Литературный праздник по творчеству Эдуарда Успенского
презентация к уроку (3 класс) по теме
Цель: познакомить с творчеством детского писателя Эдуарда Успенского и привлечь внимание к его произведениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58 КБ |
![]() | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Першина Н.П.
учитель начальных классов,
Курчатов, МБОУ «СОШ №5»
Литературный праздник по творчеству Эдуарда Успенского.
1.Вступление.
Мы собрались здесь для того, чтобы поговорить об одном замечательном человеке, вспомнить его произведения, известные вам с раннего детства, отметить его приближающийся юбилей и этой нашей встречей поблагодарить его за то, что он написал такие добрые и веселые произведения, которые интересны не только детям, но и взрослым. Давайте назовем имя человека, которому мы посвящаем наш праздник.
- Доклад о жизни и творчестве Э. Успенского.
1.Биография и книги (доклад).
Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области.
Окончив школу, поступил в Московский авиационный институт. В студенческие годы начал заниматься литературным творчеством.
Творческий путь он начинает как юморист и в детскую литературу, как он считает, попал случайно.
Успенский получил широкую известность как автор детских книжек: «Крокодил Гена и его друзья», «Вниз по волшебной реке», «Чебурашка и его друзья», «Наследство Бахрама», «Отпуск крокодила Гены». Образы придуманных им Чебурашки, крокодила Гены, и других героев любят дети нескольких поколений.
Сравнительно недавно Успенский опубликовал серию замечательных детских книжек: «Каникулы в Простоквашино», «Дядя Федор, пес и кот», «Колобок идет по следу», «Разноцветная семейка» и другие.
Эдуард Успенский выступил как автор сценариев мультфильмов, многие из которых любимы не одним поколением зрителей. Крокодил Гена и Чебурашка живут в мультфильмах вот уже несколько десятилетий.
Не меньший успех выпал и на долю друзей из Простоквашино – дяди Федора, Шарика, Матроскина. Они тоже обрели свое экранное воплощение.
Произведения писателя переведены более, чем на 25 языков, его книги выходили в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, Франции, США. В последние годы он живет и публикует новые книги в Москве.
2.Несколько случаев из жизни.
А теперь немного из жизни маленького Эдуарда Успенского. У маленького Эдика был Чебурашка. Игрушка такая, плюшевая.
Уши большие, нос пуговкой. Не поймешь – не то медведь, не то заяц, не то собака. Словом, неизвестный науке зверь.
Когда Эдик был несмышленым ребенком, он в этого Чебурашку играл. А потом подрос и забыл про своего плюшевого зверя. Другие дела у человека появились. Например, срочно вырыть широкий и длинный подснежный ход в стан «неприятеля». Или подкараулить во дворе какую-нибудь «неопасную» старушку, чтобы напугать ее взорвавшимся пистоном…
Времени, понятно, было в обрез. На уроки его тоже не слишком хватало. Потому-то Эдик и учился плохо. Нет, Эдик не собирался всю жизнь оставаться закоренелым двоечником. Глубоко в душе он лелеял мечту-стать академиком. Поскольку академиков-двоечников не бывает, Эдик все время собирался взяться за ум – с понедельника начать хорошо учиться. Но все как -то не получалось.
«Выручил» Успенского случай. Как-то раз Эдик не очень обдуманно прыгнул с крыши. И, в результате, попал со сломанной ногой в больницу. Вот тут то Успенский испугался по-настоящему. Ему представилось, как он из обычного плохого ученика быстро попадет в двоечники экстра-класса. И это окажется навсегда.
Эдик упросил родителей принести себе книги и, к несказанному удивлению окружающих, начал заниматься. Да настолько упорно, что смог поступить в авиационный институт и стать инженером.
Три года проработал Успенский по специальности. А потом вдруг понял, что делает в жизни что-то не то. Эдуард подумал-подумал и…стал взрослым юмористом. А потом быстро превратился в детского писателя…Помог ему в этом, как водится, случай.
Однажды летом работал Успенский в детском лагере. И что бы успокоить жаждавшей впечатлений отряд, читал им разные интересные книжки. А потом все интересные книжки неожиданно кончились. Скучные книжки отряд слушать не хотел. И Успенскому уже ничего не оставалось, как, не задумываясь, начать: «В одном городе жил крокодил по имени Гена, а работал он в зоопарке крокодилом». Фраза такая в голове Эдуарда Успенского вертелась.
