Мастер - класс "Soft skills. Дорога к успеху" в рамках участия в региональном конкурсе классных руководителей "Самый классный Классный"
учебно-методический материал

Скрипкина Ольга Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx310.79 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Soft skills. Дорога к успеху»

 Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения приемов формирования гибких навыков (soft skills)

Задачи:

  • Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
  • Распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям.
  • Создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

        

Методические цели:

  1. Обзорное знакомство с технологией 4 К и приемами формирования гибких навыков
  1. Приобретение практического опыта использования приёмов формирования гибких навыков

- Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги.  Начать мастер-класс я бы хотела в рамках привычного для будней каждого педагога системно-деятельностного метода. Тема моего мастер-класса зашифрована на экране (Слайд 2).

- Что, на ваш взгляд, могут означать 4 К? (Критическое мышление, коммуникация и кооперация) (Слайд 3).

- Концепция 4К — креативности, критического мышления, кооперации и коммуникации — четырёх навыков, которые помогают успешно действовать в любой сфере, появилась в 1950-х годах в США. Её придумали специалисты, которые занимались подготовкой кадров для вооружённых сил. Они поняли, что для высоких результатов ученикам недостаточно того, чтобы отлично обращаться с механизмами и развивать основные навыки для работы — hard skills (Слайд 4). Не менее важным является умение взаимодействовать с коллегами и клиентами. Их также называют мягкими или дополнительными навыками — soft skills (Слайд 4, щелчок). Сами термины пришли из сферы IT, а концепция в 1960-х годах сформировалась полностью. В 2016-м году на Всемирном экономическом форуме в Давосе все самые важные профессиональные навыки будущего поделили на три категории: грамотность, компетенции, черты характера. И в числе главных компетенций были названы 4К: креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация.

- Я приглашаю 4 желающих принять участие в фокус группе. Вам необходимо выполнить предложенные индивидуальные и групповое задания в порядке, указанном на листах.  Инструкции по выполнению заданий прилагаются.

(Слайд 5). Эксперты форсайт-сессий, спикеры важнейших экономических  форумов, представители бизнеса в один голос заверяют:

 «…Российским топ-менеджерам не хватает прежде всего soft-навыков…» - Максим Гришаков, экс-глава  «Яндекс-Маркета»;

«Бизнес переориентировался с hard skills на soft…» - Сергей Мацоцкий, совладелец и председатель правления группы компаний IBS;

«…побеждают те, кто инвестировал в soft skills…» - Герман Греф, председатель правления Сбербанка России.

(Слайд 6). Президент РФ В.В. Путин в ходе Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 2017 году подчеркнул важность развития гибких навыков (Слайд 6, гиперссылка).

(Слайд 7). В 2022 году произошло обновление ФГОС. Одной из приоритетных задач новых стандартов стало формирование гибких навыков (soft skills).

В современной системе образования выделяют две категории навыков:

  1.  (hard skills) - твёрдые навыки;
  2. (soft skills) - мягкие навыки.

Твёрдые навыки – это навыки определенной деятельность, например, умение читать, писать, выполнять фонетический, разбор слова или решать уравнение. и др. Мягкие навыки – это навыки необходимые для адаптации к современной жизни и используемые в разных областях. Поэтому формирование гибких компетенций напрямую связывают с заданиями таких исследований, как PISA, TIMSS, PIRLS, поскольку задания формата международных исследований – это всегда контекст реальной жизненной ситуации (знакомой или незнакомой), в них заложены умения, которые будут способствовать успешности ребят во взрослой жизни, то есть задания, направленные на развитие функциональной грамотности.

Представьте себе двух учеников. Они учатся в одном классе и учатся на «4» и «5».  Но "багаж" универсальных компетенций у них разный.

Один из них хорошо работает в команде, уверен в себе, с легкостью отвечает у доски  и дружелюбен. А второй предпочитает работать самостоятельно, не общается с одноклассниками,  но при этом он очень хорошо учится.   Кого бы из этих двух учеников вы бы выбрали старостой класса, в Совет старшеклассников или предложили сделать проект на конференцию «Шаг в будущее»?

