Неделя русского языка
методическая разработка (3 класс) на тему
Представлен сценарий открытия Недели русского языка, один из конкурсов, проходивший в рамках данного мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий открытия Недели русского языка | 83.5 КБ |
Конкурс грамотеев | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3КЛАССЕ
Цель:
- воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову;
- развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.
- .Формировать у учащихся положительную мотивацию.
- .Развивать умение собраться, максимально качественно выполнять задания в новых условиях.
- .Воспитывать веру в свои силы, настойчивость и трудолюбие.
Оборудование:
•плакаты с высказываниями о русском языке, стенгазеты,
•заготовки для чистописания по классам;
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
1.Открытие недели. Конкурс на самого грамотного ученика.
Номинации: «Каллиграфия»
«Безошибочное письмо»
2.Конкурс грамотеев.
3.Создание странички газеты
4.Школьный тур олимпиады.
5.Завершение недели. Награждение победителей.
ОТКРЫТИЕ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Звучит песня «Чему учат в школе».
С сегодняшнего дня у нас в гимназии будет царить «Неделя русского языка» На этой неделе вы должны показать все свои знания в области русского языка.
1.Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
2.На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
3.Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
4.На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной.
Люблю язык я русский,
5.Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
6.Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
7.Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык - я онемею.
Утратив русский, - стану я глухой.
:
8.- Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
9.- В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
10.- В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем, говорил он :
11. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».
КОНКУРС НА САМОГО ГРАМОТНОГО УЧЕНИКА.
Номинация « Каллиграфия» и «Безошибочное письмо»
Спишите текст и выполните задания.
Орел сизокрылый всем птицам царь. Вьет гнезда на скалах да на старых дубах. Летает высоко, видит далеко, на солнце немигаючи смотрит.
Нос у орла серпом, когти крючком; крылья длинные, грудь навыкат – молодецкая.
В облаках орел носится, добычу сверху высматривает. Налетит он на утку шилохвостую, на гуся краснолапого, на кукушку-обманщицу, - только перышки посыплются. (К. Ушинский)
Задания:
- Подберите к тексту заглавие и запишите.
- Найдите в словах третьего предложения изученные орфограммы и подчеркните их.
- Выпишите два слова, в которых есть проверяемые орфограммы, рядом запишите проверочные.
- Разберите по составу выделенные слова.
- Выполните звуко-буквенный разбор слова орел.
По результатам конкурса организуется выставка лучших работ.
2. КОНКУРС ГРАМОТЕЕВ.
(Проводится в группах)
Мы смекалистые дети,
Все хотим узнать на свете.
Мы искали и нашли:
Много правил мы прошли.
Мы всегда соображаем,
Никого не обижаем.
Будем русский изучать
И пятерки получать.
Мы едем, едем, едем
В далекие края.
И много интересного
Узнаем мы, друзья.
И солнце ярко светит,
И радостно всем нам.
И станем мы умнее,
Все беды пополам.
В современном русском языке много разделов:
Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика.
Сложные названия разделов. Но ещё сложнее эти разделы выучить. Но на это у нас ещё впереди много лет! И не нужно лениться их все изучать. Но бывают такие случаи, когда дети ленятся познавать новые знания. И вот какие истории получаются.
- Послушайте, что думал мальчик из стихотворения Граубина, которое называлось «Ленительный падеж».
(Стихотворение читают по ролям 2 ученика)
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Из-за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!
Ведущий:
- Вот какой был ленивый Лежебокин.
- Ребята, а почему этого мальчика прозвали Лежебокин?
- И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных у нас в стране немного.
- Еще в начале тридцатых годов замечательный советский писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
– Итак, дорогие друзья, вы, наверное уже поняли, что наш конкурс посвящён нашему родному языку – русскому языку. А сейчас я вам буду показывать карточки со словами, а вы выберите слова, определяющие, каким должен быть участник. (Интеллектуальный, образованный, невежественный, интеллигентный, необразованный, умный, знающий, толковый, бестолковый, глупый, сообразительный.
Представление команд
Команда «Грамотеи», капитан команды …
Команда «Эрудиты», капитан команды …
Команда «Умники», капитан команды …
Кто победит, кто проиграет –
Нас эта тайна донимает.
Но мы желаем всем успеха,
Счастья, радости и смеха.
И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.
Пусть жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит!
