Урок кубановедения 3 класс "Народные обычаи и традиции"
план-конспект урока (3 класс)

Людмила Викторовна Благова

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема: Народные обычаи и традиции

Цели: познакомить с народными обычаями и традициями;

           привить любовь к малой  Родине, её истории;

           развивать кругозор;

           воспитывать уважение к обычаям казаков, к старшим.

Формирование УУД

Познавательные УД: оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УД: работать в группе, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог.

Личностные УД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Регулятивные УД: учиться ставить цель урока, контролировать свою работу и работу своего товарища по эталону, планировать работу в группах.

Оборудование:

- раздаточный материал для каждой группы; картинки- раскраски;

- презентация, проектор, экран, компьютер.

Формы организации деятельности учащихся: работа в группах, индивидуальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_obychai_i_traditsii.docx417.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 ИМЕНИ ТРЕХ ГЕРОЕВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА            ПОСЕЛКА МАЛОКУБАНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН

УРОК   КУБАНОВЕДЕНИЯ


«НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ»

Учитель начальных классов:

Благова Людмила Викторовна

Урок  кубановедения

Класс: 3

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема: Народные обычаи и традиции

Цели: познакомить с народными обычаями и традициями;

           привить любовь к малой  Родине, её истории;

           развивать кругозор;

           воспитывать уважение к обычаям казаков, к старшим.

Формирование УУД

Познавательные УД: оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УД: работать в группе, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог.

Личностные УД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Регулятивные УД: учиться ставить цель урока, контролировать свою работу и работу своего товарища по эталону, планировать работу в группах.

Оборудование:

- раздаточный материал для каждой группы; картинки- раскраски;

- презентация, проектор, экран, компьютер.

Формы организации деятельности учащихся: работа в группах, индивидуальная.

Источники: учебник «Кубановедение» М.В.Мирук, Е.Н.Ерёменко, Т.А. Науменко, Н.Я.Паскевич; мультимедийный проектор; презентация к уроку.

Учитель начальных классов:

Благова Л.В.

В самом начале урока дети заходят и берут на столе учителя цифры произвольно. Рассаживаются за столы в соответствии с взятым номером. Таким образом, происходит формирование по группам.

Слайд № 1 (слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ»)

Учитель: Здравствуйте, я говорю Вам, здравствуйте!

Доброго здоровья дети Вам.

Каждый день и час желаю- здравствуйте!

Я Вам тепло своей души отдам.

Я рада приветствовать Вас в классе Вашем.

Возможно, есть классы и лучше  и краше.

Но пусть в Вашем классе Вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Я думаю- Вам хочется много узнать.

Начнём же урок, не будем зря время терять.

-Меня зовут Людмила Викторовна. Я учитель начальных классов. Сегодня мне выпала большая честь провести для Вас урок кубановедения. Надеюсь, Вы мне в этом поможете и мы с Вами узнаем много нового и интересного.

-Поговорим? О чём?

О разном и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.

О чём- то знаешь ты,

А что- то мне известно.

Поговорим!Нам будет интересно!

- Мы живём в удивительном прекрасном уголке наше необъятной Родины- Краснодарском крае…..

О чудесном нашем крае будет разговор,

О прекрасном нашем крае- где мы все живём.

-Давным- давно заселили Кубань  наши предки- казаки. А начиналось всё, как Вы знаете, с Указа царицы Екатерины II.

Слайд № 2 (фото Екатерины II)

От щедрот своих мать- царица

Повелела им жить на границе,

Повелела стоять им линией,

Не китайской- живой стеной.

- На земле кубанской, средь полей бескрайних

Живёт народ-  казаки, их роду нет конца.

Им любо то, что свято, ведь дружбою богаты,

Отвагою, геройством казачьи их войска.

- У Вас на столах лежит набор букв розового и зелёного цветов. Составьте, пожалуйста, из них два слова. И вставьте получившиеся слова в кармашки на листочках. Что за слова у Вас получились? (ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ).

СЛОВАРНАЯ  РАБОТА

- Каково значение этих слов, кто может сказать? (высказывания детей)

Слайд № 4

Обычаи- традиционно установившиеся правила общественного поведения.

