Береги живое
методическая разработка (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов МБОУ НОШ № 17 Гарасимчук Л. А.
Сценарный план
мероприятия для младших школьников «Береги живое».
Цели и задачи:
- формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
- анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
- развитие индивидуальных способностей учащихся;
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование познавательных интересов во внеурочное время.
Планируемые достижения учащихся:
- Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.
- Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.
- Учиться защищать природные ресурсы.
- Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Оборудование:
- аудиозапись голов птиц;
- пригласительные билеты,
- конверты с заданиями;
- анкеты;
- клей;
- цветные карандаши ;
- муляж дерева;
- картинки с изображением растений и животных;
- карточки – знаки отличия индивидуальных достижений.
Перед началом праздника звучат песни о природе, голоса птиц, шум прибоя и т.д.
Место проведения мероприятия: актовый зал
Жюри: вожатые, учителя, родители
Награждение: Грамоты и дипломы, призы и сувениры всем участникам.
Игра проходит в два этапа.
- Первый этап – заочный, на котором дети получают краткую информацию по теме игры и домашнее задание:
- Команды заранее готовят рисунки и стенгазеты на экологическую тематику. Задания для каждого этапа готовятся преподавателем и детьми.
- Ребята заранее знакомятся с правилами участия в игре-конкурсе.
Во втором этапе соревнуются три команды .
Порядок конкурсных заданий:
- Вступительное слово. Представление жюри. Пояснение условий проведения игры.
- Первая станция. Царство растений.
- Вторая станция. Царство животных.
- Третья станция. Царство грибов.
- Четвёртая станция. Экологическая.
- Клятва юного эколога.
Перед началом праздника звучат песни о природе, голоса птиц, шум прибоя и т.д.
Зал украшен шариками, плакатами, лозунгами.
(под музыку в актовый зал входят команды)
Организационный момент.
Учитель:
- Я рада приветствовать, Вас, на нашем занятии.
- Сообщение целей и задач мероприятия:
Учитель:
-Мы собрались для того, чтобы еще раз напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живем, угрожает опасность, но в наших силах спасти ее.
1-й ведущий:
Чувство любви к России выражает каждый человек, когда называет родным свой край. Ставрополье – это одна из житниц страны. Наш край часто называют музеем под открытым небом.
2-й ведущий : Много здесь удивительных мест. Неслучайно поэты называют Ставрополье «краем богатств и чудес».
1-й чтец: Я видел Ставрополье на картинах,
в окно вагона, через дым костров…
Лежит оно в равнинах и горбинах,
Лежит на стыке четырёх ветров.
Здесь голубые облака гороха
и голубой полыни облака,
и за людьми на динамитный грохот
В степную марь торопится река.
2-й чтец
: Ах, Ставрополье, синий край России!
Ты песня эскадронная отцов.
Меня сады, поля твои растили
Под птичий грай и перезвон овсов
Мне открывали даль твои рассветы,
А жаворонки – песни и траву…
Куда б меня ни заманили ветры-
Тебя от сердца я не оторву.
1-й ведущий: Летопись нашего края начинается с 1777 года, когда для обороны владений на Кавказе была сооружена Азово – Моздокская укрепительная линия. В этом же году была основана Ставропольская крепость, превратившаяся в центр Кавказской области, а в 1847 году в центр Ставропольской губернии.
2-й ведущий: Охрана природы – долг каждого жителя края. Важным звеном в охране природы края является Ставропольский ботанический сад, раскинувшийся на десятки гектар. Здесь воссоздана луговая степь. Территория включает и природный лесной массив.
3-й ведущий: Самый большой по площади ботанический заказник края расположен на горе Стрежамент. Охраняются пион, ятрышник, ковыль и др. растения.
4-й ведущий: Самый большой зоологический заказник края Русский лес. Здесь охраняются косуля, кабан, шакал, лисица, куница, заяц – русак и др. животные.
1-й чтец:
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)
Учитель:
-Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы родного края: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.
От каждого класса представлена команда из 8 человек. Давайте их поприветствуем!!!
Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.
I. Первая станция. «Царство растений».
1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».
– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос. Ответы на вопросы развешены в зале виде картинок. Картинки надо быстро собрать.
- На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).
- Определи растение по предложенным семенам (семена ясеня, клена, дуба, ели, сосны).
- Назовите травянистые ягодники наших лесов?
- Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
- Назовите редкие растения нашего края, занесенных в Красную книгу. ( Пион, ятрышник, ковыль).
- На луга и лесных опушках часто встречается растение, у которого каждый лист разрезан на мелкие дольки каждая долька имеет ажурные края. Этим лекарственным растением лечат раны, останавливают кровь. (Тысячелистник)
- Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
- Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
- Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
- У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
- Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).
