Пушкинский бал
материал по музыке по теме

Викулова Лолита Викторовна

Данное мероприятие проводится в пришкольном летнем оздоровительном лагере для детей от 7 до 11 лет. Предварительно к мероприятию готовятся танцы, игры и песни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pushkinskiy_bal.doc53.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

2012 г.

У России есть Пушкин.

Литературно-музыкальное  мероприятие, посвященное А.С. Пушкину.

Оформление: экран, цветы, журнальные столики, подсвечники, стулья по периметру зала, проектор, магнитофон, пианино.

На экран проецируется портрет А.С.Пушкина и эпиграф: «Мы любим Пушкина за то, что Пушкин он».

              М.Рыльский

      Дети и взрослые входят в зал под музыку «Экосеза» П.И.Чайковского (фрагмент из оперы «Евгений Онегин»).  Мальчики одеты в строгие костюмы, девочки в бальных платьях с веерами. Всех встречает хозяйка бала ведущая-взрослая. Мальчики и девочки расходятся по разные стороны зала и рассаживаются.

Ведущий. В самом начале лета, 6 июня, мы отмечаем день рождения самого известного и любимого поэта России Александра Сергеевича Пушкина. И сегодня мы отправимся в пушкинское время, взглянуть на него глазами его близких, друзей и перелистать некоторые страницы его биографии.

     Пушкина называли солнцем не только русской литературы, но и солнцем музыки, потому что поэтические стихотворения Пушкина очень музыкальны, в них чувствуется мелодия.

       Музыкальность Пушкина не случайна. С детства поэта окружал богатый мир русской народной песни. Первые песни, как и сказки, он услышал от своей няни. Как её зовут? (Ответ детей.)

Исполняет 2 отряд «Домик няни»

      Музыкальный мир Пушкина был разнообразным и прекрасным. Концерты! Музыка! Театр!

      Посещал Пушкин музыкальные вечера и балы. В пушкинские времена на балах танцевали больше всего вальс и мазурку; но были и другие танцы: полонез, краковяк, гавот, кадриль.

     Я предлагаю вам немного пофантазировать и поиграть в «бал». Милые дамы (обращается в сторону девочек), уважаемые кавалеры (поворачивается в сторону мальчиков). Приглашаю вас на бал!

  Звучит «Полонез» из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин» (в сокращении). По предложению ведущего мальчики приглашают девочек и взявшись за руки, исполняют движения полонеза.

Ведущий.

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума…

…Увы, на разные забавы

Я много жизни погубил!

Но если б не страдали нравы,

Я б балы до сих пор любил.

Люблю я бешеную младость,

И тесноту, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд…

    В своей повести «Арап Петра Великого» Пушкин так описывает картину начала придворного бала: «Во всю длину танцевальной залы, при звуке самой плачевной музыки, дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга. Кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали, сперва прямо против себя, потом поворотясь направо, потом налево, потом опять прямо, опять направо, и так далее… Приседания и поклоны продолжались около получаса; наконец они прекратились, и толстый господин с букетом провозгласил, что церемониальные танцы кончились, и приказал музыкантам играть менуэт…

     Кавалеры стали шаркать и кланяться, а дамы приседать и постукивать каблучками с большим усердием…»

    А давайте и мы попробуем обыграть эту сцену под музыку.

Звучит «Мазурка» из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин» (в сокращении).

Ведущий.

  Мазурка раздалась. Бывало,

  Когда гремел мазурки гром,

  В огромном зале всё дрожало,

  Паркет трещал под каблуком,

  Тряслися, дребезжали рамы…

    Несколько пар детей исполняют танец, остальные присаживаются. С окончанием танца мальчики провожают девочек на их места и возвращаются к своим креслам.

    Звучит «Вальс» из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин» (в сокращении).

Ведущий.

…Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой…

Дети 1 и 2 отрядов исполняют «Вальс дружбы».

Ведущий. На балах не только танцевали. Знакомились, устраивали веселые игры, вели светские беседы. Интересно, какими эти разговоры могли быть…

Дети, свободно группируясь, стоят по двое-трое в разных местах зала. Разыгрываются импровизированные диалоги.

     Первая группа.

- Вы были вчера на обеде у графини? Там Пушкин был, он читал свои удивительные стихи. Все были в восторге.

- Везде все только о Пушкине и говорят. Какой он? Вы знаете его стихи?

- Посмотрите, в этом альбоме он написал мне свои стихи.