Что показывает данная ситуация? Очевидно, что предметные знания не играют ключевую роль в успешности ученика или человека. Чем больше компетенций есть у человека, тем больше вариантов его развития как учебного, так и  профессионального.

(Слайд 8). Что включают в себя гибкие навыки?
       

  • умение общаться и готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации;
  • умение слушать;
  • умение работать в команде, видеть единую цель и находить точки соприкосновения;
  • умение убеждать и находить компромисс,
  • умение решать проблемы и  принимать решения;
  • умение управлять своим временем;
  • умение мотивировать себя и других;
  • сформированный эмоциональный интеллект и др.

(Слайд 9). Все эти компетенции объединяются в 4К: креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация.

Как развивать эти навыки?

  1. 1К - Развитие критического мышления. (Слайд 10).

Критическое мышление - это умение анализировать, оценивать, рефлексировать. Мышление «результатами» и «процессами» в образовании можно назвать «умением учиться».  Считаю своей первостепенной задачей научить детей ставить понятные и достижимые цели, раскладывать их на составляющие, искать и находить ресурсы для их достижения. Внеурочная деятельность является, несомненно, благодатной почвой для развития критического мышления

Побуждайте ребёнка размышлять о его чувствах и поступках, проводить работу над ошибками, разбирать составляющие успеха. Например, если он хорошо, изучил тему, подготовил презентацию, предложите ему подумать, что привело его к этому результату: какие методы сработали, а какие нет, что ему помогало, а что мешало. С первого класса учу детей формулировать свою позицию, уметь донести её понятно и аргументированно: всё это составляющие критического мышления.

             (Слайд 11). Перечислю самые используемые приемы  развития критического мышления: кластеры, фишбоун, толстые и тонкие вопросы, ментальные карты, синквейн, прием инсерт, «да-нетки», прием «круги по воде», загадки. Остановлюсь на последнем приеме, который всегда вызывает интерес  и эмоциональный отклик у детей, да и  взрослых.

- Прежде чем пригласить фокус-группу с результатами работы по 1 заданию, поработаем с залом. Предлагаю вам найти ответ на загадку, которую загадал королю один из персонажей скандинавской мифологии  Гестумблинди  (Слайд 12).

Загадка Гестумблинди
Один из персонажей скандинавской мифологии, Гестумблинди, загадал такую загадку королю:
Четыре висят,
четыре идут,
два указывают путь,
два защищаются от собак,
один болтается
всегда грязный.

(Слайд 12, щелчок). Ответ: Корова

(Слайд 13). - Коллеги, наверняка, вы слышали  известную загадку английского писателя Льюиса Кэрролла. В сцене чаепития Шляпник задаёт Алисе загадку, которая звучит следующим образом: «Чем ворон похож на письменный стол?» (англ. Why is a raven like a writing desk?).

- Как вы думаете, чем?

Кэрролл признавался, что ответа к этой загадке не существует: он придумал её, не задумываясь об отгадке. Однако поток вопросов от читателей был столь силён, что в переиздании 1896 года Доджсону пришлось добавить разгадку: (слайд 13, щелчок)  "Потому что они оба способны создавать ноты, хотя и очень плоские". В 1989 «Английское общество Льюиса Кэрролла» объявило конкурс на новые ответы, которые будут регулярно публиковаться в газете, принадлежащей обществу.

- Данная загадка предоставляет учителю огромный потенциал для формулирования аналогичных головоломок.

- Фокус - группа получила задание ответить на вопрос: (слайд 14)  «Чем похожи молоко и ежик?» (Ответы участников фокус-группы)

- Есть ли предположения у зала? (Могут сворачиваться, могут убежать, еж любит молоко).

