Жаворонки
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ
« ЖАВОРОНКИ»
Незадолго до развлечения учителю следует познакомить ребят с историей возникновения старинного праздника – дня весеннего равноденствия. Учащимся необходимо разъяснить, для чего наши предки выполняли те или иные действия в ходе праздника, почему важно помнить и чтить традиции своего народа. Благодаря беседе праздник для учащихся обретет свою смысловую окраску, станет понятнее.
Материал для беседы
Весенние праздники на Руси отмечались с марта по июнь, в разных местах по-разному. Либо они приурочивались к церковному календарю, либо праздники отмечали ориентируясь на погодные условия: «Как снег начнет тревожиться и тропинки почернеют…»
Весну ждали, звали, закликали, торопили – не только люди, но и вся природа, всякая живность:
Коровки ревут – на волю хотят,
Лошадки идут – они травки ждут,
Свинки хрючат – корешков хотят,
Овечки кричат - они травки хотят,
Шелковой травы, ключевой воды.
Первая верная примета, что весна вступила в свои права, - прилет птиц: жаворонков, грачей, стрижей, ласточек и других. А чтобы ускорить их прилет, устраивали своеобразный праздник для птиц, прозванный в народе «Жаворонки» в честь первой весенней птицы. Праздник приходился на день весеннего равноденствия – 22 марта.
Накануне праздника из теста лепили птичек: жаворонков, уточек,голубков, грачиков и других. Раскладывали им крылышки, распускали хвостик, вставляли глазки из сухих плодов черемухи, конопляных семечек и запекали в печи. Делались фигурки птиц и из глины. В праздник дети бегали по деревне, подкидывали глиняных или испеченных «жаворонков», при этом крича: «Жаворонки прилетели! Весна, весна пришла!» Затем, выбрав место повыше, забирались на крышу сарая, бани и закликали весну веснянками:
Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани, а нам телегу!
После этого «жаворонки» съедались, а одного зарывали в землю. Так делали, в частности, в Саратовской губернии. Здесь же исполняли веснянку, в которой просили жаворонков быстрее прилететь, принести с собой весну красну, а зиму холодную унести.
Сценарий развлечения
Действующие лица:
Дети-чтецы – 6 человек.
Весна – учитель начальных классов.
Зима – взрослый.
Пчела, Мальчик, Петька.
Оформление: зал украсить разноцветными лентами, на центральной стене висит солнышко с лучами, к нему «устремились» фигурки птиц из бумаги. В стороне стоит трон, покрытый голубой тканью.
Оборудование: три глиняные фигурки жаворонков, яркий, цветастый платок для Весны, клюка для старухи-Зимы, ветка с «инеем» и ветка с зелеными листочками, золоченая коробка с двойным дном, «золотые ключи», корзина с печеньем-«жаворонками».
Звучит веселая русская народная мелодия.
Выходят трое детей, в руках у них глиняные фигурки «жаворонков», поднятые вверх.
1 ученик : Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам, принесите нам
Лето теплое!
2 ученик: Унесите от нас зиму холодную!
Нам холодная зима наскучила,
Руки, ноги отморозила!
3 ученик: Синички – сестрички, тетки – чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята – молодцы, воры – воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Дети поют украинскую народную песню «Ой, бежит ручьем вода!». Русский текст Н. Френкеля.
4 ученик ( смотрит вдаль и весело кричит ): Ребята, весна идет!
Все дети: Весна, весна пришла!
4 ученик: Красная весна, что нам несешь?
Весна ( издали): Красное лето, теплое лето!
Звучит русская народная мелодия.
В сопровождении птиц появляется Весна.
Весна: Звали ли меня, ребятки!
Дети: Звали!
Весна: Ждали вы меня, милые?
Дети: Ждали!
Весна: Ну вот и дождались! Жаворонки ко мне прилетели, весточку
на крылышках своих принесли, что ждут меня с великим не-
терпением.
Дети: Здравствуй, матушка Весна, уж насилу дождались тебя!
А на чем ты подошла к нам ?
Весна: Подъехала я, подошла: на сохе, на бороне,
На вороненьком коне.
Пришла с радостью, с огромной милостью:
Со льном высоким, с корнем глубоким,
С хлебом великим, большим и обильным!
Дети ( низко кланяются ): Милости просим, матушка Весна!
Звучит музыка. Дети водят хоровод вокруг Весны, задают ей один и тот же вопрос. Весна отвечает.
Дети: Ой, матушка Весна, что ты нам принесла?
Ой ли, да люли, что ты нам принесла?
Весна: Красным девушкам по шелкову платку.
Ой ли, да люли, да по шелкову платку.
Дети.
Весна: Маленьким ребяткам да по красному цветку.
Ой ли, да люли, да по красному цветку.
Дети.
Весна: Старичкам, мужичкам грибов, ягод по борам.
Ой ли, да люли, грибов, ягод по борам.
5 ученик: Уж как мы рады тебе, Весна – красна!
Зима-то нам надоела, хлеб и сено поела,
Ручки-ножки познобила,
Скотинушку поморила!
6 ученик: Спасибо птичкам, что весну ясную, весну красную при –
несли нам на своих крылышках.
Выходят два мальчика.
Мальчик ( толкая в бок приятеля ): Петька, ты рад весне?
Петька ( вытирая нос рукавом ): А то! Конечно, рад!
Мальчик: И я рад: зима-то надоела, весь хлеб у нас поела,
Нет ни хлеба, ни картошки.
