Береги всё живое урок
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок окружающего мира может быть проведен и как внеклассное мероприятие. направленное на экологическое воспитание детей, развитие их творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beregi_vsyo_zhivoe.doc | 288 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира 4 класс , программа «Школа России»
Тема: «Береги всё живое»
Богомолова Елена Вячеславовна, учитель начальных классов ГОУ СОШ № 135
Цели:
-Познакомить с тем, как человек влияет на природу; мероприятиями, которые направлены на сохранение окружающей среды.
-Активизация мыслительной деятельности учеников.
-Воспитание бережного отношения к природе.
-Развитие творческих способностей детей, речи учащихся.
Оборудование: эор «Уроки Кирилла и Мефодия» начальная школа 4 класс «Окружающий мир», урок №4 . тема «Экология»,презентация к уроку, интернет ресурсы.
Ход урока.
- Настрой учащихся
- Актуализация знаний.
Игра «Поле чудес».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Это слово – имя человечка. Для вас этот гость приготовил задания, выполнив которые вы имеете право открыть любую букву.
- Что такое «окружающая среда»?
- Что изучает экология?
- Приведите примеры экологических связей.
- Составь цепь питания.
- Какое значение для людей имеет экология?
- Так кто сегодня у нас в гостях? (лесовичок)
.
3.Создание проблемной ситуации.
- Лесовичок (один из учеников) читает стихотворение:
Не разоряйте птичьего гнезда,-
Так счастлива в своём жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора:
Оно высокое и вековое,
Даёт нам тень, когда стоит жара,
Она чарует всё живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода
Кто на земле живёт без дома.
(К. Кулиев)
- К чему призывает поэт?
-Определите тему урока.
-Мы отправляемся в путешествие в мир природы. Выберем транспорт. Он должен быть «экологически чистым».
-Как понимаете «экологически чистым»?
4.Поиск способа решения проблемы.
Первая остановка «Театральная»
(Подготовленные ученики показывают спектакль «Кто самый важный»)
Почва: Здравствуйте дети. Как вы поживаете? Я почва. Я – самая важная в мире, потому что без меня вам бы не на чем было стоять.
Воздух: Я – самый важный. Дети, без меня бы вы не смогли дышать.
П.: Ты прав , воздух, тобой дышат, но ты бываешь зловонным, ты загрязнён и полон смога. Я думаю, я самая важная.
Солнце : Выскочки! Моя энергия – это источник жизни на земле. Я даю жизнь растениям и тепло людям.
Вода: Без меня, воды, растения бы погибли, вслед за ним и всё остальное. Давайте спросим у детей, как они думают, кто самый важный?
( дети высказывают свои мнения)
П.: Растения, вы растёте на почве, пользуясь моими минералами, чтобы жить.
В.: Вы вдыхаете углекислоту и выдыхаете кислород.
С.: Для своего роста вы используете мою энергию.
Вода: Вы пьёте воду корнями и отдаёте её через листья.
Р.: Я обеспечиваю животных пищей и кислородом. Многие животные живут на деревьях. Люди едят хлеб из моей пшеницы. Мои корни проникают вглубь земли и сохраняют её от вымывания дождями, и я прекрасно само по себе, потому что цветы – это лучшее, что может быть на земле! Поэтому я - самое важное в мире!
Вегетарианец: (выходит и съедает растение) Хрум-хрум! Поскольку не ты съело меня, а я тебя, то я самый важный!
Мясоед: Я ем мясо. Если я съем вегетарианца, который ест растения, которые поглощают землю, солнце, воздух и воду, то я и есть самый важный!
Превратитель: Мы , превратители , самые важные на свете. Мы съедаем и волшебным образом превращаем в плодородную почву умершие растения и животные и жизнь продолжается!
Все: Ребята, скажите, кто самый важный?
Вторая остановка «Островок отдыха»
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают.
Головой качают.
- Мы посмотрели спектакль и пришли у выводу. Что в природе все важны. Все связано со всем.
- А какова роль человека в природе?
- Многое о себе возомнил человек с тех пор, как начал своё наступление на Природу. Он даже назвал себя царем Природы. Но так ли это?
Человек – неотъемлемая часть природы. Ему необходимо общение с природой. А всегда ли мы правильно поступаем, общаясь с природой?
Третья остановка «Игровая»
Игра «Так и не так» (детям предлагается объяснить правильные и негативные поступки людей в природе)
- Молодцы, вы правильно сделали свой выбор.
Человеку необходимо общаться с природой и она «не может не занимать его, он связан с ней тысячью неразрывных нитей, он сын её», - так сказал о природе И. С. Тургенев.
Во многих странах люди это поняли. Например, в парках шведского Стокгольма живёт на воле около 70 барсуков. И вы , наверное, не поверите, если узнаете, что в тех же парках водятся ядовитые змеи – гадюки. Но люди их не трогают и они тоже не причиняют никому вреда.
- А чем может помочь человек природе? (мнения детей)
-Человек, чтобы сохранить природу в первозданном виде, создаёт заповедники.
- Что это? (участки территории, где нельзя охотиться, ловить рыбу, заниматься промышленностью и сельским хозяйством)
-В Ленинградской области существует единственный заповедник – Нижне-Свирский. Он расположен на юго-восточном побережье Ладожского озера в низовьях реки Свирь. Здесь живут лоси, медведи, рыси, барсуки, а в прибрежных водах – ладожская нерпа, занесенная в Красную книгу.
