Урок-путешествие "В гостях у Берендея".
план-конспект занятия на тему

Жихарева Светлана Анатольевна

Внеклассное мероприятие в рамках Недели экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyakh_u_berendeya.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ

«В ГОСТЯХ У БЕРЕНДЕЯ»

Задачи:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- развивать творческие способности ребят;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- привлекать родителей к участию в решении воспитательных задач классного коллектива и организации семейного досуга.

Подготовительная работа:  

- выставка рисунков  «Мы – друзья природы»;

- разучивание стихов о природе;

 - подготовить 4 станции;

- изготовить из цветной бумаги одно большое яблоко, состоящее из 4-х частей;

- подготовка костюмов;

- техническое и музыкальное сопровождение праздника.

Ход мероприятия.

 Ведущий : Земля, земной шар – это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям…Над нами одна общая голубая крыша – небо. У нас под ногами один общий пол – земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник тепла и света – солнце. У нас общие источники влаги: реки, озёра, родники… Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

        За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и окружающей их природе. И установилось равновесие. Известно, что всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватит, и сохранятся на земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, равновесие нарушится, и рассыплется вся цепочка. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди не всегда учитывали все звенья цепи: вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они грубо нарушали законы природы. И для того, чтобы сохранить её, а заодно и самим уцелеть, надо изучать и соблюдать законы живой природы.

        Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос»- дом и «логос» - наука. Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.

        Надеюсь, что это мероприятие поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

(стук в дверь)

- Ребята, нам пришла телеграмма. Интересно, от кого? Вот оно что! Горе случилось в лесу. Заболел царь Берендей. Ни заговоры, ни снадобья ему не помогают.

Телеграмма:

Други мои! Рад бы я вас в гостях потчевать, да одолела меня хворь внезапная. Вот уж какой день мне недужится, и нету снадобья от моей хвори, окромя одного яблока молодильного. Да завладела им нечисть лесная, поделила на части, и никак мне его не собрать. Одна на вас надежда, смелые, добрые, смышлёные мои. Не покиньте меня в беде такой, выручайте!

                                                                                          Ваш царь Берендей.

Ведущий: Ребята, поможем Берендею, царю лесному? Не побоитесь нечисти лесной? Согласны в дорогу отправиться?

На пути у детей 4 указателя:

«Направо пойдёшь – в болото попадёшь» (к Водяному)

«Налево идти – себе смерть найти» (к Бабе Яге)

«В кусты продерёшься – страху не оберёшься»(к Лесовичку)

«Прямо ходить – обманутым быть» (к Лешему)

Станция «БОЛОТО»

Водяной: Здравствуйте, гости незваные! Зачем пришли, мой покой нарушили?

(Ответы детей)

Хорошо, отдам вам то, что ищете, но только если с моими заданиями справитесь.

1. Отгадайте мои водяные загадки.

  •    Ни вода, ни суша –

                 На лодке не уплывёшь

                 И ногами не пройдёшь. (болото)

  • Много рек, озёр, морей он в себя вобрал,

ты подумай и ответь: что за великан? (океан)

  • Кругом вода, а с питьём – беда (море)
  • По воде идёт – идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт (волна)

А теперь загадки о моих соседях:

  • Средь морей и океанов за 100 вёрст я чую запах,

В море день и ночь верчусь

И, как гончая собака, по следам добычи мчусь (акула)

  • Никогда мне страх не ведом,

Смело дам отпор врагу.

Острым носом, как торпедой,

Танкер я пробить могу. (рыба – меч)

  • Живут под водой великаны, всплывая, пускают фонтаны (кит)
  • По волнам гуляет зонтик, если встретите – не троньте!

Вот так чудо, вот так диво, зонтик жжётся, как крапива! (медуза)

2. Вопросы по краеведению:

- Какие реки протекают по Кемеровской области?

- К бассейну какой реки относятся все внутренние воды области? (Обь)

- Самое большое озеро Кемеровской области (Большой Берчикуль)

- Самое глубокое озеро Кемеровской области ( Среднетерсинское)

- Какая река всегда говорит о себе в первом лице? (Яя)

- Какая рыба нерестится зимой? (налим)

3. Аукцион: Назовите рыб, которые водятся в наших водоёмах

4. Какие правила должны соблюдать люди, чтобы водоёмы нашего края были чистыми?

