В.Сутеев - писатель, художник.
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Внеклассное занятие, посвященное творчеству В.Сутеева для учащихся 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suteev.rar | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ
Учитель Лазуненко Светлана Николаевна
ГБОУ школа №43
Класс 1
Ресурсы занятия
компьютер, мультимедийный проектор, экран
выставка книг В.Сутеева и книги С.Михалкова, С.Маршака и др.авторов, проиллюстрированные В.Сутеевым
Тема: «В.Сутеев - писатель, мультипликатор» | ||||
Цель: создать условия для развития потребности в систематическом самостоятельном чтении, обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтением учащихся доступной им по содержанию художественной литературы. Задачи:
| ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные иметь представление об авторе В.Сутееве, его художественных произведениях, персонажах сказок; определять некоторые оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и др.); оценивать поступки героев сказок В.Сутеева; драматизировать сказку. | Метапредметные находить информацию в разных источниках; действовать в соответствии с планом; договариваться в процессе групповой работы; выполнять различные роли (лидера исполнителя) при работе в группе. | Личностные проявлять интерес и желание познавать во время чтения и слушания литературных произведений; оценивать свой вклад в деятельность группы. | ||
Подготовительный этап к занятию | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |||
Мотивация познавательной деятельности | ||||
Предлагает рассмотреть книги, предположить, чему будет посвящено занятие, назвать тему занятия. | Рассматривают книги, высказывают предположения, выслушивают одноклассников, приходят к единому мнению. | |||
Организует посещение учащимися школьной библиотеки, с целью выбора книги для самостоятельного чтения в соответствии с названной темой занятия. | Посещают школьную библиотеку, выбирают книгу В.Сутеева для самостоятельного чтения. | |||
Организует беседу по прочитанным произведениям: назвать понравившуюся сказку, перечислить героев сказки, оценить поступки героев. | Выражают эмоциональную оценку прочитанного произведения, выделяют героев сказок, оценивают поступки героев. | |||
Организует создание творческих групп для драматизации сказок В.Сутеева («Под грибом», «Кто сказал «мяу»?», «Яблоко», «Мешок яблок») | Создают творческие группы для драматизации сказки В.Сутеева, выбирают сказку, распределяют роли. | |||
Организует индивидуальную работу творческих групп по драматизации сказки В.Сутеева: определение оттенков интонации в произведении, создание декораций, планирование костюмов. | Работают в творческих группах: определяют оттенки интонации в произведении, выслушивают мнение товарищей, создают декорации, планируют костюмы. Создают костюмы дома в совместной деятельности с родителями. | |||
Ход занятия | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |||
Мотивация познавательной деятельности | ||||
Предлагает прочитать тему занятия, предположить, чему оно будет посвящено, составить план работы из предложенных пунктов учителем и убрать лишнее действие: познакомиться с жизнью писателя провести викторину по прочитанным произведениям показать инсценировку сказок научиться решать задачи Слайды 1-2. | Высказывают предположения, выслушивают одноклассников, приходят к единому мнению. | |||
Актуализация необходимых знаний | ||||
Организует фронтальную беседу с целью уточнения имеющейся у детей информации об авторе. Рассказывает о Сутееве - детском писателе. Приложение 1. Слайд 3. Предлагает обратиться к выставке книг по теме занятия. Задает проблемный вопрос: «Почему среди книг В.Сутеева, на выставке есть книги и других авторов, как они относятся к занятию?» Помогает определить цель занятия. Слайд 4. | Рассказывают об авторе, перечисляют прочитанные книги. Выслушивают друг друга. Слушают рассказ о писателе. Выбирают книги, находят необходимую информацию, представляют одноклассникам. Высказывают предположения, выслушивают разные мнения. В ходе обсуждения определяют цель – узнать, какими профессиями владел В.Сутеев. Называют варианты. | |||
