Дети войны
учебно-методический материал на тему
Литературно – музыкальная композиция: ознакомление обучающихся с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью детей в то суровое время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТИ ВОЙНЫ
(литературно – музыкальная композиция)
Цель и задачи:
- познакомить обучающихся с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью детей в то суровое время;
- развивать способность сопереживать;
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, своему народу.
Ведущий: Сегодня мы собрались, чтобы отметить великий день для нашего народа – 70 лет со Дня Победы. Сегодняшние наши гости - люди пережившие войну. Кто-то из Вас воевал, у кого-то было детство, обожженное войной. Давайте вместе с нами вернемся назад и перелистаем страницы нашей истории.
22 июня 1941 года в четыре часа утра, когда мирные люди нашей страны спокойно спали, фашистская Германия без объявления войны своими танками и самолетами нарушила наши границы, ворвалась на территорию нашей страны, стала бомбить, разрушать города и села, убивать мирный народ.
Рано утром на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских-
Это значит против нас.
(звучит песня «Священная война», муз. Александрова)
Ведущий.
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.
Нужны были и смелость и отвага,
чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла где неприятеля нога.
В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.
(Звучит песня Ильи Резника «Дети войны»)
Ребята сороковых годов (инсценировка)
Что теперь будем делать? Как жить? Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду гнать фашистов.
Моряком, конечно, хорошо, особенно если капитаном. Но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь - и полка нет.
Так уж сразу и полка?
Ну, может быть и не полка, но многих бы гадов уничтожил.
А я буду сержантом, как мой отец.
Ведущий.
Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не надо было идти в школу. Как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых. В 11-15 лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях.
Ведущий.
В военно-полевых госпиталях медперсонала хронически не хватало: врачи и медсестры зачастую работали сутками без отдыха; и помощь детских рук здесь была востребована чрезвычайно. Детям по силам было обеспечивать быт раненых бойцов: дежурить у их постелей, делать перевязки, кормить с ложечки, да и хотя бы просто почитать свежие газеты и приходящие письма. Они хорошо справлялись с этой нелёгкой работой.
Ведущий.
Дети могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Когда началась блокада, в Ленинграде, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей. Юным ленинградцам пришлось нести свою долю тягот и бедствий блокадного Ленинграда. Блокадные мальчики и девочки были достойными помощниками взрослым. Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах и фабриках.
Рассказ учителя о блокаде и о Тане Савичевой.
В сентябре 1941 года фашисты прорвались к Ленинграду и окружили его плотным кольцом. Начались тяжелые дни блокады.
28 августа в Ленинград пробился последний поезд с хлебом, потом враги заняли железные дороги на подступах к городу. Только по Ладожскому озеру небольшие речные баржи подвозили продукты. В октябре начались штормы, баржи выбрасывало на берег, как спичечные коробки. В ноябре пришли морозы, озеро стало замерзать, и баржи не могли пройти между льдинами.
С 10 ноября многие ленинградцы получали в день 125 гр. Хлеба. Небольшой кусок хлеба - и больше ничего. К страшному слову «блокада» прибавилось слово «голод». Ленинградцы слабели, многие едва двигались, некоторые умирали.
Жила в Ленинграде на 2-й линии Васильевского острова в доме № 13 пионерка Таня Савичева. Жила в большой веселой семье. Старшая сестра, Женя, работала конструктором на заводе. Брат Леня, дома его звали Лекой, работал на другом заводе. Братья Таниного отца, дядя Вася и дядя Леша, работали в книжном магазине. Танина мама и старая бабушка варили обед большой семье, стирали одежду, а в воскресенье пекли вкусные пирожки. Когда началась блокада, пирожки стало печь не из чего. А потом наступил голод. Есть хотелось весь день, а по ночам снились пирожки. Тане Савичевой было 11 лет.
Она вела дневник.
Эта тонкая тетрадка Ленинград в тисках блокады,
Стоит многих толстых книг. У ворот лютует враг.
Пионерка - ленинградка Рвутся бомбы и снаряды,
Потрясает твой Дневник. Дует стужа, давит мрак.
Таня Савичева, Таня, От коптилки не согреться,
Ты в сердцах у нас жива. И ни крошки, ни глотка,
Затаив на миг дыханье, И выводит кровью сердце
Слышит мир твои слова. На страницах дневника.
Таня: Лека умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года. Смолк зловещий гром орудий. Пронеслась войны гроза, Но все также память людям Смотрит пристально в глаза. К солнцу тянется березка, пробивается трава. А на скорбном Пискаревском обожгут сердца слова: Таня: Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама- 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.
У планеты нашей сердце Будьте бдительными, люди.
Бьется гулко, как набат. Люди, вслушайтесь в Дневник,
Не забудет мир Освенцим, Он звучит сильней орудий,
Не забудет Ленинград. Тот безмолвный детский крик:
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.