– Молодцы, ребята!
2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.).
3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут? Слова надо записать и прикрепить к дереву.(Муляж дерева стоит в зале).
Лист берёзы – берёзовый.
Лист липы – …
Лист клёна – …
Шишка ели – …
Плод дуба – …
Лист дуба – ….
Лист осины – …
Лист ивы – …
Шишка сосны – …
Плод яблони – …
4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний». На трёх досках написаны слова.
Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ? Дети выходят по очереди от каждой команды и вычеркивают лишние слова.
- Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
- Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
- Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
- Осина, липа, дуб, ель. Так как …
- Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
- Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
- Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
- Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …
Конкурс болельщиков.
А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.
Загадки
- Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели). - Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь). - Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива). - Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен). - Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар...
Кто-то дерево узнал? (Липа). - Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина).
II. Вторая станция. «Царство Животных».
Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.
1-й конкурс «Юный следопыт».
Чей это след? По предложенным заданиям определить, кому принадлежат эти следы (например, можно изобразить следы лисы, волка, белки, зайца). Команды должны быстро собрать и соотнести фотографии животных, которые разбросаны по залу и пазлы с изображением следов.
2-й конкурс «Кто больше».
1.Назовите как можно больше редких животных нашего края, занесенных в Красную книгу..
2.Назовите как можно больше рыб наших водоемов.
3.Назовите как можно больше редких птиц нашего края, занесенных в Красную книгу.
3-й конкурс. «Забавные зверюшки».
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
- Цапля и лягушата в озере.
- Лев и собачка.
- Ворона и лисица.
- Машенька и три медведя.
- Слон и Моська.
- Волк и ягнёнок.
Блиц – турнир.
А теперь отгадаем загадки. И послушаем некоторых птиц. (Звучит аудио запись птичьих голосов). Фотографии птиц развешены в зале ,командам надо быстро их найти.
Я весь день ловлю жуков,
Уплетаю червяков,
В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей! Я бывалый... (воробей).
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Небольшая пестрая птица
Не боится зимой простудиться.
Угощенье наше ей снится.
Прилетает к нам часто... (синица).
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Строит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней... Кто же это? (Соловей)
Выпал снег, но эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым... (снегирем).
Клюв огромен, взгляд суров,
Частый гость она дворов.
На суку сидит у дома,
Громко каркает... (ворона).
III. Третья станция. «Царство Грибов».
Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.
По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы).
Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.
А сейчас мы отправляемся за грибами.
Вы любите собирать грибы?
1-й конкурс. «На лесной полянке».
Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.
2-й конкурс. Игра «Собери грибочки».
(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).
– Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз).
– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).
Загадки
- Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки). - Очень дружные ребята
У пенька живут... (Опята). - Где хвоинок многовато,
Поджидают нас... (Маслята). - Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик). - У берёзок, посмотри:
Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик). - Царь грибов живёт в дубраве.
Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).
3-й конкурс. «Собери пословицу».
Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.
(«Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»).
Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.
А теперь сюрприз для всех.
Для Вас, мои друзья, подружки,
Грибные сбацают частушки
Грибные частушки
- Начинаем мы запевку
Первую начальную
Мы хотим развеселить
Публику печальную. - Вот растёт гриб – боровик
И красив он, и велик.
В толстой шляпке набекрень,
Ножка крепкая, как пень. - Шоколадная папаха,
Белый шёлковый мундир.
Посмотрев, опёнок ахнул:
Настоящий командир - Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил грибок меня:
Возраст мой – всего два дня. - Спрятались под ёлками
Рыжики с иголками.
Не малы, не велики,
И лежат, как пятаки. - А во мху, как на подушке,
Чьё-то беленькое брюшко.
Это груздь нас просит взять,
А за ним ещё штук пять. - Под осинами на кочке
Гриб в малиновом платочке,
Подосиновиком звать,
И его придётся взять. - Мы частушек вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
IV. Четвёртая станция. «Экологическая».
– Ребята, что такое «экология»?
Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом.
Инсценировка и анализ сказки .
Сценка «Сегодняшний лес»
Действующие лица: городская сорока
лесная сорока
медведь
заяц
лиса
Две девочки – сороки сидят на ветке (стульях).
Лесная сорока:
- Откуда ты, подружка, прилетела?
Городская сорока:
-Из города.
Лесная сорока:
-Да тебя и не узнать. Ты, что, как заяц, к лету готовишься: белый сарафан на черный поменяла?
Городская сорока:
-А у нас в городе все такие. Летаем через завод, а там такие выбросы! Вот и закоптились. Не то что ты в лесу. У вас здесь экология......
