Урок кубановедения в 3 классе. Тема: «Народные обычаи и традиции»
план-конспект урока (3 класс) на тему

Гречишкина  Татьяна  Викторовна

В конспекте представлен материал по теме "Народные обычаи и традиции Кубани"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_narodnye_obychai_i_traditsii_2.docx278.01 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ

в 3 классе

Народные обычаи и традиции

http://www.masterofmusic.ru/guest/prox.php?q=aHR0cDovL2Nkbi5maXNoa2kubmV0L3VwbG9hZC9wb3N0LzIwMTYwNC8wMy8xOTA2MjU3L3RuLzIxY2M2NzY2MDRiZGUyZTEzMjQ1YjgxMDRhMTA0OWY2LmpwZw%3D%3D

Учитель  начальных  классов                                    

 МАОУ  лицей  пгт  Афипский  

МО Северский  район  

Гречишкина  Т. В.

Урок кубановедения в 3 классе

Тема: «Народные обычаи и традиции»

Класс: 3

Тип урока: урок  открытия новых знаний

Цель:

  Познакомить с народными обычаями и традициями.

Задачи:

1. Знакомить учащихся с народными обычаями и традициями;

2.Развивать творческие и коммуникативные способности, прививать навыки самостоятельной, творческой работы в форме групповой исследовательской деятельности;

3.Воспитывать уважения к культурным и национальным традициям предков, прививать любовь к малой родине;

4.Здоровьесбережение учащихся

Формирование УУД

Планируемые результаты.

Предметные :

 Знать   о народных обычаях и традициях Кубани.

Личностные :

Уважать культурные и национальные традиции жителей Кубани; испытывать чувство гордости и патриотизма за свой край, своих земляков;

Метапредметные.           

  Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в группе; определять свои обязанности (свой вклад в общую работу), оценивать результаты работы в группе.

   Познавательные УУД: сравнивать, понимать суть проблемы; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач.

    Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге с товарищами по группе, обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать, при необходимости делегировать полномочия для презентации результатов работы группы другим участникам, давать корректные советы по оформлению результатов работы группы.

Оборудование:

  • Карта края, карточки с заданиями, акварельные краски, кисточки, жаворонки  из  солёного  теста,2  толковых  словаря, игрушечный конь, икона , рушники, каравай, солонка с солью, яйца-раскраски, православный крестик  на  верёвочке, узелок  с  землёй,презентация, проектор, экран, компьютер, 5 нетбуков для учеников,5 модемов с выходом в интернет.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, работа в группах, индивидуальная.

Источники. Учебник «Кубановедение» М.В.Мирук, Е.Н.Ерёменко,  Т.А.Науменко, Н.Я.Паскевич

ХОД УРОКА

I.            Организационный момент.

Учитель входит с караваем .

- Здравствуйте, ребята!

II.      Формулирование темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.    

-  Почему я пришла к вам с хлебом-солью? (Такая традиция в России)

Интересно узнать как появилась эта традиция и другие традиции наших предков?

-  Как думаете, какая тема нашего урока? Подберите близкое по смыслу слово к слову традиция( обычаи)

Слайд 1.

III. Актуализация знаний 

-А знаете ли вы, что означают слова «традиция» и «обычай»?

-Где можно узнать значение слов?

Групповая работа

                          Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова

  1. группа.  Найдите значение слова «традиция».

«Традиция- 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. 2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту».

               2 группа.  Найдите значение слова «обычай»  в интернете.

 «Обычай -традиционно установившиеся правила общественного поведения.».

Слайд №2

Слайд 3  - Традиция в переводе с латинского означает «передача». 

Слайд 4.   Иначе это слово в русском языке звучит- «предание» 

   

IV. Открытие новых знаний.

  1. Исследовательская деятельность.

  -Переместимся в прошлое в дом казака. Как назывался раньше дом у кубанских жителей? (Хата). 

Слайд 5 

Каждая группа становится жителями хаты. Каждой группе надо будет выполнить 2 задания.  

  1. задание для каждой хаты.

Группе нужно найти через интернет информацию об обычае, название которого записано на первом листике в файле, лежащем на столе.

Обсудить, что   самое важное в тексте. Определить, кто из группы будет рассказывать своими словами нам   о традиции на Кубани.

В случае затруднения обратиться за помощью к учителю.

Группам даётся 15 минут на подготовку.