И вдруг.…Из-за угла показались два длинных носа – ручной крысы Лариски и хулиганствующей старухи Шапокляк. Хлопнула дверь телефонной будки – догадался Успенский. И начал рассказывать свою знаменитую сказку…
История про крокодила и Чебурашку очень понравилась слушателям. Книжку напечатали, а потом издали и другое, не менее знаменитое произведение, - «Дядя Федор, пес и кот».
Успенский продолжал писать и вести передачи на радио и телевидении. Да и вообще ему всегда хотелось многое попробовать, например, стать президентом концерна и главным министром одновременно. Ну, а если серьезно, то сегодня Успенский хочет уйти в леса. Чтобы никто не мешал. Построить себе дом подальше от Москвы, закрыться от всех и писать…писать…писать…
- Книги, которые учат добру.
Сегодня Э. Успенский один из популярных авторов. Его герои любимы не только детьми, но и взрослыми. Пожалуй, и бабушки такой не найдется, которая бы не слышала о Чебурашке, крокодиле Гене, дяде Федоре и замечательной злодейке - старухе Шапокляк.
Только человек, не потерявший связи с миром детства, может писать книги для детей. Человек взрослый и остроумный делает эти книги интересными для взрослых. Вот вам и секрет популярности и долгожительства героев Успенского.
Сказки Успенского говорят о доброте и побуждают ребят творить добро. Говоря об одной из своих книг, писатель заметил: «Если постоянно говорить детям о плохих сторонах жизни, то им покажется, что мир вообще странный и плохой. А я хочу дарить им ощущение веселого и хорошего мира!» Книги Успенского учат добру, любви к окружающему миру. Все творчество Эдуарда Успенского, чудесного детского писателя, - подарок детям, теплый и добрый.
Начнём с самой знаменитой книги. Но прежде послушайте песню.
Песенка Чебурашки.
-О ком эта песня?
-Кто такой Чебурашка?
-Откуда он взялся?
-С кем подружился Чебурашка?
-Были у Чебурашки и враги.
( Выходит старуха Шапокляк.)
Шапокляк:
Мы с Лариской не сидим на месте,
Ходим мы всегда и всюду вместе.
Пакость делать людям
Очень уж мы любим.
Не спеша пройдусь по городочку
И поссорю мамочку я с дочкой.
Бабушке поставлю две подножки,
В магазине разобью окошки.
Плачьте, плачьте, а я буду хохотать,
Нрав свой вредный не хочу скрывать.
Всё у вас пойдёт наперекосяк,
Если рядом я- старуха Шапокляк!
Ведущий:
Чем прославилась эта старушка? (Ответы детей)
Шапокляк:
Приятно слышать о себе такое. А хотите поиграть?
Сколько вас сегодня здесь?
Мне за день всех не перечесть!
Все Миши хлопают,
А Максимы топают,
Артём прыгает,
Даня ногами дрыгает,
Алёша руки поднимает,
Все Егоры приседают.
Ну а девочки-припевочки
Как можно громче имена свои называют.
Итак, раз, два, три-
Своё имя назови!
(Все задания дети выполняют на протяжении всей игры, девочки кричат свои имена несколько раз.)
Ведущий:
Бабушка, что ты тут устроила?
Шапокляк:
А что, я ничего.
Мы немножко пошумели,
В окнах стёкла зазвенели.
Мы немножко поиграли,
Десять стульчиков сломали.
А теперь уж нам пора-
Ждут нас новые дела!
Лариска, в сумку! (Уходит.)
Ведущий:
Ребята, в какой книге живут все эти герои?
По этой книге создан мультфильм. А в нём звучит песня на стихи Успенского. Давайте исполним её.
Песня: «Пусть бегут неуклюже».
(Стук в дверь. Входит Печкин с посылкой.)
