Почувствуй «вкус» слова доброта.
план-конспект занятия по теме
Предварительный просмотр:
Классный час: Почувствуй «вкус» слова доброта.
(проходит в форме исследования)
1 класс
Кл. руководитель: Акулова О.А.
- ассоциация веществ со словами;
- каким по характеру может быть слово;
- какой вкус и характер у слова доброта;
Цели и задачи: определение слова по количеству лексических значений, по его происхождению и употреблению:
- поиск главного;
- умение пользоваться толковым словарем;
- выделение частей слова;
- подбор родственных слов;
- высказывание своих чувств и настроений от вкуса веществ;
- воспитание добрых мыслей, слов, поступков;
- выводы;
Оборудование: компьютер, презентация, толковые словари, карточки с пословицами, сосуды с водой, соль, крахмал, сахар, палочки;
Ход работы:
1.ОРГОМЕНТ
- Сегодня я хочу вас пригласить в настоящую научную лабораторию, где вы будете выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их, проводить опыты, делать выводы и обобщать полученную информацию.
И вы теперь не просто ученики, а настоящие исследователи.
- Кого называют исследователем?
- Как вы думаете, что мы будем исследовать?
-Да, мы будем исследовать слова великого русского языка.
Учите русский годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда - в нем самом.
2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
Дети работают над первой темой: «Ассоциация веществ со словами»
- Как всякий ученый, мы с вами проведем опыт. Будем определять на вкус слова, так как слово – это сосуд, оболочка, а то, что внутри – это значение этого слова.
В данных сосудах вещества, которые мы с вами каждый день употребляем в пищу. Наша цель не в том, чтобы назвать вещество, а почувствовав на вкус этого вещества, провести свои ассоциации с другими словами.
Опыт 1- сосуд с крахмалом
Дети, попробовав вещество на вкус, говорят такие слова, как равнодушие, спокойствие, безвкусица, небо.
Исследователи делают выводы о том, что эти слова нейтральны, безвкусны.
Опыт 2- сосуд с солью
Дети говорят слова: обида, рана, неприятность.
Вывод: Значение этих слов - дискомфортное, болезненное.
Опыт 3- сосуд с сахаром
Слова: радость, праздник, вкуснота, доброта, солнце....
Вывод: значение этих слов приятны, радостны.
3. РАБОТА НАД ВТОРЫМ ПРОБЛЕМНЫМ ВОПРОСОМ
- Что вы знаете о слове?
- Каким оно может быть по характеру, по своему внутреннему содержанию?
Ответ детей
- В моем представление слово - живое существо, которое, как и человек, способно радоваться и грустить, обижаться и прощать. У каждого слова свой нрав, свой характер, своя душа. Слово может быть добрым другом и злым жестоким врагом. Словом можно излечить, а можно ранить (ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ ОТВЕТОВ)
- Многие писатели и поэты оставили нам интересные высказывания о жизни родного слова.
Дети читают высказывания Л. Толстого
«Слова - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом же можно и разъединить их, словом же можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь от слова, которое разъединяет людей»
Опыт 4- можно ли ранить словом?
Учитель помещает соль в сосуд с водой. В воде появляется осадок и изменяется вкус воды.
Вывод: если соль всыпать в воду, получится осадок, нарушающий чистоту воды. Так и неприятным словом можно испортить настроение.
Иллюстрацией к этому выводу является стихотворение А. Кешокова, которое читает ученик
Помню с братом как – то раз
Лбами мы в игре столкнулись,
Искры брызнули из глаз…
Боль прошла – мы улыбнулись
Но обидным словом друг
Рану мне нанес когда-то,
Стало очень больно вдруг…
Больно и сейчас ребята.
- О какой боли идет речь?
- Какая боль больнее?
Опыт 5 – можно ли, словом поднять настроение?
Всыпать сахар в воду. Дети делают умозаключения.
4. РАБОТА НАД СЛОВОМ ДОБРОТА.
- я задумала слово, которое всегда побеждает в сказках, это имя существительное. Угадайте его. (доброта)
- Какой вкус у этого слова?
- Что означает это слово?
- Какого его лексическое значение?
Доброта - человеческое качество, отражающее достоинство души.
Дети находят в словаре лексическое значение этого слова:
1.Все положительное, хорошее, полезное.
2. Отзывчивость, сочувствие, стремление делать добро.
Следовательно, по количеству лексических значений оно многозначное, по происхождению исконно - русское.
- Запишите его, обозначьте орфограммы.
- сколько букв и звуков в слове?
- соберите родственные слова. (работа по группам)
1 группа – записывает родственные существительные,
2 группа – родственные прилагательные
- придумайте и запишите предложение с этим словом.
5. КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА
- Какое значение имеет слово доброта для каждого из вас?
1) Дети слушают песню «Доброта» сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученка и высказывают свое мнение.
2) Подготовленный ученик читает стихотворение Л. Николаенко «Доброта»
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас.
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это мама - наша, мама!
Дети делятся своими впечатлениями.
-Научиться, по- настоящему быть добрым трудно. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Это нелегкий, и долгий путь. Поэтому человек должен чаще думать о своих сказанных словах и совершенных поступках.
6.РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ
- Как вы понимаете пословицы?
Без добрых дел не будет и доброго имени.
Доброе дело само себя хвалит.
Если ты сделал добро – скрой, если тебе сделали – расскажи.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе слово человеку – это дождь в засуху, худое слово и сладким мёдом не запьёшь.
Прочитав пословицу, дети предлагают свои варианты ответов
7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Дома попытайтесь представить себе образ доброты, изобразив его с помощью красок и карандашей.
8. РЕФЛЕКСИЯ
- Я благодарю вас за теплый разговор, за интересные мысли, за творческое отношение к работе.
Ваши добрые сердца - это сад.
Добрые слова – это корни.
Добрые мысли – это цветы.
Добрые дела – это плоды.
Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполните его только добрыми словами и делами. Запишите такие слова на яблочках добрые слова и прикрепляют их на яблоньку.
- Вот сколько замечательных, добрых слов с вами вспомнили и исследовали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Великое слово ДОБРОТА"
Внеклассое мероприятие для учащихся 1-2 классов....
Урок - исследование слова "Доброта"
Урок повторения и закрепление по теме "Имя существительное"...
Урок-исследование. Размышляем над словами. Слово "доброта".
Что мы знаем о словах. УМК "Гармония" 3 класс....
Выделение слов, которые обозначают признаки (качества) предмета: цвет, форму, вкус с помощью вопроса. Сравнение двух предметов по их качеству.
Формирование умения подбирать и называть ряд признаков (качеств) данного предмета и определять предмет по ряду признаков (качеств), закреплять умение выделять в тексте слова, обозначающие призна...
Занятие кружка «Секреты русского языка» в 4 «в» классе .Тема: Удивительный мир слов. (Исследование слова «Доброта»)
Этот материал поможет молодым педагогам в работе исследовательской деятельности: исследовать слово в разных разделах языкознания. формировать такие ...
Урок – исследование по русскому языку с применением информационных технологий в 4 классе по теме «Повторение знаний о существительном. Слово Доброта».
МБОУ «Трёхозёрская средняя общеобразовательная школа»Спасского муниципального района Республики ТатарстанУрок – исследование по русскому языкус применением информационных технологий в 4 классепо теме...
Программа внеурочной деятельности "Почувствуй вкус слова"
Программа «Почувствуй вкус слова» по целевой направленности общекультурная, социально-педагогическая, так как помогает становлению и обогащению общей культуры детей.Даная общеразвивающая програм...