Групповой проект для учащихся начальных классов по теме "Русские народные обычаи и традиции"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Маслакова Татьяна Владимировна

Проект содержит материал использованный учащимися 3 класса при подготовке к заключительному занятию по внеурочной деятельности.

Подготовка проводится в течении 1-2 месяцев и на занятиях проводится отбор материала подготовленного группами учащихся и родителями.

Учащиеся делятся на 4 группы и каждая группа получает задание. Учитель является координатором и помощником.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Что вы знаете про русский, знаменитый самовар?»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (СЛАЙД 1)

Встречают гостей в русских костюмах (Неделько Д., Моргунов Д., Фирсова В.)

1.Бояре и боярыни!

Судари и сударыни!

К нам на праздник поспешите,

С нами спойте и спляшите!

2.Дай бог тому, кто в нашем дому!

Дорогим гостям, милым детушкам!

Надели ты нас, господь,

И житьём и бытьём и здоровьицем!

3.Здравствуйте, люди добрые!

Рады видеть вас

В нашей горнице!

Входят дети парами. Каждая пара несёт предметы русского быта и накрывают круглый стол. Дети садятся на стулья по периметру. В центре стол и 6 стульев вокруг.

На доске крепят картинки: Самовар и тему проекта «Что вы знаете про русский, знаменитый самовар?»

Учитель:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

На занятиях внеурочной деятельности мы часто обращаемся к русским народным традициям и стараемся как можно больше узнать о самых обычных предметах и о тех, которые уже можно отнести к нашей истории. Весна богата народными праздниками, а какой же праздник без русского самовара?

В рамках проекта «Что вы знаете про русский, знаменитый самовар?» были созданы 4 группы работающие по различным направлениям.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (СЛАЙД 2,3, 4,5)

1.ИСТОРИЧЕСКИЙ ЧАЁК

2.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПИРОГ

3. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВАРЕНЬЕ

4. ХУДОЖЕСТННАЯ НАЧИНКА

Сейчас каждая группа угостит вас своим фирменным блюдом.

Дети встают и поют песню «Наш красавец самовар»( Музыка Е. Птичкина Слова М. Пляцковского) ФИЛЬМ «ПОСИДЕТЬ У САМОВАРА»

1.Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока!

2.Самовар поет, гудит.

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

3.Самовар пыхтит, искрится

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой!

4.Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку!

Учитель:

Старый медный самовар
Сверху на буфете.
Ты откуда самовар? –
Нелегко ответить.

1.ИСТОРИЧЕСКИЙ ЧАЁК (ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙДЫ 7-20)

Выходят дети 1 группы (Хабарова П., Айткулов Т., Шарипова К., Анисимов И., Аспанов М., Калягина Л.) выносят чайник и надпись «Исторический чаёк»

Исторический чаёк

Слайд 7

1.Самовар – водогрейный для чая сосуд, большей частью медный, с трубою и жаровней внутри, такое определение мы встречаем в толковом словаре В.И.Даля. В нѐм указано назначение самовара – нагревать воду.( Хабарова П.)

Слайд 8

2.Но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем водонагревательный прибор. Он являлся символом семейного очага, уюта, дружеского общения.(Аспанов М.)

Слайд 9

3.Добро сидеть за самоваром!

И пить из блюдца не спеша.

Поёт, горит, исходит жаром

Его славянская душа!(Шарипова К.)

Слайд 10


4.А вот некоторые историки утверждают, что первые самовары изобрели в Китае.(Анисимов И.)

Слайд 11

1.Как и у большинства других изобретений, у самовара были свои предшественники. Прежде всего, это китайские ХО-ГО, которые, как и самовары, имеют трубу и поддувало.

Но, в отличие от самовара, в хо-го издревле подавали (а не варили) бульоны и супы, а поэтому и краны у них не делали. Чай же и поныне китайцы заваривают в чашках или чайниках с решеткой.(Хабарова П.)

Слайд 12

5.Но имеются утверждения, что ещё в Древнем Риме пользовались для подогрева воды и варки пищи сосудами  типа самоваров.(Айткулов Т.)

