Пушкинский бал
материал по музыке по теме
Данное мероприятие проводится в пришкольном летнем оздоровительном лагере для детей от 7 до 11 лет. Предварительно к мероприятию готовятся танцы, игры и песни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkinskiy_bal.doc | 53.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
2012 г.
У России есть Пушкин.
Литературно-музыкальное мероприятие, посвященное А.С. Пушкину.
Оформление: экран, цветы, журнальные столики, подсвечники, стулья по периметру зала, проектор, магнитофон, пианино.
На экран проецируется портрет А.С.Пушкина и эпиграф: «Мы любим Пушкина за то, что Пушкин он».
М.Рыльский
Дети и взрослые входят в зал под музыку «Экосеза» П.И.Чайковского (фрагмент из оперы «Евгений Онегин»). Мальчики одеты в строгие костюмы, девочки в бальных платьях с веерами. Всех встречает хозяйка бала ведущая-взрослая. Мальчики и девочки расходятся по разные стороны зала и рассаживаются.
Ведущий. В самом начале лета, 6 июня, мы отмечаем день рождения самого известного и любимого поэта России Александра Сергеевича Пушкина. И сегодня мы отправимся в пушкинское время, взглянуть на него глазами его близких, друзей и перелистать некоторые страницы его биографии.
Пушкина называли солнцем не только русской литературы, но и солнцем музыки, потому что поэтические стихотворения Пушкина очень музыкальны, в них чувствуется мелодия.
Музыкальность Пушкина не случайна. С детства поэта окружал богатый мир русской народной песни. Первые песни, как и сказки, он услышал от своей няни. Как её зовут? (Ответ детей.)
Исполняет 2 отряд «Домик няни»
Музыкальный мир Пушкина был разнообразным и прекрасным. Концерты! Музыка! Театр!
Посещал Пушкин музыкальные вечера и балы. В пушкинские времена на балах танцевали больше всего вальс и мазурку; но были и другие танцы: полонез, краковяк, гавот, кадриль.
Я предлагаю вам немного пофантазировать и поиграть в «бал». Милые дамы (обращается в сторону девочек), уважаемые кавалеры (поворачивается в сторону мальчиков). Приглашаю вас на бал!
Звучит «Полонез» из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин» (в сокращении). По предложению ведущего мальчики приглашают девочек и взявшись за руки, исполняют движения полонеза.
Ведущий.
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума…
…Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я б балы до сих пор любил.
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд…
В своей повести «Арап Петра Великого» Пушкин так описывает картину начала придворного бала: «Во всю длину танцевальной залы, при звуке самой плачевной музыки, дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга. Кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали, сперва прямо против себя, потом поворотясь направо, потом налево, потом опять прямо, опять направо, и так далее… Приседания и поклоны продолжались около получаса; наконец они прекратились, и толстый господин с букетом провозгласил, что церемониальные танцы кончились, и приказал музыкантам играть менуэт…
Кавалеры стали шаркать и кланяться, а дамы приседать и постукивать каблучками с большим усердием…»
А давайте и мы попробуем обыграть эту сцену под музыку.
Звучит «Мазурка» из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин» (в сокращении).
Ведущий.
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы…
Несколько пар детей исполняют танец, остальные присаживаются. С окончанием танца мальчики провожают девочек на их места и возвращаются к своим креслам.
Звучит «Вальс» из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин» (в сокращении).
Ведущий.
…Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой…
Дети 1 и 2 отрядов исполняют «Вальс дружбы».
Ведущий. На балах не только танцевали. Знакомились, устраивали веселые игры, вели светские беседы. Интересно, какими эти разговоры могли быть…
Дети, свободно группируясь, стоят по двое-трое в разных местах зала. Разыгрываются импровизированные диалоги.
Первая группа.
- Вы были вчера на обеде у графини? Там Пушкин был, он читал свои удивительные стихи. Все были в восторге.
- Везде все только о Пушкине и говорят. Какой он? Вы знаете его стихи?
- Посмотрите, в этом альбоме он написал мне свои стихи.
Вторая группа.
- Вы были вчера на музыкальном вечере у княгини?
- Нет, я посетила музыкальный салон.
