я пишу, я узнаю о том, о чем я думаю". То же можно сказать обо всех графических формах работы с информацией: о схемах, таблицах, графиках, условных знаках и, конечно, рисунках - когда мы их используем, мы лучше понимаем себя и то, что изучаем.
Например, игра "Картинки - загадки"
На этих листочках
Картинки - загадки.
Что здесь за слова-
Догадайтесь ребятки.
Прочитайте слова ,зашифрованные в рисунках
Очень любят разгадывать ребусы : Р1А (Родина) , С3ЖИ (стрижи) , 3О(трио), 7 Я(семья).
На уроках после изучения словарных слов играем в игру "Составное лото" , дети сами составляют «ЛОТО» с данными словами и предлагают поиграть своим соседям по парте.
Так же использую игру "Песочные часы".
На доске изображения песочных часов, где вместо песка буквы А, (7 шт.), О (7 шт.), С (2 шт.), Б, К (2 шт.), Л, П (2 шт.) Т, Р (2 шт.), В (2 шт.), В, Д, Н.
Буквы, проходя через узкую шейку песочных часов, образуют словарные слова. Пересыпьте песочек с буквами и соберите эти слова. Прочитайте слова орфографически. (Собака, лопата, корова, посуда, ворона)
Работу над развитием креативного мышления младших школьников на уроках математики я начала с новым набором учеников 1 класса. . Для этого я использую следующие задания и дидактические игры;
Для определения объема логической и механической памяти применяла методику “Запомни пару”. Испытуемому зачитываются 10 пар слов одного ряда (интервал 5 секунд). Например, лист-зеленый, крыжовник-кислый, курица-яйцо, корова-молоко и т.д.. Через 10 секунд зачитываются только слова левого столбика (интервал 10 секунд), а испытуемый записывает слова правой половины столбика, которые он запомнил. Задание повторяется с другим рядом слов.. Наблюдается, что не у всех детей одинокого развито мышление.
Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство .Я всегда свои уроки начинаю с разминки.
Основной задачей разминки является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона. вопросы, которые включаю в разминку, достаточно легкие, способные вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, шуточные. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебной деятельности.
- Какое сегодня число?(1 класс)
- День недели? Месяц?
- Быстро назовите пять имен девочек?
- Сколько всего ушей у трех мышей?
- Росло 4 груши. На каждой – по три ветке, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок?
- Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько времени надо варить 5 яиц?
Что общего и в чем отличие цифр от 1 до 9 и девяти цветных стекол и одного прозрачного?
* Так же стараюсь больше использовать заданий на развития логического мышления. Например:
1)Можно ли разделить 5 конфет между пятью ребятами так, чтобы каждый получил по конфетке, и одна осталась в коробке?
2) Петя дал младшему брату половину запаса яблок и ещё одно яблоко, и у него не осталось ни одного яблока. Сколько яблок было у Пети?
3) Два отца и три сына съели три апельсина. По сколько съел каждый из них?
4)В квартирах №1,2,3 жили три котёнка: белый, черный, рыжий. В квартирах №1 и №2 не жил черный котенок. Белый котенок жил не в квартире №1 . В какой квартире жил каждый котенок?
Уловить закономерность в рядах чисел, записать в каждую строчку по два следующих числа
2,4,3,5,4,6,7…… (сначала увеличиваем на два, затем уменьшаем на 1)
9,6,8,5,7,4,…….(cначала уменьшаем на 3, затем увеличиваем на2) и т. д.
Какой ряд лишний?
1 2 4 8 18
3 6 12 24 48
2 6 18 54 162
- 10 20 40 8
Илья стоит в хороводе. Пятый слева от Ильи тот же, что и шестой справа. Сколько людей в хороводе?
По аналогии с первой парой подберите недостающее слово в другой паре:
1) вправо – влево, вверх - …
2) сложение – сумма, уменьшаемое - …
3) квадрат – куб, круг - …
На уроках, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, а это залог успешной работы. Сказка несет в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное - учит детей логически мыслить. Поэтому, я даю детям такие задания , как «Составить сказку о том, как прямая превратилась в отрезок» , «Сочини сказку про «+», «-», «=»».