Тот, кто меньше ошибётся,
Тот у нас и победит.
1. Конкурс «Фонетический разбор слова»
Фонетический разбор.
И несложен он, и скор:
Надо нам сперва толково
Разделить на слоги слово,
И труда в этом нет почти
Ударение найти,
А потом на том же листике
Звукам дать характеристику.
Сколько букв и сколько звуков
Посчитать – и вся наука.
В. Синицын
Командам произвести фонетический разбор слова: здоровый, вьюга, коньки Максимальная оценка за этот конкурс – 5 баллов.
2.Игра «Верно или неверно». Максимальная оценка – 8баллов)
Необходимо прослушать утверждение и сказать да или нет. ( На контрольном листе поставить + или –)
Утверждения:
1.Слова состоят из звуков?
2.Звуки мы можем увидеть?
3.Звуки мы слышим и произносим?
4.Буквы нужны, чтобы записывать звуки?
5.Гласные бывают твёрдые и мягкие?
6.Некоторые согласные звучат звонко, а некоторые глухо?
7.Ударный гласный слышится ясно?
8.Парные согласные на конце слова проверять не надо?
3.Команды должны вставить в слова пропущенные буквы. За каждую правильно найденную – 1 балл.
Почему я не б…лею, почему я зд…р…вее
Всех р…бят из нашего дв…ра?
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лен…,
Потому что в…дой из-под крана
Обл…ваюсь я каждый ден… .
4.Конкурс «Знаешь ли ты сказки?»
Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки,
Угадайте без подсказки –
Кто герои этой сказки? (Три медведя, русская народная сказка)
На сметане мешён.
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился … (Колобок, русская народная сказка)
Кто-то за кого-то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко,
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд! (Репка, русская народная сказка)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор … (Айболит, К. Чуковский)
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся … (Чиполлино, Д. Родари)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка, Х.-К. Андерсен)
5. Конкурс «Вспомни пословицу»
Составь пословицы (соедини стрелкой начало и конец пословицы). За каждую правильную пословицу команда получает 1 балл.
1.Сладостей тысячи, здоровый дух
2.В здоровом теле, злое калечит.
3.Чистота – пища наша.
4.Щи да каша – а здоровье одно.
5.Доброе слово лечит, залог здоровья.
6. Конкурс «Что бы ты попросил у …»
1.Оле-Лукойе? (Зонтик и волшебную спринцовку. Х.-К. Андерсен «Оле-Лукойе»)
2.Солдата, героя сказки Х.-К.Андерсена? (Огниво. «Огниво»)
3.Буратино? (Золотой ключик. А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
4.Незнайки? (Волшебную палочку. Н.Носов. «Незнайка в Солнечном городе»)
5.Золушки? (Хрустальные башмачки. Ш.Перро «Золушка»)
6.Аладдина? (Волшебную лампу. Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа»)
7.Девочки Жени из сказок В.Катаева? (Цветик-семицветик, дудочку, кувшинчик. «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»)
7. Конкурс-тест
(Каждое правильное слово оценивается в 1 балл.)
1. Поставьте слова во множественное число:
человек
лист (бумаги)
лист (дерева)
2. Из букв каждой пары составьте название животного:
лик + рок =
шаль + до =
3. В каких словах количество букв и звуков совпадает (подчеркни)
Семь, ёж, ель, боюсь, мать, поёшь.
4. В каком слове все согласные глухие?
Чеснок, салат, капуста, картофель.
5. Выдели (подчеркни) третье «лишнее» в каждой из приведённых групп слов.
•Буран, дождь, пурга.
•Алфавит, чистописание, азбука.
•Бросать, кидать, прыгать.
6. Замените высказывания одним словом-именем прилагательным.
Растения, которые находятся в комнате –
Работа, которая выполняется дома –
7. Конкурс «Сочините сказку»
Каждой команде выдаётся листок с неполным текстом. Нужно сочинить сказку, используя имеющиеся слова. Сказка должна быть интересной, смешной, чуть-чуть волшебной. Время выполнения задания – 4-5 минут. По истечении времени, представитель команды читает составленную сказку. Этот конкурс оценивается от 1 до 3 баллов.
Сказка про …
Шёл …. По дороге он нашёл …, взял и понёс царю. Пришёл … во дворец. Кругом слуги царские с топорами да копьями. Испугался …, хотел было …, как вдруг … из-за … выскочил … и давай …. Глянул на … и …. Поблагодарил царь умного …, и он отправился домой.