Слайд 13

2.В Древнем Риме пользовались для подогрева воды и варки пищи сосудами двух типов. Первый тип -АУТЕПСА. Делали его в виде четырехугольной площадки с обнесенной двойной стенкой. Между стенками наливали воду, а на площадке в середине разводили огонь. Так подогревали воду для добавления в вино. Над площадкой устраивали треножник для подогрева или варки пищи. Второй тип - сосуды в виде вазы с краном, но без трубы и поддувала.(Аспанов.М.)

Слайд 14

6.Существует легенда, согласно которой самовар в Россию из Голландии завёз Пётр I. (Калягина Л.)

Слайд 15

3.Но в действительности самовары появились через полвека после смерти царя Петра. Впервые появился он в Туле. Есть документ – подтверждение, что именно в Туле в 1778 году мастер Назар Лисицын открыл первую в России самоварную мастерскую. Через тридцать. лет таких мастерских было уже 8, а к 1850 году – аж 28! Недаром Тула называется самоварной столицей

Слайд 16

1.Самовар – исконно русское изобретение!

Слайд 17

4.Тула Тулой, но есть свидетельства, что первые в России самовары были изготовлены примерно в 1740 году на Урале, на Иргинском (Нижняя Ирга Красноуфимского района) заводе. И были они не только металлические, но и из фарфора, из фаянса и даже из хрусталя. Кстати, русские солдаты, придя в 1813 году в Париж, подарили самовар Европе.

Слайд 18

5.Среди водонагревательных приборов  того времени особое место занимает самовар - русская чайная машина, как её называли в Западной Европе. Слово "самовар" перешло от нас почти во все языки мира. Происхождение этого слова теперь не всем понятно, поскольку сочетание "сам варит" в соединении со словом "вода" кажется неправильным. Но всего лишь сто лет назад слово "варить" употреблялось не только в отношении еды (варить суп, рыбу), но и применительно к воде, наравне со словом "кипятить". Более того, в самоварах не только кипятили воду, но и варили пищу и сбитни.

Слайд 19

6.Первые самовары и внешне и по-своему устройству были похожи на английские так называемые "чайные урны" или "чайные сосуды", которые служили для кипячения воды и использовались в Англии.

 Слайд 20

Но русский самовар уже имел все отличительные конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды. Это позволяет считать самовар сугубо национальным русским изделием.

2.Из него не день, не год,-
Много лет никто не пьет.
Для него нужны дрова,
Чтобы греть, сгорая.
А для дров нужна пила.
А еще – сараи.
Но, как много лет назад,
Он и весел, и пузат.

Выходят дети 2 группы (Дьяур К., Душанов Р., Мамедова А., Ашурматов Б., Ипатова Е., Жбанкова Т.) выносят вазочку и надпись «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВАРЕНЬЕ»

ФИЛЬМ «МУЗ.ВАРЕНЬЕ»

1.Самовар блестит, кипя,

Чай в нем пенится!

Погляди-ка на себя –

Ну и отраженьице!

муз. пьеса В. Купревича «Тульский самовар»)

Слайд 2

2. Только вспомнишь самовар

И уже на сердце жар…

«У самовара я и моя Маша» Слова и музыка Фанни Гордон

Ансамбль Любо-Дорого

Муз. В. Шевченко
Сл. А. Яркович

Слайд 3

3. Буду всex из сaмoвaрa слaдким чaeм угoщaть,

Сaмoвaрныe чaстушки для зaстoлья сoчинять.

Нa стoлe у нaс пирoг, пышки дa вaтрушки,

Тaк спoeмтe ж пoд чaeк чaйныe чaстушки!

Самовар, самовар!

К потолку пускает пар,

Чай душистый прямо с жару

Будем пить из самовара.

Рaсскaжу вaм нe прo мoрe, рaсскaжу нe прo зaгaр,

Нe прo пaльмы, нe прo гoры, a прo русский сaмoвaр.