Лесная сорока:
-Эх, подружка, ты думаешь нам в лесу лучше? Смотри, звери бегут.
(Вбегают заяц, лиса и медведь.)
Городская сорока:
- Косолапый, куда бежите? Что случилось?
Медведь:
На дальнее озеро, пить очень хочется.
Городская сорока:
-Звери, да рядом же речка! Зачем бежать?
Медведь:
- Да в этой речке уже рыба не водится. Недавно фабрика какую – то желтую вонючую жидкость вылила. Так в нос шибает, не то чтобы испить, понюхать страшно. Вот и приходится идти к дальнему озеру. Хотя и там туристы набезобразничали.
Заяц:
- Хозяйничают. На дрова деревья ломают, костры порой не тушат, того и гляди, пожар в лесу будет. Что мы делать будем?
Лиса:
-А сколько бутылок набили. Я на днях лапу порезала.
(Показывает забинтованную лапу.)
Лесная сорока:
-И когда только люди успокоятся: себя и нас травить перестанут?
Городская сорока:
-Жить хочется в чистоте, дышать свежим воздухом, пить чистую воду.
Заяц:
-Эх, тишины хочется. Смех, шум, авто – надоело! Может уйти куда?
Медведь:
- А я вчера сплю под кустом, а мимо человек на железке с дымом промчался, а на голове горшок. Я так испугался, вускочил, побежал, да в яму свалился.
Лиса:
-Мне страшно, побежали отсюда! Может где-нибудь есть уголок чистоты и покоя?
(Звери убегают.)
Учитель:
-Как нелегко стало жить зверям даже в лесу. А виной тому – человек. И почему человеку не удается жить в ладу с природой?
А ведь человек отравляет не только природу, окружающую среду, но и свой организм. В атмосфере много углекислого газа, частиц пыли и металла. Фильтрами на земле служат леса. Распахнув перед нами свои необъятные богатства, щедро одаривая нас и надежно охраняя, являясь неотъемлемой частью нашей жизни, лес заслуживает право на бережное отношение и заботу о нем.
Конкурс плакатов «Правила друзей природы».
Выставка плакатов.
– Вспомните правила друзей природы ? (Называют правила по очереди).
– любить и беречь окружающую среду;
- не разорять птичьих гнёзд;
-не ломать ветки деревьев и кустарников;
-не мусорить в лесу;
– всегда помогать растениям и животным;
– не разводить огонь в лесу;
– не нарушать покой лесных обитателей;
– не разорять муравейники;
– не обращаться жестоко с животными;
– не оставаться равнодушным, если вижу, что кто-то вредит природе.
Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.
11. Рефлексия.
Ведущие предлагают ребятам встать в круг и произнести Клятву юного эколога. Тихо звучит музыкальная зарисовка .
Дети произносят клятву.
Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд). Фотосессия лучших работ и лучших моментов мероприятия.
Список используемой литературы:
- Бурдина С.В. «Береги живое». Игровой дидактический материал-Киров: Весна, 2004.
- Василенко Г.И., Еременко Н.И. и д.р. «Внеклассная работа в школе. Дни наук в начальной школе». Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам – Волгоград: Учитель, 2006.
- Грехова Л.И. «В союзе с природой». Учебно – методическое пособие для педагогов дошкольного образования и учителей начальной школы. Эколого – природоведческие игры – занятия и развлечения с детьми – Москва: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 1999.
- Левина «Начальная школа. Математика, чтение, природоведение». Конспекты для открытых уроков и занимательные задания – Волгоград: Учитель, 2003.
- Мартынова «Внеклассная работа в школе. Внеклассные мероприятия в начальной школе». Игры, викторины, классные часы, праздники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Береги всё живое урок
Урок окружающего мира может быть проведен и как внеклассное мероприятие. направленное на экологическое воспитание детей, развитие их творческих способностей....
Внеклассное мероприятие "Берегите землю, берегите!"Неделя экологии 4 класс
Цели: Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, ко всему живому.Привлекать к природоохранной работе....
Берегите природу! Берегите!
Мероприятие полно раскрывает бережное отношение окружающих к природе. Рассказывает о том, почему необходимо беречь природу....
Урок живой мир. Тема: "Люби и береги природу".
Данный урок учит детей нормам и правилам экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, воспитывает эстетические чувства и потребности видеть и пон...
Экологическое мероприятие (устный журнал) "Берегите Землю, берегите!"
Стихи, загадки, сказки об охране нашей природы, правила, как беречь растительный и животный мир Земли...
"Береги живое"
Занятие по экологическому воспитанию для учащихся начальной школы. Состоит из конспекта занятия и презентации. Рассказывает о структуре и назначении Красной книги....
"Береги живое"
Презентация к занятию....