Организация познавательной деятельности | ||||
Организует словарную работу со словами: иллюстрация, иллюстратор, художник-иллюстратор. Рассказывает о Сутееве – художнике, о его необычной способности. Слайд 4. Приложение 2. Предлагает провести художественный эксперимент: одной рукой писать слово дом, а другой в это же время рисовать картинку - дом. Рассказывает о Сутееве – мультипликаторе, организует анализ слова мультипликатор. Слайд 4. Приложение 3. Создает условия для представления трудоемкости профессии художник - мультиплкатор и для создания собственного мультфильма. (http://www.babylessons.ru/5-iyulya-den-rozhdeniya-v-suteeva-scenarij-prazdnika/ )
Организует работу в группах по плану – викторина «Отгадай по иллюстрации сказку», «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…». Слайды 5-7. Приложение 4. Создает условия для демонстрации подготовленной драматизации сказок. | Анализируют значение слов иллюстрация, иллюстратор, художник-иллюстратор. При необходимости задают вопросы. Высказывают предположение о профессии автора. Слушают рассказ учителя о Сутееве - художнике. Выполняют действия в соответствии с заданием учителя, делают вывод о редких, необычных способностях. Слушают рассказ учителя, анализируют значение слова мультипликатор. Высказывают идеи о создании своего мультфильма, выслушивают разные мнения о сюжете. В группах отгадывают по иллюстрации сказку, по окончании работы представляют ответы. Выслушивают друг друга, высказывают согласие или несогласие. («Палочка-выручалочка», «Кораблик», «Разные колёса») («Капризная кошка», «Кот-рыболов», «Петух и краски»), («Это что за птица?», «Елка», «Три котенка») Представляют подготовленную драматизацию сказок, выслушивают друг друга, называют выступления, наиболее соответствующие требованиям интонации в произведении.
| |||
Подведение итогов | ||||
Организует беседу по подведению итогов работы – выполнить самооценку по готовым критериям, выявить причины успешности или неуспешности деятельности. Приложение 4. | Выполняют самооценку, используя «светофор». Высказывают свое мнение, планируют дальнейшую деятельность. |
Родился Владимир Сутеев в Москве 5 июля 1903 , а значит, в июле 2013 года исполнилось 110 лет со дня рождения,
в марте 2013 прошло 20 лет со дня смерти, но каждому из нас родители продолжают читать замечательные сказки Владимира Сутеева: Мышонок и карандаш, Цыпленок и утенок, Три котёнка, Капризная кошка, Умелые руки … известны более 30 детских сказок.
Приложение 2
Не все знают, что Сутеев не только придумывал сказки, но и иллюстрировал их. Сутеев рисовал сказочных героев не только к своим книжкам, он иллюстрировал книжки разных авторов – Чуковского, Маршака, Михалкова.
Впервые на русском языке именно с иллюстрациями художника В.Сутеева вышли книги итальянского писателя Д. Родари «Приключения Чиполлино» ианглийской писательницы Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Сутеевские персонажи стали образцом для детских игрушек.
Владимир Сутеев имел необычный талант: одинаково владел правой и левой рукой, причём одновременно одной мог писать, а другой — рисовать.
Приложение 3
Мы все любим мультфильмы, но, наверное, мало кто знает о том, что Владимир Сутеев был режиссёром–мультипликатором. Он стоял у истоков советской мультипликации. Интересно, что начинал свою творческую карьеру Сутеев вовсе не с книжек, а именно с мультипликации. И происходило это в те годы, когда анимационное искусство в нашей стране только формировалось.
Учился и окончил Сутеев художественный факультет Техникума Кинематографии. Значит, главная специальность, с которой начинал свой творческий путь Владимир Григорьевич – мультипликатор.
Художник-мультипликатор — художник, занимающийся созданием мультипликационных фильмов.
Создание мультфильма – очень трудоёмкий процесс. Для того, чтобы персонаж сделал простое движение, надо нарисовать около сотни рисунков. А для десятиминутного мультика их надо сделать около 15 тысяч!
