Пушкинский бал
план-конспект на тему
Сценарий праздника, посвященного памяти А.С. Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorogi_pushkina.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пушкинские дороги».
Сценарий праздника, посвященного памяти А.С. Пушкина.
/На сцене полосатая дорожная будка, уходящие вдаль верстовые столбы./ /Звучит мелодия песни «Однозвучно гремит колокольчик» как тема дороги./
/Вступление/
/Выходит группа ребят, они становятся свободно и читают стихотворение А. Плещеева «Памяти Пушкина»./
Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу;
Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.
И всё еще горит нам светоч тот,
Всё гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.
Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовешь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовешь добру и истине служить.
Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
1–й чтец
Наш праздник посвящен Александру Сергеевичу Пушкину.
2-й чтец
Давайте вместе пройдем дорогами его жизни, его творчества.
Дороги детства.
3-й чтец
Дороги Пушкина… (Тихо звучит тема дороги). Проселочные дороги. Размытые осенью. Пыльные летом. Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле. Весенние – больше похожие на реки. Дороги вечного странника, вечного путника.
4-й чтец
А начиналось все так же, как и у всех, с дороги детства.
/Выносят столик. На нем подсвечник, лист бумаги, перо./
/Чтецы делятся на две группы и отходят в стороны./ /Звучит или исполняется детьми песня «Буря мглою небо кроет»./
Выходит няня в сопровождении нескольких детей, одетых в русские народные костюмы./ /Няня усаживается у столика, начинает вязать. Дети рассаживаются вокруг: у стола, рядом с няней, на полу./
5-й чтец
Я сам не рад болтливости своей,
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шопотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
6-й чтец
От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло.
Не чувствуя ни ног, ни головы.
1-й чтец
Не старая ли няня, или, как ее называл сам Пушкин, мамушка, совсем не похожая на древнегреческую покровительницу поэзии Музу, вручила Пушкину свирель?
2-й чтец
И зазвучала Поэзия… Дети…
В вечерней тишине
Являлася веселою старушкой
И надо мной
Сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Няня (обращается к мальчику, сидящему за столом).
Напиши, дружочек, батюшке моему, Александру Сергеевичу.
(Мальчик берет перо, пишет под диктовку): «Любезный друг мой, Александр Сергеевич, я получила Ваше письмо и деньги, которые Вы мне прислали. За все Ваши милости я Вам всем сердцем благодарна. Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только засну, то забуду Вас и Ваши милости ко мне. Приезжай поскорей, ангел мой. Всех лошадей на дорогу выставлю. Целую. Арина Радионовна».
Дети по – очереди читают:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный, отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь...
/К няне подходят воспитанники подготовительной группы./
Один из них
Не грусти, нянюшка, послушай наши песни.
/Дети поют русские народные песни./
3-й чтец
Он няню мамой называл,
Он называл ее голубкой.
А ветер сыпал снежкой
Пути в деревню заметая крупкой.
4-й чтец
Не гаснул долго огонек
В уютной няниной избушке,
И слушал, слушал няню Пушкин,
Катилась сказка, как клубок.
5-й чтец
Смеялся Пушкин, говоря:
«Какая прелесть эти сказки?»
6-й чтец
А ночь текла к своей развязке,
За вьюгой брезжила заря.
Дети наперебой просят няню: «Няня, расскажи же нам сказку!»
Няня:
«Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого, подслушан он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит; вторая, что одним куском оденет; третья, что с первого года родит тридцать три сына. Царь женился на третьей».
/Выходят воспитанники второй группы, разыгрывают инсценировку «Сказки о царе Салтане». (Можно показать любой отрывок по выбору)./
/Звучит мелодия песни «Тройка мчится, тройка скачет», слышен звон колокольчика. Участники первой части, кроме чтецов уходят./
Дороги отрочества и юности.
1-й чтец
Прошло детство. Дорога отрочества привела Пушкина в Лицей.
2-й чтец
Это были пркрасные, незабываемые дороги дружбы, поэзии, любви.
Всю жизнь поэт будет вспоминать о них с нежностью и восторгом. И где бы он ни был, душой Пушкин рвался сюда, в Царское Село.
Царское Село
3-й чтец
Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений,
О ты, певцу дубрав давно знакомый гений,
Воспоминание, рисуй передо мной
Волшебные места, где я живу душой,
Леса, где я любил, где чувство развивалось,
Где с первой юностью младенчество сливалось
И где, взлелеянный природой и мечтой,
Я знал поэзию, веселость и покой.
4-й чтец
Веди, веди меня под липовые сени,
Всегда любезные моей свободной лени,
На берег озера, на тихий скат холмов!..
Да вновь увижу я ковры густых лугов,
И дряхлый пук дерев, и светлую долину,
И злачных берегов знакомую картину,
И в тихом озере, средь блещущих зыбей,
Станицу гордую спокойных лебедей.
5-й чтец
Другой пускай поет героев и войну,
Я скромно возлюбил живую тишину,
И, чуждый призраку блистательному славы,
Вам, Царского Села прекрасные дубравы,
Отныне посвятил безвестный музы друг
И песни мирные и сладостный досуг.
6-й чтец
Здесь навсегда переплелись дороги будущего поэта Дельвига и мореплавателя Матюшкина; министра Горчакова, сделавшего блестящую карьеру, и Вильгельма Кюхельбекера, «особо опасного государственного преступника»; много лет бывшего на каторге, блестящего артиллерийского полковника Есакова и декабриста Пущина…
/Выходят лицеисты; ученики подготовительной группы./
1-й лицеист.
Тесная дружба связывала Пушкина и Вильгельма Кюхельбекера. Кюхля, как ласково называли Вильгельма лицеисты.
Кюхля
2-й лицеист
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты...
