"Зима на дворе - дела все в избе"
план-конспект урока по теме
Развлечение по ознакомлению детей подготовительной группы с русским фольклором
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima_na_dvore_dela_v_izbe.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Колосок»
Развлечение
Зима на дворе, дела все в избе
(Для детей 6-7 лет)
Составители и участники: Комбарова В.В.,музыкальный руководитель
Боткарёва И.В., музыкальный руководитель
Крючкова Е.О. воспитатель
Сковородникова С.С. воспитатель
МАДОУ комбинированного вида д/с «Колосок»
Тамбов п. Строитель
2013
Цель: знакомить с жизненным укладом русского народа, развивать интерес к традициям русской национальной культуры.
Задачи:
- способствовать развитию познавательной активности, помочь детям осознать национальные традиции;
- закрепить знания пословиц, русских народных песен, хороводов, игр;
- развивать коммуникативность;
- формировать инициативность, самостоятельность, исполнительские навыки в области пения, музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах;
- развивать активное восприятие музыки посредством русского музыкального фольклора;
-обогащать словарный запас;
- формировать нравственное воспитание (забота о ближнем, любовь к домашним животным)
Оборудование: печь, стол, самовар, прялка, молоток, пила, топоры, деревянные ложки; карусель с лентами, комната в стиле русской избы; коромысла, вёдра, лавки, корзина со снежками, ухват, клубки из ниток, кудельки.
Наглядно-дидактическое пособие по теме: «Как наши предки шили одежду»
Роли: Петрушка, Снежная баба, Дуня (исполняют взрослые)
Петрушка- Крючкова Елена Олеговна
Дуня- Боткарёва Ирина Владимировна
Снежная баба- Сковородникова Светлана Серафимовна
Музыкальный материал: музыкальная кассета «Русские народные песни». Мост-В, Москва, 2004.
Русские народные песни
- «Во кузнице»
- Как у Дуни»
- «Дуня-тонкопряха»
- « Как у нас в мастерской»
-«Русский чай»
- «Карусель»
Диск « Детский праздник- Ранняя весна» Издательство детских образовательных программ. Весть- ТДА. 2006
Песня «Хоровод со снежной бабой»
Зал украшен под старинную горницу, расставлены стол, печь, прялка, ухват, ложки, в одном углу балалайка, в другом углу- топор, пила, молотки.
Звучит грустная народная музыка. Входит взрослый- Дунюшка, она зевает, ходит по комнате, скучает, затем садится на лавку.
Дуня: Ох, и вечер скучен, долог,
Насчитала сорок ёлок,
То на лавке посижу,
То в окошко погляжу
Скучно мне сидеть одной
Что же делать мне? Постой
А вон и музыка играет
Кто же рядом здесь гуляет? (Смотрит)
Эй, ребята, заходите,
Меня , Дуню, повеселите!
Звучит фонограмма, дети, взявшись за руки, цепочкой забегают в зал.
Дуня: Здравствуйте, гости желанные
Здравствуйте, ребятишки званые!
Дети: Здравствуйте!
Дуня: Рассаживайтесь поудобней
Посидим рядком, поговорим ладком
В избе я живу и здесь много предметов старинных.
Попробуйте угадать – о чём я говорю
(Подходит к печке)
- Мать толста, дочь –красна, сын-сокол, под небеса ушёл (Печь)
(Идёт к столу)
- Четыре братца под одним шатром стоят ( Стол)
(Берёт ухват)
- Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит –отдаёт, сам в угол идёт (Ухват)
- Сверху- дыра, снизу-дыра, а посередине- огонь да вода (Самовар)
Дуня: А это за предмет, знаете как он называется? Это прялка, на ней из пряжи нить тонкую прядут, а потом на ткацком станке холст ткут. Зимний вечер долгий, послушаем песню про Дуню-тонкопряху.
Слушание песни «Дуня-тонкопряха». Беседа о содержании песни. (Песня закончилась, показ иллюстрации). А вот и кудельки с тонкой нитью. Помогите мне их перемотать в клубок.
Игра: «Перемотай нитки с кудельками на клубочки». (Играют две команды: девочки и мальчики)
Дуня: Летом много работы в поле, в огороде, а зимой работали в избе, пряли, вязали, мастерили руками. Вот и у меня приготовлена работа для мальчиков. Знакомы эти предметы? (показывают пилу, молотки, топорики), дети рассказывают для чего они нужны.
Инсценировка песни «В мастерской» ( участвуют мальчики)
Дуня: Мальчики, настоящие мужчины, мужскую работу умеют выполнять. В старину все трудились и взрослые, и дети, каждый трудился в меру сил. Ребята, а какие пословицы вы знаете о труде?
Дети читают пословицы:
1. Не будет и скуки, когда заняты руки.
2. Кончил дело- гуляй смело
3. Делу- время, а потехе час.
4. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
5. Труд человека кормит, а лень портит.
6. Дерево узнают по плодам, а человека по делам.
Песня «Как у Дуни» (инсценировка)
- Как у Дуни много животины (2р)
Припев: Ах, Дуня, Дуня, Дуня,
Милая Дуняша.
- Хороша-то коровушка Алёна,
Рядом с нею телёночек Ерёма
Припев
- Во дворе-то уточка Агаха
Рядом с нею селезень Игнаха
Припев
- А мышей гонял котик Вася
Помогала кошечка Мурася
Припев
Вопросы
- Назовите домашних животных, о которых пелось в песни.
- Какие продукты получают от домашних животных (молоко, яйца, мясо, перо)
Что делали с такими продуктами? (Продавали на базаре)
Раздаётся стук в дверь.