1 группа ищет информацию о традиции уважения старшего;

2-я группа о традиции воспитания мальчиков-воинов;

3-я группа об обряде крещения;

4-я группа о встрече Рождества Христова;

5-я группа о празднике Урожая на Кубани.

Учитель помогает группам, у которых есть сложности в поиске информации.

  1. Защита результатов исследовательской деятельности и составление кластера «Народные обычаи и традиции».

После подготовки, группы представляют продукт своей исследовательской деятельности. Учитель дополняет ответы детей, чередуя слайды 6-9 презентации.

 (Приложение 1. Дополнительная информация об традициях и обрядах). 

Дети оформляют кластер названиями обычаев.

 

     3. Работа с картой

-  Найдите на карте, которая лежит на партах, город Краснодар и станицу Северскую.

-  Найдите эти населённые пункты на карте на доске.

       4.        Работа с учебником.

-Откройте учебник на странице 79.

Чтение 2-го абзаца.

- О каком из обычаев жителей Кубани вы узнали? (Всё делать сообща)

Значит, выполнять задание группе нужно всем членам группы.

В каждой хате происходит какое-то событие. Вы прочитаете об этом событии и сделаете инсценировку. Действуйте по плану, который лежит у вас на партах. Для успешной работы на столах присутствует необходимый раздаточный материал.

5 . Инсценировка обрядов.

-В файле под номером 2 лежат карточки с заданием. Это задание нужно выполнить по предложенному плану. (Приложение 2)

В приложении 2 представлены сценки для инсценировки обычаев и задания:

Группа 1

  • проводы в армию;
  • культ коня на Кубани.

Во время инсценировки сценки «Проводы в армию» физминутка (учитель включает песню в   исполнении Кубанского казачьего хора «Как родная меня мать провожала», зовет всех танцевать в хороводе)

Группа 2

  • обряд строительства хаты

Группе надо будет восстановить правильную последовательность действий при строительстве хаты.

Группа 3

  • встреча весны

После   рассказа об обычае встречать весну, ученики 3-ей группы подарят каждой группе по жаворонку из теста, на которых дети 3-ей группы дорисуют глаза, клюв и хвост. 

Группа 4

  • праздник Пасха

На вырезанном из картона яичке, учащиеся раскрасят раскраску-церковь и, после инсценировки обычая, подарят по яичку каждому ученику.

Группа 5

  • обычай гостеприимства

  6. Работа над  понятием «Межнациональные  ценности»

- Но у всех людей мира есть  общие  ценности . Прочитаете слова.  

Слайд  14.

Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца.

Закройте глаза, только честно, не подглядывать! А теперь поднимите руки те, кто хоть раз в жизни терял на время эти качества? Только честно, ведь этого никто кроме меня не увидит, а я никому не расскажу. Спасибо! Опустите руки, откройте глаза. Я рада, что у вас хватило смелости признаться.

Действительно, научиться быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, не легкий.

Кто больше всего нуждается в доброте? (Все) Пусть же межнациональной традицией будет доброе отношение друг к другу.

V.     Обобщение изученного материала

                       

    Праздник урожая

Уважение старших                                                                                        Встреча весны

 Гостеприимство                                                                                              Строительство хаты

 

Казак рождался воином      Крещение    Культ коня              Пасха           Рождество Христово

     

Доброта

У нас получился вот такой кластер.                        

- Мы познакомились с несколькими кубанскими обычаями.

-Какая главная ценность заложена во всех традициях? (Доброта)

У вас на партах лежит файл с цифрой 3. Достаньте из него картинки. (Приложение 3) Разложите их так, чтобы хорошо было видно. Сейчас я буду зачитывать загадки, пословицы, стихи.  Вы поднимаете ту картинку, на которой изображение того обычая,  про  который  я  буду говорить.

1.Горе и гибель народу, у которого младшие перестанут почитать старших. (Уважение старших)

2.Казак без коня, что воин без ружья. (Казак-воин)

3.Молитву над тобой произнеся,

Омыл в купели батюшка тебя.

И крестных своих матерь и отца

Ты почитай до самого конца:

Пред Богом поручились за тебя,

Твои грехи – на совесть их вина. (Крещение)

4. В какой праздник среди зимы можно услышать под окном или дверью такую песню:

             Коляда, коляда,                              Или курочку с хохлом

 Ты подай пирога,                           Петушка с гребешком!

             Или хлеба ломтину,                      Отворяйте, хозяева, сундучки,

 Или денег полтину,                        Вынимайте пятачки! (Рождество Христово)

5.   Золотистый вызрел колос.