Жюри подводит итоги. Награждение победителей.
1 ученик:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре, -
Выучи русский язык!
2 ученик:
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
3 ученик:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Страничка газеты русского языка
Создание странички в группах. Дети самостоятельно готовят материалы, обсуждают их и включают на страничку.
Олимпиада. Школьный тур.
Изучая русский язык, человек становится грамотным, говорит красиво, речь его понятная, ее приятно слушать, с этим человеком приятно общаться, вести беседу. Вы хотите стать грамотными людьми? Значит отправляемся в путь.
Спасибо, Грамматика. Наука прекрасная!
За буквы, слова, предложения ясные.
Где трудное место в словах – ты же рядом
И с правилом четко подскажешь, как надо
Писать, говорить, размышлять и трудиться –
Нам в жизни, Грамматика, все пригодится!
Язык наш прекрасный – богатый и звучный.
То мощный и страстный, то нежно-певучий.
В нем есть и усмешка, и меткость и ласка.
Написаны им и рассказы и сказки –
Страницы волшебных, волнующих книг!
Люби и храни наш великий язык!
1.Раскрой скобки и вставь соответствующую букву в слова текста.
(П/п) __исательница (В/в)__ера (Ч/ч)__аплина рассказала в книге о своих любимых питомцах: (С/с__лоне Ш/ш__анго и (Т/т__игре (Р/р__адже.
2. К данным словам подбери соответствующие имена существительные, обозначающие лиц женского пола.
Король | Царь | Принц | князь |
3. Соедини фразеологизмы, противоположные по значению.
Повесить нос | одним духом | |
В час по чайной ложке | воспрянуть духом | |
Жить душа в душу | как кошка с собакой |
4.Какой частью речи являются выделенные слова? Подчеркни соответствующий термин.
Рой пчел кружится над липой. (сущ., глагол, прилаг.)
Рой яму поглубже. (сущ., глагол, прилаг.)
5. Разгадай шараду и напиши отгадку.
Корень мой находится в ц е н е
В о ч е р к е найди приставку мне.
Суффикс мой в т е т р а д к е вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
6. Подчеркни «лишнее» слово.
Подорожник, подорожать, бездорожье, дороженька
7.Вставь в слова недостающие буквы.
Л_б_п_тн_й сл_н_к спр_с_л, чт_ _ст кр_к_д_л
з_ _б_д_м.
Кр_к_д_л схв_т_л сл_н_нк_ з_ н_с.
8.Замени повторяющиеся слова в словосочетаниях именами прилагательными, близкими по значению к данным. Запиши подобранные слова.
Свежий (___________________________) хлеб
Свежий (___________________________) ветер
Свежая (____________________________) газета
Свежая (____________________________) рубашка
9. Запиши данное предложение так, чтобы возникающий вопрос был оправданным, уместным.
Ел старик хлеб сухой.
Откуда же под столом рыбьи кости?
10. Впиши в пустые клетки 5 разных букв так, чтобы получилось 5 разных имен существительных.
О | С | Т | Ь | |
О | С | Т | Ь | |
А | С | Т | Ь | |
А | С | Т | Ь | |
А | С | Т | Ь |
11.Соедини части пословиц.
Пчела мала | да дело знай | |
Играй, играй | а и та работает | |
Доброе слово лечит, | злое - калечит |
12. Запиши ответы на поставленные вопросы.
Какой предлог можно «спеть» или «сыграть» на музыкальном инструменте?______________________________________________
Какие два предлога определяют положение тела?________________
Какие два предлога помогают определить нужное количество лекарства?___________________________________
13. Отгадай и запиши слова.
КА РУ 1ум Бор1но
Л ГИ
___________________________________________________
Предварительный просмотр:
КОНКУРС ГРАМОТЕЕВ
1. Конкурс «Фонетический разбор слова»
здоровый, вьюга, коньки
( Максимальная оценка за этот конкурс – 5 баллов.)
2.Игра «Верно или неверно». Максимальная оценка – 8баллов)
Необходимо прочитать утверждение и сказать да или нет. ( На контрольном листе поставить + или –)
Утверждения:
1.Слова состоят из звуков?
2.Звуки мы можем увидеть?
3.Звуки мы слышим и произносим?
4.Буквы нужны, чтобы записывать звуки?