-В промышленности для сохранения природы развиваются экологически чистые производства.
- Как вы понимаете «экологически чистые»? (Безотходные т.е. отходы опять используются)
Ученые продолжают поиски экологически чистых источников энергии.
Во многих странах широкий размах приняло движение зеленых партий, члены которых борются за сохранение окружающей среды. Эти же цели преследует, созданная международная организация Green Peace. Ведь природа не знает границ, а Земля – наш общий дом. Ученые считают, что каждый день на планете исчезает несколько десятков видов растений и животных. Но некоторые из них можно спасти.
- Что же можно сделать для этого? (мнения детей)
-Международный союз охраны природы создал специальную Красную книгу– сигнал опасности.
-В Ленинградской области охраняются 62 вида растений и около 70 видов животных. Запрещена охота на 18 видов зверей и 29 видов птиц. Некоторые из них занесены в Красную книгу.
Четвертая остановка «Кроссвордная».
1 |
| р |
|
|
| ||||
2 |
|
| о |
|
|
|
| ||
3 |
|
| д |
|
| ||||
4 |
|
| и |
|
| ||||
5 |
|
|
|
| н |
|
| ||
6 | а |
|
|
По горизонтали.
- Этот зверек любит поспать. Летом спит весь день, а зимой день и ночь. Отлично роет норы. От глаз к ушам идет черная маска – полоса.
- Кустарник дикой розы. Плоды целебны.
- «Белые горошки на зеленой ножке»
- Дерево, лучшее украшение лесов. Ягоды которого горьки на вкус, служат пищей для птиц.
- Красиво цветущее водное травянистое растение с крупными одиночными цветками. Другое название – водяные лилии.
- «На гору бежит скоро, а с горы кувырком»
Какое слово можно прочитать по вертикали в одном из столбцов? Случайно ли это? Почему?
Природа и Родина неразделимы. М. Пришвин сказал: «Охранять природу – значит охранять Родину».
5. Закрепление.
Лесовичок придумал для вас задание: Составьте правила бережного отношения к природе. Для этого поменяйте местами окончания фраз.
(Уроки Кирилла и Мефодия» 4 класс «Окружающий мир», урок 4, тема «Экология»)
Вы узнали, что делают взрослые, чтобы сохранить природу и её богатства. А, что можете сделать вы? Чем вы можете помочь природе? (высказывания детей)
6. Домашнее задание:
Выберите задание себе по плечу!
- Написать сочинение на тему «Как я помогаю природе».
- Сделать своими руками кормушку для птиц.
- Нарисовать знак-символ, запрещающих действий в природе.
7.Рефлексия.
Мы заканчиваем с вами путешествие. В заключение послушай те буддийскую легенду.
Есть такая мудрая и добрая восточная религия – буддизм. Эта религия считает, что каждый человек когда-то мог быть и куропаткой, и паучком, и стрекозой, и обезьянкой. Все живые существа включены в один круговорот жизни – сансару. Поэтому, если ты когда-то обидел какое-то живое существо, то будешь наказан в следующей жизни. А если пожалел или спас, то и тебе помогут, пожалеют и спасут.
В глубине ада мучился за свои грехи страшный разбойник. Ему было жарко и страшно. «О, великий Будда!»,- взмолился он, неужели в моей жизни не найдётся ничего, за что можно было бы меня пожалеть?» Великий Будда в это время прогуливался по саду, взгляд его упал на паучка, трудолюбиво ткущего свою паутинку. Как раз в это время он услышал вопль разбойников. Будда вспомнил, что однажды этот разбойник хотел проверить остриё своей сабли на паутине, но вдруг опустил её; ему стало жаль трудов скромного, но упорного паучка, - это был единственный добрый поступок разбойника. И Будда опустил разбойнику паутину. Он стал карабкаться по ней вверх – всё ближе к спасению.
- Объясните смысл этой легенды.
Вот видите, как тесно связано всё живое, и, если где-то раздаётся ворчание грома, подумай: может быть, именно ты чем-нибудь рассердил небо.
Береги всё живое!
Конспект
урока окружающего мира, проведённого в 4 «В» классе
учителем начальных классов школы №135
Богомоловой Е. В.
Тема: «Береги всё живое!»
21. 01. 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Береги природу, человек. Урок окружающего мира в 1 классе УМК «Планета знаний».
Урок окружающего мира. 1 класс УМК «Планета знаний». Учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 с. Арзгир, высшей категории, Пасько Татьяна Борисовна....
"В каком государстве мы живем" урок по "Окружающему миру", 4 класс
На уроке разбираются понятия: государство, республика, государственные символы. Дети учатся различать Империю от СССР, СССР от СНГ, республику от государства. Воспитываются такие качества, как любовь ...
Окружающий мир 2 класс. Тема "Берегись автомобиля!" (конспект урока)
Окружающий мир 2 класс. Конспект урока по теме "Берегись автомобиля!"...
"Береги книгу" библиотечый урок
Ведущий. Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище. Но вдумайтесь: книга — надежное средство передачи знаний от поколения к поколению, летопись человеческого общ...
«Берегите воду» конспект урока по окружающему миру 3 класс
Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Берегите воду"...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. "Люби живое" Урок-конференция.
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе. Урок-конференция. "Люби живое" . Обощающий урок....
Посещение музея в рамках проекта "Живые уроки"
Учащиеся посетили Национальный музей г.Чебоксары...