Ценный груз, притом весьма -

Принимай страна урожай в закрома!

6. Где враг, там и казак.   (Казак без службы - не казак.)

7. Прежде, чем начать это  делать, под углы хаты закладывали монеты, чтобы быть богатыми; посыпали  шерсть  животных, чтобы водился скот. (Строительство хаты)

8. Принесите Весну на своем хвосту,

Жаворонки, прилетите, Красну Весну принесите. (Встреча весны)

9. Эту сдобную вкусняшку

 Все пекут лишь раз в году.

 В воскресенье, в светлый праздник

 Подают её к столу. (Пасха)

10.Что есть в печи, все на стол мечи(Гостеприимство)

VI. Контроль усвоения. Рефлексия

- Есть ли обычаи, которые в настоящее время соблюдаются?

-Какие?

-О какой   традиции вы только сегодня узнали?

-О какой традиции вы бы хотели больше узнать?

- Какие ещё вы знаете традиции?

Выберите из файла фразеологизм (написаны на листиках), который характеризует вашу работу сегодня:

Шевелить мозгами

Слушать краем уха

Хлопать ушами

-Заполните лист самооценки и взаимооценки.

VII. Итог.

Мало знать традиции своего народа, надо быть достойными преемниками лучших традиций кубанской земли. Я уверена, вы будете с уважением относиться к прошлому своей родины, и надеюсь в будущем своим трудом прославите свое имя и край.

Домашнее задание на выбор.

  • Подготовить сообщение об обычаях людей разных национальностей, проживающих на Кубани.
  • Подготовить сообщение о любимом семейном празднике. Нарисовать рисунок или подобрать фотографии.

Угощение караваем. Учитель помогает быстро разрезать ученикам 5-й группы каравай на маленькие кусочки и разложить на одноразовые тарелочки. Участники группы угощают всех детей караваем с солью, предварительно раздав ученикам по влажной салфетке.

Список используемой литературы :

1. Бондарева Н.А. Культурные традиции кубанского казачества. Армавир, 2003.

2. Маслов А. Кубанская старина. // Православный вестник Кубани. № 1, 2006.

6. Толмачева А.Т. Земля на зернышке стоит // Читаем, учимся, играем. № 8, 2004.

7. Шептун. Из истории Православной Церкви на Кубани. 1996.

Интернет  ресурсы:

http://nsportal.ru/

http://azbyka.ru/dictionary/03/vsenoschnoe_bdenie-all.shtml

http://www.svetoch-opk.ru/

http://www.yuga.ru/articles/society/4345.html

http://www.youtube.com/watch?v=uo3t2IPGAA4#t=36

http://muzofon.com/search/

http://www.vsezagadki.ru/

Подводя итог урока, могу сказать, что учащиеся усвоили новый материал в полном объёме, тренировались взаимодействовать в группе, получили практические навыки работы.

Перегрузки учащихся как физической, так и психической не было, благодаря смене видов деятельности и форм работы. Форма проведения урока способствовала развитию коммуникативных, творческих способностей учащихся.

Урок соответствовал уровню развития учащихся и уровню учебной подготовки.

Урок обогатил меня на будущее тем, что я убедилась: система творческих заданий работает как технология, воспроизводима в любом классе.

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления, сохранив продуктивную мотивацию к учению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Народные обычаи и традиции".

3 класс. Урок по кубановедению.Знакомство с народными обычаями и традициями...

Урок кубановедения в 3 классе по теме "Народные обычаи и традиции"

Урок кубановедения в 3 классе по теме "Народные обычаи и традиции"...

Урок технологии. 2 класс Тема « Народные промыслы. Матрешка»

Урок  технологии.  2 классТема  «  Народные промыслы. Матрешка»...

Урок кубановедения, 2 класс. Тема урока: «Промыслы и ремесла на Кубани».

Урок кубановедения, 2 класс.Тема урока: «Промыслы и ремесла на Кубани»....

Урок кубановедения 4 класс "Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани"

На уроке учащиеся знакомятся с традициями и культурой разных народов, населяющих Кубань....

Технологическая карта урока по кубановедению по теме "Народные обычаи и традиции"

Технологическая карта урока по кубановедению по теме "Народные обычаи и традиции"...

Урок кубановедения 3 класс "Народные обычаи и традиции"

Тип урока: урок усвоения новых знанийТема: Народные обычаи и традицииЦели: познакомить с народными обычаями и традициями;           привить любовь к м...