Мастер - класс "Soft skills. Дорога к успеху" в рамках участия в региональном конкурсе классных руководителей "Самый классный Классный"
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Soft skills. Дорога к успеху»
Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения приемов формирования гибких навыков (soft skills)
Задачи:
- Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
- Распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям.
- Создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Методические цели:
- Обзорное знакомство с технологией 4 К и приемами формирования гибких навыков
- Приобретение практического опыта использования приёмов формирования гибких навыков
- Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги. Начать мастер-класс я бы хотела в рамках привычного для будней каждого педагога системно-деятельностного метода. Тема моего мастер-класса зашифрована на экране (Слайд 2).
- Что, на ваш взгляд, могут означать 4 К? (Критическое мышление, коммуникация и кооперация) (Слайд 3).
- Концепция 4К — креативности, критического мышления, кооперации и коммуникации — четырёх навыков, которые помогают успешно действовать в любой сфере, появилась в 1950-х годах в США. Её придумали специалисты, которые занимались подготовкой кадров для вооружённых сил. Они поняли, что для высоких результатов ученикам недостаточно того, чтобы отлично обращаться с механизмами и развивать основные навыки для работы — hard skills (Слайд 4). Не менее важным является умение взаимодействовать с коллегами и клиентами. Их также называют мягкими или дополнительными навыками — soft skills (Слайд 4, щелчок). Сами термины пришли из сферы IT, а концепция в 1960-х годах сформировалась полностью. В 2016-м году на Всемирном экономическом форуме в Давосе все самые важные профессиональные навыки будущего поделили на три категории: грамотность, компетенции, черты характера. И в числе главных компетенций были названы 4К: креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация.
- Я приглашаю 4 желающих принять участие в фокус группе. Вам необходимо выполнить предложенные индивидуальные и групповое задания в порядке, указанном на листах. Инструкции по выполнению заданий прилагаются.
(Слайд 5). Эксперты форсайт-сессий, спикеры важнейших экономических форумов, представители бизнеса в один голос заверяют:
«…Российским топ-менеджерам не хватает прежде всего soft-навыков…» - Максим Гришаков, экс-глава «Яндекс-Маркета»;
«Бизнес переориентировался с hard skills на soft…» - Сергей Мацоцкий, совладелец и председатель правления группы компаний IBS;
«…побеждают те, кто инвестировал в soft skills…» - Герман Греф, председатель правления Сбербанка России.
(Слайд 6). Президент РФ В.В. Путин в ходе Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 2017 году подчеркнул важность развития гибких навыков (Слайд 6, гиперссылка).
(Слайд 7). В 2022 году произошло обновление ФГОС. Одной из приоритетных задач новых стандартов стало формирование гибких навыков (soft skills).
В современной системе образования выделяют две категории навыков:
- (hard skills) - твёрдые навыки;
- (soft skills) - мягкие навыки.
Твёрдые навыки – это навыки определенной деятельность, например, умение читать, писать, выполнять фонетический, разбор слова или решать уравнение. и др. Мягкие навыки – это навыки необходимые для адаптации к современной жизни и используемые в разных областях. Поэтому формирование гибких компетенций напрямую связывают с заданиями таких исследований, как PISA, TIMSS, PIRLS, поскольку задания формата международных исследований – это всегда контекст реальной жизненной ситуации (знакомой или незнакомой), в них заложены умения, которые будут способствовать успешности ребят во взрослой жизни, то есть задания, направленные на развитие функциональной грамотности.
Представьте себе двух учеников. Они учатся в одном классе и учатся на «4» и «5». Но "багаж" универсальных компетенций у них разный.
Один из них хорошо работает в команде, уверен в себе, с легкостью отвечает у доски и дружелюбен. А второй предпочитает работать самостоятельно, не общается с одноклассниками, но при этом он очень хорошо учится. Кого бы из этих двух учеников вы бы выбрали старостой класса, в Совет старшеклассников или предложили сделать проект на конференцию «Шаг в будущее»?
Что показывает данная ситуация? Очевидно, что предметные знания не играют ключевую роль в успешности ученика или человека. Чем больше компетенций есть у человека, тем больше вариантов его развития как учебного, так и профессионального.
(Слайд 8). Что включают в себя гибкие навыки?
- умение общаться и готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации;
- умение слушать;
- умение работать в команде, видеть единую цель и находить точки соприкосновения;
- умение убеждать и находить компромисс,
- умение решать проблемы и принимать решения;
- умение управлять своим временем;
- умение мотивировать себя и других;
- сформированный эмоциональный интеллект и др.
(Слайд 9). Все эти компетенции объединяются в 4К: креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация.
Как развивать эти навыки?
- 1К - Развитие критического мышления. (Слайд 10).
Критическое мышление - это умение анализировать, оценивать, рефлексировать. Мышление «результатами» и «процессами» в образовании можно назвать «умением учиться». Считаю своей первостепенной задачей научить детей ставить понятные и достижимые цели, раскладывать их на составляющие, искать и находить ресурсы для их достижения. Внеурочная деятельность является, несомненно, благодатной почвой для развития критического мышления
Побуждайте ребёнка размышлять о его чувствах и поступках, проводить работу над ошибками, разбирать составляющие успеха. Например, если он хорошо, изучил тему, подготовил презентацию, предложите ему подумать, что привело его к этому результату: какие методы сработали, а какие нет, что ему помогало, а что мешало. С первого класса учу детей формулировать свою позицию, уметь донести её понятно и аргументированно: всё это составляющие критического мышления.
