Использование технологии критического мышления на уроках в начальных классах
статья на тему
Технология критического мышления. Приёмы работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мызина И.В., учитель начальных классов
ГБОУ гимназии №11
Василеостровского района
Санкт-Петербурга
Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках в начальных классах.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
К.Д.Ушинский
«Образовательная технология» - это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
В современной начальной школе на первое место выходит личность ребёнка и его деятельность, следовательно, среди приоритетных технологий, удовлетворяющих требованиям ФГОС, можно назвать следующие:
- здоровьесберегающие технологии
- проектная деятельность
- проблемное обучение
- технология развития критического мышления
- игровые технологии
- информационно-коммуникационная технология
- технология развивающего обучения
- модульная технология
- технология мастерских
- кейс-технология
- технология интегрированного обучения
- педагогика сотрудничества
- групповые технологии
- технологии уровневой дифференциации
- традиционные технологии (классно-урочная система) и т.д.
Я хочу остановиться на технологии развития критического мышления (РКМ).
Критическое мышление – это способность выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.
Итак, цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, принимать взвешенные решения).
Технология представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем – предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.
Л.С.Выготский и Ж.Пиаже говорили о том, что мышление развивается в конкретной проблемной ситуации развития: в ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятие о предмете или явлении, формирует свои представления о том, что с ними происходит.
Если давать готовое знание, то это нарушает естественную тягу ребёнка к исследовательской и познавательной деятельности. Поэтому необходимо «конструировать» собственные знания в рамках своей собственной поисковой деятельности. Это ключевой тезис всей технологии.
Она представляет систему стратегий, объединяющих приёмы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания. Базовая модель («вызов-осмысление-рефлексия») задаёт не только определённую логику построения урока, но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приёмов, которых огромное множество:
- Приём «Кластер».
- Чтение текста с маркировкой по методу Инсерт (INSERT)
- Приём «составить синквейн».
- Таблица «верные и неверные утверждения». Да-нет.
- Таблица «З-У-Х». Приём «Знаю…/Хочу узнать…/Узнал..».
- Таблица «тонких и толстых» вопросов.
- Дерево предсказаний.
- Схема «Фишбоун» или «рыбий скелет».
- Таблица «Плюс – минус – интересно».
- «Шесть шляп мышления».
- «Учебно-мозговой штурм».
- Прогнозирование (по портрету, картине).
- Прогнозирование по ключевым словам.
- Перепутанные логические цепочки.
- Эссе.
- Зигзаг, зигзаг-2.
- Приём «РАФТ».
- Приём «круги по воде».
- Приём «Чтение с остановками».
- Приём «Взаимоопрос».
- Метод контрольных вопросов.
- Приём «Перекрёстная дискуссия».
- Интеллектуальная разминка и т.д.
Рассмотрим таблицу применения данных приёмов на разных технологических этапах:
Технологические этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Возможные приемы и методы |
I. Вызов: — актуализация имеющихся знаний; — пробуждение интереса к получению новой информации; — постановка учеником собственных целей обучения. | Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе | Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. | Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, схемы, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; мозговая атака; проблемные вопросы, и т.д. |
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. | |||
II. Осмысление содержания: — получение новой информации; — корректировка учеником поставленных целей обучения. | Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» | Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации | Методы активного чтения: «инсерт»; «фишбоун»; «идеал»; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; диспуты; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы |
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. | |||
III. Рефлексия: — размышление, рождение нового знания; — постановка учеником новых целей обучения. | Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. | Заполнение схем, кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий, диалогов. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т.д. |
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах. |
Всё это позволяет говорить об универсальном, надпредметном характере предлагаемой технологии. Если учитель владеет приёмами и стратегиями технологии, то они помогают «научить рефлексии», дают возможность «увидеть» собственный мыслительный путь, оценить собственные действия.
Процесс использования данной технологии двусторонний, в результате матакогнитивные умения становятся достоянием, как ученика, так и учителя.
