Игра " Шахматная азбука"
методическая разработка (1 класс) на тему
Сценарий внеурочного мероприятия с использованием игровых технологий "Шахматная азбука"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivanova_t.v._samostoyatelnaya_rabota_no1.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий игры
«Шахматная азбука» ( для учащихся 1-х классов)
Цели:
- Закрепить начальные сведения о шахматной доске, фигурах, умения ориентироваться в простейших шахматных ситуациях.
- Развивать внимание, речь, логическое мышление, смекалку, память. Развивать мелкие мышцы рук, умение работать в команде.
- Воспитывать любовь и уважение к игре, уважение друг к другу.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, демонстрационный.
Форма проведения: игра.
Оборудование:
- шахматные доски,
- шахматные фигуры,
- плакаты с высказываниями «великих» о шахматах
- рисунки шахматных фигур,
- загадки ,
- карточки с названиями фигур,
«Петя и Волк» фономатериал
Литература:
- В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы», Москва «Просвещение» 1991
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). М.: Просвещение, 1996, с. 377 – 386
.
Предварительная работа: учащиеся делятся на 2 команды,
выбираются капитаны.
За каждый правильный ответ в каждом раунде учащиеся
получают по 1 очку. В финале очки суммируются, победители
награждаются.
Ход игры: Ход занятия
- Я рада приветствовать вас и сообщить, что сегодня состоится шахматный праздник. Ребята познали азы гениальной игры, прикоснулись к чарующему волшебному миру деревянных фигур, крепко и надолго подружились с игрой мудрецов .Но сейчас мы поиграем не в шахматы, а в «Шахматную азбуку».Узнаем какая команда лучше изучила основы шахматных правил. В нашей игре тоже есть правила. Правила нашей игры следующие: нужно быстро и четко отвечать на вопросы, за каждый правильный ответ команда получает по 1 очку, в финале победит команда , которая наберет наибольшее количество очков.
Раунд 1 .
«Шахматные загадки»
Быть особо защищённым –
У него такая роль,
Это правило резонно,
Потому что он -…
(Король)
Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой -…
(Слон)
Он, не цокает, конечно,
Но легко перешагнём
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным…
(Канем)
Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык неспешно
И берёт наискосок?
Ну конечно, это –(пешка)
Это правило известно,
Короля нам есть нельзя,
Но свободно можешь есть ты
Вместо этого…
(Ферзя)
Она маленький солдат,
Храбрый и отважный,
Ход в две клеточки она
Делает однажды.
(Пешка)
Кто с G2 на K4
Ходит буквой “Г”?
Через головы скакать
Может он вполне.
(Конь)
Он наискосок идет,
Только прикажи.
В плен противник попадет,
Вставший на пути.
(Слон)
Может он ходить и прямо,
И наискосок.
Высоко его оценит
Опытный игрок.
(Ферзь)
Ходит очень осторожно
На один шажок,
Ненавидит слово “Шах”.
Вот и все, дружок.
(Король)
Раунд 2.
«Шахматный «крокодил»»
Представители команд поочередно достают карточки с названиями шахматных фигур и мимикой и жестами показывают командам . Задача команды – догадаться, какая фигура была задана в карточке .
Раунд 3.
«Шахматный капитан»
Конкурс капитанов. Кто быстрее правильно ответит на вопрос, тот получает бал.
1)Какого цвета поле а1 ?
2)Сколько белых клеток на шахматной доске?
3)На сколько черных клеток больше?
4)Самая сильная фигура?
5)Может ли пешка стать конем?
6)Могут ли столкнуться одноцветные слоны?
7)Можно ли «съесть» короля?
Раунд 4.
« Шахматная эстафета»
На одинаковом расстоянии от команд на два низких столика
ставится доска от гроссмейстерских шахмат. В руке у
каждого ребенка фигура или пешка, которую он
достал вслепую из мешочка. По сигналу ведущего дети
поочередно подбегают, ставят фигуры (пешки) на свои поля
и бегом возвращаются в свою команду, салят очередного
играющего по руке, затем встают сзади своего товарища
(команды стоят в две шеренги).
Побеждает команда, быстрее и правильнее расставившая все
фигуры и пешки .
Музыкальная пауза. Сергей Прокофьев –гениально играл в
шахматы. Слушаем фрагмент из сюиты«Петя и Волк» (шествие)
Подсчитываем очки.
Происходит подведение итогов.
Все дети награждаются призами ( в том числе утешительными)
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука"
Программа внеурочной деятельности составлена для обучающихся 1 класса в соответствии с ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительного направления "Шахматная азбука"
Рабочая программа по внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительного направления "Шахматная азбука"...
Внеурочная деятельность «Шахматная азбука»
Цель программы «Шахматная азбука»:создание условий для достижения необходимого в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, создание условий для...
Программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука,1 класс"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс школа России "Шахматная азбука"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная азбука! 1 класс
Содержание программы «Шахматная азбука»Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редак...
Внеурочная деятельность "Шахматная азбука" 1 класс
Программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука"...
Внеурочная деятельность "Шахматная азбука" 2 класс
Программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука" 2 класс...