- Результаты мониторинга качества образования  показывают, что использование приёмов  технологии развития критического мышления:

 - развивает мыслительную деятельность учащихся начальной школы;

 -  формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения.

(Слайд 14).

- А мы переходим ко второму К – креативность.. В широком смысле креативность - это способность создавать что-то новое, отличающееся от уже имеющегося, и обладающее определенной ценностью. Креативность – это иное видение простого в сложном ракурсе и, наоборот, сложного в простом.

В повседневной жизни мы редко по-настоящему креативим. Чаще пользуемся уже готовыми решениями и загоняем себя в рамки привычного поведения.

Когда Микеланджело спросили, как он создал статую Давида, скульптор ответил: «Я увидел ангела в куске мрамора, и мне захотелось освободить его». Урочная  и внеурочная работа должны иметь возможность не только развивать и поддерживать интерес к учёбе,  но и способствовать развитию креативности. Это и участие в квестах, творческих конкурсах (где нестандартный вариант развития мысли приветствуется), изобразительная деятельность, разнообразные поделки, необычное применение бросового материала, игры в ассоциации и многое другое.

Например.

(Слайд 15).

1. Расшифровщик

Возьмите любое слов из трех или четырех букв и придумайте как можно больше вариантов аббревиатур. Например:

СОК – Статья о Креативности

СОК – Сообщество Отчаянных Креативщиков

СОК – Смелый Ответственный Коммуникабельный

(Слайд 16).

  1. 5 + 5

Выберите любое существительное, какое хотите. Придумайте 5 прилагательных, которые его характеризуют. Это просто.

(Слайд 16, щелчок).

Зима

Снежная    Морозная    

Вьюжная    Долгожданная  Суровая

Теперь придумайте 5 прилагательных, которые совершенно к нему не подходят. Это уже довольно затруднительно, подумайте как следует.

(Слайд 17).

Кожаная Стеклянная Песчаная Зефирная Розовая

Повторяйте упражнения с разными словами и учитесь искать неочевидное.

(Слайд 18).

  1. Варианты использования.

Выберите любой предмет и придумайте как можно больше вариантов его применения. Чем больше ситуаций вы вообразите, тем лучше.

(Слайд 19).

  1. Образ на основе фигуры.

Задача  - нарисовать на листе несколько одинаковых фигур. Это могут быть кружочки, квадратики, треугольники и т.д.. Затем нужно включить таймер и за 1 минуту дорисовать как можно больше картинок.

- Фокус - группе было предложено такое задание. Давайте посмотрим, что получилось.

- Спасибо. Предлагаю подготовить 3 задание согласно инструкции.

- Детям очень нравится подобное задание, и его можно включать в мотивационный этап, рефлексию.

-

Развитие креативности способствует формированию высокого уровня элементарных мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации), высокого уровня активности мышления, переходящего в творческое, когда способен осознавать собственные способы мышления, действовать в нестандартной обстановке.  

(Слайд 20).

- Третья К - кооперация

Знаменитый баскетболист Майкл Джордан сказал гениальную фразу: «Талант выиграет игры, а команда - чемпионаты». Кооперация, или сотрудничество, вырабатывается, конечно, в результате систематической работы  как в урочной, так и  во внеурочной деятельности  – работа в паре, группе, ролевая игра, театрализация, метод проектов, участие в социальных проектах и помощь людям, в тогм числе и волонтерская деятельность, учат ребёнка общаться и сопереживать, учитывать разные интересы, работать в команде. 

- Для сплочения членов команды можно использовать прием моделирования.

- Вспоминаем цикл внеурочных мероприятий, посвященных Дню космонавтики. (Слайд 20). Для визуализации обращения планет вокруг Солнца используем не только обучающие видео, предлагаемые цифровыми образовательными ресурсами, но и прием моделирования, позволяющий «проиграть», пронести через себя и членов команды, закрепить полученные знания.

- Уважаемые участники фокус – группы,  я попрошу вас взять листы с планетами Солнечной системы, а у одного участника будем изображение Солнца. Ваша задача  - смоделировать Солнечную систему и обращение планет вокруг Солнца. Вспоминаем расположение планет.