(По В.Далю)

Традиции- Это в нашей жизни то, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим.

Учитель: Как Вы думаете, о чём мы сегодня поведём речь? Это и будет темой нашего урока.

Слайд № 5  (ТЕМА УРОКА: Народные обычаи и традиции.)

Учитель: Что мы сегодня должны узнать и запомнить?

- Ребята, а как Вы думаете, почему Вы должны это знать, почему это нужно знать каждому жителю Кубани?

- Так с чего же начинается Родина для каждого из нас? Родного города, села. С весёлого шума деревьев на улицах нашего детства. С золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях. С задорной казачьей песни. С рассказов дедушки- Ветерана. Всё это Ваше- самое близкое и дорогое. Здесь Ваши корни. Родина начинается здесь.

Сегодня на нашем уроке мы в прошлое края вернёмся.

Узнаем о быте казаков, традициях, обрядах, законах.

Чтоб помнили мы наших предков, и гордо несли  своё имя.

Чтоб край наш кубанский во веки, прославлен был во всём мире.

- Чтобы нам на уроке было интересно- мы совершим экскурсию в прошлое, побываем в гостях у предков- казаков. Ребята, а скажите, на чём можно путешествовать? ( ответы детей)

- Наш транспорт Вы узнаете, отгадав загадку.

Куда ветер подует, туда он летит,

В корзине своей, он Вас разместит!

Слайд № 7 (ФОТО ВОЗДУШНОГО ШАРА)

- Итак, пристегните ремни, сядьте поудобнее, закройте глазки, наше путешествие начинается. Полетели… Как красиво: там зеленеют поля, там голубеет синь рек и озёр, а вон там вдалеке показались казачьи хаты…

Слайд № 8 (фото казачьей станицы).

- Вот здесь мы и приземлимся. Открываем глазки.

(Учитель показывает на столы, за которыми сидят дети).

- Каждая группа- своеобразный курень. Кто может нам пояснить, что означает это слово.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Слайд № 10. (КУРЕНЬ. На Кубани: изба, дом.)

-Вы, ребята, приземлились в 1 курень, Вы- во 2, Вы поживёте  в 3, ну, а Вам выпала честь пожить в курене под № 4,и, наконец. На время нашего урока Вы- казаки, наши предки. Жизнь казаков наполнена обычаями и традициями. Ведь казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает их. После недолгой подготовки мы заглянем в каждый курень и познакомимся с некоторыми казачьими обычаями и традициями.

Слайд № 11.    Помни, брат, что у казаков

                           Дружба- обычай;

                           Товарищество- традиция;

                           Гостеприимство- закон.

- На каждом столе лежат маршрутные листы с заданиями. Внимательно рассмотрите их, прочитайте и приступайте к работе. Это будут Ваши мини- проекты, с результатом которых Вы нас познакомите. Если что- то будет непонятно, я помогу.

Каждое задание лежит у Вас на столе в отдельном файле.

(В группах ребята решают сами, как будут работать с заданиями: вместе над каждым или распределят между собой)

(Каждому куреню раздать по 4 строчки стихотворения в начале работы, а зачитают они их в самом конце.  Выберут того, кто будет читать.)

Курень № 1. И хорошо, чтоб в наши дни

                       традиции с тобой мы берегли

                        В чудесном крае, где живём мы у Кубань- реки,

        Где жили здесь когда- то наши предки- кзаки!

Курень № 2. Ты цвети, моя Кубань,

                       Становись всё краше,

                       Не уронит честь казачью

                       Поколенье наше.

Курень № 3. Обычаи земли, своих святых отцов

                      И умных, добрых, славных мудрецов

                      Мы будем бережно всегда хранить,

                     Той жизни тоненькую, трепетную нить.

Курень № 4. И сына, внука смело наставляя,

                       Нести по жизни, род свой прославляя,

                      Для сердца нет той миссии милее,

                      Святой земли своей и родины роднее.

 (Дети приступают к работе. Учитель помогает им.)

(Во время подготовки ребят, учитель крепит на доске название обычая,       выступающего куреня.)

(После подготовки дети начинают выступление)

Курень № 1. Строительство хаты.

