Методическая разработка по теме "Жаворонки весну кличут"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Методическая разработка по теме  "Жаворонки весну кличут"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhavoronki.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  « Красномайская НОШ»  Батыревского района ЧР

Предварительная работа: изготовление фигурок птиц из теста, глины или бумаги, изготовление костюмов для Зимы и Весны. Разучивание инсценировки, стихов и музыкальных номеров – песен, заклички, хороводов.

Действующие лица и участники: ведущий, Зима, Весна, дети-чтецы.

Ребята рассаживаются на свои места, держа в руках жаворонков, Звучит фонограмма песни

«Как на тоненький ледок».

В е д у щ и й. Долго длится зимняя пора в России – уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Все мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую. И со светлой надеждой на будущее ожидаем мы прихода весны.

Наступает весна, но робки и неуверенны бывают ее первые шаги: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали еще один обряд- закликание весны. О весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее поскорей растопить зимний снег. Этот обряд справляли 22 марта, в день весеннего солнцеворота. Сегодня мы познакомимся с ним.

1-й ребенок.

Благослови, мати, зиму провожати,

Зиму провожати, весну закликати.

Пусть зима уходит впрок,

Весну пустит на порог!

2-й ребенок.

Весна, весна, проснись со сна!

А ты, зима, ступай за моря,

Надоела ты нам и наскучила,

Наши рученьки приморозила.

3-й ребенок.

Нам,зима, ты надоела,

И весь хлеб у нас поела,

Все дрова у нас пожгла,

С крыш солому унесла.

В е д у щ и й: В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной или овсяной муки маленькие шарики и затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощенья.

4-й ребенок.

Мороз – Красный нос,

Вот тебе хлеб и овес,

А теперь убирайся

Подобру-поздорову.

В е д у щ и й: Люди верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, до будущего года уйдет в чужедальние края и уведет с собой зиму.

Показ инсценировки «Разговор Зимы и Весны». Входят две девочки – Зима и Весна.                      Зима одета старухой, Весна – красивой молодой девушкой.

Весна. С Весной Зимушка повстречался,

О здоровьице все справлялася.

Ой, здорова будь, Зима снежная!

Зима.   Бью челом тебе, Весна теплая.

Расскажи ты мне без утайки:

Почему тебя величают все,

Меня – Зимушку – проклинают все?

Весна. Потому что ты – больно лютая

И холодная и голодная.

Я же – теплая и приветливая.

Все луга и леса орошаю я,

Все луга и леса оживляю я.

Побыла ты, Зима, в гостях у людей,

Не пора ли тебе уходить из гостей?

5-й ребенок.

Выгляни, солнышко из-за гор-горы,

Выгляни, красное, до вешней поры.

Видело ль ты, солнышко, девицу-весну?

Видело ль ты, солнышко, злющую зиму?

Как она, лютая, от весны ушла,

В мешке стужу несла,

Холод на землю трясла?

В е д у ш и й: Давайте, ребята, поможем зиме уйти до следующего года – споем для нее русскую народную песню «Весняночка».

Дети (поют).

Ой, бежит ручьем вода,

Нету снега, нету льда.

Ой, вода, ой, вода,

Нету снега, нету льда.

Прилетели журавли

И соловушки мои.

Журавли, журавли

И соловушки мои.

Мы весняночку поем,

Весну красную зовем.

Мы поем, мы поем,

Весну красную зовем.

В е д у щ и й: Как говорили в старину, песни-веснянки зиму замыкают. Ребята, попрощаемся с Зимой – помашем ей вслед руками. А Весну приглашаем на наш праздник.

Зима уходит. Весна занимает предложенное ей место.

6-й ребенок.

Зима недаром злится-

Прошла ее пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон.

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон. (стих.Ф.Тютчева)

В е д у щ и й. Сначала о приближении весны мы догадываемся потому, что день становится все диленнее. А еще нам об этом возвещают птицы, которые возвращаются из дальних стран к себе на родину, домой. «Сорок сороков птиц летят, весну несут», - говорили крестьяне. Каких птиц- вестников весны вы знаете? Ответить на мой вопрос вам помогут загадки нашей красавицы Весны.

Весна. Сбирались птицы, сбирались певчи

Стадами, стадами.

Садились птицы, садились певчи

Рядами, рядами.

А ну, угадайте, что это за птицы были?