Станция «Избушка на курьих ножках»

Баба Яга: Фу-фу, человеческим духом пахнет! Зачем явились? От дела лытаете али судьбу пытаете?                           (ответы детей)

Есть у меня то, что вы ищете. Но так просто вы его не получите. Приготовила я для вас задания мудрёные. Отгадать их смогут только самые любознательные да внимательные . Есть такие? Ну, тогда слушайте.

1. «Знаешь ли ты?»

- Назови растения по названию животных и птиц (волчья ягода, вороний глаз, медвежье ушко, конский щавель)

- Назовите ядовитые грибы (бледная поганка, мухомор, ложные опята, желчный гриб)

- Какого жука называют опасным преступником (колорадского)

- Назовите растения – хищников, которые питаются насекомыми (росянка, пузырчатка)

2. «Верни птичку на страничку»

Сейчас получите вы строчки,

Где вместо птиц остались точки.

Садитесь вместе вокруг страничек,

Чтобы вернуть названия птичек.

Получит больше баллов тот,

Кто первым лист жюри вернёт.

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Кто там ловко и упорно

Лазит острым клювом вниз?

Это____________ проворный

Перед стайкою синиц.

У опушки в старых ёлках

От зари и до зари

Разговор ведут чечётки,

Громко вторят ___________

Пёстрый дятел стукнет громко,

Разогнав лесную тишь,

А на вырубках, на липах

Отзовётся бойкий __________

Мы могли б ещё так много

Про лесных сказать певцов,

Как средь стужи и морозов

Вывел _______ своих птенцов.

Как с утра и до заката

На репьях гостят _________,

И торопятся куда – то ярко – красные щуры.

(Ответы: поползень, снегири, чиж, клёст, щеглы.)

3. Игра «Счастливчик»

1. В народе говорили: «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». Когда же этот «Синичкин день», с которым связаны обряды кормления синиц и других птиц?

А. 2 апреля

Б. 12 января

В. 12 ноября

2. Почему клёст зимой гнёзда вьёт?

А. Зимой много еловых семян для птенцов

Б. Летом слишком жарко

В. По снегу лисе труднее добраться до дерева с гнездом.

3. Почему снегирю дали снежное имя?

А. Любит купаться в снегу

Б. Прилетает к нам с первым снегом

В. Прячется в снегу

4. К чему в зимнее время воробьи расщебетались?

А. К непогоде.

Б. К снегопаду

В. К оттепели

5. Кто из птиц ни разу шага не сделал?

А. синица

Б. снегирь

В. воробей

6. Какую птицу называют лесным доктором?

А. сороку

Б. дятла

В. журавля

7. Какая птица ночует, зарывшись в снег?

А. снегирь

Б. тетерев

В. рябчик

8. Что птицам страшнее:

А. голод

Б. холод

В.метель

9. Какая птица в нашей области самая маленькая?

А. колибри

Б. королёк

В. синичка

10. Какая птица нашей области самая большая?

А. глухарь

Б. страус

В. дрофа

Станция «ДРЕМУЧИЙ ЛЕС»

Лесовичок:

Здравствуйте, зачем пожаловали?

1. Ответьте на вопросы моей Лесной викторины:

- Какие хвойные деревья растут в наших лесах? (ель, сосна, лиственница, кедр, пихта)

- Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? ( в дуплах старых деревьев живут летучие мыши, гнездятся птицы, поедающие опасных для леса насекомых)

- У каких растений семена снабжены парашютами? (одуванчик, чертополох, осот, тополь, ива)

- Какие животные помогают распространять семена? (птицы, собаки, муравьи, бурундуки)

- Какие цветы носят человеческие имена? ( Роза, Лилия, Василёк, Иван – да – Марья)

- Почему лес называют зелёной аптекой? (в наших лесах растёт много лекарственных растений. Можно найти лекарство от любой болезни)

2. Второе задание: выразительно прочитайте стихи о лекарственных растениях.

 - Я – Жень – шень – чудесный корень.

Если кто – то сильно болен,

Разыщите корень мой,

И поправится любой.

Вам настойка из жень-шеня

Аппетит вернёт и смех,

Ведь Жень – шень обозначает –

Это «корень – человек»

- На тропинке, на дорожке –

Всюду чирьева трава,

Или просто подорожник,-

Всем знакома, не нова.