Печкин:
Здравствуйте, ребята! Я туда попал? Это Китовская школа? Вы меня узнали? Правильно, я- почтальон Печкин. Я принёс вам посылку, только я вам её не отдам. У вас документов нет. (Ходит по классу, показывает посылку.) А, наверное, интересно вам посмотреть, что в посылочке-то? А хотите узнать, от кого посылка? Разгадайте кроссворд:
- Как звали корову у дяди Фёдора? (Мурка)
- Фамилия кота, с которым подружился дядя Фёдор. (Матроскин)
- Моя профессия. (Почтальон)
- Кто такой Гаврюша? (Телёнок)
- Фамилия бывшего хозяина кота (Сёмин)
- Учёное звание Сёмина. (Профессор)
- Моя фамилия. (Печкин)
- Имя пса, жившего у дяди Фёдора (Шарик)
- Имя галчонка, жившего у дяди Фёдора. (Хватайка)
Печкин:
Теперь вы знаете, от кого посылочка, только я вам её не отдам. Однако, мне пора. Я ещё не всю почту разнёс.(Уходит)
Ведущий:
. Из какой книги пришли эти герои?
-Где они живут? (В Простоквашино)
А давайте представим, что мы побывали у Матроскина в гостях, и он нас угостил молоком, которое дядя Фёдор велел вылить, но ведь Матроскин очень экономный, он не смог вылить такой полезный напиток и приберёг его для гостей, т. е. для нас.
(Класс делится на три части:
1 группа поёт: му-му-му
2 группа поёт: гав-гав
3 группа поёт: мяу-мяу
На мотив «Пусть бегут неуклюже»)
(Вбегают санитары)
Санитары:
Кто тут с ума сошёл? (Пытаются сделать уколы громадными шприцами)
Ведущий:
Нет, нет, уважаемые! У нас всё в порядке. Просто мы немного пофантазировали.
Санитары:
Значит, это ложный вызов! (Убегают)
Книга про дядю Фёдора так понравилась читателям, что они засыпали Успенского письмами, в которых просили написать продолжение этих весёлых историй. Так появилось ещё несколько книг про жителей Простоквашино
Ведущий:
А сейчас кот Матроскин расскажет, как он готовил праздничный пирог к дню рождения Шарика, а вы ему помогайте.
Матроскин:
Я захотел устроить бал
И я гостей к себе … (позвал).
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый …(пирог)
Пирог, ножи и вилки тут-
Но что-то гости не…(идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек…(откусил).
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту…(съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошек не…(нашли).
Ведущий:
После этого Шарик с Матроскиным поссорились. Долго ссориться Матроскину и Шарику было нельзя, т. к. приближался день рождения дяди Фёдора.
Ведущий:
А сейчас, ребята, к нам пришёл Шарик. Ему очень понравилось сочинять стихи и он их придумал очень много. Все его стихи о животных. Послушаем?
Шарик:
Неуклюжий, косолапый,
Он в берлоге лижет лапу.
Знаем, нас не проведёшь-
Ну, конечно, это ёж. ( не ёж, а медведь).
Эта рыжая плутовка
Кур ворует очень ловко.
Ей не скажешь: «Ну-ка, брысь!»
Ну конечно, это рысь. ( не рысь, а лиса)
Вот забавный недотрога,
Он иголок носит много.
Этот маленький зверёк
Называется хорёк. ( не хорёк, а ёж)
Я зимой в пушистой шубе
Ем грибы на старом дубе.
Мне на месте не сидится,
Потому что я синица. ( не синица, а белка)
У бедняжки нет берлоги,
От врагов спасают ноги.
Он привык к зиме белеть.
Догадались? Он медведь. ( не медведь, а заяц)
Простой вопрос для малышей:
«Кого боится кот?» Мышей. ( не мышей, а собаку)
Хвост веером, на голове корона,
Нет птицы краше, чем ворона. (не ворона, а павлин)
По сосне, как в барабан,
Застучал в лесу кабан. ( не кабан, а дятел)
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать соловей. ( не соловей, а кабан)
Под луною песни петь
Сел на веточку медведь. ( не медведь, а соловей)
Спасибо, ребята, вы помогли мне разобраться в моих стихах. ( убегает)
Кроме сказок Эдуард Николаевич пишет замечательные стихи. Хотите послушать?
Сценка 9.
(По стихотворению «Память»)
Ведущий:
А вот ещё одна история.
Сценка 10
(По стихотворению « всё в порядке».
Ведущий:
А у вас бывало такое?
То, о чём расскажет следующее стихотворение Успенского, случалось точно с каждым.
Сценка 11
(По стихотворению «Рыжий»)
Ведущий:
Знакома ситуация? Каждый из вас хоть раз в жизни кого-нибудь дразнил. И каждого из вас тоже дразнили.
Что же нужно сделать, чтобы таких ситуаций не было? (Никого не дразнить, а если дразнят тебя, не обращать на это внимания.)
