"Зима на дворе - дела все в избе"
план-конспект урока по теме

Сковородникова Светлана Серафимовна

Развлечение по ознакомлению детей подготовительной группы с русским фольклором

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima_na_dvore_dela_v_izbe.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Колосок»

Развлечение

Зима на дворе, дела все в избе

(Для детей 6-7 лет)

Составители и участники: Комбарова В.В.,музыкальный руководитель

                                              Боткарёва И.В., музыкальный руководитель

                                              Крючкова Е.О. воспитатель

                                              Сковородникова С.С. воспитатель

МАДОУ комбинированного вида д/с «Колосок»

 Тамбов п. Строитель

2013

Цель: знакомить с жизненным укладом русского народа, развивать интерес к традициям русской национальной культуры.

Задачи:

- способствовать развитию познавательной активности, помочь детям осознать национальные традиции;

- закрепить знания пословиц, русских народных песен, хороводов, игр;

- развивать коммуникативность;

- формировать инициативность, самостоятельность, исполнительские навыки в области пения, музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах;

- развивать активное восприятие музыки посредством русского музыкального фольклора;

-обогащать словарный запас;

- формировать нравственное воспитание (забота о ближнем, любовь к домашним животным)

Оборудование: печь, стол, самовар, прялка, молоток, пила, топоры, деревянные ложки; карусель с лентами, комната в стиле русской избы; коромысла, вёдра, лавки, корзина со снежками, ухват, клубки из ниток, кудельки.

Наглядно-дидактическое пособие по теме: «Как наши предки шили одежду»

Роли: Петрушка, Снежная баба, Дуня (исполняют взрослые)

Петрушка- Крючкова Елена Олеговна

Дуня- Боткарёва Ирина Владимировна

Снежная баба- Сковородникова Светлана Серафимовна

Музыкальный материал: музыкальная кассета «Русские народные песни». Мост-В, Москва, 2004.

Русские народные песни

- «Во кузнице»

- Как у Дуни»

- «Дуня-тонкопряха»

- « Как у нас в мастерской»

-«Русский чай»

- «Карусель»

Диск « Детский праздник- Ранняя весна» Издательство детских образовательных программ. Весть- ТДА. 2006

Песня «Хоровод со снежной бабой»

        Зал украшен  под старинную горницу, расставлены стол, печь, прялка, ухват, ложки, в одном углу балалайка, в другом углу- топор, пила, молотки.

           

        Звучит грустная народная музыка. Входит взрослый- Дунюшка, она зевает, ходит по комнате, скучает,  затем садится на лавку.

Дуня: Ох, и вечер скучен, долог,

          Насчитала сорок ёлок,

          То на лавке посижу,

          То в окошко погляжу

          Скучно мне сидеть одной

         Что же делать мне? Постой

          А вон и музыка играет

         Кто же рядом здесь гуляет? (Смотрит)

         Эй, ребята, заходите,

         Меня , Дуню, повеселите!

Звучит фонограмма, дети, взявшись за руки, цепочкой забегают в зал.

Дуня:    Здравствуйте, гости желанные

              Здравствуйте, ребятишки званые!

Дети: Здравствуйте!

Дуня: Рассаживайтесь поудобней

          Посидим рядком, поговорим ладком

          В избе я живу и здесь много предметов старинных.

          Попробуйте угадать – о чём я говорю

(Подходит к печке)

  1. Мать толста, дочь –красна, сын-сокол, под небеса ушёл (Печь)

(Идёт к столу)

  1. Четыре братца под одним шатром стоят ( Стол)

(Берёт ухват)

  1. Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит –отдаёт, сам в угол идёт (Ухват)
  2. Сверху- дыра,  снизу-дыра, а посередине- огонь да вода (Самовар)

Дуня: А это  за предмет, знаете как он называется? Это прялка, на ней из пряжи нить тонкую прядут, а потом на ткацком станке холст ткут. Зимний вечер долгий, послушаем песню про Дуню-тонкопряху.

Слушание песни «Дуня-тонкопряха». Беседа о содержании песни. (Песня закончилась, показ иллюстрации). А вот и кудельки с тонкой нитью. Помогите мне их перемотать в клубок.

Игра: «Перемотай нитки с кудельками на клубочки». (Играют две команды: девочки и мальчики)

Дуня: Летом много работы в поле, в огороде, а зимой работали в избе, пряли, вязали, мастерили руками. Вот и у меня приготовлена работа для мальчиков. Знакомы эти предметы? (показывают пилу, молотки, топорики), дети рассказывают для чего они нужны.  

Инсценировка песни «В мастерской» ( участвуют  мальчики)

Дуня: Мальчики, настоящие мужчины, мужскую работу умеют выполнять. В старину все трудились и взрослые, и дети, каждый трудился в меру сил. Ребята, а какие пословицы вы знаете о труде?

Дети читают пословицы:

1. Не будет и скуки, когда заняты руки.

2. Кончил дело- гуляй смело

3. Делу- время, а потехе час.

4. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

5. Труд человека кормит, а лень портит.

6. Дерево узнают по плодам, а человека по делам.

Песня «Как у Дуни» (инсценировка)

  1. Как у Дуни много животины (2р)

Припев: Ах, Дуня, Дуня, Дуня,

Милая Дуняша.

  1. Хороша-то коровушка Алёна,

Рядом с нею телёночек Ерёма

Припев

  1. Во дворе-то уточка Агаха

Рядом с нею селезень Игнаха

Припев

  1. А мышей гонял котик Вася

Помогала кошечка Мурася

Припев

Вопросы

  1. Назовите домашних животных, о которых пелось в песни.
  2. Какие продукты получают от домашних животных (молоко, яйца, мясо, перо)

Что делали с такими продуктами? (Продавали на базаре)

Раздаётся стук в дверь.

