Урок кубановедения в 3 классе. Тема: «Народные обычаи и традиции»
план-конспект урока (3 класс) на тему
В конспекте представлен материал по теме "Народные обычаи и традиции Кубани"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_narodnye_obychai_i_traditsii_2.docx | 278.01 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ
в 3 классе
Народные обычаи и традиции
Учитель начальных классов
МАОУ лицей пгт Афипский
МО Северский район
Гречишкина Т. В.
Урок кубановедения в 3 классе
Тема: «Народные обычаи и традиции»
Класс: 3
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель:
Познакомить с народными обычаями и традициями.
Задачи:
1. Знакомить учащихся с народными обычаями и традициями;
2.Развивать творческие и коммуникативные способности, прививать навыки самостоятельной, творческой работы в форме групповой исследовательской деятельности;
3.Воспитывать уважения к культурным и национальным традициям предков, прививать любовь к малой родине;
4.Здоровьесбережение учащихся
Формирование УУД
Планируемые результаты.
Предметные :
Знать о народных обычаях и традициях Кубани.
Личностные :
Уважать культурные и национальные традиции жителей Кубани; испытывать чувство гордости и патриотизма за свой край, своих земляков;
Метапредметные.
Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в группе; определять свои обязанности (свой вклад в общую работу), оценивать результаты работы в группе.
Познавательные УУД: сравнивать, понимать суть проблемы; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге с товарищами по группе, обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать, при необходимости делегировать полномочия для презентации результатов работы группы другим участникам, давать корректные советы по оформлению результатов работы группы.
Оборудование:
- Карта края, карточки с заданиями, акварельные краски, кисточки, жаворонки из солёного теста,2 толковых словаря, игрушечный конь, икона , рушники, каравай, солонка с солью, яйца-раскраски, православный крестик на верёвочке, узелок с землёй,презентация, проектор, экран, компьютер, 5 нетбуков для учеников,5 модемов с выходом в интернет.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, работа в группах, индивидуальная.
Источники. Учебник «Кубановедение» М.В.Мирук, Е.Н.Ерёменко, Т.А.Науменко, Н.Я.Паскевич
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель входит с караваем .
- Здравствуйте, ребята!
II. Формулирование темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Почему я пришла к вам с хлебом-солью? (Такая традиция в России)
Интересно узнать как появилась эта традиция и другие традиции наших предков?
- Как думаете, какая тема нашего урока? Подберите близкое по смыслу слово к слову традиция( обычаи)
Слайд 1.
III. Актуализация знаний
-А знаете ли вы, что означают слова «традиция» и «обычай»?
-Где можно узнать значение слов?
Групповая работа
Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова
- группа. Найдите значение слова «традиция».
«Традиция- 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. 2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту».
2 группа. Найдите значение слова «обычай» в интернете.
«Обычай -традиционно установившиеся правила общественного поведения.».
Слайд №2
Слайд 3 - Традиция в переводе с латинского означает «передача».
Слайд 4. Иначе это слово в русском языке звучит- «предание»
IV. Открытие новых знаний.
- Исследовательская деятельность.
-Переместимся в прошлое в дом казака. Как назывался раньше дом у кубанских жителей? (Хата).
Слайд 5
Каждая группа становится жителями хаты. Каждой группе надо будет выполнить 2 задания.
- задание для каждой хаты.
Группе нужно найти через интернет информацию об обычае, название которого записано на первом листике в файле, лежащем на столе.
Обсудить, что самое важное в тексте. Определить, кто из группы будет рассказывать своими словами нам о традиции на Кубани.
В случае затруднения обратиться за помощью к учителю.
Группам даётся 15 минут на подготовку.
1 группа ищет информацию о традиции уважения старшего;
2-я группа о традиции воспитания мальчиков-воинов;
3-я группа об обряде крещения;
4-я группа о встрече Рождества Христова;
5-я группа о празднике Урожая на Кубани.
Учитель помогает группам, у которых есть сложности в поиске информации.
- Защита результатов исследовательской деятельности и составление кластера «Народные обычаи и традиции».