Потом умерла и Таня. Она была вместе с другими детьми вывезена из блокадного Ленинграда в Горьковскую область. Умерла в Шатковской больнице 23 мая 1944 года. Она угасла, как жертва страшной войны.
Ведущий:
Тяжелые испытания война принесла детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Дети, попавшие на фронт, или воевавшие в партизанских отрядах не пощадили жизни ради победы. Они воевали наравне с взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.
Мы знаем имена и подвиги пионеров-героев.
Четырехклассник севастопольской школы Валерий Волков погиб, но память о нем живет.
Окутано море тревогой,
Огнем Севастополь объят.
В разрушенной школе над пыльной дорогой
Осталась лишь горстка солдат.
Все ближе снаряды ложатся,
Осколки секут храбрецов.
Нас десять! - сказал командир- а сражаться,
Мы будем, как сотня бойцов.
Герой-пионер был десятым,
Он числился сыном полка,
В минуты затишья читал он солдатам
Из книжки стихи Маршака.
В тельняшке своей полосатой за Родину он воевал,
И метко с размаху метнул он гранаты,
Но сам был сражен наповал.
А танк задымил на поляне.
Бойцы подползли к храбрецу.
Раскинувши руки, лежал он в бурьяне,
И кровь все текла по лицу.
Нас десять! И недругам крышка!
Сказал командир в том бою.
Он «десять» сказал, потому что парнишка
Навечно остался в строю.
Мы знаем о подвиге Александра Матросова.
В атаку шла бесстрашных рота,
И дрогнул вражеский отряд.
Но вдруг из темной щели дзота
Посыпался свинцовый град.
Жужжали пули, словно осы,
И люди закопались в снег.
Вперед пополз боец Матросов,
Бесстрашный русский человек.
Вперед! Ведь за спиною рота.
Под проливным огнем врага!
Вот между ним и вражьим дзотом
Осталось только два шага.
И, словно лев, в порыве смелом
Матросов бросился вперед,
Навстречу смерти, сильным телом
Закрыв немецкий пулемет.
Мы знаем о подвиге Зои Космодемьянской.
Ушла. Ни письма, ни привета
Не шлет наша Зоя домой.
И вот у Петрищева где-то
Выходит тропинкой лесной.
Идет на опасное дело
В холодной предутренней мгле,
Синичка спросонья запела,
Петух закричал на селе.
Немецкие кони в конюшне,
Поджечь поскорей и уйти...
Но спички в руках непослушны -
Они отсырели в пути.
Не солнце встает из тумана,
То склады фашистов горят...
Ждут Зою друзья партизаны.
Но ей не вернуться назад.
Ей руки веревкой связали,
Ее на допрос повели,
Там били ее и пытали,
Но волю сломить не смогли.
На страшную казнь под конвоем,
Босая, ступая на снег,
Шла гордая школьница Зоя,
Советский простой человек!
Мы знаем о подвиге пионерки Тони.
В Орел оккупанты ворвались на танках,
И дым застелил небосклон. и девочку Тоню
На каторгу, в рабство фашистский увез эшелон.
Не знал стук колесный, не знал вольный ветер,
Не знал и свирепый конвой, что красное знамя
Везет пионерка, рискуя своей головой.
Работала Тоня у немки служанкой,
Стирала белье дотемна, и красное знамя
В подкладке жакета у сердца хранила она,
Тот стяг пионерский в минуты побоев
Ей мужество в сердце вливал,
И там, на чужбине, в часы унижений
Он духом упасть не давал.
Жила пионерка в фашистской неволе,
Но видел весь город Штудтгарт,
Как девочка гордо со знаменем вышла,
Встречая советских солдат.
ПЕСНЯ О РОССИИ (стоя)
Их много, героев, погибших за наше счастье. Они все были храбры, были верны своей Родине. Вот почему их помнят все.
Многие пали смертью героев в неравном бою, но остались живы Юра Смирнов, Саня Колесников, Ваня Андрианов, Костя Кравчук, Витя Ильин и многие другие.
Юре Смирнову в январе 1944 года было 10 лет. Войска Ленинградского фронта подошли к городу Гатчина, но войти не могли, т.к. фашисты засели в домах. Юра выбежал навстречу нашим разведчикам и показал им, где засели гитлеровцы, где расположены их огневые точки, и тогда наши бойцы быстро выбили фашистов из Гатчины.
Юра Смирнов после войны жил в Ленинграде.
Саня Колесников учился в 3 классе московской школы. Осенью 1943 года он убежал из дома на фронт. Его приняли в танковый корпус. Однажды мальчик пошел в разведку и обнаружил разгрузочную ж/д ветку фашистов. По обе стороны ж/д ветки на верхушках деревьев он повесил белые наволочки, которые были видны с воздуха. Наши летчики поняли условный знак и обстреляли фашистов. Затем залез в ящик под вагон, поджег его, а сам выпрыгнул в реку. Его поймали, пытали, били молотком по пальцам, а потом распяли. Но он остался жив. После госпиталя он опять воевал и дошел до Берлина.