Вторая группа.

 - Вы были вчера на музыкальном вечере у княгини?

- Нет, я посетила музыкальный салон.

- А жаль! Там выступала музыкальная знаменитость. Его называют Пушкин в музыке.

- И что же он сочиняет?

- Музыку на стихи и поэмы Пушкина.

- Приходите ко мне завтра, я вам спою один из его романсов.

- А кто же он?

- Это Михаил Глинка.

Третья группа.

- Сударыня, согласитесь, что погода нынче хороша?!

- Да, сударь, погода нынче удивительно хороша как никогда.

- Скажите, сударыня, нравлюсь ли я вам и можно ли мне надеяться на мазурку с вами?

- Мне будет приятно принять ваше приглашение.

Ведущий.  Милые дамы, уважаемые кавалеры! Светские беседы можно продолжить позднее, а сейчас снова танцы.

Толпа мазуркой занята;

Кругом и шум, и теснота;

Бренчат кавалергарда шпоры,

Летают ножки милых дам…

Там теснота, волненье, жар,

Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар…

Шум, хохот, беготня, поклоны,

Галоп, мазурка, вальс…

Проводится игра в «Фанты».

Вновь звучит вальс. Но теперь танцуют 3 и 4 отряды.

Ведущий. На наш бал прибывают гости.

Входит Царица с зеркальцем.

Царица (детям, надменно): Какая честь вам выпала, приветствовать меня на вашем балу! Знаете ли вы, кто я такая? Эй вы, узнаёте меня? (Дети отвечают).

Царица: Царица-то, царица! А из какой сказки?

Дети:  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Царица: А много ли в сказках Пушкина цариц? В каких еще сказках мы встечаемся?

Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане».

Царица: А кто из них всех милее, всех румяней и белее?

Дети: Ты, конечно.

Царица: Впрочем, что вы понимаете в красоте! Вот моё зеркальце лучше всех правду скажет! (Достает зеркальце). Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее? Хорошее зеркальце! Скучно мне с вами.

Ведущая. А нам на балу не скучно. Мы и танцуем, и играем, и песни петь можем. Между прочим, на стихи Александра Сергеевича Пушкина, который вас, цариц, придумал. Вот послушай одну песню.

          Исполняет 1 отряд  «Стрекотунья - белобока».

Царица: Хорошая песня, но мне всё равно скучно. Я лучше пойду с зеркальцем разговаривать! (Уходит, бормоча: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»)

Ведущая. Вот она какая! Только о своей красоте и может думать! Даже поговорить с ней не о чем! Может, следующий гость интереснее будет?

Входят Старик с рыболовной сетью и Старуха.

Старик: Здравствуйте, милостивые государи. Помните нас со старухой? Из какой мы сказки?

Дети: «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».

Старик: Сколько же лет я рыбачил, прежде чем поймал золотую рыбку?

Дети: Ровно тридцать лет и три года.

Старик: А чего только она для меня не делала! Помните, ребята? (Дети перечисляют.)

Старуха (сварливо): А что же это, дурачина ты, простофиля, у меня кроме разбитого корыта ничего не осталось?

Ведущий: Объясните, ребята, Старухе, кто виноват в том, что она осталась с разбитым корытом!

(дети объясняют: потому что была слишком жадной и заносчивой.)

Старуха: Ну ладно, ладно. Все-то вы знаете. А песни петь умеете? (Заносчиво): Хочу, чтобы песню вы для меня спели!

Ведущая: Ребята, выполним еще одно желание Старухи? Нам это не трудно, с удовольствием споем песню на стихи Пушкина!

               3 отряд исполняет «Ветер по морю гуляет»

Ведущая (обращаясь к Старухе): Ну, теперь твоя душенька довольна?

Старуха: Вот если бы на мои вопросы они ответили…

Ведущая: А наши дети все знают. Спрашивай!

Старуха: А скажите-ка мне, кто еще из героев Пушкина жил под водой?

Дети перечисляют: 33 богатыря в «Сказке о царе Салтане…», черти в «Сказке о попе и о работнике его Балде», русалка в «Руслане и Людмиле».

Выбегает Бесенок.

Бесенок: Кто это тут меня вспоминает?

Старуха (испуганно крестясь): Ой, спаси и сохрани! (Поспешно уходят.)