После подготовки, группы представляют продукт своей исследовательской деятельности. Учитель дополняет ответы детей, чередуя слайды 6-9 презентации.
(Приложение 1. Дополнительная информация об традициях и обрядах).
Дети оформляют кластер названиями обычаев.
3. Работа с картой
- Найдите на карте, которая лежит на партах, город Краснодар и станицу Северскую.
- Найдите эти населённые пункты на карте на доске.
4. Работа с учебником.
-Откройте учебник на странице 79.
Чтение 2-го абзаца.
- О каком из обычаев жителей Кубани вы узнали? (Всё делать сообща)
Значит, выполнять задание группе нужно всем членам группы.
В каждой хате происходит какое-то событие. Вы прочитаете об этом событии и сделаете инсценировку. Действуйте по плану, который лежит у вас на партах. Для успешной работы на столах присутствует необходимый раздаточный материал.
5 . Инсценировка обрядов.
-В файле под номером 2 лежат карточки с заданием. Это задание нужно выполнить по предложенному плану. (Приложение 2)
В приложении 2 представлены сценки для инсценировки обычаев и задания:
Группа 1
- проводы в армию;
- культ коня на Кубани.
Во время инсценировки сценки «Проводы в армию» физминутка (учитель включает песню в исполнении Кубанского казачьего хора «Как родная меня мать провожала», зовет всех танцевать в хороводе)
Группа 2
- обряд строительства хаты
Группе надо будет восстановить правильную последовательность действий при строительстве хаты.
Группа 3
- встреча весны
После рассказа об обычае встречать весну, ученики 3-ей группы подарят каждой группе по жаворонку из теста, на которых дети 3-ей группы дорисуют глаза, клюв и хвост.
Группа 4
- праздник Пасха
На вырезанном из картона яичке, учащиеся раскрасят раскраску-церковь и, после инсценировки обычая, подарят по яичку каждому ученику.
Группа 5
- обычай гостеприимства
6. Работа над понятием «Межнациональные ценности»
- Но у всех людей мира есть общие ценности . Прочитаете слова.
Слайд 14.
Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца.
Закройте глаза, только честно, не подглядывать! А теперь поднимите руки те, кто хоть раз в жизни терял на время эти качества? Только честно, ведь этого никто кроме меня не увидит, а я никому не расскажу. Спасибо! Опустите руки, откройте глаза. Я рада, что у вас хватило смелости признаться.
Действительно, научиться быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, не легкий.
Кто больше всего нуждается в доброте? (Все) Пусть же межнациональной традицией будет доброе отношение друг к другу.
V. Обобщение изученного материала
Праздник урожая
Уважение старших Встреча весны
Гостеприимство Строительство хаты
Казак рождался воином Крещение Культ коня Пасха Рождество Христово
Доброта
У нас получился вот такой кластер.
- Мы познакомились с несколькими кубанскими обычаями.
-Какая главная ценность заложена во всех традициях? (Доброта)
У вас на партах лежит файл с цифрой 3. Достаньте из него картинки. (Приложение 3) Разложите их так, чтобы хорошо было видно. Сейчас я буду зачитывать загадки, пословицы, стихи. Вы поднимаете ту картинку, на которой изображение того обычая, про который я буду говорить.
1.Горе и гибель народу, у которого младшие перестанут почитать старших. (Уважение старших)
2.Казак без коня, что воин без ружья. (Казак-воин)
3.Молитву над тобой произнеся,
Омыл в купели батюшка тебя.
И крестных своих матерь и отца
Ты почитай до самого конца:
Пред Богом поручились за тебя,
Твои грехи – на совесть их вина. (Крещение)
4. В какой праздник среди зимы можно услышать под окном или дверью такую песню:
Коляда, коляда, Или курочку с хохлом
Ты подай пирога, Петушка с гребешком!
Или хлеба ломтину, Отворяйте, хозяева, сундучки,
Или денег полтину, Вынимайте пятачки! (Рождество Христово)
5. Золотистый вызрел колос.
Ценный груз, притом весьма -
Принимай страна урожай в закрома!
6. Где враг, там и казак. (Казак без службы - не казак.)