(Слайд 11). Перечислю самые используемые приемы развития критического мышления: кластеры, фишбоун, толстые и тонкие вопросы, ментальные карты, синквейн, прием инсерт, «да-нетки», прием «круги по воде», загадки. Остановлюсь на последнем приеме, который всегда вызывает интерес и эмоциональный отклик у детей, да и взрослых.
- Прежде чем пригласить фокус-группу с результатами работы по 1 заданию, поработаем с залом. Предлагаю вам найти ответ на загадку, которую загадал королю один из персонажей скандинавской мифологии Гестумблинди (Слайд 12).
Загадка Гестумблинди
Один из персонажей скандинавской мифологии, Гестумблинди, загадал такую загадку королю:
Четыре висят,
четыре идут,
два указывают путь,
два защищаются от собак,
один болтается
всегда грязный.
(Слайд 12, щелчок). Ответ: Корова
(Слайд 13). - Коллеги, наверняка, вы слышали известную загадку английского писателя Льюиса Кэрролла. В сцене чаепития Шляпник задаёт Алисе загадку, которая звучит следующим образом: «Чем ворон похож на письменный стол?» (англ. Why is a raven like a writing desk?).
- Как вы думаете, чем?
Кэрролл признавался, что ответа к этой загадке не существует: он придумал её, не задумываясь об отгадке. Однако поток вопросов от читателей был столь силён, что в переиздании 1896 года Доджсону пришлось добавить разгадку: (слайд 13, щелчок) "Потому что они оба способны создавать ноты, хотя и очень плоские". В 1989 «Английское общество Льюиса Кэрролла» объявило конкурс на новые ответы, которые будут регулярно публиковаться в газете, принадлежащей обществу.
- Данная загадка предоставляет учителю огромный потенциал для формулирования аналогичных головоломок.
- Фокус - группа получила задание ответить на вопрос: (слайд 14) «Чем похожи молоко и ежик?» (Ответы участников фокус-группы)
- Есть ли предположения у зала? (Могут сворачиваться, могут убежать, еж любит молоко).
- Результаты мониторинга качества образования показывают, что использование приёмов технологии развития критического мышления:
- развивает мыслительную деятельность учащихся начальной школы;
- формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения.
(Слайд 14).
- А мы переходим ко второму К – креативность.. В широком смысле креативность - это способность создавать что-то новое, отличающееся от уже имеющегося, и обладающее определенной ценностью. Креативность – это иное видение простого в сложном ракурсе и, наоборот, сложного в простом.
В повседневной жизни мы редко по-настоящему креативим. Чаще пользуемся уже готовыми решениями и загоняем себя в рамки привычного поведения.
Когда Микеланджело спросили, как он создал статую Давида, скульптор ответил: «Я увидел ангела в куске мрамора, и мне захотелось освободить его». Урочная и внеурочная работа должны иметь возможность не только развивать и поддерживать интерес к учёбе, но и способствовать развитию креативности. Это и участие в квестах, творческих конкурсах (где нестандартный вариант развития мысли приветствуется), изобразительная деятельность, разнообразные поделки, необычное применение бросового материала, игры в ассоциации и многое другое.
Например.
(Слайд 15).
1. Расшифровщик
Возьмите любое слов из трех или четырех букв и придумайте как можно больше вариантов аббревиатур. Например:
СОК – Статья о Креативности
СОК – Сообщество Отчаянных Креативщиков
СОК – Смелый Ответственный Коммуникабельный
(Слайд 16).
- 5 + 5
Выберите любое существительное, какое хотите. Придумайте 5 прилагательных, которые его характеризуют. Это просто.
(Слайд 16, щелчок).
Зима
Снежная Морозная
Вьюжная Долгожданная Суровая
Теперь придумайте 5 прилагательных, которые совершенно к нему не подходят. Это уже довольно затруднительно, подумайте как следует.
(Слайд 17).
Кожаная Стеклянная Песчаная Зефирная Розовая
Повторяйте упражнения с разными словами и учитесь искать неочевидное.
(Слайд 18).
- Варианты использования.
Выберите любой предмет и придумайте как можно больше вариантов его применения. Чем больше ситуаций вы вообразите, тем лучше.
(Слайд 19).
- Образ на основе фигуры.
Задача - нарисовать на листе несколько одинаковых фигур. Это могут быть кружочки, квадратики, треугольники и т.д.. Затем нужно включить таймер и за 1 минуту дорисовать как можно больше картинок.
- Фокус - группе было предложено такое задание. Давайте посмотрим, что получилось.
- Спасибо. Предлагаю подготовить 3 задание согласно инструкции.
- Детям очень нравится подобное задание, и его можно включать в мотивационный этап, рефлексию.
