Методическая разработка «Подходы к оцениванию образовательного результата по дополнительной программе «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Сиренко Олег Ростиславович

В материале предложена система контроля конкретного объединения дополнительного образования и сформулированы критерии оценки учащихся на протяжении обучения а объединении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrbtka._shahmaty._20_21.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №511

ПУШКИНСКОГО РАЙОНА  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Подходы к оцениванию образовательного результата по дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей  программе

«ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»

Возраст учащихся: 7-14 лет

Срок реализации программы: 3 года

Разработчик:   Сиренко Олег Ростиславович

педагог дополнительного образования

г. Санкт-Петербург

            2021 г.

Система контроля

Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в течение всего периода обучения в объединении для определения уровня освоения учебного материала программы и развития личностных качеств учащихся.

Наиболее распространённой формой текущего контроля деятельности обучаемых является обсуждение, анализ выполнения практических заданий на шахматной доске, либо результаты товарищеских партий. На таких обсуждениях дети учатся разбирать ошибки и находить достоинства своих действий. Другими формами оценки работ являются: опросы, соревнования с элементами практических заданий, шахматная игра, выполнение учебных упражнений и заданий. Результаты текущего контроля фиксируются в карте наблюдений.

Промежуточный контроль проводится по окончании каждого полугодия в форме анализа результативности, а также по участию учащихся в шахматных турнирах различного уровня. В конце года знания и умения учащихся определяются путем проведения итогового турнира. Результаты фиксируются в карте наблюдений, а также в виде фотоматериалов, грамот и дипломов.

Итоговый контроль проводится по окончанию обучения по программе. Формы фиксации – анализ спортивной результативности учащихся, участие в шахматных турнирах  различного уровня. Для оценки изменения личностных качеств проводится педагогическое наблюдение, мониторинг и собеседования. Результаты заносятся в карты мониторинга по периодам выполнения программы, фиксируются в виде фотоматериалов, грамот и дипломов.

Оценка на занятии – объявляется за выполненные задания, упражнения, учебные партии.

Форма отметки –  «очень хорошо», «хорошо», «удовлетворительно», при этом

«очень хорошо» – задания, упражнения, учебные партии выполнены, сыграны без ошибок или с одной ошибкой,

«хорошо» – задания, упражнения, учебные партии выполнены, сыграны с 2-4 ошибками,

«удовлетворительно» – задания, упражнения, учебные партии выполнены, сыграны с более 4 ошибками.

Формы фиксации отметок – устно.

Система наблюдения за развитием обучающегося – мониторинг в начале учебного года по результатам первых 10-12 занятий, по результатам первого полугодия – в начале 3-й четверти и в конце учебного года.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Промежуточная:   знание наименования фигур, устройства шахматной доски, расстановки фигур на доске, ходов шахматных фигур, особенности рокировки и взятия на проходе, правил игры в шахматы и их использование, правильность ходов, отсутствие неверных ходов, правильность последовательности нажатия кнопки часов при игре на время, знание шахматной нотации и умение вести запись игры, решение простых шахматных задач.

Итоговая: шахматный турнир объединения «Юный шахматист», посвящённый Дню Победы.

Знание наименования фигур  усваивается обучаемыми и, соответствен-но, оценивается в первые 6-10 занятий 1-го года обучения одновременно с изучением, уяснением устройства шахматной доски и расположения фигур на доске в начале партии с использованием демонстрационной доски педагога и шахматных досок обучаемых.

Основные ходы шахматных фигур и, соответственно, оценка педаго-гом запоминания их правильности проводится в течении 4-16-го занятий в сочетании и с изучением, уяснением устройства шахматной доски, расположения фигур на доске, и с изучением правил игры в шахматы, как на демонстрационной доске класса, так и индивидуальных досок учащихся, в том числе и выполнением учебных упражнений.

Правила игры в шахматы изучаются на протяжении 10-30-го занятий курса, а их использование и совершенствование использования в игре  –  на протяжении всего курса обучения по программе, в сочетании с ходами шахматных фигур, в том числе – с особенными ходами. Контроль проводится как педагогом, так и обучаемыми друг другом во время учебных партий под контролем педагога, как на индивидуальных досках, так и на демонстрационной доске класса.

Особенности рокировки и взятия на проходе изучаются на протяже-нии 25-40-го занятий под контролем педагога, во время тренировочных упражнений, и на протяжении всего курса обучения совершенствуются практические навыки применения этих знаний в ходе учебных и турнирных партий взаимным контролем с сообщением педагогу.

Использование правил игры в шахматы, правильность ходов, отсутствие неверных ходов оцениваются с 30-35 занятия на протяжении оставшегося периода курса обучения во время учебных тренировок, учебных и турнирных партий взаимным контролем с сообщением педагогу, при этом: игроку, сделавшему 2 хода с нарушением правил – техническое поражение.

Правильность и последовательности нажатия кнопки часов при игре на время, непосредственно изучается в ходе 5-16 занятий 2-го года обучения и усваивается под контролем педагога и взаимным контролем, соответственно, в течении всего оставшегося периода курса обучения, при этом: во время учебных и турнирных партий нарушение порядка нажатия кнопки часов приравнивается к нарушению правил игры.

Шахматная нотация и умение вести запись игры изучаются на протяжении 10-20-го занятия 2-го года обучения под контролем педагога и совершенствуется на протяжении всего оставшегося курса обучения с добавлением взаимного контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных результатов в первых классах

Оценивание рассматривается  как одна из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальней...

Интегрированная контрольная работа для оценивания образовательных результатов за 3 четверть во 2 классе.

Интегрированная  контрольная  работа для оценивания образовательных результатов за  3  четверть  во 2  классе....

Технологии оценивания образовательных результатов программы внеурочной деятельности «После уроков»

В соответствии с требованиями ФГОС, задачами и содержанием программы внеурочной деятельности «После уроков» разработана система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся. Резу...

Подходы к оцениванию образовательных достижений обучающихся.

Система оценки достижений младших школьников представляет собой один из инструментов реализации требований Стан­дарта к результатам освоения основной образовательной про­граммы начального общего образ...

Система оценивания образовательных результатов в дополнительном образовании

Статья о системе оценивания в дополнительном образовании. Статья размещена так же на сайте ИМЦ Кировского района в методическом сборнике....

Технология оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОС как средство формирования осознанного отношения к образовательной деятельности учащихся

В условиях  введения Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования возникла необходимость не только создания новой образовательной программы начальн...