Дуня: Ребята, слышите?  Новый гость стучится, пригласим гостя? (Ответ детей). Правильно, на улице холодно, пустите погреться, может помощь нужна? ( В дом заходит Петрушка, в руках корзинка с ложками, карусель с лентами)

Дуня: Здравствуй, гость дорогой! Проходи в избу, присаживайся у печки, погрейся, вижу, замёрз.

Петрушка: Спасибо хозяюшка! Здравствуйте и вам ребятишки, девчонке и мальчишки .Я-Петрушка, с ярмарки бегу! Замёрз! Ложки продавал, осталось немного.

Дуня: Петрушка, а ты нам покажешь свои ложки?

Петрушка показывает ложки спрашивает у детей

  1. Из чего они сделаны?
  2. Для чего нужны ложки?
  3. Почему в старину ели деревянными ложками? ( Металлические были дорогие)

Петрушка: Ложки деревянные  были у всех, ими не только ели, но и играли. Вот посмотрите.

Поёт песню  (мел. «Как у наших у ворот»)

  1. Я весёлый скоморох

Ложки на базар я нёс

Припев: Ай да ложки хороши и играют для души- 2раза

  1. Я на ложечках играю

И детишек забавляю

Припев: Ай да ложки хороши и играют для души-2 раза

Ложка, ложка отдохнёт

Скоморох плясать пойдёт

Петрушка: А теперь давайте вместе поиграем и песню споём «Во кузнице»

Дети и скоморох  поют песню, на припев играют на ложках

Русская народная песня «Во кузнице.

  1. Во ку, во кузнице (2 раза)

Во кузнице молодые кузнецы (2 раза)

     2.Они, они куют (2раза)

          Они  куют , приговаривают

Молоточком приколачивают

      3.Пойдём, пойдём Дуня (2 раза)

Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,

Сорвём Дуня лопушок ,лопушок

4 Носи, носи, Дуня (2 р)

Носи, Дуня не марай, не марай

По праздникам надевай, надевай

Петрушка: Ох, жарко в избе, выглянем на улицу, в снежки поиграем, бабу снежную слепим. (Далее, взявшись за руки, выбегают на середину зала, кидаются снежками,

Петрушка выбегает из зала, берёт за руки снежную бабу (взрослого), выводит в центр круга. Дети  исполняют

Хоровод со Снежной Бабой.

  1. Мы на улицу ходили

Бабу снежную лепили

       Эх ты, эх ты, эх ты, эх!

Наша баба лучше всех.

  1. Наша баба расплясалась

И снежинками раскидалась,

Ах, ты, ах, ты, ах

Испугались бабы- страх.

  1. С бабой снежной подружились

          И все вместе закружились

          Эх, ты, эх ты, эх, ты, эх

Наша баба лучше всех!

        4.Вместе с бабой заплясали  

И ничуть мы не устали

Эх, ты, эх, ты, эх, ты,         эх!

Наша баба лучше всех!

Дуня: Эй, Петрушка, неси скорее свою карусель. Кататься будем. (Петрушка приносит карусель)

Катание на карусели

  1. Еле-еле, еле-еле

Закружились карусели,

А потом бегом, бегом

Закружилось всё кругом

  1. Тише, тише, не спешите.

Карусель остановите,

Раз,два, раз, два-

Вот и кончилась игра

Дуня: А теперь прошу в избу ,

Чаю горячего напиться

Да блинами угоститься

Песня «Русский чай»

(Все идут в избу, где происходит чаепитие с блинами)

Методическое обеспечение:

  1. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. Методические рекомендации под ред. В.Г. Паршиной. ТОИПКРО. 2003
  2. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Конспекты занятий и сценарии праздников под ред. А.В. Орловой Владимир 1995г.
  3. Знакомство детей с русским народным творчеством//Авт.-сост.Бузарина Т.А. и др.- С.П.б., 2001
  4. А.Н. Зимина. Народные игры с пением. Практическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений.- М.:»Издательство ГНОМ «Д», 2000

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Двор что город, изба что терем. Изображение терема для сказочных героев»

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Двор что город, изба что терем. изображение терема для сказочных героев»....

Методическая разработка урока- конспект с использование презентация "Двор, что город, изба, что терем".

Конспект  разработала для урока в 3 классе.Знакомимся с памятниками древнего зодчества и даю представление о знаках- символах в народном орнаменте в украшении крестьянских изб....

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Двор, что город, изба, что терем" 3 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Двор, что город, изба, что терем"  3 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока по ИЗО. 3 класс. Двор, что город, изба, что терем

Тема урока: «Двор, что город, изба, что терем»дисциплина:  изобразительное искусство.    3  классТип урока: изучение новых знанийЦель: - Познакомить с деревя...

Предмет: окружающий мир, краеведение, технология, изобразительное искусство УМК: «Школа России» Тип урока: урок – монопроект Тема «Разработка макета ландшафтного дизайна в деревенском стиле около музея - избы «Матренин двор»»

Окружающий мир, краеведение, технология, изобразительное искусство. 3 класс Тема урока – монопроекта «Разработка макета ландшафтного дизайна в деревенском стиле около музея - избы «Матренин двор»»...

Тема урока: «Двор, что город, изба, что терем»

Цель: - Познакомить с деревянным зодчеством России – строительством жилья: избы, терема, др.- Научить применять полученные знания на практике: при выполнении собственного проекта – терема ...