Oн высoкий и пузaтый, oн блeстящий чaeвaр,

Oн ушaстый и нoсaстый, нaш крaсaвeц сaмoвaр.

 

Сaмoвaр нa дeнь рoждeнья пoдaрилa мнe сeстрa

И скaзaлa: «Пить бeз сушeк сaмoвaрный чaй нeльзя!»

Мы и сушки, и вaтрушки, и oлaдьи нaпeкли,

A eщe вaрeнья бaнку пo сусeкaм нaскрeбли.

Сaмoвaр, сaмoвaр,

Зoлoтaя нoжкa.

Я пoсeялa гoрox —

Вырoслa кaртoшкa!

Учитель:

В самоваре, как в кино:
Кухня, с облаком окно.
Пусть сейчас не вьется пар,
И не слышно пения,-
Но как прежде, самовар
Дарит настроение!

Песня «Пых-Пых Самовар»

Я у бабушки в деревне
увидала самовар,
Он блестящий и огромный,
выпускает шумно пар.

Внутрь его кладутся щепки,
чтобы быстро закипал,
А вверху труба большая-
просто чудо-самовар.

Я такого не видала
в нашем городе нигде
Самовар тот был старинным
и с медалями везде. (Ремезова М.)

Выходят дети 3 группы (Илюхина Г., Ефремкина П., Калягина Л., Катышев Д., Купреев С., Рябиков Д.,)Торт, печенье и надпись «Художественная начинка»

Художественная начинка

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  (СЛАЙДЫ 22-30)

СЛАЙД 22,23,24

1.Словно волшебнику радужной сказки,
Бог дал Художнику кисти и краски,
Чудо – палитру, мольберт и холстину,
Чтоб сотворил он такую картину. (Илюхина Г.)

Слайд 25

2. «Купчиха за чаем» 1918, Кустодиев.  В голодный 1918 год, в холод и разруху больной художник мечтал о красоте, полнокровной яркой жизни, обилии. Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках.( Катышев Д.)

Слайд 26

3. В это творенье вложил он всю душу,
Сердце свое беспокойное слушал.
Глянул Всевышний, слегка удивился –
На полотне целый мир уместился!( Ефремкина П.)

4. «Чаепитие в Мытищах»  Василий Григорьевич Перов

 Картина Чаепитие в Мытищах была написана Перовым в 1862 году, заказанная художнику администрацией города Мытищи к приезду царицы Екатерины 2. Решившая в то время посетить Свято-Сергиеву лавру, царица выпила воды  из одного из многочисленных мытищинских родников, Екатерине вода показалась очень вкусной и императрица издала указ провести из Мытищинских родников водопровод до Москвы.  С тех пор пить чай в Мытищах считалось хорошим тоном. (Калягина Л.)

Слайд 27

6.Несмотря на образ, запечатлённый на картине художник Станислав Бабюк ещё очень молод. Родился он в 1970 году. Отец немного рисовал и сумел с раннего детства привить сыну любовь к изобразительному искусству. Большая коллекция картин, собранная отцом, стала первыми очень сильными художественными впечатлениями детства подрастающего Станислава. В восьмом классе он начал учиться в детской художественной школе и всего за год закончил ее. Затем учёба в художественном училище им. Репина. Поворотным моментом в его жизни стало сознательное обращение к Богу; это положило начало серьезному отношению к творчеству. С этого момента его жизнь наполнилась смыслом, в работе обрелась радость. Масляные краски и кусок холста - вот все, что нужно художнику для того, чтобы запечатлеть дыхание жизни в секундном отрезке времени.( Ефремкина П.)

Слайд 28. Выставка работ

1.Нам незачем от вас скрывать,
Как «Мы любим рисовать»!(Ефремкина П.)

2.Мы учимся изображать
Мир – в красках, в жестах и движеньях.
Мы учимся воображать
И останавливать мгновенье.(Катышев Д.)
Живая картина «Девушка с самоваром» (Илюхина Г.)

Слайд 29

3.И в десять лет, и в семь, и в пять 
Все дети любят рисовать. 
И каждый смело нарисует 
Всё, что его интересует.( Купреев С.)

