Праздник русского валенка.
материал (3 класс) на тему

Курносова Любовь Александровна

Данный праздник предназначен для учащихся 3-4 классов. Он знакомит учащихся с русскими народными обычаями, традициями, самобытной культурой.

Пробуждает интерес к возрождению традиций русского валенка, приобщает детей разных национальностей к российской культуре. Обобщает знания детей о валенках, их значении в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_russkogo_valenka.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник русского валенка

Цели.

Познавательная.

Познакомить учащихся с русскими народными обычаями, традициями, самобытной культурой.

Пробудить интерес к возрождению традиций русского валенка, приобщить детей разных национальностей к российской культуре. Обобщить знания детей о валенках, их значении в жизни человека.

Развивающая.

Развивать сценическое мастерство учащихся, навыки вокального мастерства, умение выразительного чтения стихов, умение петь народные песни, играть в народные игры.

Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Воспитательная.

Воспитание любви к своей стране, к её культуре и обычаям, к её прошлому и будущему.

С правой стороны зал украшен под русскую избу, слева на ширме изображена деревенская улица. Звучит русская народная музыка. Выбегают два скомороха.

1-й скоморох.  Что за славный денёк!

                          Собирайся, народ!

                          Будем петь и шутить

                          Да себя веселить!

2-й скоморох. А мы пришли вас позабавит,

                        На людей посмотреть

                        Да себя показать.

1-й скоморох. Я – скоморох Прошка. А он- скоморох Тимошка.

2-й скоморох. На пиру большом и малом

                         На веселье небывалом.

                         Мы вам скажем без утайки-

                         Не прожить нам без хозяйки!

1-й скоморох. Дорогих гостей встречает,

                        Добрым словом привечает.

                        И так вышло, что сейчас

                        У неё мы все в гостях.

( выходит хозяйка)

Хозяйка. Добро пожаловать!

                Всех привечаем, всех встречаем.

                По обычаям российским

                От души поклон вам низкий.

                Всюду: в доме, на работе

                У нас валенки в почёте,

                И мы вас, своих гостей,

                Приглашаем поскорей

                Позадорней поплясать-

                Свою удаль показать!

(Исполняется танец «Кадриль»)

Хозяйка. Ребята, а вы знаете, что валенки- это исконно русская обувь. В них не страшны ни морозы, ни метели, в них встречали масленицу, колядовали, плясали. В старину валенки считали ценным подарком, признаком достатка, а в играх помогали узнать, кто самый ловкий, сильный, быстрый.

 1-й скоморох. У кого там хмурый вид?

                          Снова музыка звучит!

2-й скоморох. Мы грустить не разрешаем,

                         Мы играть здесь начинаем!

Проводится игра»Бег в одном валенке»

Хозяйка. Вижу я издалека,

                Едет Ваня к нам сюда.

                Едет прямо в хоровод,

                Расступись, честной народ!

Хоровод «Как на тоненький ледок» Ваня вместе с другими водит хоровод и постоянно падает.

1-й куплет. Как на тоненький ледок

                    Выпал беленький снежок!

Припев. Ах, зимушка, зима,

               Белоснежная пришла.

2-й куплет. Выпал беленький снежок,

                    Ехал Ванечка дружок.

Припев тот же.

3-й куплет. Ехал Ваня поспешал.

                    Со добра коня упал.

Припев.

4-й куплет. Две подружки увидали.

                    Прямо к Ване подбежали.

Припев.

5-й куплет. Две подружки увидали.

                    Путь дорогу показали.

Припев.

6-й куплет. Как поедешь ты, Иван,

                    Не зевай по сторонам!

Припев.

Хозяйка.Ой, Ванюшка, ты не ушибся?

Ванюша. Нет! Я падал понарошку, посмешить хотел немножко!

Хозяйка. А Ванюша наш герой, только валенки с дырой.

Девочка из хоровода. Так давайте позовём моего дедушку. Он быстро валенки подошьёт.

Он на все руки мастер! Снег-снежок отряхнём, да во горницу войдём. А вот и мой дедушка. Дедушка Всеведушка.

На лавке сидит дед и что-то подшивает.

Дедушка.

Деточки мои родные,

Голубочки молодые!

Рад вас видеть, проходите,

Мою избу посмотрите.

(Дети рассаживаются по лавкам)

Все ли уселись?

Все ли согрелись?

Сегодня у нас веселье,

Праздников продолжение.

Девочка.

Дедушка, выручи, подшей валеночки.

Дедушка.

Что ж, это можно. А вы б, девчата, чтоб веселей работалось, песенку бы спели, порадовали старика.

1-й скоморох.

И частушки есть задорные

И весёлый перепляс!

2-й скоморох.        

Запевайте поскорее,

Чтобы было веселее.

Дети исполняют частушки.

Все дети.

Начинаем петь частушку

Первую, начальную,

Мы хотим развеселить

Публику печальную.

Мальчик. Наши девки маленьки,

                 Чуть побольше валенка,

                  Ну а как заголосят-

                  Всех в округе удивят.

Девочка. Охоньки да аханьки

                Какие парни махоньки!

                Из -за кочек, из-за пней

                Наших не видать парней.

Мальчик. А я валенки надену

                 Выпью простокваши.

                 Вся душа истосковалась

                 По подружке Маше.

Мальчик. Моя милка маленька

                 Обувает валенки.

                 А когда обуется,

                 Как пузырь надуется.

Девочка. Раздайся, народ,

                Сейчас пляска пойдёт!