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
1-й лицеист
Лицеисты жили весело, часто подшучивали друг над другом, а чаще всего доставалось Кюхле.
Писатель за свои грехи!
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.
/Все лицеисты смеются, первый разводит руками, как бы говоря: «Ну что с ними поделаешь!»/
3-й лицеист
Любимый друг Пушкина, Антон Дельвиг, тоже давал повод к насмешкам, потому что был ленив и любил поспать. Однажды Дельвиг, не выучив, как обычно, урока, спрятался под кафедрой и уснул.
Тут же родились веселые стихи:
4-й лицеист
Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.
5-й лицеист
Лицеисты понимали и ценили шутку…
1-й лицеист
Пожалуй, все кроме Кюхли: он был невероятно обидчив.
5-й лицеист
Да, обиды были, но недолгие, вот как об этом пишет Пушкин в строках, посвященных еще одному близкому другу, Ивану Пущину.
Товарищ милый, друг прямой,
Тряхнем рукою руку,
Оставим в чаше круговой
Педантам сродну скуку:
Не в первый раз мы вместе пьем,
Нередко и бранимся,
Но чашу дружества нальем —
И тотчас помиримся.
2-й лицеист
Начальство стремилось выстроить лицеистов по их успехам: первым номером шли Горчаков или Вольховский.
3-й лицеист
Пушкин был 18-м, 19-м, а потом и ниже…
2-й лицеист
Лицейская братия решительно отвергла табель о рангах.
/Все вместе весело поют и смеются./
Этот список сущи бредни.
Кто тут первый, кто последний,
Все нули, все нули,
Ай, люли, люли, люли.
/Разыгрывается сцена «В математическом классе»./
Преподаватель Карцов
Пушкин, к доске! Решите, пожалуйста, алгебраическую задачу.
5-й лицеист
Мнется у доски. Что – то молча пишет, зачеркивает, снова пишет, стирает, опять что-то пишет.
Карцов (с нетерпением). Что же вышло? Чему равняется икс?
5-й лицеист (улыбаясь).
Нулю.
Карцов
Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи.
4-й лицеист
Но не все уроки были такими скучными и кончались нулями в табеле. На лицейских дорогах Пушкина встретили прекрасные учителя и наставники.
6-й лицеист
Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.
2-й лицеист
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена...
3-й лицеист
Любили лицеисты и первого директора лицея В.Р. Малиновского, человека чрезвычайно образованного и умного. Он часто беседовал с лицеистами, приглашал к себе в гости. Вот уже кончились уроки, и лицеисты на балу: слушают музыку, танцуют. Выходят девочки, лицеисты их приглашают, танцуют Полонез. Две девочки играют на фортепиано, лицеисты слушают.
1-й лицеист
Быстро промчались лицейские годы 6 лет позади.
2-й лицеист
Усердно помолившись богу,
Лицею прокричав ура,
Прощайте, братцы: мне в дорогу,
А вам в постель уже пора.
3-й лицеист
Да, Пушкина ждали другие дороги, трудные и печальные дороги зрелости. Но, расставаясь с друзьями, он желал им только согласие в новой для них жизни.
4-й лицеист
В последний раз, в сени уединенья,
Моим стихам внимает наш пенат.
Лицейской жизни милый брат,
Делю с тобой последние мгновенья.
Прошли лета соединенья;
Разорван он, наш верный круг.
Прости! Хранимый небом,
Не разлучайся, милый друг,
С свободою и Фебом!
5-й лицеист
Узнай любовь, неведомую мне,
Любовь надежд, восторгов, упоенья:
И дни твои полетом сновиденья
Да пролетят в счастливой тишине!
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!
6-й лицеист
Они покидали Царское Село с грустью и радостью. Печально расставаясь с друзьями, они были уже все устремлены в будущее, полное надежд, веры, любви. Расставаясь с лицеем, с Царским Селом, они уносили в сердцах его дух, дух вольности и братства.
1-й лицеист
Друзья мои, прекрасен наш союз!
2-й лицеист
Он как душа, неразделим и вечен.
3-й лицеист
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
4-й лицеист
Куда бы нас ни бросила судьбина.
5-й лицеист
И счастие куда б ни повело.
6-й лицеист
Всё те же мы: нам целый мир чужбина.
Все вместе
Отечество нам Царское Село.
/Звучит музыка. Все уходят./
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
А.С. Пушкин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"
Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта...
Пушкинская литературная гостиная
О Пушкине,сказки Пушкина....
Пушкинский бал
Разработка включает следующие сцены:1."Нравится нам 19 век"2.Древняя Греция3. "В садах лицея"4.Сцена бала в лицее5. "Стрекоза и муравей"6. История любви великого поэта"Чистейшей прелести чистейший обр...
Пушкинский бал
Данное мероприятие проводится в пришкольном летнем оздоровительном лагере для детей от 7 до 11 лет. Предварительно к мероприятию готовятся танцы, игры и песни....
Пушкинский бал (сценарий)
«Пушкинский бал»2 классучитель Немазанникова Наталья Юрьевна. ЦЕЛИ:Познакомить с биографией А. С. Пушкина; с жизнью 18 века: традициями, культурой, историей.Развивать творческие способности...
Блиц -викторина по пушкинским сказкам
Блиц- викторина по произведениям А.С.Пушкина содержит по 3 вопроса к "Сказке о царе Салтане", к "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях, к "Сказке о золотом петушке", к поэме "Руслан и Людмила"Мо...
"Час пушкинской поэзии" сценарий для 3 класса. Мирзоян Лариса Юрьевна
"Час пушкинской поэзии" сценарий для 3 класса. Мирзоян Лариса Юрьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №2, Ивантеевка"Цель: пополнить знания учащихся о жизни и творчестве великого поэта. Воспи...