Понравились стихи Успенского?
Некоторые стихи положены на музыку и превратились в песенки. Некоторые из них вы уже сегодня пели. А теперь споём ещё:
«Песенка про кузнечика» (1 куплет)
(Появляется Печкин)
Печкин:
Что-то очень уж у вас весело. Похоже . вы посылочку-то и не хотите получить? (Хотим) А документы у вас есть?
Ведущий:
Уважаемый Игорь Иванович, а нельзя ли сделать исключение и отдать посылку ребятам?
Печкин:
Не положено. У них документов нет.
Ведущий:
А ведь у нас есть классный журнал. Это же документ!
Печкин:
Ну, уж так и быть! Только я бы хотел послушать весёлую песенку. Очень уж я песенки люблю. Особенно весёлые.
Ведущий:
Частушки подойдут?
Печкин:
Можно и частушки.
Частушки:
Пропоём сейчас частушки
Про героев книжек
Для присутствующих здесь
Девчонок и мальчишек.
В Простоквашино живут
Дружные ребята:
Дядя Фёдор, пёс и кот-
Ясно, полосатый.
Хоть и ссорятся порой-
Знаем мы из книжки,
Но надёжнее друзей
Нету у мальчишки.
Он ворчит и почту носит,
Всем он хорошо знаком
Иногда приходит в гости
Дядя Печкин-почтальон.
У малюсенькой девчушки
Кто отнял ириску?
Это вредные проделки
Шапокляк с Лариской.
Из тропического леса
Чебурашка к нам приплыл.
И в витрине магазина
Он работу получил.
На гармошке он играет,
В зоопарке проживает.
Очень сильно удивил
Всех нас Гена-крокодил.
У Ау забот немало,
Всех хлопот не перебрать:
По ночам бродить по лесу,
Ну а днём людей пугать.
Есть у девочки подружка:
Не котёнок, не игрушка,
Интуристка, иностранка-
Озорная обезьянка.
Кто придумал всех друзей,
Подскажите поскорей!
Выдумщик он дерзкий-
Эдуард Успенский.
Печкин:
Очень хорошо вы спели. Весело. Только про меня пропели, что ворчу. А почему ворчу? Да потому что ношу-ношу вам посылку, а отдать не могу. А раз у вас документы есть, то получите посылочку.
(Посылка открывается, в ней книги Успенского. Из них организуется выставка. На дне посылки конфеты для всех детей.)
Ученик:
Наш праздник подошёл к концу,
И аккорд прощальной песни
Пусть ворвётся в тишину,
Пусть споют все дети вместе.
А исполним мы песню на стихи Эдуарда Николаевича Успенского «Голубой вагон».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Литературный Праздник по Творчеству Э дуарда У спенского
Если постоянно говорить детям о плохих сторонах жизни, то им покажется , что мир вообще странный и плохой. А я хочу дарить им ощущение весёлого и хорошего мира. Э. Успенский .
Э. Успенский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный праздник, посвящённый творчеству К. И. Чуковского
Праздник- презентация проекта по творчеству К. И. Чуковского...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-146126-1353253391.jpg)
Театрализованная реприза для представления команды на интеллектуальной игре по теме "Творчество Эдуарда Успенского".
Этот материал можно использовать на занятиях по внеурочной деятельности, а так же в качестве оригинального номера, приуроченного к юбилею известного детского писателя....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/11/picture-215121-1362996610.jpg)
Литературный праздник, посвященный творчеству Самуила Яковлевича Маршака
Цели:1.Углубление представлений о жизни и творческой деятельности известного писателя и переводчика С.Я. Маршака.2.Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака3.При...
Урок литературного чтения по творчеству Э.Успенского
Урок внеклассного чтения проведен по творчеству Э. Успенского...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/15/picture-207925-1644923000.jpg)
Литературная игра "По произведениям Эдуарда Успенского"
Внеклассное мероприятие позволит обощить знания детей по произведениям Э.Успенского, расширить кругозор, привить любовь к чтению, к книгам....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/28/picture-1252909-1590684184.jpg)
План-конспект урока по литературному чтению на тему: Эдуард Успенский «Всё в порядке».
Автор: учитель начальных классов МБОУ "СШ № 34" Афлятунова Кристина Александровна, ХМАО-Югра, г.НижневартовскОписание материала: Предлагаю вам конспект урока по программе "Начальная шко...