Она даёт ученику:
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни
Она даёт учителю:
- сталкивать различные суждения;
- направлять усилия учеников в определённое русло;
- создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
- даёт возможность ученикам самим делать выводы;
- подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Приведём ряд примеров.
Прием “Написание синквейна”
Синквейн — самая легкая форма стихотворений по алгоритму. В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Строка | Вопрос | Слова |
1-я строка | Кто? Что? | 1 существительное |
2-я строка | Какой? | 2 прилагательных |
3-я строка | Что делает? | 3 глагола |
4-я строка | Что автор думает о теме? | Фраза. Раскрывающая суть события, явления |
5-я строка | Кто? Что? | 1 существительное |
Дети с большим удовольствием сочиняют синквейны (если в 1 классе с помощью учителя, то к 4 классу уже полностью самостоятельно). Примеры:
1.Крылов
интересный, наблюдательный
сочинял, показывал, разоблачал
высмеивал недостатки людей
гений (на уроке литературного чтения)
2. лес
красивый, добрый
защищает, лечит, кормит
лес - наше богатство
Берегите! (на уроке окружающего мира)
3.дроби
правильные, смешанные
складываем, вычитаем, сокращаем
выполняем математические операции с ними
интересно! (на уроке математики)
Прием “ Толстые и тонкие вопросы”
Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного. “Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.
Тонкие вопросы требуют фактического ответа | Толстые вопросы требуют обстоятельного, развёрнутого ответа |
Кто? Что? Когда? Может..? Будет..? Мог ли …? Как звать..? Было ли..? Согласны ли вы..? Верно ли..? | Дайте три объяснения почему..? Объясните почему..? Почему вы думаете..? Почему вы считаете..? В чём различие..? Предположите, что будет, если..? Что, если..? |
К уроку литературного чтения И.А.Крылов. «Ворона и Лисица» (басня).
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Что послал Бог Вороне? Что хотела сделать Ворона? Что остановило Лису? Как Лиса подходит к дереву? Как произносит слова Лисица? и т.д. | В чём заключается урок, который Лиса преподаёт вороне? По какой причине Ворона не смогла удержать ценность (кусочек сыра)? Каким «оружием» воспользовалась Лиса и почему? и т.д. |
Приём «Кластер» (на уроке окружающего мира).
Прием «Верные и неверные утверждения»
Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Начало урока | Утверждения | Конец урока |
Глагол это часть речи, которая обозначает действие предмета. | ||
Глаголы отвечают на вопросы: что делать? Что сделать? | ||
На вопросы что делать? Что делает? Что делал? Что будет делать? Отвечают глаголы совершенного вида. | ||
Чтобы определить вид глагола надо определить его число. | ||
Глаголы не употребляются с предлогами. |
Итак, подведём итоги:
1.Критическое мышление, таким образом, не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребёнка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, сравнивают. Кроме того, учащиеся должны научиться подвергать сомнению достоверность информации.
2. Данная технология помогает развивать и коммуникативную культуру. В процессе работы по фазам технологии ребёнок самореализуется, он чувствует свое единение с другими. Во время общения идёт постоянный процесс самооценки, повышается мотивация к обучению. Постоянное включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
3. Комбинирование приёмов помогает достичь и конечную цель данной технологии – научить учащихся применять эту технологию самостоятельно и использовать её в дальнейшей жизни.
Литература:
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. — СПб., 2003. — 192 с.
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. — с. 66 — 72
- Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет решать следующие задач...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС, ПРИЕМ “КЛАСТЕР”
При составлении плана урока учитель набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения ...
Доклад по самообразованию на тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Доклад по самообразованиюна тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе.(из опыта работы)....
Статья "Использование технологи критического мышления на уроках в начальной школе"
Статья "Использование технологи критического мышления на уроках в начальной школе"...
Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе.
Учащиеся 4 класса начальной школы должны овладевать ключевыми компетентностями: информационными, коммуникативными, самоогранизационными. Научить пользоваться приемами ТРКМ при работе с различными текс...
Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самос...
Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе
«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму»(китайская пословица)...