Дети войны
учебно-методический материал на тему

Шкарубо Людмила Ивановна

Литературно – музыкальная композиция: ознакомление обучающихся с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью детей в то суровое  время

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  ДЕТИ ВОЙНЫ

                                 (литературно – музыкальная композиция)

 

Цель и задачи:

  • познакомить обучающихся с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью детей в то суровое  время;
  • развивать способность  сопереживать;
  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, своему народу.

   

  Ведущий: Сегодня мы собрались, чтобы отметить великий день для нашего народа – 70 лет со Дня  Победы. Сегодняшние наши гости - люди пережившие войну. Кто-то из Вас воевал, у кого-то было детство, обожженное войной. Давайте вместе с нами вернемся назад и перелистаем страницы нашей истории.

         22 июня 1941 года в четыре часа утра, когда мирные люди нашей страны спокойно спали, фашистская Германия без объявления войны своими танками и самолетами нарушила наши границы, ворвалась на территорию нашей страны, стала бомбить, разрушать города и села, убивать мирный народ.

Рано утром на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских-

Это значит против нас.

(звучит песня «Священная война»,  муз. Александрова)

Ведущий.
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.
Нужны были и смелость и отвага,
чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла где неприятеля нога.
В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.

(Звучит песня Ильи Резника «Дети войны»)

Ребята сороковых годов (инсценировка)

    Что теперь будем делать? Как жить? Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь  и  буду гнать фашистов.

     Моряком, конечно, хорошо, особенно если капитаном. Но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь - и полка нет.

    Так уж сразу и полка?

    Ну, может быть и не полка, но многих бы гадов уничтожил.

А я буду сержантом, как мой отец.

Ведущий.
         
Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не надо было идти в школу. Как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых. В 11-15 лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях.

Ведущий.
     
В  военно-полевых госпиталях медперсонала хронически не хватало: врачи и медсестры зачастую работали сутками без отдыха; и помощь детских рук здесь была востребована чрезвычайно. Детям по силам было обеспечивать быт раненых бойцов: дежурить у их постелей, делать перевязки, кормить с ложечки, да и хотя бы просто почитать свежие газеты и приходящие письма. Они хорошо справлялись с этой нелёгкой работой.

Ведущий.
         
Дети могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Когда началась блокада, в Ленинграде, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей. Юным ленинградцам пришлось нести свою долю тягот и бедствий блокадного Ленинграда. Блокадные мальчики и девочки были достойными помощниками взрослым. Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах и фабриках.

Рассказ учителя о блокаде и о Тане Савичевой.

В сентябре 1941 года фашисты прорвались к Ленинграду и окружили его плотным кольцом. Начались тяжелые дни блокады.

28 августа в Ленинград пробился последний поезд с хлебом, потом враги заняли железные дороги на подступах к городу. Только по Ладожскому озеру небольшие речные баржи подвозили продукты. В октябре начались штормы, баржи выбрасывало на берег, как спичечные коробки. В ноябре пришли морозы, озеро стало замерзать, и баржи не могли пройти между льдинами.

С 10 ноября многие ленинградцы получали в день 125 гр. Хлеба. Небольшой кусок хлеба - и больше ничего. К страшному слову «блокада» прибавилось слово «голод». Ленинградцы слабели, многие едва двигались, некоторые умирали.

           Жила в Ленинграде на 2-й линии Васильевского острова в доме № 13 пионерка Таня Савичева. Жила в большой веселой семье. Старшая сестра, Женя, работала конструктором на заводе. Брат Леня, дома его звали Лекой, работал на другом заводе. Братья Таниного отца, дядя Вася и дядя Леша, работали в книжном магазине. Танина мама и старая бабушка варили обед большой семье, стирали одежду, а в воскресенье пекли вкусные пирожки. Когда началась блокада, пирожки стало печь не из чего. А потом наступил голод. Есть хотелось весь день, а по ночам снились пирожки. Тане Савичевой было 11 лет.

Она вела  дневник.

Эта тонкая тетрадка                                   Ленинград в тисках блокады,

Стоит многих толстых книг.                            У ворот лютует враг.

Пионерка - ленинградка                            Рвутся бомбы и снаряды,

Потрясает твой Дневник.                              Дует стужа, давит мрак.

Таня Савичева, Таня,                                   От коптилки не согреться,

Ты в сердцах у нас жива.                               И ни крошки, ни глотка,
Затаив на миг дыханье,                             И выводит кровью сердце

Слышит мир твои слова.                             На страницах дневника.

Таня: Лека умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года. Смолк зловещий гром орудий. Пронеслась войны гроза, Но все также память людям Смотрит пристально в глаза. К солнцу тянется березка, пробивается трава. А на скорбном Пискаревском обожгут сердца слова: Таня: Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама- 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.

У планеты нашей сердце                        Будьте бдительными, люди.
Бьется гулко, как набат.                            Люди, вслушайтесь в Дневник,
Не забудет  мир Освенцим,                    Он звучит сильней орудий,
Не  забудет Ленинград.                           Тот безмолвный детский крик:

 Савичевы умерли. Умерли  все. Осталась одна Таня.