Учитель: Строить дом в степи- тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи:

То камыш коси, то саман меси,

То формуй да расставь его к ночи.

Леса нет вокруг, всё поля да луг,

В дело шли солома и глина.

И сухой камыш для шатровых крыш

И для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло. В ясный день светло,

А уж летом прохлада какая! (П.С.Карпенко)

ЗАДАНИЕ № 1. Внимательно прочитать текст. Запомнить главное.

(Курень № 1 работает с текстом в своей группе)

1 ученик.  Хаты строили из самана. Саман- смесь глины, соломы, камыша, лошадиного навоза. Глины было много. Казаки выращивали хлеб- было много соломы, Почти в каждой семье были кони. В саман добавляли лошадиный навоз для крепости и тепла. Смешивали глину и солому женщины и дети ногами. Мужчины из замеса делали кирпичи. Кирпичи сохли на солнце. Поэтому хату строили летом.

2 ученик. Крыли хату соломой и камышом. Такая крыша называлась «стреха». На крышу хаты шёл как крупный, так и мелкий камыш. Когда самый верх хаты был уже готов, ставили фигурки коников или хвостатых петушков. Дальше хату мазали глиной. Пол в хате был земляной, землю смазывали тоже глиной, Построенную хату белили известью или мелом снаружи и внутри. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Летом в саманной хате прохладно, а зимой тепло. И вот наступал черёд входин (новоселья)- торжественных, с обязательным приглашением священника, гостей, родственников.

3 ученик. Каждая семья стремится построить свой дом, используя самый лучший строительный материал, чтобы дом был крепким, уютным. Чтобы семья была счастливой, чтобы в ней царили мир и лад. В хате было две комнаты: великая (вылыка) и малая хата. В малой комнате находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате стояла мебель: шкаф для посуды, комод для белья, сундуки. Основу казачьих семей составляли: доброта, взаимопомощь, вежливость, внимание, любовь, дружба, верность. Такой дом стоит вечно! Центральным местом в доме  был «Красный угол- «божница».

4 ученик.  Были специальные обряды при строительстве хаты. На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья, чтобы живность водилась. Под углы хаты закладывали монеты, чтобы быть богатыми. На пороге прибивали подковы, чтобы быть счастливыми, чтобы скот водился. Подворье окропляли святой водой, чтоб не подступали злые духи. Печку разрисовывали петушками, рыбками. Розами раскрашивали окна, чтоб радовали глаз. Строили хату роднёй, всей улицей, всей станицею.

ЗАДАНИЕ № 2. (В файле лежат разрезанные части хаты. Необходимо из разрезанных частей собрать хату и наклеить на лист А 4).

ЗАДАНИЕ № 3. На листе напечатаны названия строительных материалов. Необходимо выбрать и подчеркнуть те, которые необходимы при строительстве хаты казака. (Шифер, железо, камыш, пластик, саман, доски, солома, песок, цемент, лошадиный навоз).

ЗАДАНИЕ № 4. Восстановите, пожалуйста, пословицы, соединив начало с окончанием.

Своя хатка        да хата кривая.

Чем хата богата,        родная матка.

Улица- то прямая,        я ничего не знаю!

Моя хата с краю        тем рада.

ЗАДАНИЕ № 5. В отдельном файле лежат слова, выберите те, которые по Вашему мнению могут быть основой семьи и наклейте на апплекацию хаты. (Доброта, взаимопомощь, вежливость, ненависть, внимание, любовь, дружба, верность, зло, справедливость, доверие, ссоры, месть.)

(Как только 1 группа начинает выступать, смена слайда.)

СЛАЙД № 12 (фото хаты).

(Дети рассказывают о том, что у них получилось. Один из ребят выходит к доске и под названием традиции «Строительство хаты», крепит аппликацию хаты.)

(Заканчивает группа своё выступление «Гимном хате». Читает один из учеников.)

(Иван Бойко «Гимн хате»)

Казачья хата….

Вздрагиваешь ты от малейшего ветерка, от воробьиного крика, от гула моторов в степи. Пообсунулась, надвинула до завалинки истощённую дождями соломенную крышу, уткнула в землю печальные окна. А над тобою- небо, как огромный сверкающий колокол. Гремит над тобою российское небо, а ты всё старишься, всё клонишься, врастаешь в землю…

Открой глаза, разбуди думы! Не печалься! Ты ведь самая счастливая….