- А жаль! Там выступала музыкальная знаменитость. Его называют Пушкин в музыке.
- И что же он сочиняет?
- Музыку на стихи и поэмы Пушкина.
- Приходите ко мне завтра, я вам спою один из его романсов.
- А кто же он?
- Это Михаил Глинка.
Третья группа.
- Сударыня, согласитесь, что погода нынче хороша?!
- Да, сударь, погода нынче удивительно хороша как никогда.
- Скажите, сударыня, нравлюсь ли я вам и можно ли мне надеяться на мазурку с вами?
- Мне будет приятно принять ваше приглашение.
Ведущий. Милые дамы, уважаемые кавалеры! Светские беседы можно продолжить позднее, а сейчас снова танцы.
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум, и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры,
Летают ножки милых дам…
Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар…
Шум, хохот, беготня, поклоны,
Галоп, мазурка, вальс…
Проводится игра в «Фанты».
Вновь звучит вальс. Но теперь танцуют 3 и 4 отряды.
Ведущий. На наш бал прибывают гости.
Входит Царица с зеркальцем.
Царица (детям, надменно): Какая честь вам выпала, приветствовать меня на вашем балу! Знаете ли вы, кто я такая? Эй вы, узнаёте меня? (Дети отвечают).
Царица: Царица-то, царица! А из какой сказки?
Дети: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Царица: А много ли в сказках Пушкина цариц? В каких еще сказках мы встечаемся?
Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане».
Царица: А кто из них всех милее, всех румяней и белее?
Дети: Ты, конечно.
Царица: Впрочем, что вы понимаете в красоте! Вот моё зеркальце лучше всех правду скажет! (Достает зеркальце). Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее? Хорошее зеркальце! Скучно мне с вами.
Ведущая. А нам на балу не скучно. Мы и танцуем, и играем, и песни петь можем. Между прочим, на стихи Александра Сергеевича Пушкина, который вас, цариц, придумал. Вот послушай одну песню.
Исполняет 1 отряд «Стрекотунья - белобока».
Царица: Хорошая песня, но мне всё равно скучно. Я лучше пойду с зеркальцем разговаривать! (Уходит, бормоча: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»)
Ведущая. Вот она какая! Только о своей красоте и может думать! Даже поговорить с ней не о чем! Может, следующий гость интереснее будет?
Входят Старик с рыболовной сетью и Старуха.
Старик: Здравствуйте, милостивые государи. Помните нас со старухой? Из какой мы сказки?
Дети: «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».
Старик: Сколько же лет я рыбачил, прежде чем поймал золотую рыбку?
Дети: Ровно тридцать лет и три года.
Старик: А чего только она для меня не делала! Помните, ребята? (Дети перечисляют.)
Старуха (сварливо): А что же это, дурачина ты, простофиля, у меня кроме разбитого корыта ничего не осталось?
Ведущий: Объясните, ребята, Старухе, кто виноват в том, что она осталась с разбитым корытом!
(дети объясняют: потому что была слишком жадной и заносчивой.)
Старуха: Ну ладно, ладно. Все-то вы знаете. А песни петь умеете? (Заносчиво): Хочу, чтобы песню вы для меня спели!
Ведущая: Ребята, выполним еще одно желание Старухи? Нам это не трудно, с удовольствием споем песню на стихи Пушкина!
3 отряд исполняет «Ветер по морю гуляет»
Ведущая (обращаясь к Старухе): Ну, теперь твоя душенька довольна?
Старуха: Вот если бы на мои вопросы они ответили…
Ведущая: А наши дети все знают. Спрашивай!
Старуха: А скажите-ка мне, кто еще из героев Пушкина жил под водой?
Дети перечисляют: 33 богатыря в «Сказке о царе Салтане…», черти в «Сказке о попе и о работнике его Балде», русалка в «Руслане и Людмиле».
Выбегает Бесенок.
Бесенок: Кто это тут меня вспоминает?
Старуха (испуганно крестясь): Ой, спаси и сохрани! (Поспешно уходят.)
Бесенок: И чего нас, чертей, боятся? Никогда не понимал! Вот Балда – это да! Это силища! Это интеллект! А как мы героически состязались! Прямо Олимпийские игры были какие-то! Ну-ка, кто из вас помнит, как мы соревновались-то?