Для закрепления, конкретизации знаний о числах, величинах, геометрических формах и фигурах предлагала загадки, в которых есть слова, содержащие математические термины (Е.В. Шаталова). Например:
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Всем его представить рад.
Как зовут его? (Квадрат)
* при изучении цифр дала скороговорки
- Возле грядки – две лопатки
Возле кадки – два ведра.
-У опушки две старушки
Брали груздя и волнушки.
Кроме предложенных учителем скороговорок, дети сами сочиняли свои.
Чтобы развивать креативное мышление у младшего школьника на уроках окружающего мира я применяю различные игровые приемы. Во время игры дети получают возможность высказать неправильное суждение и не получить отрицательной оценки, не боятся сделать что-то не так как обычно. Для многих игра является средством психологической реабилитации.
При изучении темы «Животные» применяю игру «Кто это?» Данная
игра развивает умение детей составлять характеристику животного, выделять особенности его внешнего вида и характера. А потом проводим игру- пантомиму «Изобрази животное». Дети должны угадать, какое животное изобразил их товарищ.
Игра “Превращалки». Дети по очереди изображают различных животных, причем так, чтобы эти животные сочетали в себе противоречивые качества – например, были большими и трусливыми (трусливый осёл, трусливый лев) или маленькими и смелыми (смелая мышка, смелый воробей).
Часто использую самые простые упражнения для развития умения мыслить, соображать. Даю детям задание на дом: найти вместе с родителями загадки о природе (солнце, ветре ит.д.), сочинить самим . или же даю творческое задание задание «Придумай историю о своем любимом цветке» (животном) и т.д.
Среди логических задач большой интерес младших школьников представляют философские задачи.
«С какими животными сравнивают человека»
С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый, упрямый, медлительный, хитрый и т. д.
Очень люблю применять на своих уроках различные «Минутки творчества». При изучении темы урока «Куда текут реки?», «Откуда берётся и куда девается мусор?» я предлагаю подвести итог урока от имени Воды и Мусора.
-Итак, я – Вода, я могу рассказать о себе, что я…
-А я, Мусор, расскажу о себе следующее…
После изучения тем даю задание сочинить сказку, например, “ Приключение снежинки” ,“ Путешествие воды” . В своих сказочных сочинениях учащиеся ориентируются на народную сказку .
С удовольствием составляют синквейн с разными словами по теме . Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по правилам. Например, при изучении темы « Зачем нужны автомобили?»
дети составили следующий синквейн:
Автомобиль
Быстрый, скоростной
Движется, мчится, сигналит
Автомобиль облегчает человеку передвижение
Средство повышенной опасности.
При решении таких творческих заданий существенно повышается уровень познавательного интереса детей, они увлекаются такими работами. Но самое главное, что то правило, которое вывел сам ребенок, он запоминает и применяет гораздо более эффективно.
В блоке рефлексии использую следующее :.
-Ребята, а сейчас я попрошу вас нарисовать на полях тетради «чашу знаний». Наполните его знаниями на столько, на сколько у вас прибавилось знаний сегодня на уроке.(Дети рисуют чашу и указывают цветным карандашом усвоенное знание.)
Чем старше становятся дети, тем усложняются и задания . Составить более сложные проекты. Они могут представить книжки-раскладушки, фотоальбомы, презентации, сборники сказок.
В 4 классе на уроке труда каждая группа должна была проектировать свою «Детскую площадку», затем защитить свой проект, представить свою работу. У детей очень развита фантазия, и еще они предлагают такие задумки, в которых сами дети хотели бы поиграть, желали бы иметь у себя на площадке. Умение четко выразить мысль способствует пополнению знаний и развитию речи, которое очень пригодится в жизни каждому человеку.
Метод проектно-исследовательских работ учит детей способности достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.
Детское творчество неисчерпаемо. Дети - это тайна, которую так хочется разгадать любому творчески работающему учителю. Главный стимул творчества - неисчерпаемая радость, которую оно дает и ученику, и учителю.
Все дети по-своему талантливы. Раскрыть этот талант может и должен современный учитель, тогда задача социализации учащихся будет решена. Для этого и необходим новый ФГОС!