После войны Александр Колесников жил в Москве.
Ване Андрианову было тогда 14 лет. Он увидел, что к селу идут советские солдаты. А село занято фашистами, которые всюду расставили пулеметы. Мальчик побежал навстречу нашим бойцам. Проваливаясь в глубокий снег, он падал, поднимался, опять бежал вперед и кричал: «Остановитесь, здесь пулеметы!» Немцы открыли по нему огонь, но Ваня добежал до бойцов и показал безопасный путь. Наши воины обошли село с тыла и выбили из него фашистов.
За этот подвиг Ваня был награжден орденом Красной Звезды.
После войны Иван Федорович Андрианов жил в Москве.
Косте Кравчуку было 10 лет. В сентябре 1941 года, когда за Киев шли ожесточенные бои, Костя увидел на улице города двух раненых бойцов. Они истекали кровью. Бойцы протянули Косте знамена и чуть слышно прошептали: «Спрячь их и сохрани до прихода наших!» Рискуя жизнью мальчик взял знамена, вложил их в мешок, осмолил его и опустил в колодец. После освобождения Киева Костя передал знамена в комендатуру Киевского гарнизона.
После войны Константин Кравчук жил в Киеве.
Когда из Подмосковья выбили фашистов, Витя Ильин помогал разминировать мины, снаряды. Одна из мин взорвалась, и в 13 лет мальчик остался без рук. Он стал учиться рисовать, держа карандаш зубами. Витя Ильин окончил школу и Московский пединститут.
Работал директором школы в родном селе.
В 1945 году враг был окончательно добит в собственной берлоге.
ПЕСНЯ « ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ»
По рассказам и книжкам я знаю войну,
Что сиротами сделала многих детей,
Что заставила плакать седых матерей.
По рассказам и книжкам я знаю войну.
По рассказам и книжкам я вижу войну.
Вижу стены, разорванный бомбами дом.
Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.
По рассказ и книжкам я вижу войну.
По рассказам и книжкам я слышу войну.
Слышу грохот орудий и раненых крик.
Слышу Вздох партизан, замеревших на миг.
По рассказам и книжкам я слышу войну.
Мы не слышали взрывов бомб,
Не стояли холодными ночами за хлебом;
Мы не знаем, что такое похоронки.
Но когда мы расспрашиваем взрослых о войне, почти в каждой семье кто-то: погиб, пропал без вести, умер от ран.
Почтим минутой молчания память всех юных героев, погибших в борьбе за счастье народов.
(МИНУТА МОЛЧАНИЯ)
Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов, павших тогда,
Да не будет войны на планете
НИКОГДА, НИКОГДА, НИКОГДА!
Пусть солнце утопит всю землю в лучах! ПУСТЬ!
Пусть мирные звезды сияют над ней! ПУСТЬ!
Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!
ПУСТЬ! ПУСТЬ! ПУСТЬ!
Песня: «Пусть всегда будет солнце», Л.Ошанина, А.Островского.
Мы благодарим вас , дорогие ветераны, за то, что вы пришли сегодня на наше выступление. В знак признания вашего великого мужества и стойкости примите, пожалуйста, наши поздравления и цветы. Спасибо вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне «Кто вы, дети войны?»
Целью мероприятия является расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гор...
Статья "Дети войны" к 70-летию Великой Отечественной войны
Статья об истории моего отца - ветерана труда....
"Дети войны". Конспект занятия по внеурочной деятельности посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.
Внеклассное мероприятие по теме "Дети войны" «Дети войны»Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классовЦель:Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная детям войны. “Несовместимы дети и война”
1. Помочь учащимся прочувствовать горе людей в годы ВОВ, осознать трагизм этих ужасных страниц истории, запечатленных в русском сознании и культуре: поэтических и прозаических произведениях, музыке, с...
«Дети Войны – Дети Победы». Встреча с детьми войны, очевидцами Великой Отечественной войны
Классный час приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель: формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся.Задачи:Воспитать сознательное отношение к народному...
Всероссийская акция, посвященная Дню защитника Отечества, в рамках военно – патриотического направления, Сценарий видеоролика, посвященный увековечиванию памяти Детей Героев Великой Отечественной войны «Дети войны».
Сценарий видеоролика «Дети войны».Задачи:Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье;Донести до учащихся мысль о несовместимости понятий «дет...
Великая Отечественная война: лица победы, дети войны
Каждый год наша страна отмечает самый главный Праздник - День Победы. Много лет прошло с того дня, как наша Армия и наш народ победили фашистскую Германию. Каждый год 9 мая мы отмечаем этот великий пр...