Простейший мультфильм Вы можете сделать сами используя альбомный метод анимации. Для этого нужно взять толстый блокнот и сделать какой-нибудь рисунок на первой странице. Это может быть, например, простой человечек, который будет двигать руками вверх-вниз. На первой и последней странице у него руки внизу, а остальные страницы заполните промежуточными положениями. Когда всё готово, запустите быстрое пролистывание страниц – Вы увидите Ваш первый рисованный мультфильм. (http://www.babylessons.ru/5-iyulya-den-rozhdeniya-v-suteeva-scenarij-prazdnika/ )
Всего Владимир Сутеев написал около 40 сценариев для мультипликационного кино.
Приложение 4
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…»
Задание: послушать отрывок из сказки и ответить на поставленный в ней вопрос.
1. «…Ёжик взял яблоко и разделил его на четыре части.
Один кусочек дал Зайцу:
– Это тебе, Заяц, – ты первый яблоко увидел.
Второй кусочек Вороне отдал:
– Это тебе, Ворона, – ты яблоко сорвала.
Третий кусочек Ёжик себе в рот положил:
– Это мне, потому что я поймал яблоко.
Четвёртый кусочек Ёжик Медведю в лапу положил:
– А это тебе, Михаил Иванович…
– Мне-то за что? – удивился Медведь.
2. «…Утром вся заячья семья собралась за столом. А на столе чего только нет! Грибы и орехи, свёкла и капуста, мёд и репа, морковь и картошка.
А злая Ворона удивляется:
– Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?»
3. «…Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
– Эх, вы! Гриб – то…
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались?»
4. «…До дома далеко – идут, разговаривают.
А поперёк дороги палка лежала.
За разговором Заяц её не заметил – споткнулся, чуть было не упал.
– Ах ты!.. – рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела.
А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца.
Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:
– Зачем тебе палка? Что в ней толку?...»
Приложение 5
Зеленый – я активно участвовал в занятии, могу рассказать о В.Сутееве другим.
Желтый – я не был активным участником занятия, но могу рассказать о В.Сутееве другим.
Синий – я не могу рассказать о В.Сутееве другим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме В.Г.Сутеев - художник
Данный урок является вторым в цикле уроков по творчеству В.Г.Сутеева. Урок знакомит детей с особенностями работы художников иллюстраторов,, а также с особенностями рисунков В.Сутеева. К уроку сделана ...
«Зима в произведениях русских поэтов, писателей, художников и композиторов.»
Мы приглашаем вас отправиться вместе с нами в страну, имя которой искусство. Прославленные писатели, поэты, композиторы, художники - хозяева этой страны - представляют в своих произведениях и во...
В.Г. Сутеев - художник-иллюстратор
Презентация...
Такая разная осень…. Почему она любима художниками, поэтами и писателями? (Стихотворения К.Д. Бальмонта и Ф.И. Тютчева)
Презентационный лист № 1 по предмету Литературное чтение в з классеУчитель: Александрова Диана Николаевна учитель начальных классов ГБОУ лицей №144 Калининского района Санкт-Петербург...
Внеурочное занятие по теме «В.Г.Сутеев – писатель»
Задачи занятия:- знакомство с творчеством В.Г.Сутеева;- пробуждение с помощью увлекательной информации стремления к поисковой, исследовательской работе над происхождением и разгадкой смысла имён;- раз...
Проектная деятельность «Времена года в творчестве русских писателей , художников-пейзажистов, композиторов. Весна»
Создание образного представления о весне на основе восприятия поэтических и живописных произведений искусства....
Рыськина В. С. Методические рекомендации к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Весна в изображении поэтов, писателей, художников» март 2024
Методические материалы к уроку литературного чтения по теме "Весна в изображении поэтов, писателей, художников" включают - цели и задачи урока, планируемые результаты УУД;- технологичес...