Для тебя предки мои искали вольные земли: прошли горы, прорубили леса, обжили болота, обласкали просторы… Такой путь, что весь мир позавидует!

Учитель: Спасибо 1 куреню. Я думаю, ребята согласятся со мной, было очень интересно.

(У учителя лежит дополнительное задание, если группа справится быстро. Раскраска хаты.)

Курень № 2. Кубанское гостеприимство.

(Перед выступлением 2 куреня учитель крепит на доску название обычая «КУБАНСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО» и зачитывает стихотворение.)

Учитель: Даёт краюшку дедушка,

Бабуля- помидор…

Тот запах вкусный хлебушка

Я помню до сих пор!

СЛАЙД № 13 (фото казака и казачки с хлебом.)

Задание № 1. Внимательно прочитать текст. Запомнить главное.

(Курень № 2 работает с текстом в своей группе)

Ученик 1. Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте. Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице у него был обязательно дальний или близкий родственник: кум, сват или сослуживец, а то и просто житель, который встретит его, как гостя, накормит и его, и коня. Хозяева даже обижались, если гость мало ел да пил. Уходя из дома двери не закрывали, оставляя еду для гостя. Важного гостя встречали хлебом и солью- это пожелание добра, выражение гостеприимства.

Ученик № 2. Кубанская кухня богата разнообразными  способами кулинарного приготовления овощей, фруктов и даже ягод: вареная тыква, жареные стебли молодого чеснока, фарщированные баклажаны, запечённые яблоки, солёные (мочёные) арбузы, виноград…. Разнообразна кухня и супами. Особенно популярны борщи, рассольник с фасолью, летом- окрошки на кефире, квасе. На второе обычно готовили блюда из жареного, запечённого или тушёного мяса, домашней птицы. Очень важный продукт в рационе кубанца- сало. Хорошее сало, по кубанским меркам, должно быть розоватым, обязательно- с прослойкой мяса.

Ученик 3. На Кубани до сих пор много семей, в которых не принято подавать вторые блюда во время еды. Это старая дедовская традиция. Стол накрывают по принципу: всего понемножку, всё, что в огороде уродилось. Тарелка борща, Сметана. Шматок сала. Тут же яички от собственной несушки. Огурчики, помидорчики, чесночок, луковичка, редис…. Едят вприкуску. Из- за стола встают- сытые. На Кубани говорят: «Глазамы б йил, та душа не приймае!» (Наелся до отвала.) Картошка- второй хлеб, а картошка в мундире или молодая, сдобренная укропом и подсолнечным маслом- «на ура» проходит как самостоятельное блюдо.

Ученик 4. Много блюд и из муки: пироги, пирожки, пампушки, вареники с сыром и картошкой. Летом вареники- со свежей вишней, смородиной, малиной- в начинку идут фрукты и ягоды с собственного сада. На десерт идут различные фрукты и бахчевые: яблоки, груши, персики, виноград, арбуз, дыня. Руку протяни и сорви ту же сливу или грушу- такой легкодоступный десерт. Обычаи гостеприимства передаются из поколения в поколение. Нужно ходить друг к другу в гости, быть открытыми, приветливыми, гостеприимными, дружелюбными. Ведь главное в гостях- радость общения с дорогими людьми.

Задание № 2. Восстановите, пожалуйста, пословицы, соединив начало с окончанием.  Пословицы напечатаны на листе. Соединить карандашом.

Гостю щей не жалей                                                                     много новостей.

Гостям дважды радуются:        люби и к себе звать.

Много гостей                                                                          хозяин рад.

Любишь гостить        а погуще лей.

Доброму гостю        встречая и провожая.

Задание № 3. «Сварить» кубанский борщ- выбрать продукты, написанные на листе, необходимые для его  приготовления. (Картофель, мука, капуста, свинина, морковь, лук, перец болгарский, свёкла, томатный сок, растительное масло, лавровый лист, сахар, тыква, огурцы, помидоры, арбуз, яблоки.