Черный, проворный, кричит «крак!», червякам враг. (Грач)

Спереди у птички шпильце, позади у птички вильце.

Сама птичка мала, а за морем была.(Ласточка)

Села птичка на суку и поет: «Ку-ку, ку-ку». (Кукушка)

В е д у щ и й: А больше всего крестьянин любил звонкого певца жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна. Послушайте, как передал в своей музыке жаворонка композитор Петр Ильич Чайковский.

Звучит фонозапись начала одной из пьес П.И.Чайковского – «Песня жаворонка» или «Март. Песня жаворонка».

А 22 марта, когда день становится по длине равен ночи, в каждом доме пекли из теста птичек – жаворонков, мазали их сладким душистым медом. У кого не было теста, те лепили птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги, украшали позолотой. Празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывая вверх свои фигурки птиц, и пели специальные песенки-заклички: закликали, то есть звали, зазывали весну-красну поскорее прийти на землю. Давайте и мы возьмем своих жаворонков в ладони, будем тихонечко подбрасывать их вверх и петь нашу песенку-закличку.

Ребята берут в руки жаворонков и поют закличку.

Дети.

Чувиль, чувиль, жавороночек,

Прилети к огням, принеси ты нам

Весну-красну, красно солнышко,

Тепло летушко, зеленый покос!

7-й ребенок.

Жаворонки прилетите,

Красну весну принесите.

Принесите весну

На своем хвосту,

На сохе, бороне.

На овсяном снопе.

8-й ребенок.

Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну.

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу.

В е д у щ и й: Во многих закличках-веснянках говорилось, что птицы, возвращаясь из-за моря, должны принести с собой заветные золотые ключи. Люди верили, что этими ключами было замкнуто холодное подземелье, где томилась красавица весна, запертая злой зимой. А теперь настало время весне и зиме поменяться местами.

9-й ребенок.

Птичка-ключница,

Прилети к нам из-за моря,

Принеси нам два ключа,

Два ключа золотые.

Отомкни весну теплую,

Замкни зиму холодную.

В е д у щ и й: И весна будто откликалась на зов людей – пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы. В старину хоровод был связан с обрядами в честь главного божества – солнца, символизировал собой движение солнца. Отсюда главный рисунок хоровода – круг.

Идет исполнение хороводной песни с движениями «Земелюшка-чернозем».

Дети (поют).

Земелюшка-чернозем, земелюшка-чернозем,

Чернозем, чернозем, земелюшка-чернозем.

Тут березка выросла, тут березка выросла.

Выросла, выросла, тут березка выросла.

Под березкой травушка, под березкой травушка.

Травушка, травушка, под березкой травушка.

На травушке цветики, на травушке цветики.

Цветики, цветики, на травушке цветики.

Рвали цветы со травы, рвали цветы со травы.

Со травы, со травы, рвали цветы со травы.

Плели венки из цветов, плели венки из цветов.

Из цветов, из цветов, плели венки из цветов.

В е д у щ и й: А сейчас вы увидите в хороводе и другие его элементы – «змейку», «улитку», «гребень».

Все вместе (исполняют хороводные движения под пение песни «В темном лесе». Первая строка каждого куплета повторяется 4 раза подряд, вторая – 2 раза).

В темном лесе,

За лесью

Распашу я

Пашенку.

Я посею

Лен-конопель.

Уродися,

Лен-конопель.

Тонок-долог,

Бел-волокнист.

В е д у щ и й: Сегодня мы отмечали день встречи весны, а помогали нам в этом птицы жаворонки. Давайте произнесем последнюю закличку – возьмите снова ваших птиц в ладони и повторяйте за мной каждую строчку.

Приди, весна, приди, красна!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Праздник заканчивается общим хороводом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Жаворонки весну кличут"

Праздник для учащихся начальных классов. Проводится в марте....

Методическая разработка Конспект занятия "Вестники весны"

     Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные о...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Встреча весны"

Этот материал подходит к проведению утренника, посвященного 8 марта. В нем много стихов, вставлены песни и танцы....

Жаворонки-весну кличут

знакомство с традициями...

Методическая разработка "Званый вечер королевы Весны"

Данная методическая разработка позволит читателю ознакомиться с возможным сценарием празднования 8 марта....

Методическая разработка на тему : "Методические приемы использования технологии развития критического мышления при обучении детей с ЗПР"

Технология развития критического мышления позволяет активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учит самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную то...