4.Волшебник кисточкой взмахнул – 
И ожил лист бумажный: 
Донёсся грома дальний гул, 
И дунул ветер влажный. 
И вот уж ливень грозовой 
На сад цветущий льётся!(Калягина Л.)

5.Всё вызывает интерес:  Далёкий космос, ближний лес, 
Цветы, машины, сказки, пляски... 
Всё нарисуем! 
Были б краски, 
Да лист бумаги на столе, 
Да мир в семье и на Земле. (Рябиков Д.)
Слайд 30
Выходят дети 4 группы (Неделько Д., Фирсова В., Моргунов Д., Гаджикеримов С., Кох Д., Мирзаханян М,) Книги. Пирог и надпись «Литературный пирог»

Литературный пирог

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  (СЛАЙДЫ 31-)


1. Слайд 31

Мы дружны с печатным словом, 
Если б не было его, 
Ни о старом, ни о новом 
Мы не знали 6 ничего! 


2.Ты представь себе на миг, 
Как бы жили мы без книг? 

3.Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Почаще листайте.

4.С детства всем известная сказочка чудесная.

5. Слайд 32

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар.

6. А знаете ли вы что,

сказка была написана в 1923 годуно поначалу была запрещена цензурой: во фразе «А жуки рогатые, — Мужики богатые» комиссия Государственного Учёного Совета увидела «сочувствие кулацким элементам деревни».

1.А вот впервые сказка была опубликована издательством «Радуга» в 1924 году под названием «Мухина свадьба»

2. Так нашей Мухе исполнилось 90 лет.

3. А в каких ещё литературных произведениях есть упоминание о самоваре?

4. Слайд 33

Сергей Михалков. Стихотворение "Самовар". 

Что вы знаете про старый, 
Русский, тульский самовар? 
В нем пылал когда-то пар, 
В золотой, пузатый бок 
Глухо бился кипяток... 
Что за чай без самовара, 
Без душистого завара, 
Без крутого кипятка, 
Без угарного дымка?! 

5. Слайд 34

 Юрий Коринец
Самокат – автомобиль,
Самолет – аэроплан,
Паровоз – локомотив
А подмостки - сцена,
Я держу в руке стакан,
Отверну узорный кран.
Самовар…
А как еще?
Не найти замены.

Слайд 35
6.Борис Садовской в предисловии к сборнику "Самовар»

У меня есть друг зеркальный,
Сроду не был он печальный.
И хотя он очень рыжий,
Он не немец, не поляк –
В мире нет мне друга ближе:
Он из Тулы, он туляк!

Слайд 36
1.Корней Чуковский "Федорино горе"
"... Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл...
А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
"Уходите, бегите, спасайтеся!"
И в железную трубу:
"Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!"

Слайд 37
2.Корней Чуковский "Крокодил"
У Кокошеньки всю ночь был сильный жар:
Проглотил он по ошибке самовар,-
Да, спасибо, наш аптекарь Бегемот
Положил ему лягушку на живот.-
Опечалился несчастный Крокодил
И слезу себе на брюхо уронил:
- Как же мы без самовара будем жить?
Как же чай без самовара будем пить?

Слайд 38

3. Даниил Хармс «Самовар Иванович Иванович»

Иван Иваныч Самовар
Был пузатый самовар,
Трехведёрный самовар.
В нем качался кипяток,
Пыхал паром кипяток,
Разъярённый кипяток;
Лился в чашку через кран,
Через дырку прямо в кран,
Прямо в чашку через кран.

Слайд 39

4.Самовар Иван Иваныч!
На столе Иван Иваныч!
Золотой Иван Иваныч!
Кипяточку не дает,
Опоздавшим не дает,
Лежебокам не дает.

5. Слайд 40

 Евгений Пермяк «Как самовар запрягали»

Про одно и то же разные люди по-разному сказки сказывают. Вот что я от бабушки слышал… У мастера Фоки, на все руки доки, сын был. Тоже Фокой звали. В отца Фока Фокич дошлый пошел. Ничего мимо его глаз не ускользало. Всему дело давал. Ворону И ту перед дождем каркать выучил — погоду предсказывать.