Задание № 4. «Накрыть» стол. Из картинок выбрать традиционные блюда и наклеить их на отдельный лист (скатерть).

(После выступления 2 группы, один ученик выходит к доске и под названием обычая крепит скатерть с кубанскими блюдами.) И читает стихотворение.

Вот какой народ кубанский,

Хлебосольный!

Много в нём душевной теплоты!

Славься, край, певучий и раздольный,

Красота кубанской стороны!

Учитель: Спасибо большое за рассказ.

(Дополнительное задание- раскраска «Овощи и фрукты»)

Курень № 3. «Казак- воин».

СЛАЙД № 14(фото казака- воина).

(Перед выступлением 3 куреня учитель крепит на доску название обычая «КУБАНСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО» и зачитывает стихотворение.)

-Конь и шашка, плеть, фуражка,

Да лампасы по штанам.

В чистом поле,- в смертной схватке

Был казак, как страх врагам.

Задание № 1. Внимательно прочитать текст. Запомнить главное.

(Курень № 3 работает с текстом в своей группе).

Ученик 1. Казак- это воин с головы до ног, от рождения до смерти. По первому зову бросает казак свои мирные занятия и первым является на поле боя. В походе и на фронте он терпелив, вынослив и неприхотлив: на ходу ест, очень мало спит, всегда на чеку, постоянно готов броситься на врага. Казак рождался воином, и с появлением на свет начиналась его военная школа. Ребёнку дарили подарки: патроны, пули, лук, стрелы, ружьё. Когда ребёнку исполнялось 40 дней, отец сажал его  на коня и возвращал матери. Когда у него появлялись зубы, его снова сажали на коня и везли в церковь. В 3 года дети уже свободно ездили на лошади, а в 5- скакали по степи.

Ученик 2. Главным развлечением казаков была стрельба. Из лука или ружья. На праздники устраивали скачки и кулачные бои, казаки показывали джигитовку (хорошую езду на лошадях). Военные игры и стрельба в цель были любимыми занятиями молодёжи. Эти упражнения развивали меткость в стрельбе, многие казаки могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев. Соревновались казаки и в преодолении водной преграды. Группа казаков мчалась на лошадях к реке. Бросившись в воду на конях, переплывали её. Победителем становился тот, кто первым выходил на берег.

Ученик 3. …Казаки- это самые лучшие лёгкие войска среди всех существующих. «Если бы я имел их в своей армии, я бы прошёл с ними весь мир». Наполеон Бонапарт. Но чем казак силён и крепок? Он крепок своей вековой, неизменной дружбой с конём. Сильнее этой дружбы на свете дружбы нет. Невозможно представить жизнь казака без коня. Даже хаты строили иногда под одной крышей с конюшней. Едва солнце вставало хозяин- казак, не позавтракал, спешил проведать коня. Вскоре начиналась уборка помещения, лошадей чистили, поили, давали корм, проверяли упряжь. Казак голоден, а конь сыт. Без коня казак сирота.

Ученик 4. Перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена. Жена кланялась в ноги коню, чтобы уберёг мужа. При проводах казака в последний путь, за гробом шёл боевой конь, а потом шли родные и близкие. А конская подкова? Много лет существует поверье, что подковы на счастье вешают над входной дверью, обязательно концами вниз. Считается, что таким образом из подковы, как из чаши, на хозяев прольётся достаток и здоровье. Причём, самой дорогой считалась найденная подкова, а не купленная или подаренная. Ржавую бережно очищали и красили.

Задание № 2. (Склеить части картинки воина на коне и приклеить их на отдельный лист.)

Задание № 3. Восстановить пословицы, соединив начало и конец.

Бережёного Бог бережёт                           а конь его сыт.

Казак в бою                                                 а казака сабля

Казак голоден                        казацкая еда.

Кто пули боится                         как орёл в небе.

Хлеб да вода                            в казаки не годится.

Задание № 4. Разучить физминутку и провести её с классом.

Раз- два, три- четыре- казаки шагают в ряд.

Посмотрите, посмотрите, самый смелый мы отряд.

Мы направо смотрим дружно и налево поглядим,

Наклонились, сели, встали- Кубань в обиду не дадим!

Задание № 5.Раскрасить подкову из солёного теста.