Потом умерла и Таня. Она была вместе с другими детьми вывезена из блокадного Ленинграда в Горьковскую область. Умерла в Шатковской больнице 23 мая 1944 года. Она угасла, как жертва страшной войны.

Ведущий: 

Тяжелые испытания война принесла детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят.  Дети, попавшие на фронт, или воевавшие в партизанских отрядах не пощадили жизни ради победы. Они воевали наравне с взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.

Мы знаем имена и подвиги пионеров-героев.

Четырехклассник севастопольской школы Валерий Волков погиб, но память о нем живет.

Окутано море тревогой,

Огнем Севастополь объят.

В разрушенной школе над пыльной дорогой

Осталась лишь горстка солдат.

Все ближе снаряды ложатся,

Осколки секут храбрецов.

Нас десять! - сказал командир- а сражаться,

Мы будем, как сотня бойцов.

Герой-пионер был десятым,

Он числился сыном полка,

В минуты затишья читал он солдатам

Из книжки стихи Маршака.

В тельняшке своей полосатой за Родину он воевал,

И метко с размаху метнул он гранаты,

Но сам был сражен наповал.

А танк задымил на поляне.

Бойцы подползли к храбрецу.

Раскинувши руки, лежал он в бурьяне,

И кровь все текла по лицу.

Нас десять! И недругам крышка!

Сказал командир в том бою.

Он «десять» сказал, потому что парнишка

Навечно остался в строю.

                          Мы знаем о подвиге Александра Матросова.

В атаку шла бесстрашных рота,

И дрогнул вражеский отряд.

Но вдруг из темной щели дзота

Посыпался свинцовый град.

Жужжали пули, словно осы,

И люди закопались в снег.

Вперед пополз боец Матросов,

Бесстрашный русский человек.

Вперед! Ведь за спиною рота.

Под проливным огнем врага!

Вот между ним и вражьим дзотом

Осталось только два шага.

И, словно лев, в порыве смелом

Матросов бросился вперед,

Навстречу смерти, сильным телом

Закрыв немецкий пулемет.

                                Мы знаем о подвиге Зои Космодемьянской.

Ушла. Ни письма, ни привета

Не шлет наша Зоя домой.

И вот у Петрищева где-то

Выходит тропинкой лесной.

Идет на опасное дело

В холодной предутренней мгле,

Синичка спросонья запела,

Петух закричал на селе.

 Немецкие кони в конюшне,

Поджечь поскорей и уйти...

Но спички в руках непослушны -

Они отсырели в пути.

Не солнце встает из тумана,

То склады фашистов горят...

Ждут Зою друзья партизаны.

Но ей не вернуться назад.

Ей руки веревкой связали,

Ее на допрос повели,

Там били ее и пытали,

Но волю сломить не смогли.

На страшную казнь под конвоем,

Босая, ступая на снег,

Шла гордая школьница Зоя,

Советский простой человек!

                                                                     Мы знаем о подвиге пионерки Тони.

 В Орел оккупанты ворвались на танках,

И дым застелил небосклон. и девочку Тоню

На каторгу, в рабство фашистский увез эшелон.

Не знал стук колесный, не знал вольный ветер,

Не знал и свирепый конвой, что красное знамя

Везет пионерка, рискуя своей головой.

Работала Тоня у немки служанкой,

Стирала белье дотемна, и красное знамя

В подкладке жакета у сердца хранила она,

Тот стяг пионерский в минуты побоев

 Ей мужество в сердце вливал,

И там, на чужбине, в часы унижений

 Он духом упасть не давал.

Жила пионерка в фашистской неволе,

Но видел весь город Штудтгарт,

 Как девочка гордо со знаменем вышла,

 Встречая советских солдат.     

    ПЕСНЯ О РОССИИ (стоя)

Их много, героев, погибших за наше счастье. Они все были храбры, были верны своей Родине. Вот почему их помнят все.

Многие пали смертью героев в неравном бою, но остались живы Юра Смирнов, Саня Колесников, Ваня Андрианов, Костя Кравчук, Витя Ильин и многие другие.

           Юре Смирнову в январе 1944 года было 10 лет. Войска Ленинградского фронта подошли к городу Гатчина, но войти не могли, т.к. фашисты засели в домах. Юра выбежал навстречу нашим разведчикам и показал им, где засели гитлеровцы, где расположены их огневые точки, и тогда наши бойцы быстро выбили фашистов из Гатчины.

            Юра Смирнов после войны жил в Ленинграде.

          Саня Колесников учился в 3 классе московской школы. Осенью 1943 года он убежал из дома на фронт. Его приняли в танковый корпус. Однажды мальчик пошел в разведку и обнаружил разгрузочную ж/д ветку фашистов. По обе стороны ж/д ветки на верхушках деревьев он повесил белые наволочки, которые были видны с воздуха. Наши летчики поняли условный знак и обстреляли фашистов. Затем залез в ящик под вагон, поджег его, а сам выпрыгнул в реку. Его поймали, пытали, били молотком по пальцам, а потом распяли. Но он остался жив. После госпиталя он опять воевал и дошел до Берлина.    