-
Развитие креативности способствует формированию высокого уровня элементарных мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации), высокого уровня активности мышления, переходящего в творческое, когда способен осознавать собственные способы мышления, действовать в нестандартной обстановке.
(Слайд 20).
- Третья К - кооперация
Знаменитый баскетболист Майкл Джордан сказал гениальную фразу: «Талант выиграет игры, а команда - чемпионаты». Кооперация, или сотрудничество, вырабатывается, конечно, в результате систематической работы как в урочной, так и во внеурочной деятельности – работа в паре, группе, ролевая игра, театрализация, метод проектов, участие в социальных проектах и помощь людям, в тогм числе и волонтерская деятельность, учат ребёнка общаться и сопереживать, учитывать разные интересы, работать в команде.
- Для сплочения членов команды можно использовать прием моделирования.
- Вспоминаем цикл внеурочных мероприятий, посвященных Дню космонавтики. (Слайд 20). Для визуализации обращения планет вокруг Солнца используем не только обучающие видео, предлагаемые цифровыми образовательными ресурсами, но и прием моделирования, позволяющий «проиграть», пронести через себя и членов команды, закрепить полученные знания.
- Уважаемые участники фокус – группы, я попрошу вас взять листы с планетами Солнечной системы, а у одного участника будем изображение Солнца. Ваша задача - смоделировать Солнечную систему и обращение планет вокруг Солнца. Вспоминаем расположение планет.
(Слайд 20, гиперссылка).
- Спасибо нашей команде за интересную работу.
- Данный прием в младшем школьном возрасте делает учебную деятельность более осмысленной, приближает учащихся к методам научного познания, обеспечивает их интеллектуальное развитие.
(Слайд 21).
- И, наконец, К – коммуникация.
(Слайд 22).
„Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом.“ — Джон Лаббок
- Для развития коммуникативных навыков доказывает эффективность сюжетно-ролевые игры, театрализация учебного материала, словесное рисование, проектная деятельность. Комбинированное использование современных методов является гарантийным успехом в развитии коммуникативных действий.
- Можно использовать (и мы часто практикуем данный вид работы) те актуальные варианты игр на развитие коммуникации, которые предлагают нам СМИ, конечно, адаптируя под возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
- Несколько лет назад по первому каналу транслировали развлекательное шоу «Подмосковные вечера», где использовалась коммуникативная игра «Намек понял». Правила игры простое: один участник становится спиной к экрану, на котором появляется слово, значение которого необходимо объяснить остальным участникам команды. Каждый участник может сказать только одно слово. Подбор однокоренных слов запрещен.
- Я предлагаю посмотреть небольшой фрагмент этой игры и попробовать поиграть с участниками фокус-группы.
(Слайд 22, гиперссылка).
- А теперь участники фокус-группы попробуют свои силы в этой игре.
(Слайд 23). Школа (Слайд 24). Команда (Слайд 25) Ученик
(Слайд 26). Успех
- Огромное спасибо нашей замечательной фокус-группе за активную работу. Я попрошу вас занять места в зале.
- Подведем итог мастер-класса. Назовите, пожалуйста, компетенции, которые входят в систему 4К (слайд 27).
- А теперь внимание на экран. (Слайд 27, гиперссылка).
-- Ученик подобен маленькому кораблику, которому предстоит проплыть огромный океан. Каким будет его путь, конечно. зависит, от нас как мудрых наставников, верных и надежных друзей, тех кто сопровождает, направляет. Пусть все наши кораблики достойно и уверенно отправляются в самый главный путь - жизнь.
Уважаемые коллеги! Профессия требует от нас постоянного развития и движения вперед. По отношению к ученику учитель не может соотноситься с понятием «вчера»! Он может быть только «ЗАВТРА»! Ради наших детей! Они - наше будущее! А я абсолютно уверена, что неуспешных детей не бывает!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диплом 3 степени за участие в региональном конкурсе Электронных плакатов и газет
Газета создана на тему: Где живёт Дед Мороз. Проведена учащимися исследовательская работа....
Участие в региональном конкурсе "Учитель года-2018"
Здесь представлены материалы, с которыми я выступала на конкурсе....
Выступление на региональном конкурсе « Открой себя!» 06.11.2019г. Мастер-класс «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в рамках вос-питательного процесса общеобразовательного класса».
Выступление на региональном конкурсе « Открой себя!» 06.11.2019г. Мастер-класс «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в рамках воспитательного процесса общеобразовательн...
Приказ "Об участии в региональном конкурсе «Край, в котором я живу. Моя Югра»"
Об участии в региональном конкурсе «Край, в котором я живу. Моя Югра»...
Участие в Региональном конкурсе для школьников «Авторские учебные пособия»
Цель Конкурса: Развитие творческого потенциала и креативности школьников....
Мероприятие для учащихся 1 класса , в рамках участия в муниципальном конкурсе «Чтение с увлечением»
Мероприятие для учащихся 1 класса , в рамках участия в муниципальном конкурсе «Чтение с увлечением»...
Участие в Региональном конкурсе творческих работ
Конкурс проводился с целью формирования у подростков ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, профилактики суицидальных рисков, наркотических и компьютерных зависимостей, деструктивн...