Привязал листок к нарыву,

День – другой пройдёт – и диво!

Ты здоров без докторов.

Вот простой листок каков!

- Липа – средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

Пьют лечебной липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

 - Есть герань, гвоздика, кашка –

Всех цветов не сосчитать.

Есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать:

Белый крошечный цветочек –

Для припарок, для примочек.

Если воспаление,

Отвар – успокоение.

3. Конкурс «Природные ресурсы нашего края»

Вам нужно назвать природные ресурсы, которыми богат наш край ( лекарственные растения, лес, природные ископаемые, птицы, рыба, звери)

Станция «ЗАКОЛДОВАННАЯ ПОЛЯНА»

Леший: Не побоялись, значит, вторгнуться в мои владения лесные? Ну что же, проверю я вас на сообразительность, находчивость и внимание.

1. Игра «Кто где водится, там и выводится»

Там водятся акулы – (море)

Будка собаки – (конура)

Лежбище медведя – (берлога)

Там, где живут мыши, кроты – (нора)

Там отдыхают коровы – (коровник)

Там птицы выводят птенцов – (гнездо)

Домишко пчёл – (улей)

Помещение для лошадей – (конюшня)

Её плетут пауки – (паутина)

Там водятся и охотятся щуки – (река)

Жилище муравьёв – (муравейник)

Там живут белки – (дупло)

Там живут свиньи – (свинарник)

Там куры высиживают яйца – (курятник)

Там живут бобры – (хатка)

2. «Чей хвост?»

- С помощью хвоста она плавает (рыба)

- У неё хвост вместо руля (птица)

- Благодаря хвосту она отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост (кенгуру)

- У неё хвост – мухобойка (корова)

- У неё на хвосте погремушка, которой она отпугивает врагов (гремучая змея)

- В случае опасности она отбрасывает свой хвост (ящерица)

3. «Быстро нарисуй»

Каждой команде даны по 6 кругов. Нужно быстро нарисовать запрещающие знаки поведения в природе, используя данные круги. Повторяться нельзя.

БЕРЕНДЕЙ: Заждался я вас, други мои добрые! Успешно ли было ваше путешествие, справились ли вы с заданиями лесных жителей? А яблочко заветное нашли? Вот спасибо, дорогие мои!

Я знаю, что вы ещё приготовили мне в подарок стихи о природе. Порадуйте старика.

                                                Дети читают стихи о природе.

И напоследок, ребята, я хочу сказать вам: погубив природу, мы погибнем сами. И каждый из нас пусть решит сам, кем же должен быть человек: сыном природы или её покорителем? Надеюсь, вы сделаете правильный вывод. А сейчас угощу я вас дарами лесными: чаем с травами душистыми, вареньем клубничным, да вареньем липовым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-путешествия "В гостях у сказки" Дифференциация парных согласных С-З изолированно, в слогах, в словах.

Логопедическое занятие "В гостях у сказки" представляет собой увлекательное путешествие по сказкам и наполнен интересными упражнениями. В проссе их выполнения дети на доступном материале тренеруются р...

урок - путешествие "В гостях у сказки"

Этот урок можно проводить на внеурочных занятиях или в группе продленного дня!...

Урок -путешествие "В гости к Деду Морозу".

Тема: Числа от 1 до 10. Закрепление (по учебнику М. И. Моро, М. А. Бантова и др.)Описание: урок-путешествие для повторения и закрепления у учащихся вычислительных навыков, основанных на знании с...

Урок-путешествие «В гостях у Маршака» 2 класс

Урок-путешествие "В гостях у Маршака" 2 класс...

Конспект урока математики во 2 классе "Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Закрепление пройденного материала". (Урок-путешествие «В гостях у сказки»)

Задачи урока: совершенствовать навыки устных и письменных вычислений в пределах 100; закреплять умение решать простые и составные задачи; развивать творческое мышление, память, речь и внимание ...

нестандартный урок путешествие «В гости к Зиме»

нестандартный урок путешествие «В гости к Зиме»...

Урок -путешествие "В гости к Зиме"

Предмет: Математика 1 классТема урока: повторение и закрепление изученного материала.Тип урока: урок закрепления знаний.Форма: урок-путешествие «В гости к Зиме».Технологии:- игровая;- личн...