            После войны Александр Колесников жил в Москве.

          Ване Андрианову было тогда 14 лет. Он увидел, что к селу идут советские солдаты. А село занято фашистами, которые всюду расставили пулеметы. Мальчик побежал навстречу нашим бойцам. Проваливаясь в глубокий снег, он падал, поднимался, опять бежал вперед и кричал: «Остановитесь, здесь пулеметы!» Немцы открыли по нему огонь, но Ваня добежал до бойцов и показал безопасный путь. Наши воины обошли село с тыла и выбили из него фашистов.

За этот подвиг Ваня был награжден орденом Красной Звезды.

            После войны Иван Федорович Андрианов жил в Москве.

             Косте Кравчуку было 10 лет. В сентябре 1941 года, когда за Киев шли ожесточенные бои, Костя увидел на улице города двух раненых бойцов. Они истекали кровью. Бойцы протянули Косте знамена и чуть слышно прошептали: «Спрячь их и сохрани до прихода наших!» Рискуя жизнью мальчик взял знамена, вложил их в мешок, осмолил его и опустил в колодец. После освобождения Киева Костя передал знамена в комендатуру Киевского гарнизона.

          После войны Константин Кравчук жил в Киеве.

          Когда из Подмосковья выбили фашистов, Витя Ильин помогал разминировать мины, снаряды. Одна из мин взорвалась, и в 13 лет мальчик остался без рук. Он стал учиться рисовать, держа карандаш зубами. Витя Ильин окончил школу и Московский пединститут.

Работал директором школы в родном селе.

В 1945 году враг был окончательно добит в собственной берлоге.

ПЕСНЯ « ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ»

По рассказам и книжкам я знаю войну,

Что сиротами сделала многих детей,

Что заставила плакать седых матерей.

По рассказам и книжкам я знаю войну.

По рассказам и книжкам я  вижу войну.

Вижу стены, разорванный бомбами дом.

Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

По рассказ и книжкам я вижу войну.

По рассказам и книжкам я слышу войну.

Слышу грохот орудий и раненых крик.

Слышу Вздох партизан, замеревших на миг.

По рассказам и книжкам я слышу войну.

Мы не слышали взрывов бомб,

Не стояли холодными ночами за хлебом;

 Мы не знаем, что такое похоронки.

Но когда мы расспрашиваем взрослых о войне, почти в каждой семье кто-то: погиб, пропал без вести, умер от ран.

Почтим минутой молчания память всех юных героев, погибших в борьбе за счастье народов.

(МИНУТА МОЛЧАНИЯ)

Ради счастья и жизни на свете,

Ради воинов, павших тогда,

Да не будет войны на планете

НИКОГДА, НИКОГДА, НИКОГДА!

Пусть солнце утопит всю землю в лучах! ПУСТЬ!

 Пусть мирные звезды сияют над ней!  ПУСТЬ!

Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!

ПУСТЬ! ПУСТЬ! ПУСТЬ!

                           Песня: «Пусть всегда будет солнце»,  Л.Ошанина,  А.Островского.

Мы благодарим вас , дорогие ветераны, за то, что вы пришли сегодня на наше выступление. В знак признания вашего великого мужества и стойкости примите, пожалуйста, наши поздравления и цветы.  Спасибо вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне «Кто вы, дети войны?»

Целью мероприятия является расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гор...

Статья "Дети войны" к 70-летию Великой Отечественной войны

Статья об истории моего отца - ветерана труда....

"Дети войны". Конспект занятия по внеурочной деятельности посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

Внеклассное мероприятие по теме "Дети войны"  «Дети войны»Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классовЦель:Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная детям войны. “Несовместимы дети и война”

1. Помочь учащимся прочувствовать горе людей в годы ВОВ, осознать трагизм этих ужасных страниц истории, запечатленных в русском сознании и культуре: поэтических и прозаических произведениях, музыке, с...

«Дети Войны – Дети Победы». Встреча с детьми войны, очевидцами Великой Отечественной войны

Классный час приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель: формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся.Задачи:Воспитать сознательное отношение к народному...

Всероссийская акция, посвященная Дню защитника Отечества, в рамках военно – патриотического направления, Сценарий видеоролика, посвященный увековечиванию памяти Детей Героев Великой Отечественной войны «Дети войны».

Сценарий видеоролика «Дети войны».Задачи:Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье;Донести до учащихся мысль о несовместимости понятий «дет...

Великая Отечественная война: лица победы, дети войны

Каждый год наша страна отмечает самый главный Праздник - День Победы. Много лет прошло с того дня, как наша Армия и наш народ победили фашистскую Германию. Каждый год 9 мая мы отмечаем этот великий пр...