Тема: «Вежливые» слова
план-конспект урока (1 класс) на тему

Родионова Ирина Викторовна

Тема:  «Вежливые» слова

 

Учитель: Родионова Ирина Викторовна

 

Цель: развивать умения употреблять в речи «вежливые» слова,

использовать  в  речи  «вежливые» слова.

·         Предметные: сформировать позитивное отношение к правильной устной  и письменной  речи  как показателям общей культуры  и  гражданской позиции человека; овладеть первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.

·         Метапредметные (под руководством учителя): овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; учиться слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение  и  аргументировать свою точку зрения.

·         Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах; формировать эстетические потребности, ценности и чувства; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

·         Коммуникативные: объяснять свой выбор; выслушивать учителя, одноклассников; выражать свои мысли; формулировать ответы на вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vezhlivye_slova.pptx2.92 МБ
Файл tema_vezhlivye_slova.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем

Слайд 2

В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело!

Слайд 3

Названия команд Вежливые Гномики Добрые Ёжики

Слайд 4

Весёлые Зайчики Чуткие Цыплята

Слайд 5

Сравнить две ситуации: Олег сказал: – Ольга, дай карандаш, и побыстрее . Саша попросил: – Оля, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался.

Слайд 6

Откройте конверт номер 1, из букв соберите слово До свидания Извините Благодарю Здравствуй

Слайд 7

Тема: «Вежливые» слова

Слайд 8

Составь историю по картинкам с вежливым словом.

Слайд 10

2 5 3 6 8 1 4 7

Слайд 11

2 5 3 6 8 1 П 4 7 И Н Г В И Н

Слайд 12

2 Ж 5 И 3 6 8 1 П Р 4 7 И А Н ф Г В И Н

Слайд 13

2 Ж 5 И 3 Н 6 8 1 П Р О 4 7 И А С Н ф О Г Р В О И Г Н

Слайд 14

2 Ж 5 И 3 Н 6 8 1 П Р О 4 С 7 И А С О Н ф О Б Г Р А В О К И Г А Н

Слайд 15

2 Ж 5 К И 3 Н О 6 8 1 П Р О 4 С Т 7 И А С О И Н ф О Б К Г Р А В О К И Г А Н

Слайд 16

2 Ж 5 К И 3 Н О 6 Л 8 1 П Р О 4 С Т И 7 И А С О И С Н ф О Б К А Г Р А В О К И Г А Н

Слайд 17

2 Ж 5 К И 3 Н О 6 Л 8 1 П Р О 4 С Т И 7 Т И А С О И С И Н ф О Б К А Г Г Р А Р В О К И Г А Н

Слайд 18

2 Ж 5 К И 3 Н О 6 Л 8 Л 1 П Р О 4 С Т И 7 Т Е И А С О И С И В Н ф О Б К А Г Г Р А Р В О К И Г А Н



Предварительный просмотр:

Тема:  «Вежливые» слова

Учитель: Родионова Ирина Викторовна

Цель: развивать умения употреблять в речи «вежливые» слова,

использовать  в  речи  «вежливые» слова.

  • Предметные: сформировать позитивное отношение к правильной устной  и письменной  речи  как показателям общей культуры  и  гражданской позиции человека; овладеть первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.
  • Метапредметные (под руководством учителя): овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; учиться слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение  и  аргументировать свою точку зрения.
  • Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах; формировать эстетические потребности, ценности и чувства; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
  • Коммуникативные: объяснять свой выбор; выслушивать учителя, одноклассников; выражать свои мысли; формулировать ответы на вопросы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

- Приветствие

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

            И работать начинаем (слайд №1)

Проверка готовности учащихся к уроку

В мире много интересного,

 Нам порою неизвестного.

 Миру знаний нет предела,

 Так скорей, друзья, за дело! (слайд №2)

2. Самоопределение к деятельности

 1.Предлагаю Вам сегодня окунуться  в  познание вежливых слов, а чтобы наше путешествие было более интересным, предлагаю разделиться на группы.  Встаньте в круг, возьмите   каждый  у меня  улыбчивый смайлик. Переверните его. Что вы на нем увидели?

Глядя на буквы разделитесь на группы , следующим образом:

 1 группа: гласные 1 ряда, обозначающие твёрдость согласных звуков,

 2 группа: согласные звонкие,

3 группа: согласные глухие,

  4 группа: гласные 2ряда, обозначающие мягкость  согласных звуков.

Каждая группа  займите свои места. Прочитайте названия своей группы.

 Обсудите, кто в вашей группе будет П (президентом), МН (министр- науки), МЗ(министр - здравохранения), МП(министр- порядка), ХВ(хранитель времени).

2.Давайте повторим правила работы в группе…………..

  1. Каждый капитан  озвучьте название своей группы: 1 ( слайд 3-4)
  2. Ребята, я предлагаю вам сравнить две ситуации:
    1) Олег  сказал:
    – Ольга, дай карандаш, и побыстрее. 
    2) Саша попросил:
    – Оля, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался. 

( слайд 5)
- Скажите, чем отличаются эти просьбы?  
Как вы думаете, кому Оля даст карандаш? Почему?

(плакат  Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный)

  1. Откройте конверт номер 1, из букв соберите слово: (до свидания, извините, благодарю, здравствуй) ( слайд № 3)

Глядя  на названия группы и слова,  которые вы собрали, как вы думаете, какая тема нашего занятия.

( ответ детей) ( Слайд №4 – тема)

- Сегодня вы узнаете о вежливых словах и о том, как правильно высказать просьбу.