5.Гласные бывают твёрдые и мягкие?
6.Некоторые согласные звучат звонко, а некоторые глухо?
7.Ударный гласный слышится ясно?
8.Парные согласные на конце слова проверять не надо?
3. Вставить в слова пропущенные буквы. За каждую правильно найденную – 1 балл.
Почему я не б…лею, почему я зд…р…вее
Всех р…бят из нашего дв…ра?
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лен…,
Потому что в…дой из-под крана
Обл…ваюсь я каждый ден… .
4.Конкурс «Знаешь ли ты сказки?» Кто герои этой сказки?
1.Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки,
Угадайте без подсказки –
Кто герои этой сказки?
2.На сметане мешён.
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился …
3.Кто-то за кого-то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко,
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд!
4.Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор …
5.Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся …
6.Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.
5. Конкурс «Вспомни пословицу»
Составь пословицы (соедини стрелкой начало и конец пословицы). За каждую правильную пословицу команда получает 1 балл.
1.Сладостей тысячи, здоровый дух
2.В здоровом теле, злое калечит.
3.Чистота – пища наша.
4.Щи да каша – а здоровье одно.
5.Доброе слово лечит, залог здоровья.
6. Конкурс «Что бы ты попросил у …»
1.Оле-Лукойе? __________________________________
2.Солдата, героя сказки Х.-К.Андерсена?________________
3.Буратино? _________________________________________
4.Незнайки? ________________________________________
5.Золушки? _________________________________________
6.Аладдина?________________________________________
7.Девочки Жени из сказок В.Катаева «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»?_______________________________________________________________________________________
7. Конкурс-тест
(Каждое правильное слово оценивается в 1 балл.)
1. Поставьте слова во множественное число:
Человек_________________________________________
лист (бумаги)_____________________________________
лист (дерева)______________________________________
2. Из букв каждой пары составьте название животного:
лик + рок =___________________________
шаль + до =___________________________
3. В каких словах количество букв и звуков совпадает (подчеркни)
Семь, ёж, ель, боюсь, мать, поёшь.
4. В каком слове все согласные глухие? (подчеркните)
Чеснок, салат, капуста, картофель.
5. Подчеркни «лишнее» слово .
•Буран, дождь, пурга.
•Алфавит, чистописание, азбука.
•Бросать, кидать, прыгать.
6. Замените высказывания одним словом-именем прилагательным.
Растения, которые находятся в комнате –_______________________________________________
Работа, которая выполняется дома –
_______________________________________________
7. Конкурс «Сочините сказку»
. Этот конкурс оценивается от 1 до 3 баллов.
Сказка про …
Шёл _________________________. По дороге он нашёл ________________________________ , взял и понёс царю. Пришёл _______________ во дворец. Кругом слуги царские с топорами да копьями. Испугался ___________, хотел было ________________, как вдруг _____________________ из-за _______________________ выскочил ____________ и давай ______________________. Глянул на _____________ и____________________________. Поблагодарил царь умного ________________________, и он отправился домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ проведения недели русского языка и литературного чтения в начальной школе.
В данном материале не только анализируется неделя русского языка и литературного чтения, но и приводится план проведения недели....
План проведения недели русского языка в начальной школе.
Предметная неделя по русскому языку и литературному чтению является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. П...
"Секреты русского языка с Буквознаем" ( в рамках "Недели русского языка")
Лингвистический турнир "Секреты русского языка с "Буквознаем"...
"Наш родной язык" - игра, посвященная неделе русского языка
Познавательная игра «Наш родной язык»Цели: заинтересовать оригинальной формой игры, способствующей формированию у учащихся увлеченного отношения к процессу получения знаний; развивать у детей по...
Открытоя занятие по русскому языку в рамках недели русского языка.
Дети 4 класса проводят урок у детей 2 класса....
Внеклассное мероприятие учителя-логопеда О.С. Максимцевой "Учись красиво говорить и любить родной язык". Неделя русского языка
Данное внеклассное мероприятие предназначено для обучающихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью. Целью мероприятия является создние условий для формирования познавательных мотивов к о...
Конспект урока по русскому языку для учителей начальной школы в рамках недели русского языка по теме "Правописание безударных окончаний глаголов" ( 4 класс)
На уроке развиваются умения обосновывать написание безударных окончаний глаголов, совершенствуются умения распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы, прове...