В заключении приведу еще одно определение креативности: “Творчество – это: копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руки в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе…” (Торренс)
Предварительный просмотр:
9 май – День победы
В фонограмме слышется музыка “День Победы”.
Потихоньку музыка становиться тише..
2 а.б. Этот день особенный, желанный.
Солнце светит ярко в вышине.
День Победы – праздник долгожданный
Отмечается у нас в стране.
1 а.б. Сегодня у нас праздник посвященный ко Дню Победы. . 9 май – День Победы! 4 ел буена сугыш газаплары кичергән илебезгә тынычлык китергән беренче көн! Һәр ел саен без бу көнне шатланып, моңаеп һәм зур дулкынлану белән бәйрәм итәбез.
2 а.б. Славной победе нашего народа в великой отечественной войне мы посвящаем сегодняшнее мероприятие.
9 мая - День Победы – самая трагичная и трогательная дата! Победа в великой отечественной войне – подвиг и слава нашего народа. 9 мая – День Победы остаётся неизменным, всеми любимым, дорогим, трагичным и скорбным, но в то же время светлым праздником.
Сегодня в канун великого Дня Победы, мы рады видеть ветеранов великой Отечественной войны и труженников тыла – людей, которым мы благодарны за то, что они отстояли нашу родину. За то, что мы живём сейчас.
Дорогие ветераны! В этот славный весенний день наши сердца переполнены гордостью за вас, Ваш бессмертный подвиг, который позволил нам жить, трудиться и любить под мирном небом! Сегодня мы поздравляем вас, и пусть эта встреча согреет Вам душу, внесет немного тепла и света.
1 а.б. Хөрмәтле ветераннар һәм тыл хезмәтчәннәре! Чын йөрәктән сезне изге, бөтен халык бәйрәме – Җиңү көне белән котлыйбыз! Бүгенге язгы гүзәл көннәрдә чагыштыргысыз патриотизм, батырлык һәм каһарманлык күрсәтеп кешелек дөньясының киләчәген яклаган ватандашларыбызга, авылдашларыбызга бөтен дөнья үзенең хөрмәтен күрсәтә.
Ветераннарыбызның саны көннән – көн кими бара. Сугышка Хуҗәмәт авыл советы буенча 379 сугышка киткән булса, шуларның 233 е безнең бәхетле тормышыбыз өчен яу кырында ятып калды. Бары тик 150 се генә туган якларына әйләнеп кайтты. Бүгенге көндә бары тик 7 ветеран гына Бөек Җиңүнең 67 еллыгын каршылый. Менә алар: Хуҗәмәт авылыннан - Хангараев Мулланур абый, Шакиров Нәҗип абый, Гыйлаҗев Наил абый, Бакчасарай авылыннан – Багаутдинов Әглә абый, Усай, Балтай авылларыннан – Миргаев Әмирҗан, Капитонов Михаил Филипович, Борознов Иван Филипович .
Ветераннар һаман кими.
Бик азы исән бары.
Истәлеккә калып бара
Медаль һәм орденнары.
Ветераннар һаман кими,
Көннән – көн азаялар.
Авыр җәрәхәтләр белән
Җәфа чикте бит алар.
Исәннәре дә онытмый
Узган сугыш хәлләрен,
Тимер ярчыкларын йөртә
Күбегезнең тәннәре.
Төшләрендә күрә алар
Үлеп калган дусларын.
Каберләре дә билгесез
Күп каһарман улларның.
Әфган, Чечен сугышларында катнашкан якташларыбыз: Хуҗәмәт авылыннан – Шакиров Рөстәм абый, Галиев Мөнәвир абый, Липин Михаил, Фардиев Ильшат абый, Гилманов Радик абый, Хабетдинов расил абый. Бакчасарай авылыннан – Хайруллин Равил абый.
1 укучы: Хәтердән уела күп нәрсә,
Онытыла иң гүзәл яз, кышлар.
Онытылмый үзенең иңендә
Ил данын күтәргән язмышлар.
Вакытлар үтүгә сүрелеп
Сүнәләр иң якты балкышлар.
Сүнмиләр, яктылык сибәләр
Көрәштә кабынган язмышлар.