- Во время занятия мы с вами будем составлять цветок, на лепестках которого, после каждого задания, будет появляться новое слово.

 Ваша задача: определит, к какому виду относятся вежливые слова на полученном цветке.

Дети дают ответы на вопросы учителя

( ответы детей : буквы)

(первая невежливая, а вторая вежливая)

1гр.-до свидания,

3гр.- извините,

2гр.-благодарю,

1гр.- здравствуй

(тема нашего занятия «Вежливые слова»

4.Работа по теме урока

  1. Стихотворение   (Лиана и Мария)

Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

За что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали, сколько раз?

Отменить, 
что ли, слово “пожалуйста” -
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что, без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться вам спешат.

А теперь, я предлагаю, поработать на станциях.

1. Станция (литературная) 

 По сюжетным картинкам и предложенному вежливому слову составь сказку и расскажи ее. (Добрый день, До встречи, На здоровье, Простите пожалуйста)

2.Станция(окружающий мир) 

А)Разгадать кроссворд:

Выделенное слово наклеить на лепесток.

Ребята, а что значит вежливый? 

Учитель: А где должны соблюдаться привила приличия? (везде) 

Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.
Учитель: Ребята, подумайте, как можно проявлять вежливость? (жесты, мимика, вежливые слова) Какие вежливые слова вы знаете? Чтобы лучше вспомнить вежливые слова,  мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку.

5. Физкультминутка

Если вы услышите в моей команде вежливое слово, то вы ее выполняете, если вежливого слова нет, то моя просьба остается не выполненной.

Дети выполняют действия

6. Закрепление изученного материала

3.Станция (театральная) 

А)найди лишнее слово.

Сейчас, доброе утро, завтра, когда, вчера, сегодня, послезавтра.

Сейчас, счастливого пути, завтра, когда, вчера, сегодня, послезавтра.

Сейчас, не за что, завтра, когда, вчера, сегодня, послезавтра.

Сейчас, я не хотел тебя обидеть, завтра, когда, вчера, сегодня, послезавтра.

Б)С предложенным словом составьте  и инсценируйте телефонный разговор.

4. Станция (математическая)

А)Реши пример, из букв составь слово.  (расшифруй слово)

Б) раскрась шарики

Дети работают по заданиям

7. Рефлексия

- Для чего в речи нужно употреблять «вежливые» слова?

- Как называют человека, который употребляет в своей речи такие слова?

- Как называют грубого, невоспитанного человека?

- А сейчас почитаем  и поработаем на пультах.

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…» (Привет!)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…» (До свиданья!)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини!)

-Какие слова мы вставили?

Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными.

 А почему их так называют?

С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека.

Послушайте стихотворение.

Малыша обидел Витя.

Перед школою в строю

Витя просит:

- Извините,

Я ошибку признаю.

На урок пришёл учитель,

Положил на стол журнал,

Следом Витя:

- Извините,

Я немного опоздал.

— Тихомиров!

Покажите

Нам на карте город  Ейск.

— Извините, —

Шепчет Витя, —

Я к уроку не готов.

Мы поспорили с Наташей:

Вежлив Витя

Или нет?

Разберитесь в споре нашем

И пришлите нам ответ!

Ответы учащихся

- Вежливый, воспитанный

- Невежа

Ответы детей

-Вежливые

(чтение стихотворения уч-ся)

8. Подведение итогов урока

А теперь, глядя на цветочек, который у вас получился, прочитайте слова на лепестках.

Назовите все полученные слова одним словом- что они обозначают и когда их употребляют.

А теперь сравним, ваши ответы с эталоном.

А теперь давайте поговорим:

– Что для вас было уже легко?

– Что было еще трудно?

 – А что показалось самым интересным?

Оцените свою работу на уроке. ( на лесенке)

Словарик вежливых слов

Пожалуйста ...       Вы не могли бы ...
Будь другом ...       Не сочти за труд ...
Прошу тебя ...       Если Вам не трудно ...
Будьте добры ...      Будь так любезен ...
Сделай милость...     Не в службу, а в дружбу ...

( ответы детей)

( отклеивают середину в цветке) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Устная речь". Тема "Вежливые слова" 2 класс

Знакомство с вежливыми словами....

Урок русского языка в 1 классе УМК «Школа России» по теме : "Вежливые слова."

Урок русского языка  в 1 классе УМК «Школа России» по теме : "Вежливые слова."Учитель начальных классов Михайлова Елена АлександровнаМБОУ «Марковская основная общеобразовательная школа»С. Марково...

Урок русского языка в 1 классе УМК «Школа России» по теме : "Вежливые слова."

Урок русского языка  в 1 классе УМК «Школа России» по теме : "Вежливые слова."Учитель начальных классов Михайлова Елена АлександровнаМБОУ «Марковская основная общеобразовательная школа»С. Марково...

Разработка занятия по теме "Вежливые слова"

Данное занятие проводилось в группе продленного дня с учащимися 2 класса. Целью данного занятия было: научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях;развитие основ мыслите...

Классный час на тему "Вежливые слова".

Цель: Познакомить с понятием «вежливость», в чём она должна проявляться.Задачи: - упражнять в использовании «вежливых и волшебных слов» в жизни,...

урок русского языка в 1 классе по теме "Вежливые слова"

технологическая карта урока с презентацией...

Разработка урока по русскому языку во 2-ом классе по теме "Вежливые слова"

В разработке представлена технологическая карта урока и приложение, песенка "Вежливые слова".Презентация для интерактивной доски не загружается.Для урока необходимо скачать выпуск "Ералаша" "Большое с...