(Слайд 20, гиперссылка).

- Спасибо нашей команде за интересную работу.

- Данный прием в младшем школьном возрасте делает учебную деятельность более осмысленной, приближает учащихся к методам научного познания, обеспечивает их интеллектуальное развитие.

(Слайд 21).

- И, наконец, К – коммуникация.

(Слайд 22).

„Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом.“ —  Джон Лаббок

      -   Для развития коммуникативных навыков доказывает эффективность сюжетно-ролевые игры, театрализация учебного материала, словесное рисование,  проектная деятельность. Комбинированное использование современных методов является гарантийным успехом в развитии коммуникативных действий.

- Можно использовать (и мы часто практикуем данный вид работы) те актуальные варианты игр на развитие коммуникации, которые предлагают нам СМИ, конечно, адаптируя под возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

- Несколько лет назад по первому каналу транслировали развлекательное шоу «Подмосковные вечера», где использовалась коммуникативная игра «Намек понял». Правила игры простое: один участник становится спиной к экрану, на котором появляется слово, значение которого  необходимо объяснить остальным участникам команды. Каждый участник может сказать только одно слово. Подбор однокоренных слов запрещен.

- Я предлагаю посмотреть небольшой фрагмент этой игры и попробовать поиграть с участниками фокус-группы.

(Слайд 22, гиперссылка).

- А теперь участники фокус-группы попробуют свои силы в этой игре.

(Слайд 23). Школа (Слайд 24). Команда (Слайд 25) Ученик

(Слайд 26). Успех

- Огромное спасибо нашей замечательной фокус-группе за активную работу. Я попрошу вас занять места в зале.

- Подведем итог мастер-класса. Назовите, пожалуйста, компетенции, которые входят  в систему 4К (слайд 27).

- А теперь внимание на экран. (Слайд 27, гиперссылка).

-- Ученик подобен маленькому кораблику, которому предстоит проплыть огромный океан. Каким будет его путь, конечно. зависит, от нас как мудрых наставников, верных и надежных друзей, тех кто сопровождает, направляет. Пусть все наши кораблики достойно и уверенно  отправляются в самый главный путь  - жизнь.

Уважаемые коллеги! Профессия требует от нас постоянного развития и движения вперед. По отношению к ученику учитель не может соотноситься с понятием «вчера»! Он может быть только «ЗАВТРА»! Ради наших детей! Они - наше будущее! А я абсолютно уверена, что неуспешных детей не бывает!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диплом 3 степени за участие в региональном конкурсе Электронных плакатов и газет

Газета создана на тему: Где живёт Дед Мороз. Проведена учащимися исследовательская работа....

Участие в региональном конкурсе "Учитель года-2018"

Здесь представлены материалы, с которыми я выступала на конкурсе....

Выступление на региональном конкурсе « Открой себя!» 06.11.2019г. Мастер-класс «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в рамках вос-питательного процесса общеобразовательного класса».

Выступление на региональном конкурсе « Открой себя!»   06.11.2019г.  Мастер-класс «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в рамках воспитательного процесса общеобразовательн...

Приказ "Об участии в региональном конкурсе «Край, в котором я живу. Моя Югра»"

Об участии в региональном конкурсе «Край, в котором я живу. Моя Югра»...

Участие в Региональном конкурсе для школьников «Авторские учебные пособия»

Цель Конкурса: Развитие творческого потенциала и креативности школьников....

Мероприятие для учащихся 1 класса , в рамках участия в муниципальном конкурсе «Чтение с увлечением»

Мероприятие для учащихся 1 класса , в рамках участия в муниципальном конкурсе «Чтение с увлечением»...

Участие в Региональном конкурсе творческих работ

Конкурс проводился с целью формирования у подростков ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, профилактики суицидальных рисков, наркотических и компьютерных зависимостей, деструктивн...