                Пойду, попляшу,

                На народ погляжу!

Вместе. Мы вам пели и плясали

              Дорогая публика.

              Не держитесь за карманы-

              Не возьмём ни рублика!

Дед. Ну вот, принимайте работу- валенки на вырост: хоть бегай, хоть пляши, хоть играй от души!

Девочка. Как же нам, дедушка, тебя отблагодарить за работу.

Дед. А я Дед Всевед, долго живал, много видал, всё на свете знаю, к себе в решето собираю. Вы бы мне про валеночки что-нибудь рассказали, а я бы к себе в решето положил. У меня там много чего; и загадки, и пословнцы, и потешки.

1-й ребёнок. Баю, баю, баиньки.

                       Скатаем Маше валенки,

                       Валенки на ножке-

                       Бегать по дорожке,

                       К бабушке по прянички,

                     К дедушке – по яблочки.

2-й ребёнок. Без шубы и валенок- зима без конца!

3-й ребёнок. Как у Даши маленькой

                      Чудненькие валенки,

                      А шубка – багряная,

                      А личико – румяное!

                      Вот какая Даша-

                      Красавица наша!

Дед. Спасибо вам, ребята. Прибавилось в моём решете. Молодцы! А я вам загадки загадаю.

1-я загадка. Не ботинки,. не сапожки,

                     Но их тоже носят ножки.

2 –я загадка. В них мы бегаем зимой,

                      Утром в садик, вечером – домой.

3-я загадка. Треплют, катают, а зиму таскают.

4-я загадка. Все в шерсти, а кожи нет.

Дед. Да, отгадка одна – валенки.

         А как же их делают, знаете?

                     

Ну тогда слушайте меня внимательно.

1.Стригут овечку и шерсть перебирают и перерабатывают.

2.Обрабатывают кипятком, паром, дымом.

3.Сбивают в общую массу.

4.Катают сначала на столе, а потом на колодке нужного размера.

5.Из овечьей шерсти катают валенки трёх цветов: чёрные, белые и серые.

6.Катают валенки только в России.

Хозяйка.

Поэтому, ребята, валенки не только тёплая натуральная  обувь, но ещё и полезная.

Спасибо вам Дедушка за познавательный рассказ. Мы теперь будем знать как делают валенки.

Дед.

И вам спасибо, ребятки, что заглянули ко мне в гости. А за это я хочу вас позабавить и удивить. А вы знаете, кто в какой сказке зимой поймал щуку, и  она исполнила все его желания?

Дети.

Емеля из сказки»По –Щучьему велению!»

Внезапно под весёлую музыку вбегает Емеля со словами:»По –щучьему велению, по моему хотению окажись я на улице». Надоело мне дома на печке сидеть, жарко. Захотел я оказаться на улице, и вот я здесь. Ой, а здесь, оказывается, в одной рубашке очень холодно. Может, кто-нибудь подскажет, что нужно сделать, чтобы на улице не замёрзнуть?

Дети.

Одеться.

Емеля. Но мой полушубок остался дома, на печке. Эй, по щучьему велению, по моему хотению, появись здесь мой полушубок! (из-за ширмы выбрасывают полушубок)

Одевается. Немного согрелся, но голова-то мёрзнет. Что же попросить у Щуки?

Дети.

Шапку тёплую.

Емеля.

По-щучьему велению, по моему хотению, появись здесь моя шапка! (из-за ширмы выбрасывают шапку.Емеля надевает её на голову.)

Емеля. Как здорово. Голове стало тепло и ушам тоже. Только ноги совсем окоченели. Что же на ноги попросит?

Дети. Валенки.

Емеля. По-щучьему велению, по моему хотению, появитесь здесь мои валенки! (из-за ширмы выбрасываются по очереди сначала один валенок, потом другой. Емеля надевает их на ноги.)

Емеля.

Я хоть и тепло одет с головы до ног, всё равно кажется, что я вот –вот замёрзну здесь стоять. Что же ещё сделать, чтобы не замёрзнуть?

Дети.

Двигаться! Играть!

Проводится игра.»Бег на четвереньках»

Емеля.

Как хорошо вы играли, какие вы быстрые и ловкие. Попрошу –ка я у Щуки для вас угощение. «По-щучьему велению, по моему хотению появитесь угощения для ребят!» Закидывает ведро в прорубь и вынимает валенок. Ой, видно Щука что-то напутала. Попробую ещё раз. Снова закидывает ведро и достаёт угощение. Дети благодарят Емелю за угощение.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник русского валенка.

Этот весёлый праздник может быть проведён в конце зимы. Дети с большим удовольствием участвуют в старинных русских забавах....

Спортивно-оздоровительное ШОУ "Праздник русского валенка"

Яркий, неповторимый, зрелищный праздник проводиьтся для учащихся начальной школы. Дети много узнают и исконно русской обуви - валенках. Весь праздник сопровождается веселой народной музыкой....

Учебно-методическая разработка научно-исследовательского проекта"Русские валенки"

Коллективный проек 4 б класса .Цель:изучить значимость валенок в жизни русского народа Привлечь внимание к этой забытой обуви...

Исследовательский проект "Секрет русского валенка"

Работа выполнялась учениками 3 класса...

Открытое воспитательное мероприятие на тему: «Праздник русского валенка» занятие – праздник

Цели и задачи: развитие познавательной активности, интеллекта, расширение кругозора, воспитание любви к Родине, родному краю, формирование интереса к истории России, развитие умения общаться в коллект...