Конспект урока по ИЗО. 3 класс. Двор, что город, изба, что терем
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Костромина Анастасия Евгеньевна

 

Тема урока: «Двор, что город, изба, что терем»

дисциплина:  изобразительное искусство.    3  класс

Тип урока: изучение новых знаний

Цель: - Познакомить с деревянным зодчеством России – строительством жилья: избы, терема, др.

- Научить применять полученные знания на практике: при выполнении собственного проекта – терема (избы, др.).

- Воспитывать любовь к народному творчеству, способность чувствовать красоту изделий, осознание их роли в жизни человека.

 

Планируемые результаты:

личностные:

            -стремление обрести чувство гордости за искусное мастерство русского народа;

 

  метапредметные:

       -умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе;       

 

предметные:

         - приобретение новых знаний о народном искусстве;

         - освоение практических приёмов изображения элементов избы.

      

Оборудование урока: презентация;

               для   учителя: презентация, компьютер, учебник, обои, готовый образец, шаблоны.

               для учащихся: цветная бумага, клей, ножницы, маркеры

 

Словарная работа: зодчество, зодчий, сруб, двускатная крыша, фасад, фронтон, причелины, наличники, ставни, полотенце, оберег.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_08.11.2016.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3                                                                                                       Учитель: ________________________

Школа№ 104                                                                                                 Методист: ________________________

Кабинет

Тема урока: «Двор, что город, изба, что терем»

дисциплина:  изобразительное искусство.    3  класс

Тип урока: изучение новых знаний

Цель: - Познакомить с деревянным зодчеством России – строительством жилья: избы, терема, др.

- Научить применять полученные знания на практике: при выполнении собственного проекта – терема (избы, др.).

- Воспитывать любовь к народному творчеству, способность чувствовать красоту изделий, осознание их роли в жизни человека.

Планируемые результаты:

личностные:

            -стремление обрести чувство гордости за искусное мастерство русского народа;

 

  метапредметные:

       -умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе;       

предметные:

         - приобретение новых знаний о народном искусстве;

         - освоение практических приёмов изображения элементов избы.

       

Оборудование урока: презентация;

               для   учителя: презентация, компьютер, учебник, обои, готовый образец, шаблоны.

               для учащихся: цветная бумага, клей, ножницы, маркеры

 

Словарная работа: зодчество, зодчий, сруб, двускатная крыша, фасад, фронтон, причелины, наличники, ставни, полотенце, оберег.

Этап урока

Методы,

 приемы

Содержание урока

Деятельность учащихся

Метапред-метные результаты

1. Орг. момент

Словесный, монолог

Приветствие учителя.

приветствуют учителя

Умение сконцентрироваться на работу

2. Повто-рение ранее изученного

Фронтальный опрос

- С чем познакомились на прошлом уроке?

- какие основные  цвета использовали в гжельской росписи? (синий, голубой, белый)

активно слушают,

отвечают на вопросы, оценивают свои знания

умение пользоваться полученной информацией

3. Знакомство с новым материалом

 Эвристический вопрос

схема-опора

- Сегодня мы с вами начнем изучать русское искусство.

- Посмотрите на экран. Что вы видите?  Что объединяет все эти дома?

- Предположите тему урока.

- Тема нашего урока сегодня: «Двор, что город, изба, что терем».

- Что мы выполним сегодня на уроке, как вы думаете?

- задачи этого урока:

1. Познакомиться с особенностями строительства русской избы

2.Выполнить в технике аппликации   макет избы.

самостоятельно или с помощью опоры  формулируют тему урока, цель

умение самостоятельно определять круг  учебных задач

Эвристический полилог,

наглядно-иллюстративный 

- Как вы понимаете выражение «Двор, что город».

- Городская усадьба, как и крестьянский двор, должна была состоять из самой избы, бани, погреба, конюшни, сеней, кладовых, огорода и сада. Жилые строения ставили внутри двора за оградой, главный въезд в усадьбу оформляли особо. Поэтому двор выглядел как город.

- Посмотрите на экран. Сравните городской дом и сельский.

- Чем они отличаются?

- В старину мастеров, которые стоили избы, называли зодчими. А искусство строительства изб называется зодчеством.

Зодчество – старинное искусство строить дома.

Зодчий  - мастер-строитель деревянных домов, изб. (Слайд)

- Сегодня мы поговорим с вами о русском деревянном зодчестве. Об особом мире, который, к сожалению, в крупных городах не сохранился. Наши городские дома не отличаются излишествами. (Слайд)

- "Деревянное кружево!"- восклицаем мы, глядя на резные, волнистые карнизы домов, крылец, на наличники окон, ворота, украшенные многочисленными и равномерно повторяющимися зарубками и надрезами.

Первое впечатление: мастера вырезали это сказочное узорочье по своей прихоти, побуждаемые своей фантазией и стремлением к красоте.

- Настоящие чудеса творили умелые руки мастеров из дерева. На Руси рубили деревянные крепости, храмы, избы.

