Формирование креативного мышления на уроках в начальных классах
учебно-методический материал
Креативное мышление — это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kreativnogo_myshleniya_na_urokah_v_nachalnyh_klassah.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему
«Формирование креативного мышления на уроках в начальных классах».
Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. (Слайд1)
Всем известна детская любознательность: интерес к природе, людям, социальным явлениям. Если учитель работает в зоне ближайшего развития, то интерес к мышлению углубляется. Это необходимое условие для развития творческого креативного мышления и познавательной деятельности школьников.
Что же такое креативность? (Слайд2)
Креативность – способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Элис Пол Торренс под креативностью понимает «… копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, нырять в глубину, беседовать с кошкой, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».
Есть разные классификации видов мышления. Если мы возьмем шкалу по степени новизны и оригинальности – это творческое (креативное) и репродуктивное (стандартное) мышление. (Слайд 3)
Основной принцип креативности – взять то, что уже существует и использовать это по-другому.
Главная цель моей работы с детьми научить учащихся мыслить. (Слайд 4)Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству. Чтобы развивать креативное мышление у младшего школьника, я применяю различные игровые приемы.
Существует 3 уровня креативного мышления: низкий, средний, высокий. Для их изучения я предлагаю детям дорисовать и подписать фигуры (для работы можно использовать фигуры из теста Торренса), так, чтобы получился законченный образ-картина, придумать что-то новое и необычное. (Слайд 5)
3 уровень (НИЗКИЙ) – неоригинальные, стандартные идеи: «Так могут выполнить все» (Слайд 6)
2 уровень (СРЕДНИЙ) –интересные, не совсем обычные идеи: «Так выполняют некоторые!» (Слайд 7)
1 уровень (ВЫСОКИЙ)- неожиданные, оригинальные идеи: «Так придумал один!» (Слайд 8)
Таким образом, больше всего психологическая инерция, стандартность мышления выражена в работах 3 уровня. Около 50% детей рисуют отдельно животных, домик (крышу), море. В работах 1 уровня ребенок создает общую картину. У этого ребенка высокий уровень креативного мышления.
Развитие креативного мышления младших школьников наиболее ярко проявляется в поисково-исследовательской деятельности. Проектная деятельность заставляет ребенка увидеть проблему, поставить перед собой цели и задачи, выдвинуть гипотезу, продумать ход исследования, представить продукт своей поисковой деятельности и сделать определенные выводы.
Например, в I классе (Слайд 9) на уроках обучения грамоте я использую проектную деятельность с помощью родителей. Когда изучали буквы, мы придумали город «Букв», проектировали улицы, заранее придумали, какие будут дома. У нас получились улицы «Гласных» и «Согласных букв». Изучая буквы, мы их «заселяли» в свои дома. Для закрепления алфавита дети составили «Фруктовую» азбуку. (Слайд 10) Кроме этого на уроке технологии сделали буквы алфавита из разных материалов. (Слайд 11)
Так же составляем пиктограмму (Слайд 12) , которая является одним из приёмов для развития гибкости и широты креативного мышления.
Для развития креативного мышления у младшего школьника, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство. Я всегда свои уроки начинаю с разминки.
Основной задачей разминки является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона. (Слайд 13) Вопросы, которые включаю в разминку, достаточно легкие, способные вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, шуточные. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебной деятельности. Слайд 6
При решении таких творческих заданий существенно повышается уровень креативного мышления у детей. Чем старше становится дети, тем и усложняются задания.
(Слайд 14)Детское творчество неисчерпаемо. Дети - это тайна, которую так хочется разгадать любому творчески работающему учителю. Все дети по-своему талантливы. Раскрыть этот талант может и должен современный учитель.
«Мы должны воспитывать так, чтобы ребёнок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, напряжённая, утомительная работа окрашивается радостными чувствами и приносит маленьким людям переживания творца». В.А. Сухомлинский.
Я абсолютно согласна с высказыванием Василия Александровича Сухомлинского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Креативное мышление на уроках в начальной школе
Креати́вность — (созидательный, творческий) —творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиц...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет решать следующие задач...
Статья из работы "Формирование креативного мышления на уроках русского языка"
Материал полезен на уроках русского языка. Используется для развития креативного мышления младших школьников, повышения мотивации к изучаемому предмету....
Статья из работы "Формирование креативного мышления на уроках русского языка" Группирование. Кластеры
В работе представлен материал по русскому языку, направленный на формирование творческих способностей учащихся....
Программа по формированию логического мышления по математике в начальных классах.
Представленная программа направлена на создание условий для реализации содержания темы «Развитие логического мышления младшего школьника на уроках математике (4 класс)»...
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Креативность – способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации .Развитие креативного мышления младших школьников наиб...
презентация Формирование приёмов креативного мышления на уроках математики. 1 класс цифра 5
презентация изучение число ,цифра 5...