Дуня: Ребята, слышите? Новый гость стучится, пригласим гостя? (Ответ детей). Правильно, на улице холодно, пустите погреться, может помощь нужна? ( В дом заходит Петрушка, в руках корзинка с ложками, карусель с лентами)
Дуня: Здравствуй, гость дорогой! Проходи в избу, присаживайся у печки, погрейся, вижу, замёрз.
Петрушка: Спасибо хозяюшка! Здравствуйте и вам ребятишки, девчонке и мальчишки .Я-Петрушка, с ярмарки бегу! Замёрз! Ложки продавал, осталось немного.
Дуня: Петрушка, а ты нам покажешь свои ложки?
Петрушка показывает ложки спрашивает у детей
- Из чего они сделаны?
- Для чего нужны ложки?
- Почему в старину ели деревянными ложками? ( Металлические были дорогие)
Петрушка: Ложки деревянные были у всех, ими не только ели, но и играли. Вот посмотрите.
Поёт песню (мел. «Как у наших у ворот»)
- Я весёлый скоморох
Ложки на базар я нёс
Припев: Ай да ложки хороши и играют для души- 2раза
- Я на ложечках играю
И детишек забавляю
Припев: Ай да ложки хороши и играют для души-2 раза
Ложка, ложка отдохнёт
Скоморох плясать пойдёт
Петрушка: А теперь давайте вместе поиграем и песню споём «Во кузнице»
Дети и скоморох поют песню, на припев играют на ложках
Русская народная песня «Во кузнице.
- Во ку, во кузнице (2 раза)
Во кузнице молодые кузнецы (2 раза)
2.Они, они куют (2раза)
Они куют , приговаривают
Молоточком приколачивают
3.Пойдём, пойдём Дуня (2 раза)
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,
Сорвём Дуня лопушок ,лопушок
4 Носи, носи, Дуня (2 р)
Носи, Дуня не марай, не марай
По праздникам надевай, надевай
Петрушка: Ох, жарко в избе, выглянем на улицу, в снежки поиграем, бабу снежную слепим. (Далее, взявшись за руки, выбегают на середину зала, кидаются снежками,
Петрушка выбегает из зала, берёт за руки снежную бабу (взрослого), выводит в центр круга. Дети исполняют
Хоровод со Снежной Бабой.
- Мы на улицу ходили
Бабу снежную лепили
Эх ты, эх ты, эх ты, эх!
Наша баба лучше всех.
- Наша баба расплясалась
И снежинками раскидалась,
Ах, ты, ах, ты, ах
Испугались бабы- страх.
- С бабой снежной подружились
И все вместе закружились
Эх, ты, эх ты, эх, ты, эх
Наша баба лучше всех!
4.Вместе с бабой заплясали
И ничуть мы не устали
Эх, ты, эх, ты, эх, ты, эх!
Наша баба лучше всех!
Дуня: Эй, Петрушка, неси скорее свою карусель. Кататься будем. (Петрушка приносит карусель)
Катание на карусели
- Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели,
А потом бегом, бегом
Закружилось всё кругом
- Тише, тише, не спешите.
Карусель остановите,
Раз,два, раз, два-
Вот и кончилась игра
Дуня: А теперь прошу в избу ,
Чаю горячего напиться
Да блинами угоститься
Песня «Русский чай»
(Все идут в избу, где происходит чаепитие с блинами)
Методическое обеспечение:
- Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. Методические рекомендации под ред. В.Г. Паршиной. ТОИПКРО. 2003
- Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Конспекты занятий и сценарии праздников под ред. А.В. Орловой Владимир 1995г.
- Знакомство детей с русским народным творчеством//Авт.-сост.Бузарина Т.А. и др.- С.П.б., 2001
- А.Н. Зимина. Народные игры с пением. Практическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений.- М.:»Издательство ГНОМ «Д», 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Двор что город, изба что терем. Изображение терема для сказочных героев»
Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Двор что город, изба что терем. изображение терема для сказочных героев»....
Работа с бумагой. Конструирование. Изделие: проект «Деревенский двор». Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика. Изделие: композиция «Изба» или «Крепость».
Технология 2 класс. Уроки разработаны по УМК " Школа России" ,ФГОС....
Методическая разработка урока- конспект с использование презентация "Двор, что город, изба, что терем".
Конспект разработала для урока в 3 классе.Знакомимся с памятниками древнего зодчества и даю представление о знаках- символах в народном орнаменте в украшении крестьянских изб....
Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Двор, что город, изба, что терем" 3 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Двор, что город, изба, что терем" 3 класс (конспект + презентация)...
Конспект урока по ИЗО. 3 класс. Двор, что город, изба, что терем
Тема урока: «Двор, что город, изба, что терем»дисциплина: изобразительное искусство. 3 классТип урока: изучение новых знанийЦель: - Познакомить с деревя...
Предмет: окружающий мир, краеведение, технология, изобразительное искусство УМК: «Школа России» Тип урока: урок – монопроект Тема «Разработка макета ландшафтного дизайна в деревенском стиле около музея - избы «Матренин двор»»
Окружающий мир, краеведение, технология, изобразительное искусство. 3 класс Тема урока – монопроекта «Разработка макета ландшафтного дизайна в деревенском стиле около музея - избы «Матренин двор»»...
Тема урока: «Двор, что город, изба, что терем»
Цель: - Познакомить с деревянным зодчеством России – строительством жилья: избы, терема, др.- Научить применять полученные знания на практике: при выполнении собственного проекта – терема ...