- Что такое изба? (Слайд)

- Как вы понимаете выражение «Изба, что терем»

- Чем отличается терем от избы?

- Из каких материалов строили избы? (из бревна, дерева)

-Дерево всегда было любимым и распространённым материалом на Руси.

- Строили избы мастера своего дела. В марте-апреле делали сруб: точно подгоняли брёвна друг к другу, возводили стены.

Затем на несколько месяцев оставляли. Под собственной тяжестью брёвна плотно прижимались и медленно высыхали. Все стены были прямоугольной формы.

После ставили двускатную крышу – чело.

Сруб- деревянное сооружение, стены которого собраны из обработанных бревен.

- Ребята, кто из вас знает, каких животного помещали на крыше? (коня или петуха). Избяные украшения не досужий вымысел наших далёких предков. А это знаки – обереги.

Оберег – предмет, который оберегал от бед и нечистой силы. (Слайд)

- Затем украшали дом. Закрепляли причелины. Вешали наличники и ставни с искусной резьбой.

Затем закрепляли полотенце. (Слайд)

Причелины – доска на фронтоне деревянной постройки, украшенная резьбой.

Полотенце -  вертикальная резная доска, прикрывающая стык между причелинами.

Наличники - обрамление оконного проема.

- Что составляют эти слова? (декор)

наблюдают за …. , анализируют, аргументируют свое мнение,

под руководством учителя или самостоятельно определяют особенности композиции

умение наблюдать, делать выводы,

умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать

4.  Педаго-гический показ

Демонстрационный

объяснение

 Посмотрите ребята я буду собирать избу на доске, а затем вы тоже самое нарисуете на своих домах фломастерами.

1. В марте-апреле делали сруб: точно подгоняли брёвна друг к другу, возводили стены.

2. После ставили двускатную крышу – чело.

3. Избяные украшения не досужий вымысел наших далёких предков, конь или петух.

4. Затем украшали дом. Закрепляли причелины. Вешали наличники и ставни с искусной резьбой.

5. Затем закрепляли полотенце.

5.  Поста-новка творческой задачи

Инструктаж

- Работать будем каждый самостоятельно.

принимают задачу общую и личную в групповой работе

умение воспринимать задание, мобильно выполнять  работу,  формирование ответственного творческого  отношения к работе

 6. Практи-ческая работа

Практическая работа

Итак, приступаем к работе.

самостоятельно или с группой выполняют задание

умение общаться в группе.

7.  Подве-дение итогов урока

Демонстрационный, обобщающий опрос.

- В каких сказках описываются разные избы?  («Ледяная избушка и лубяная», «Сказка о золотой рыбке», «Гуси лебеди», во всех сказках А.С. Пушкина изображены такие дома.)

- Давайте вспомним «Сказку о рыбаке и рыбке», как А.С.Пушкин описывает жилища старика и старухи. (Демонстрация иллюстраций) Какое жилье у них было сначала? (Ветхая землянка)

- Как назывался дом, когда старик со старухой  стали жить побогаче?(«Перед ним изба со светелкой

С кирпичною, беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми вороты»)

- Как стал называться дом, когда старуха стала столбовою дворянкой? (Высокий терем.)

- Чем терем отличается от избы? (много строений, размер, высотность, др.)

- Как назвал автор царское жилье? (Царские палаты)

- Чем царские палаты отличались от терема дворян?

- Что нового узнали? Чему научились? Что помогло?

- Как работал ты?

- Какие чувства вызывают у вас  работы твоих одноклассников?

осматривают выставку, оценивают достижения свои и других.

умение анализирован результаты труда своего и одноклассников

9.  Домаш-нее задание



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Двор что город, изба что терем. Изображение терема для сказочных героев»

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Двор что город, изба что терем. изображение терема для сказочных героев»....

Методическая разработка урока- конспект с использование презентация "Двор, что город, изба, что терем".

Конспект  разработала для урока в 3 классе.Знакомимся с памятниками древнего зодчества и даю представление о знаках- символах в народном орнаменте в украшении крестьянских изб....

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Двор, что город, изба, что терем" 3 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Двор, что город, изба, что терем"  3 класс (конспект + презентация)...

Тема урока: «Двор, что город, изба, что терем»

Цель: - Познакомить с деревянным зодчеством России – строительством жилья: избы, терема, др.- Научить применять полученные знания на практике: при выполнении собственного проекта – терема ...

Конспект урока изоискусства Тема: «Двор, что город, изба, что терем», 3 класс УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: дать представление о том, что крестьянская изба – удивительное явление в народном деревянном зодчестве; углубить представление учащихся о знаках-символах в народн...

Конспект урока изоискусства Тема: «Двор, что город, изба, что терем», 3 класс УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: дать представление о том, что крестьянская изба – удивительное явление в народном деревянном зодчестве; углубить представление учащихся о знаках-символах в народн...