7. Прежде, чем начать это делать, под углы хаты закладывали монеты, чтобы быть богатыми; посыпали шерсть животных, чтобы водился скот. (Строительство хаты)
8. Принесите Весну на своем хвосту,
Жаворонки, прилетите, Красну Весну принесите. (Встреча весны)
9. Эту сдобную вкусняшку
Все пекут лишь раз в году.
В воскресенье, в светлый праздник
Подают её к столу. (Пасха)
10.Что есть в печи, все на стол мечи(Гостеприимство)
VI. Контроль усвоения. Рефлексия
- Есть ли обычаи, которые в настоящее время соблюдаются?
-Какие?
-О какой традиции вы только сегодня узнали?
-О какой традиции вы бы хотели больше узнать?
- Какие ещё вы знаете традиции?
Выберите из файла фразеологизм (написаны на листиках), который характеризует вашу работу сегодня:
Шевелить мозгами
Слушать краем уха
Хлопать ушами
-Заполните лист самооценки и взаимооценки.
VII. Итог.
Мало знать традиции своего народа, надо быть достойными преемниками лучших традиций кубанской земли. Я уверена, вы будете с уважением относиться к прошлому своей родины, и надеюсь в будущем своим трудом прославите свое имя и край.
Домашнее задание на выбор.
- Подготовить сообщение об обычаях людей разных национальностей, проживающих на Кубани.
- Подготовить сообщение о любимом семейном празднике. Нарисовать рисунок или подобрать фотографии.
Угощение караваем. Учитель помогает быстро разрезать ученикам 5-й группы каравай на маленькие кусочки и разложить на одноразовые тарелочки. Участники группы угощают всех детей караваем с солью, предварительно раздав ученикам по влажной салфетке.
Список используемой литературы :
1. Бондарева Н.А. Культурные традиции кубанского казачества. Армавир, 2003.
2. Маслов А. Кубанская старина. // Православный вестник Кубани. № 1, 2006.
6. Толмачева А.Т. Земля на зернышке стоит // Читаем, учимся, играем. № 8, 2004.
7. Шептун. Из истории Православной Церкви на Кубани. 1996.
Интернет ресурсы:
http://azbyka.ru/dictionary/03/vsenoschnoe_bdenie-all.shtml
http://www.yuga.ru/articles/society/4345.html
http://www.youtube.com/watch?v=uo3t2IPGAA4#t=36
Подводя итог урока, могу сказать, что учащиеся усвоили новый материал в полном объёме, тренировались взаимодействовать в группе, получили практические навыки работы.
Перегрузки учащихся как физической, так и психической не было, благодаря смене видов деятельности и форм работы. Форма проведения урока способствовала развитию коммуникативных, творческих способностей учащихся.
Урок соответствовал уровню развития учащихся и уровню учебной подготовки.
Урок обогатил меня на будущее тем, что я убедилась: система творческих заданий работает как технология, воспроизводима в любом классе.
Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления, сохранив продуктивную мотивацию к учению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Народные обычаи и традиции".
3 класс. Урок по кубановедению.Знакомство с народными обычаями и традициями...
Урок кубановедения в 3 классе по теме "Народные обычаи и традиции"
Урок кубановедения в 3 классе по теме "Народные обычаи и традиции"...
Урок технологии. 2 класс Тема « Народные промыслы. Матрешка»
Урок технологии. 2 классТема « Народные промыслы. Матрешка»...
Урок кубановедения, 2 класс. Тема урока: «Промыслы и ремесла на Кубани».
Урок кубановедения, 2 класс.Тема урока: «Промыслы и ремесла на Кубани»....
Урок кубановедения 4 класс "Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани"
На уроке учащиеся знакомятся с традициями и культурой разных народов, населяющих Кубань....
Технологическая карта урока по кубановедению по теме "Народные обычаи и традиции"
Технологическая карта урока по кубановедению по теме "Народные обычаи и традиции"...
Урок кубановедения 3 класс "Народные обычаи и традиции"
Тип урока: урок усвоения новых знанийТема: Народные обычаи и традицииЦели: познакомить с народными обычаями и традициями; привить любовь к м...