Г.Скребицкий "Жаворонок"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: «Произведения о родной природе. Г. Скребицкий. "Жаворонок"»
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение работать с текстом произведения;
обогащать читательский опыт детей; учить применять полученные знания;
расширять круг детского чтения по теме произведения о родной природе;
формировать читательские умения через слушание и самостоятельное чтение: правильно называть произведение, тему и жанр произведения; обогащение речи выразительными средствами языка.
Метапредметные:
-познавательные: формировать умение понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий; развивать умения решать творческие задачи; развивать психологические процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление, речь.
-регулятивные: формировать умение учиться определять деятельность на уроке; развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.
- коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других; умение произвольно строить контекстуальную речь; работать в группах; стимулировать мотивацию обучения через применения ИКТ.
- личностные: пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому; прививать бережное отношение к окружающему миру; воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения творческой деятельности.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: словесные, наглядные, практические.
Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.
Оборудование: светофоры, компьютерная презентация, запись с пением жаворонка, альбомные листы, карточки с заданием.
Литература: учебник Л. А. Ефросинина «Литературное чтение» 2 класс (ч.2), тетрадь по литературному чтению (ч.2).
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
1.Психологическая установка на работу. | 1 слайд У. Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. А сейчас определите свое настроение при помощи светофора | Регулятивные УУД (самоконтроль) |
2.Актуализация знаний 3.Проверка домашнего задания | ( 2 слайд) - Над какой большой темой мы с вами работаем в течение нескольких уроков?(Весна, весна красная) 3 слайд Весна – прекрасное время года. Время пробуждения природы, время надежды. О весне написано много стихотворений, песен, сказок, рассказов. – Назовите фамилию автора и заглавие. “Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. (А. Чехов “Весной”) “Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?” (Г. Скребицкий “Весна – художник”) “Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал: Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь?” (Н. Сладков “Проталина”) А) выявление читательского опыта: С каким произведением вы работали дома? ( стихотворение А Барто « Апрель» 4 слайд Покажите модель обложки, которая подходит к произведению, приготовленного дома? Б) Упражнение с заученным дома произведением. - Выразительное чтение стихотворения « Апрель» или наизусть по желанию. | Познавательные УУД |
4.Работа в группах | Считалось, птицы - вестники весны. Именно, они приносят на своих крыльях тепло и пробуждение природы. Вспомните поговорки о птицах. Поработаем в группах, закончим пословицы. 1 группа: Увидал грача - …………………. весну встречай. он весне гонец. столько и жаворонков. 2 группа: На шесте скворец,……………………….. весну встречай. он весне гонец. столько и жаворонков. 3 группа: Сколько проталинок – ……………………….. весну встречай. он весне гонец. столько и жаворонков. - О каких птицах сложены поговорки? Перечислите. Именно эти птицы прилетают к нам первыми. Именно они возвещают о приходе долгожданной весны. Про каждую птицу сложено много стихов и песен, придумано рассказов и сказок. Но к одной из них у русского народа особое отношение. Одной из этих птиц посвящен наш урок. | Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером) |
5.Сообщение темы урока. | Загадка « Угадай, кто это?» ( 5 Слайд). Хочет - прямо полетит, Хочет – в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поёт, поёт. (жаворонок) Рассказ о жаворонке ( 6 слайд) Хотели бы вы послушать песню полевого жаворонка? звукозапись ( голос птицы). 7 слайд 22 марта на Руси отмечался замечательный праздник «Жаворонки». В разных областях праздник этот назывался своим именем: где «Жаворонки», где «Сороки». Считалось, что в этот день прилетает 40 разных птиц, а самая первая - жаворонок, и весна вступает в полные права. | Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД |
6.Открытие нового Физминутка | - У Георгия Скребицкого есть рассказ, который так и называется «Жаворонок». Знакомство с автором Г.А, Скребицким ( 8-9 слайд). Чтение произведения Г.А.Скребицкого « Жаворонок» (хорошо читающий ученик). - Понравилось ли вам это произведение? - Расскажите, что именно? -Какие слова вам были не понятны? -Словарная работа. Чтение трудных слов 10 слайд ЗЕНИТ - наивысшая воображаемая точка небесной сферы, находящаяся над головой наблюдателя. трущоба - труднопроходимое место щелка – маленькая щель. пригорки – небольшой холм, бугор лютая (стужа) – злая, свирепая, беспощадная (сильный холод, мороз). Чтение учащимися текста цепочкой по абзацам. - Подумайте, почему все радовались песне жаворонка? - Как автор описывает восход солнца? прочитайте. ( 11 слайд) - Откуда взлетел жаворонок? ( 12 слайд) - Что слышалось в песне жаворонка? Прочитайте.( 13 слайд) - Кто слушал весеннюю песню? Прочитайте. ( 14, 15, 16 слайд) - О чём они думали? (17 слайд) - Прочитайте последний абзац. - С чем сравнивает автор жаворонка?( 18 слайд) - К рисунку подберите заголовок. | Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний) Познавательные УУД Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний) |
7.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗАКРЕПЛЯЕМОГО ОПЫТА. | РАБОТА В ПЕЧАТНЫХ ТЕТРАДЯХ с.67 – 68 а) Прочитай последний абзац текста. С чем автор сравнивает жаворонка? Запиши. б) Допиши предложение словами из текста. Жаворонок – это небольшая… в) Кто слушал песню жаворонка? О чем все думали? Найди ответы в тексте. Запиши. г) Собери загадку. Запиши загадку и отгадку. (В голосок будто звонок небе крохотный синем крохотный) | Познавательные УУД (Умение работать с текстом Умение выделять существенное) |
8. Литературно-творческая работа | Закройте на мгновение глаза… (Звучит музыка). Представьте чистое, ясное небо. Легкие облака. Из-за дальнего леса медленно поднимается солнце, освещая поля, леса и пригорки розовым цветом. Вдруг с одного из таких пригорков взлетает небольшая серенькая птичка и оттуда, с голубой высоты льется на землю радостная, звенящая песня. Прислушайтесь… Тихий звон капель, журчание хлопотливого ручейка и еще что-то такое светлое… Представили? Я не буду спрашивать. Пусть это будет тайной, которая позже откроется для всех. (Дети начинают рисовать иллюстрации к данному произведению.) | Личностные УУД |
9.Итог 10.Рефлексия | Что нового узнали на уроке? -Что хотел автор донести до читателей этим произведением? (Вызвать чувство восхищения пробуждением весенней природы, показать образ маленькой серенькой птички, какую радость она приносит всем живым существам: зверям, насекомым, животным и человеку). -Как вы думаете, какие важные дела будут у птиц? (выводить новое потомство, уничтожать вредных для растений и человека насекомых; и петь, чтобы мы наслаждались их пением.) -Поэтому птиц надо беречь: не разорять гнезд и помогать им зимой. -Что понравилось? (19 слайд) Оцените свое настроение, вы видите на доске разных жаворонков, если вы считаете, что работали на уроке с желанием, были уверен в себе. Вам, было, интересно прикрепите свой рисунок к зелёному жаворонку. Если вы считаете, что работали на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался, прикрепите свой рисунок к синему жаворонку. Если вы считаете, что работали на уроке без желания, боялись отвечать и выполнять работу прикрепите свой рисунок к красному жаворонку. | Познавательные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД Регулятивные УУД (самооценка) |
11.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ( 20 слайд) |
| |
– Урок подошел к концу. Мы постарались раскрыть тему весны в литературе, музыке и искусстве. Пусть каждый унесет с собой чистоту лазури, теплые лучи апрельского солнца и мартовскую песнь заливистого жаворонка. |