(После выступления 3 группы, один на доску крепит аппликацию воина на коне. Учитель зачитывает стихотворение.)

Всех обычаев не счесть:

Казаку превыше честь,

Сабля- гордость казака,

Не прожить им без коня.

Без ухи и без добычи

Уж такой у них обычай,

И готов любой казак

За Россию постоять!

ФИЗМИНУТКА

(Дополнительное задание у учителя- раскраска казак- воин.)

Курень № 4. «Праздники».

СЛАЙД № 15(фото фрагмента православного праздника).

(Перед выступлением 4 куреня учитель крепит на доску название обычая «Праздники» и зачитывает стихотворение.)

- На хуторе нашем вишнёвом,

У чистой криничной воды

Девчата справляют обновы,

К заре поднимают цветы.

-Казаки соблюдали заповеди Господние, основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. В каждой хате был святой угол, где висели иконы.

Задание № 1. Внимательно прочитать текст. Запомнить главное.

(Курень № 4 работает с текстом в своей группе).

Ученик 1. Православная вера была отличительной чертой казаков. Вера отцов говорила о бессмертии души, о её бесконечной жизни. Вера учила казака не бояться смерти на войне. Кто боялся Бога, тот не боялся неприятеля.

Любовное, заботливое отношение было у казаков к храму и  его святыням. Желая и свой дом сделать местом святым, возведение жилища начинали со святого угла. При вселении в дом вначале вносили в святой угол икону. Иконы были непременной святыней каждой хаты. Перед иконами молились, ими благословляли при важных жизненных обстоятельствах

Ученик 2. Год начинался зимними Святками, включавшими в себя Рождество Христово (7 января) и Крещение (19 января). Заканчивались Святки Крещенским сочельником. Во льду реки делали прорубь в виде креста (иордань). Священник совершал чин освящения воды. Люди трижды погружались в прорубь: считалось, что святая вода смывает грехи.

Проводы зимы и встречу весны символизировала Масленица, после которой начинался Великий пост. Затем следовала Пасха, самый почитаемый всеми православными праздник- праздник праздников.

Ученик 3. На пятидесятый день после Пасхи казаки отмечали Троиц, которая знаменовала собой переход от весны к лету. Лето заканчивалось общевойсковым праздником- днём святого благоверного князя Александра Невского.

Традиционным был и остаётся на Кубани праздник Урожая. В этот день чествуют земляков, которые своим трудом добились самых высоких урожаев. По этому случаю устраивается ярмарка, где каждый старается похвастаться своим товаром. На улицах городов и станиц шумит праздничное гулянье.

Ученик 4. Осенью все полевые и садовые работы старались закончить до Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября).

Календарные праздники и обряды, храмовые престольные праздники объединяли казачью станицу в одну большую семью, передавали духовный опыт от поколения к поколению.

Задание № 2. Решите кроссворд.

1.Праздник, которым начинался год.

2.Праздник, который отмечали 19 января.

3.Этот праздник отмечали летом на 50 день после Пасхи.

4.Праздник, символизирующий проводы зимы и встречу весны.

5.Праздник праздников.

6. Праздник, который отмечают 14 октября.

7. Накануне этого праздника люди омывались в иордани.

П

1

Р

А

2

В

3

О

4

С

Л

5

А

6

В

И

7

Е

Задание № 3. Отметьте в календаре Православные праздники.

https://aroma-avenue.ru/wp-content/uploads/4/8/b/48b762c4e05c64770cb8f71142596091.jpeg

?

https://kartinkin.net/uploads/posts/2022-02/1644881959_51-kartinkin-net-p-svetloi-paskhi-kartinki-72.jpg

?

https://www.kleo.ru/img/articles/cb781d96f10f5228820f2db6bd5d588e.jpg

?

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=840a2774b4da0131213d12d8eb031c19_l-4116495-images-thumbs&ref=rim&n=13&w=1080&h=809

?

https://vg.mskobr.ru/files/2022/news_vg/02.03.2022-udal-molodetckaya.jpg

?

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-136255-1445791671.jpg

?

Задание № 4. Раскрасить пасхальные открытки.

(После выступления 4 группы, один на доску крепит открытку.)