2 укучы: Бу иртә башка иртәләрдән бер нәрсәсе белән дә аерылып тормый иде. Шул ук сандугач сайрады, кошлар җырлады. Иртән авыл халкы көндәгечә көтүен куды.
3 укучы: Татарстанда бу иртә бәйрәм иртәсе иде. Бәйрәмнең дә ниндие әле. Халыкның ел буе көтеп ала торган, тырыш хезмәттән соң үткәрелә торган сабан туе иде.
4 укучы: Күңел ачарга дип җыелган халыкны Левитан тавышы тетрәндерде , алар кара кайгы белән өйләренә таралышты. Кич буе юлга әзерләнделәр. Кем ипиен салды, кем сохариен киптерде, кем юлга биштәрен әзерләде.
Акрын гына “Герман көе” уйнала
2 а.б. Бу елларны ничек онытасың.
Ил язмышы кылыч йөзендә.
Ир – егетләр китте яу кырына
Алып көче тоеп үзендә.
Ирләр китте, кырлар елап калды,
Шаулап калды иген өлгереп.
Басу капкасына хәтле озата барды
Яше – карты барсы өзелеп.
Ирләр китте кызлар елап калды,
Елап калды күпме хатыннар.
Туйда кигән күлмәкләре калды,
Күпме бала калды, ятимнәр.
5 укучы: Провожала мать сыночка,
Крепко, крепко обняла.
Не стерла глаз платочком,
Горьких слёз не пролила.
Враг суровый угрожает,
Тучей черною идет.
Не одна я провожаю
Сына милого в поход.
Горевать мне нет причины:
Я не труса родила!
Отправляйся сын орлиный,
На великие дела.
6 укучы: Пришла война. Безусые мальчишки
Ушли на фронт с винтовкою в руках.
Остались матери с великим горем
С большой надеждой, с верою в сердцах.
Молодой боец пишет письмо с фронта:
Боец: - Добрый день, моя родная мама,
Вот и снова я тебе пишу.
Расскажу о том, что я летаю,
Как врага проклятого крушу.
Боевой сегодня день закончен,
Твой орел устал и перед сном
Как всегда не может он не вспомнить,
Дом родной, такой далекий дом.
Завтра утром встану я с рассветом,
Ловко влезу в свой комбинезон.
На плечо – планшет, наган – за пояс,
И ... опять война со всех сторон.
Вихрем в небо “ястребок” взовьется,
И помчусь фашистов я громить,
Чтоб страну от врага избавить,
Чтоб нам под мирным небом жить.
Скоро, мама, разгромлю врага я,
И вернусь с победою домой,
Не грусти, далекая родная,
Мы еще увидимся с тобой.
7 укучы: Все люди спят, но мать не спит сейчас,
И не смолкнет мать усталых глаз.
8 укучы: Была война, был сын убит в бою,
Прикрыл он сердцем Родину свою.
9 укучы: Все люди спят, но мать не спит сейчас,
И льются слезы из усталых глаз.
И много дней, и много лет
Она все сына ждет, а сына нет.
1 а.б. Ты не жди напрасно сына – не вернется.
Он и рад бы возвратиться, да не волен:
Обвенчался он с рябинойв чистом поле.
Обвила его, сердечная, корнями.
Принакрыла его алыми ветвями.
И шумит, шумит рябина под горою,
Охраняя сон солдата, сон героя.
“Ана сагышы” җыры башкарыла.
2 а.б. Ана мәхәббәте хыянәтсез,
Ана көтә газиз баласын.
Ана – бала гына беләләрдер
Бер – беренә тугры буласын.
Еллар үтте, сугыш бетте,
Дөмектердек явыз дошманны.
Ә чикләвек, каклаган каз көтте
Яу кырына киткән баланы.
Әнкәй һаман бер җыр җырлый да җырлый,
“Тәрәз төбем кызыл яран, - ди
Кайларда йөрисең, балам?!”- ди.
Кабердә дә, бәлки, ул аналар
Көтә булыр улын – баласын.
Яу кырында калган солдат – һәйкәлләр дә –
Сагына булыр шулай Анасын.