Бесенок: И чего нас, чертей, боятся? Никогда не понимал! Вот Балда – это да! Это силища! Это интеллект! А как мы героически состязались! Прямо Олимпийские игры были какие-то! Ну-ка, кто из вас помнит, как мы соревновались-то?

Дети: Кто быстрее обежит вокруг моря, кто дальше бросит палку, кто дальше пронесет кобылу.

Бесенок: И этот великий человек работал за такую плату на какого-то попа!

Ведущ. За какую плату?

Бесенок: А пусть ребята скажут!

Дети: В год за три щелчка по лбу.

Ведущ. Всего-то?

Бесенок: Да попу-то мало не показалось! Правда, ребята! (Дети вспоминают конец сказки.) А сейчас я буду читать отрывки из сказок Пушкина, а вы мне говорите, о ком и о чем идет речь. Хорошо? (Дети отвечают).

Вопросы.

- Кто это кричал «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» (Золотой петушок из «Сказки о золотом  

                                              петушке»)

- Какое обещание не выполнил царь Дадон? («За такое одолженье, - говорит он в восхищенье, -

                                                                     волю первую твою я исполню, как свою», но

                                                       шамаханскую  царицу не подарил.)

- Как начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?  («Жил старик со своею старухой у самого синего

                                                                                  моря».)

    Молодцы, неужели все сказки Пушкина так хорошо помните? (Да!) А вот сейчас проверим. Я буду называть вам героев, а вы говорите мне, из одной ли они сказки.

    Князь Гвидон и злая мачеха?                    (Нет.)

    Царь Дадон и шамаханская царица?       (Да.)

    Царт Салтан и семь богатырей?              (Нет.)

    Королевич Елисей и мертвая царевна?   (Да.)

    Попадья и золотая рыбка?                        (Нет.)

    Царевна Лебедь и тридцать три богатыря? (Да.)

Бесенок: Да, всё вы знаете. Интересно мне тут было с вами, но пора мне в море. До свидания!

Ведущ. А мы закончим наш бал песней «Березка в Болдино». Слова написал поэт Виктор Боков, когда посетил эти места и в память об этом посещении посадил деревце – подарок поэту и этим местам, а композитор Георгий Струве написал на эти стихи песню.

4 отряд исполняет песню «Березка в Болдино».

Ведущий. Пушкин живет в душе каждого русского человека. Он согревает сердце, он питает ум, он заставляет жить, когда уже кажется невозможно.

Ребенок. Если выстоять нужно, как в окопе, в судьбе,

                 «У России есть Пушкин!» - говорю я себе.

                 Чуть подтаяли силы,

                 Не ропщу, не корю,-

                  «Пушкин есть у России!» - как молитву творю…

                  Есть и правда, и сила на российской земле,

                  Коль такие светила загорались во мгле.

                                                         Г.Горбовский «Сын России»

Ведущий. Вот и закончился наш бал.

                   …Веселый вечер в жизни нашей

                    Запомним, юные друзья…

                                         А.С.Пушкин

Каждый мальчик галантно сопровождает свою девочку до дверей зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"

Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта...

Пушкинская литературная гостиная

О Пушкине,сказки Пушкина....

Пушкинский бал

Разработка включает следующие сцены:1."Нравится нам 19 век"2.Древняя Греция3. "В садах лицея"4.Сцена бала в лицее5. "Стрекоза и муравей"6. История любви великого поэта"Чистейшей прелести чистейший обр...

Пушкинский бал (сценарий)

«Пушкинский бал»2 классучитель Немазанникова Наталья Юрьевна. ЦЕЛИ:Познакомить с биографией А. С. Пушкина; с жизнью 18 века: традициями, культурой, историей.Развивать творческие способности...

Блиц -викторина по пушкинским сказкам

Блиц- викторина по произведениям А.С.Пушкина содержит по 3 вопроса к "Сказке о царе Салтане", к "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях, к "Сказке о золотом петушке", к поэме "Руслан и Людмила"Мо...

"Час пушкинской поэзии" сценарий для 3 класса. Мирзоян Лариса Юрьевна

"Час пушкинской поэзии" сценарий для 3 класса. Мирзоян Лариса Юрьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №2, Ивантеевка"Цель: пополнить знания учащихся о жизни и творчестве великого поэта. Воспи...

Сценарий выпускного праздника "Пушкинский бал"

Конспект содержит поздравления учителей, благодарственное слово родителям. Подобрано музыкальное сопровождение, презентация, концертные номера- игра на музыкальных инструментах, танцы, театральные мин...