Дети: Кто быстрее обежит вокруг моря, кто дальше бросит палку, кто дальше пронесет кобылу.
Бесенок: И этот великий человек работал за такую плату на какого-то попа!
Ведущ. За какую плату?
Бесенок: А пусть ребята скажут!
Дети: В год за три щелчка по лбу.
Ведущ. Всего-то?
Бесенок: Да попу-то мало не показалось! Правда, ребята! (Дети вспоминают конец сказки.) А сейчас я буду читать отрывки из сказок Пушкина, а вы мне говорите, о ком и о чем идет речь. Хорошо? (Дети отвечают).
Вопросы.
- Кто это кричал «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» (Золотой петушок из «Сказки о золотом
петушке»)
- Какое обещание не выполнил царь Дадон? («За такое одолженье, - говорит он в восхищенье, -
волю первую твою я исполню, как свою», но
шамаханскую царицу не подарил.)
- Как начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Жил старик со своею старухой у самого синего
моря».)
Молодцы, неужели все сказки Пушкина так хорошо помните? (Да!) А вот сейчас проверим. Я буду называть вам героев, а вы говорите мне, из одной ли они сказки.
Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет.)
Царь Дадон и шамаханская царица? (Да.)
Царт Салтан и семь богатырей? (Нет.)
Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да.)
Попадья и золотая рыбка? (Нет.)
Царевна Лебедь и тридцать три богатыря? (Да.)
Бесенок: Да, всё вы знаете. Интересно мне тут было с вами, но пора мне в море. До свидания!
Ведущ. А мы закончим наш бал песней «Березка в Болдино». Слова написал поэт Виктор Боков, когда посетил эти места и в память об этом посещении посадил деревце – подарок поэту и этим местам, а композитор Георгий Струве написал на эти стихи песню.
4 отряд исполняет песню «Березка в Болдино».
Ведущий. Пушкин живет в душе каждого русского человека. Он согревает сердце, он питает ум, он заставляет жить, когда уже кажется невозможно.
Ребенок. Если выстоять нужно, как в окопе, в судьбе,
«У России есть Пушкин!» - говорю я себе.
Чуть подтаяли силы,
Не ропщу, не корю,-
«Пушкин есть у России!» - как молитву творю…
Есть и правда, и сила на российской земле,
Коль такие светила загорались во мгле.
Г.Горбовский «Сын России»
Ведущий. Вот и закончился наш бал.
…Веселый вечер в жизни нашей
Запомним, юные друзья…
А.С.Пушкин
Каждый мальчик галантно сопровождает свою девочку до дверей зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"
Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта...
Пушкинская литературная гостиная
О Пушкине,сказки Пушкина....
Пушкинский бал
Разработка включает следующие сцены:1."Нравится нам 19 век"2.Древняя Греция3. "В садах лицея"4.Сцена бала в лицее5. "Стрекоза и муравей"6. История любви великого поэта"Чистейшей прелести чистейший обр...
Пушкинский бал (сценарий)
«Пушкинский бал»2 классучитель Немазанникова Наталья Юрьевна. ЦЕЛИ:Познакомить с биографией А. С. Пушкина; с жизнью 18 века: традициями, культурой, историей.Развивать творческие способности...
Блиц -викторина по пушкинским сказкам
Блиц- викторина по произведениям А.С.Пушкина содержит по 3 вопроса к "Сказке о царе Салтане", к "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях, к "Сказке о золотом петушке", к поэме "Руслан и Людмила"Мо...
"Час пушкинской поэзии" сценарий для 3 класса. Мирзоян Лариса Юрьевна
"Час пушкинской поэзии" сценарий для 3 класса. Мирзоян Лариса Юрьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №2, Ивантеевка"Цель: пополнить знания учащихся о жизни и творчестве великого поэта. Воспи...
Сценарий выпускного праздника "Пушкинский бал"
Конспект содержит поздравления учителей, благодарственное слово родителям. Подобрано музыкальное сопровождение, презентация, концертные номера- игра на музыкальных инструментах, танцы, театральные мин...