1 а.б. Сез. Хөрмәтле ветераннар. Тиз әйләнеп кайтырбыз дидегез дә, ут эченә барып кердегез. Башта үз җирләрегезне дошманга калдыра – калдыра чигенү ачысын татыдыгыз. Мәскәү яны сугышларында. “Безнең артта - Мәскәү” дип, Мәскәү өчен көрәштегез. Тиңдәшсез зур батырлыклар күрсәттегез. Ничәмә ничә еллар үлем белән күзгә – күз очраштыгыз, күпләрегез ятып калды.
2 а.б. Тормышны алып барырга кирәк иде. Иген дә игәргә, балаларны да ач – ялангач итмәскә, сугышка төрле җылы киемнәр дә әзерләргә, гомер буе бетмәс – төкәнмәс налогын да түләргә кирәк иде. Хатын – кызларыбыз, сугыш чоры балалары бу авырлыклар алдында сынмадылар – сыгылмадылар. Фронтка олау – олау икмәк озаттылар. Ә үзләре алабутадан ипи пешерделәр, бәрәңге кәлҗемәсе ашадылар. Ашарга җитмәү сәбәпле ачлыктан шешенеп интектеләр, үлүчеләр дә булды.
Ә халык барыбер тырышты. Атлар беткәч, үгез җигеп җир тырмаладылар, бәләкәй арбага үзләре җигелеп, симәнә ташыдылар, билдән кар ерып урман кистеләр, фронтка өлешебез керсен дип, танк алырга дип акчалата өлеш керттеләр. Анысы гына мени, эшенә, ачлыгына гына түзәр идең, хатыннарны тол, бала – чагаларны ятим итеп авылга туктаусыз кара печатьле кәгазьләр килеп торды.
Бөек Җиңүне 1945 нче елның 9 мае алып килде. Быел Бөек Җиңүгә 67 ел.
“День победы ” – җыры уйнатыла.
10 укучы: Была война, но вы пришли живыми,
Чтоб новой жизни сеять семена.
Во имя павших и живых во имя,
Фронтовики надели ордена.
1 укучы: Друзья ваши лежат в могиле братских,
Вам не забыть родные имена.
Во имя вдов и матерей солдатских
Фронтовики надели ордена.
2 укучы: Солдат в атаку шел не за награду,
Но велика награды той цена.
Во имя чести воинской и правды
Фронтовики надели ордена.
3 укучы: Помнят грохот огня, помнят дальние страны,
Каждый день, каждый год, опаленный войной.
Не стареют душой,
Не старею душой ветераны.
Все: Ветераны Второй Мировой.
4 укучы: Пусть зоняют порой ваши старые раны,
Вы к победе большой шли дорогой крутой.
Не стареют душой,
Не стареют душой ветераны.
Все: Ветераны Второй Мировой.
5 укучы: Вам в отставку пока уходить ещё рано,
Не сдаются сердца, им не нужен покой.
Не стареют душой,
Не стареют душой ветераны.
Все: Ветераны Второй Мировой.
6 укучы: Картаймагыз әле, ветераннар,
Европаны саклап калган ирләр,
Җиңү бәйрәмнәрен якынайтып
Үттегез сез күпме илләр,
Үттегез сез күпме җирләр,
Үттегез сез, батыр ирләр.
7 укучы: Солдатларча үтеп урамнардан,
Узыгыз сез, данлы ветераннар,
Картаймагыз, әй сез, тынмас җаннар,
Сезгә тиеш әле бик күп назлар,
Сезгә тиеш әле, бик күп язлар,
Сез күп түгел инде, ветераннар,
Картаймагыз әле, әй, сез, тынмас җаннар,
Сезгә тиеш әле бик күп язлар.
1 а.б. Сугыш һәм тыл ветераннарын, килгән кунакларны Җиңү бәйрәме белән котлау өчен сүз Хуҗәмәт җирле советы рәисе Вильданова Гөлназ Габделәхәт кызына бирелә.
- Вильданова Гөлназ котлый
- Ветераннар чыгыш
- Сугыш чоры баласы Фаик абый котлый
- Тыл ветеранына сүз бирелә
2 а.б. Безнең бәхетле тормышыбыз өчен үзләренең гомерләрен кызганмыйча яу кырында ятып калган якташларыбызны 1 минутлык тынлык белән искә алабыз һәм алар хөрмәтенә салынган һәйкәлләргә чәчәкләр куябыз.