Самовар стоит на окошке,
Чай я выпил, сахар съел,
Самовар на кол надел!
Петька ( сочувственно ): Да ну!
Слышится зловещая музыка, мальчики в испуге разбегаются, Весна обеспокоенно смотрит по сторонам.
Весна: Ой, ребятки, что-то холодом потянуло, даже не по себе
стало!
Появляется Зима, в образе старухи, злобно стучит клюкой, замахивается на Весну, та пугается и закрывает лицо руками. Зима смеется и наступает на детей.
Зима: Что, не ждали? Не ожидали? Почему меня не кликали?! Поче-
му меня не гукали?! Рано, рано веселитесь, будет и на моей
улице праздник!
Весна: Уходи,Зима, подобру-поздорову!
Зима ( стучит клюкой ): А вот не уйду!
Весна: Не уйдешь, так прогоним!
Зима ( замахивается клюкой ): Только попробуйте! Я вам покажу!
Весна: Ах, так! Ну ладно! Где пчелычки мои ярые,подружки мои
верные?
К Весне «подлетает», жужжа, пчелка.
Весна: Ты, пчелынька, пчелка ярая!
Ты вылети за море, ты вынеси ключики,
Ключики золотые, я замкну зимоньку,
Зимоньку студеную!
Отомкну летечко, летечко теплое,
Летечко теплое, лето хлебородное!
Пчелка кивает головой и, жужжа, «улетает». Зима устраивается на троне.
Весна: Ну что, Зима, померяемся силой? Кто сильнее, тот и останется. Согласна?
Зима: Тут и думать нечего, я старше тебя, значит, ума и мудрости у
меня больше. Иди, девица, туда, откуда пришла.
Весна: И не думай, Зима, не уступлю тебе свои права, не бывать
этому! Люди без меня голодать будут, вся живность погиб-
нет. Ты, ведь, Зима, не добрая – злая, холодная, ни обогреть,
ни согреть не можешь. А я к чему ни прикоснусь, все ожива-
ет, все расцветает!
Зима: Неправда твоя! Я золотом, серебром землю покрываю, да
людей в избы загоняю, чтобы по улицам без дела не слоня-
лись…
Весна: Так давай покажем детям, кто из нас сильнее?
Зима: А чего тут показывать? И так ясно, если только для забавы.
Весна берет небольшую веточку, кладет в «золотую» коробку, переворачивает несколько раз, раскрывает и вытаскивает веточку с зелеными листочками.
Весна: Видишь, Зима, ты веточку своим морозом сгубила, а я мерт-
вую к жизни возвратила.
Зима (выхватывает ): Дай-ка сюда шкатулку свою и ветку тоже.
Кладет веточку в коробку, переворачивает и вытаскивает веточку, покрытую «инеем».
Зима: Вот, полюбуйтесь, каково? Красота-то какая!
Весна в ужасе выхватывает из рук Зимы веточку, кладет опять в коробку, переворачивает и вынимает веточку, покрытую цветами.
Весна: Чуть опять не сгубила, не позволю тебе,Зима, зло творить!
Убирайся, слышишь?!
Звучит музыка Римского-Корсакова «Полет шмеля». Зима, отмахиваясь от невидимой пчелы, начинает нервничать, отступает назад, пятится, кричит.
Зима: Кыш, кыш, окаянные, ну ничего, я вам еще покажу, вы у меня
попляшете и попоете…
Зима исчезает за дверью, слышится грохот, стук. Голос Зимы постепенно стихает. Слышится жужжание, появляется пчелка, в руках у нее «золотые ключики».
Весна: Пчелка, пчелычка ярая, спасибо тебе, помогла ты нам, смог-
ла-таки Зиму ненавистную замкнуть!
Пчелка передает ключи Весне и приговаривает:
Маленькая пчелочка высоко летала,
Да у Бога пытала: «Отдай, Боже, ключи
От новенькой клети!
Зимушку заперти, летечко отперти!»
Весна ( показывает ключи ): Вот они, ключики заветные!
Весна обращается к солнцу:
Солнышко-ведрышко, выгляни, красное,
Из-за гор – горы!
Выгляни, солнышко, до вешней поры!
Видело-ль ты, солнышко, красную весну?
Встретило ли, красное, ты свою сестру?
Видело ли, солнышко, старую Ягу,
Бабу-ли Ягу – ведьму-зиму?
Как она, лютая, от весны ушла, от красной бегла,
В мешке стужу несла, холод на землю трясла,
Сама оступилась, под гору покатилась.
С праздничком вас, ребятки дорогие, примите мое угощение.
Весна раздает детям печеных «жаворонков».
Весна: Ну что ж, пора мне, нужно лето отыскать да отомкнуть его,
скоро его черед настанет. Прощайте, ребята!
Весна уходит. Звучит русская народная мелодия. Праздник завершается чаепитием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковое занятие по технологии "Работа с солёным тестом. Жаворонки"
Это занятие проводится накануне дня весеннего равноденствия (21 марта), так как день этот в православном календаре носит название "Сороки". В этот день прилетает большинство птиц. Занятие проводится в...
Методическая разработка по теме "Жаворонки весну кличут"
Методическая разработка по теме "Жаворонки весну кличут"...

Слова с непроверяемыми написаниями. «Жаворонок» (По Н.Сладкову)
Урок русской грамоты в 1 классе по теме "Слова с непроверяемыми написаниями. «Жаворонок» (По Н.Сладкову)" Цель данного урока: формировать понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно з...