Обобщение материала (схема на доске).

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ

СТРОИТЕЛЬСТВО ХАТЫ                                                    ПРАЗДНИКИ

КУБАНСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО        КАЗАК РОЖДАЛСЯ ВОИНОМ

Учитель: Мы познакомились с некоторыми кубанскими обычаями. Давайте ещё раз озвучим их. (ЗАЧИТЫВАЕМ НАЗВАНИЯ НА ДОСКЕ).

- На столах у Вас лежат большие пакеты. Возьмите то, что в них лежит. Что это за слова? (Названия казачьих традиций). Я сейчас буду зачитывать загадки, пословицы, стихи, а Вы поднимаете название того обычая, о котором я буду говорить.

1. Казак без  коня, что воин без ружья. (Казак рождался воином.)

2. В какой праздник среди зимы можно услышать под окном или дверью такую песню:

Коляда,  коляда,

Ты подай нам пирога.

Отворяйте, хозяева, сундучки,

Вынимайте пятачки! (Рождество Христово.)

3. Золотистый вызрел колос.

Ценный груз, притом весьма-

Принимай, страна, урожай в закрома! (Праздник урожая.)

4. Прежде, чем начать это делать,  под углы хаты закладывали монеты, чтобы быть богатыми; Посыпали шерсть животных, чтобы водился скот. (Строительство хаты.)

5. Эту сдобную вкусняшку

Все пекут лишь раз в году.

В воскресенье, в Светлый праздник

Подают её к столу. (Пасха.)

6. Что есть в печи, всё на стол мечи. (Гостеприимство.)

Учитель: Мы должны бережно хранить русские традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Многие традиции забываются, а некоторые живут и в наше время. Например, среди них был и остаётся наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для родной Кубани.

СЛАЙД № 16. Надеюсь было интересно.

        Узнал ты то, что неизвестно!

(Дети зачитывают вслух четверостишия, розданные вначале урока).

Учитель: Ребята, и Вы на правах радушных хозяев преподнесите нашим гостям подарки. (Дети дарят подкову, открытки, чабрец в мешочках, заготовленный заранее).

VI. Контроль усвоения. Рефлексия.

-Настоящий казак должен посадить дерево, построить дом, родить и воспитать сына. На Кубани в каждом дворе росли вишни. Из них пекли пироги, варили вареники. На доске Вы видите вишнёвое дерево. Если Вы узнали что- то новое для себя, Вам понравился урок, повесьте на дерево красную вишенку. Ну, а если что- то не совсем получилось, повесьте зелёную.

(Дети выходят к доске, крепят вишни.)

-О какой традиции Вы только сегодня узнали?

-О какой хотелось бы узнать больше?

-Вы- замечательные дети! Я у Вас научилась дружбе, взаимопомощи. Желаю Вам во всём успехов!

Литература:

1.Мирук М.В., Ерёменко Е.И., Науменко Т.А. Учебник по кубановедению 3 класс. – Краснодар: Перспективы образования, 2012.

2.Ерёменко Е.Н. Методическое пособие для учителя 1-4 класс. – Краснодар: Перспективы образования, 2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок кубановедения в 3 классе по теме "Народные обычаи и традиции"

Урок кубановедения в 3 классе по теме "Народные обычаи и традиции"...

Разработка урока кубановедения 4 класс, по теме:"Обычаи и праздники народов живущих на Кубани".

Данный урок знакомит учащихся с обычаями и праздниками народов живущих на Кубани. Прививает любовь к родному краю, труду, к обычаям и традициям кубанского народа; воспитывает патриотические чувства, у...

Урок кубановедения 4 класс "Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани"

На уроке учащиеся знакомятся с традициями и культурой разных народов, населяющих Кубань....

Урок кубановедения в 3 классе. Тема: «Народные обычаи и традиции»

В конспекте представлен материал по теме "Народные обычаи и традиции Кубани"...

Открытый урок на тему: "Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани".

Представлен план-онспект урока по кубановедению на тему: ""Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани"....

Технологическая карта урока по кубановедению по теме "Народные обычаи и традиции"

Технологическая карта урока по кубановедению по теме "Народные обычаи и традиции"...