1 а.б. Я сына родила не для войны!
Не для войны букварь ему давала,
Тревожилась, гордилась, тосковала,
Пожизненно влюбленная, как мать,
Готовая штопать и мечтать,
И ждать скупых, нерасторопных писем.
С какой – нибудь окраины страны.
Я сына родила не для войны.
Ещё вчерашний звонкий голосок,
А нынче жизнерадостный басок
Мне веру в жизнь и счастье утверждает.
А где – то в мире солнечном блуждает
Угроза смерти, голода и тьмы –
Работают холодные умы.
Я сына родила не для войны!
Бүгенге көндә малае армия сафларында хезмәт иткән анага сүз бирелә.
2 а.б. Дөньялар тыныч дисәк тә илебезнең төрле почмакларында туплар шартлый, аналарның ачы күз яше.
Һаман көтә.
Маңгай сызыклары – серле карта,
Чәчләреңә гуя кар яуган.
Авыр сугыш ана йөрәгенә
Төзәлмәслек җәрәхәт салган.
Кергән кешеләргә тыңлагыз – дип.
Улы хатын укый күңелдән:
“Көт, әнием!
Зур җиңүләр белән
Кайтырбыз без Афган җиреннән!”
Нәзек бармакларын бөгә – бөгә
Саный да ул еллар исәбен:
Төпчек улыма да 40 тула,-
Дип сөйләнә башлый кичләрен.
Улы рәсемен алу белән
Яшь бөртеге чыга күзләргә.
Еллар үткән саен тирән булып
Җыерчыклар арта йөзләрдә.
Төшләрендә күреп уяна да:
“Исәндер...”, - дип өмет итә ул.
Батырларча үлгән төпчек улын
Һаман көтә, һаман көтә ул.
8 укучы: Ветераннар! Чал чәчле ветераннар-
Мәрхәмәтле изге кешеләр.
Таңнар килә, һәрчак кояш туа,
Нурлары бит сезнең шикелле.
Сез китмәгез таңнар туган чакта,
Алсу таңнар – сезнең даныгыз.
Шул таңнарны яулап алыр өчен
Коелды бит сезнең каныгыз.
9 укучы: Һәр көн алсу таңнар атсын,
Күңелне куандырып.
Таңнарда кошлар сайрасын,
Бар җиһанга кушылып.
10 укучы: Сугыш уты җирдә кабынмасын,
Гөрләп үссен игеннәр.
Матур тормыш өчен көрәш барсын.
Ишәймәсен гарип – ятимнәр.
1 укучы: Тыңлагыз,кешеләр!
Тыңлагыз, илбашлар!
Һәйкәлләрдә ачы хәтерләр
Телгә килсә алар:
“Тынычлыкны, зинһар саклагыз!”-
Дип әйтерләр.
2 укучы: Һәйкәл ташларында чәчәк ята,
Онытылмый һичкем, һичнәрсә,
Бабай – солдатларга сүз бирәбез:
Егетләр бергә: Илне сакларбыз без ирләрчә.
3 укучы: Ап – ак чәчле җиңүчеләр атлый,
Кулларында чәчәк бәйләме.
Яшьлекләре булып, салют биреп,
Атлый япь – яшь Җиңү бәйрәме!
“Һәрвакыт булсын кояш!” җыры белән бәйрәм тәмамлана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Креативное мышление на уроках в начальной школе
Креати́вность — (созидательный, творческий) —творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиц...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет решать следующие задач...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС, ПРИЕМ “КЛАСТЕР”
При составлении плана урока учитель набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения ...
презентация Формирование приёмов креативного мышления на уроках математики. 1 класс цифра 5
презентация изучение число ,цифра 5...
Применение технологии критического мышления на уроках в начальных классах.
Школа сегодня стремительно меняется, шагая в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение тем...
Использование технологии критического мышления на уроках в начальных классах
Технология критического мышления. Приёмы работы...
Формирование креативного мышления на уроках в начальных классах
Креативное мышление — это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму. Креативное мыш...