Внеурочная деятельность «Шахматная азбука»
статья (1 класс) на тему
Цель программы «Шахматная азбука»:
создание условий для достижения необходимого в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, создание условий для многогранного развития учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи:
· развитие внимания и мотивации школьника;
· развитие наглядно-образного мышления;
· организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;
· включение учащихся в разностороннюю деятельность;
· формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
· воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmatnaya_azbuka.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность «Шахматная азбука»
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования - ФГОС НОО, основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Цель программы «Шахматная азбука»:
создание условий для достижения необходимого в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, создание условий для многогранного развития учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи:
- развитие внимания и мотивации школьника;
- развитие наглядно-образного мышления;
- организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;
- включение учащихся в разностороннюю деятельность;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
Шахматы — древнейшая логическая настольная игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске, сочетающая в себе элементы искусства ,науки и спорта. Название игры берёт начало из персидского языка: шах и мат, что значит король (шах) умер (мат).
Зритель шахматных состязаний отличается от любого другого зрителя. Он активен и творит наравне с игроками. Он не просто наблюдает, он вместе с играющими обдумывает положение и принимает решение, какой надо делать ход.
Еще одна причина популярности шахмат в том, что языковых барьеров для шахматистов не существует. На всех языках мира фигуры по шахматной доске передвигаются одинаково. Игра в шахматы вырабатывает в человеке целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Основные формы и средства обучения:
1.Практическая игра.
2.Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3.Дидактические игры и задания, игровые упражнения .
4.Теоретические занятия, шахматные игры.
5.Участие в турнирах и соревнованиях.
Обучение осуществляется на основе методических принципов:
•Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
•Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
•Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами. Учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, дидактические игры,( Волшебный мешочек, Угадайка, Секретная фигура, Что общего?)сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки.
Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я».
Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука"
Программа внеурочной деятельности составлена для обучающихся 1 класса в соответствии с ФГОС НОО...
Программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука,1 класс"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс школа России "Шахматная азбука"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная азбука! 1 класс
Содержание программы «Шахматная азбука»Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редак...
Внеурочная деятельность "Шахматная азбука" 1 класс
Программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука"...
Внеурочная деятельность "Шахматная азбука" 2 класс
Программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука" 2 класс...
Внеурочная деятельность "Шахматная азбука" 3 класс
Программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука" 3 класс...
Внеурочная деятельность "Шахматная азбука" 4 класс
Программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука" 4 класс...