Сидит как-то Фока Фокич — чай пьет. А из самовара через паровик густо пар валит. Со свистом. Даже чайник на конфорке вздрагивает.

Слайд 41

— Ишь ты, какая сила пропадает! Не худо бы тебя на работу приставить, — говорит Фока Фокич и соображает, как это сделать можно.

6.Слайд 42

 Максим Горький «Жил-был Самовар».

Было это летней ночью на даче. В  маленькой  комнате  стоял  на  столе у окна пузатый самовар и смотрел в небо, горячо распевая:

 Замечаете ли, чайник, что луна

 Чрезвычайно в самовар влюблена?

Слайд 43

1.А загадки про самовар? 

2. Медный бес на стол залез.

По краям вода, а в середине огонь.

Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.

3.Стоит толстячок 
Подбоченивши бочок, 
Шипит и кипит, 
Всем чай пить велит. 

Бурлит, пыхтит, шипит, кипит,
К столу приглашает
Да всех угощает.

4.Сверху – дыра, снизу – дыра,

А посередине – огонь да вода.

Никогда не ест, а только пьёт,

А как зашумит – всех приманит.

5.Слайд 44

 Название «Самовар» носят журналы, где рассказывается о русских традициях и кулинарных новинках.

Слайд 45

Мерно движутся года,
Будет радость иль беда –
Он останется всегда
Русским самоваром! 

Слайд 46

Учитель:

Быстро времечко бежит,
Самовар уже кипит.
Славно мы играли, пели,
Пироги уже подоспели.
И на пир честной народ,
Взявшись за руки, идет.

Звучит мелодия песни про самовар. ФИЛЬМ 111

Дети раздают гостям чайные кружки с фразой «Чай пить-……и просят продолжить. Гости продолжают фразу и прикрепляют кружку на доску.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«что в ы знаете про русский знаменитый самовар?»

Слайд 2

«исторический чаёк»

Слайд 3

«Литературный пирог»

Слайд 4

«Музыкальное варенье»

Слайд 5

«художественная начинка»

Слайд 6

«что в ы знаете про русский знаменитый самовар?»

Слайд 10

КИТАЙ

Слайд 11

ХО-ГО « огненный котёл» КИТАЙ

Слайд 12

ДРЕВНИЙ РИМ

Слайд 13

А утепса ДРЕВНИЙ РИМ

Слайд 14

Пётр 1

Слайд 15

Тула

Слайд 17

Село Нижняя Ирга

Слайд 19

Чайная урна (чайный сосуд) АНГЛИЯ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Купчиха за чаем» Б.К устодиев 1918год

Слайд 2

«Чаепитие в Мытищах» Василий Григорьевич Перов 1862г.

Слайд 3

Станислав Бабюк «Девушка с самоваром» 2006год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Народные обычаи и традиции".

3 класс. Урок по кубановедению.Знакомство с народными обычаями и традициями...

Народные обычаи и традиции

презентация к уроку кубановедения в 3 классе....

Урок кубановедения в 3 классе по теме "Народные обычаи и традиции"

Урок кубановедения в 3 классе по теме "Народные обычаи и традиции"...

Творческий проект для учащихся начальных классов "Осенний бал"

С помощью этого внеклассного мероприятия учащиеся обобщают знания о признаках осени, об овощных культурах, о мудрости русского народа, выражающейся в поговорках, пословицах, загадках и песнях. Ребята ...

Урок кубановедения в 3 классе. Тема: «Народные обычаи и традиции»

В конспекте представлен материал по теме "Народные обычаи и традиции Кубани"...

Технологическая карта урока по кубановедению по теме "Народные обычаи и традиции"

Технологическая карта урока по кубановедению по теме "Народные обычаи и традиции"...

Урок кубановедения 3 класс "Народные обычаи и традиции"

Тип урока: урок усвоения новых знанийТема: Народные обычаи и традицииЦели: познакомить с народными обычаями и традициями;           привить любовь к м...