Методическая разработка "Зимушка-зима"
методическая разработка (3 класс) по теме

 

   Воспитательский час разработан для учащихся II - IVклассов, проводится в декабре. Подготовку лучше начать заранее: выучить наизусть стихотворения  П.А.Вяземского; разучить песню «Зима», комп. Э.Ханок; нарисовать рисунки о зиме; вырезать снежинки для украшения класса.

Цель:

- закрепление представлений о зиме и  её приметах;

Задачи:

- воспитание чувства восхищения красотой зимнего пейзажа, бережного отношения к природе;

- развитие мышления, слухового и зрительного внимания;

- коррекция поведения через анализ поступков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_razrabotka_o_zime.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

 «Здравствуй, зимушка – зима!»

С.В. Яруничева,

воспитатель высшей категории,

Ключевская коррекционная – школа,

с. Ключи, Ключевской район, Алтайский край

   Воспитательский час разработан для учащихся II - IVклассов, проводится в декабре. Подготовку лучше начать заранее: выучить наизусть стихотворения  П.А.Вяземского; разучить песню «Зима», комп. Э.Ханок; нарисовать рисунки о зиме; вырезать снежинки для украшения класса.

Цель:

- закрепление представлений о зиме и  её приметах;

Задачи:

- воспитание чувства восхищения красотой зимнего пейзажа, бережного отношения к природе;

- развитие мышления, слухового и зрительного внимания;

- коррекция поведения через анализ поступков.

Оборудование:

- музыкальное;

- плакат с нарисованными «тучками»;

- иллюстрации зимних пейзажей;

- игрушки лесных зверей;

- пословицы о зиме;

- снежинки;

- карточки для работы в группах;

- слайды о зиме.

Ход занятия:

Деятельность воспитанников

Деятельность воспитателя

Примечание

Дети подходят к доске,

становятся под тучками.

Осенью.

Поздняя.

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Жаль, что осень проходит и радостно, что наступает зима.

Зимушку – зиму.

О зиме, о её признаках.

- отвечать полными ответами;

- внимательно слушать воспитателя;

- не выкрикивать с места;

- принимать участие в беседе.

О зиме.

Подходят, потому что зимой белый снег. 

Зима – царица трех месяцев: декабря, января, февраля.

Зима.

Снегом. Холодный, мягкий, пушистый.

Да, мы любим зиму!

Зимой можно играть в снежки, кататься на коньках и лыжах.

Новый год!

Вешают карточки на доску.

Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем, при выдохе щёки не надуваем. Дуют на снежинку.

Греют руки.

Проходят через «ворота».

Снег

Снежинки

Снежок

Снегопад

Снежки

Снегурка

Снегири

Снег

Дети определяют и говорят, что это кубики.

Дети загадывают. Из мешочка после каждой отгадки дети достают маленький кубик с изображением отгаданного животного (театр на кубиках) и выставляют его на столе.

Дети лежат на партах.

Птицы стали голодать, животные спрятались в норке.

Голод.

Повесить кормушки.

Дети читают стихотворение.

«Здравствуй, в белом сарафане, из серебряной порчи, на тебе горят алмазы словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка, раскрасавица душа, белоснежная лебёдка, здравствуй, матушка -  зима!»

П.А.Вяземский.

Дети выбирают снежинки и поднимают их.

На снежинках надпись - молодцы

Мы пойдём на прогулку и встретим её.

I.Организационный момент.

Я рада нашей новой встрече,

Так улыбнитесь же, друзья,

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Давайте с вами договоримся,

Что будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти.

Надеюсь у вас сегодня

Хорошее настроение.

Подойдите к доске и

Встаньте под той тучкой,

Которая больше всего

Отражает ваше настроение сейчас.

  1. Совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и стояли голые, часто шли дожди. В какое время года это бывает?

Какая именно пора осени?

Правильно, поздняя осень.

Назовите мне осенние месяцы?

Скоро мы попрощаемся с осенью. Попрощаемся с грустью и радостью. Почему?

II. Введение в тему.

А какое время года наступает, вы мне скажите, когда посмотрите фрагмент из мультфильма «Маша и Медведь».

III. Сообщение темы.

  1. Беседа.

Какое время года мы с вами увидели, посмотрев мультфильм?

Вы наверно догадались, о чём мы будем сегодня говорить на занятии?

Тема нашего занятия: «Здравствуй зимушка – зима!»

Сегодня мы познакомимся с признаками зимы, с зимующими птицами и животными, будем играть, загадывать загадки, делать выводы и рассуждать. А чтобы занятие пошло каждому в прок, активно в работу включайся, дружок!

  1. Какие правила будут на нашем занятии? Выбери и обоснуй.

  1. Посмотрите, что я нашла сегодня утром у дверей нашей группы. Это письмо. Адрес наш, а вот от кого оно, я не знаю. А вы как думаете?

Давайте посмотрим, что там    внутри. Здесь письмо.

«Здравствуйте, ребята! Моя добрая знакомая Сорока рассказала, что вы любите играть, отгадывать загадки, и не боитесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята. Приглашаю вас к себе в гости. Я приготовила для вас игры, а еще очень трудные задания. Если вы все сделаете правильно, то вы догадаетесь, кто я. Если согласны, помашите мне в окно, я вас увижу, и буду ждать. До скорой встречи! А на этой снежинке первое задание».

Задание первое.

Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица – белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом – все покрыла серебром!

Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? Подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица». Почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?

Вспомните их названия?

Я загадаю вам зимнюю загадку: «Дел у меня  немало. Я белым одеялом, всю землю укрываю, в лёд реки превращаю, белю дома, белю поля, а зовут меня».

  1. .Чем всю землю укрыла матушка-зима? Коснитесь снега, какой он?

А вы любите зиму?

А за что вы её любите?

А какой самый любимый праздник зимой?

  1. Работа с доской.

Ребята, а какая она, зима?

Чтобы вспомнить признаки зимы, у меня для вас есть подсказка. Вы должны найти в классе слова, относящиеся к зиме и повесить на доску.

Молодцы, хорошо знаете признаки зимы, думаю, что она будет довольна.

Посмотрите на вертушки и найдите картинки, относящиеся к зиме.

  1. Дыхательная гимнастика.

Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. Подул зимний ветерок, полетел снежок, снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех. Ребята, я превращу вас в холодный ветерок и вы поможете мне подуть на снежинку. А вы умеете правильно дуть? (раздаю снежинки).

А теперь согреем ручки. Подул тёплый ветерок.

  1. Работа в группах.

Прочитайте текст в полголоса. Зачеркните лишнее предложение, объясните свой выбор. Прочитайте вслух текст.

  1. Разминка для глаз.

- зажмурьте глаза, а потом откройте;

- сделайте круговые движения глазами: налево - вверх, направо -  вниз, направо – вверх, налево – вниз.

  1. Физминутка.

Игра «Золотые ворота». Через ворота может пройти тот, кто назовёт слово, относящееся к зиме.

  1. А теперь я начну декламировать стихотворение И. Лопухиной «Снегопад», а вы, пожалуйста, добавляйте подходящие по смыслу слова – родственники слову «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… снег.

С неба все скользят пушинки –

Серебристые… снежинки.

На посёлки, на лужок

Всё снижается… снежок.

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее… снегопад.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … снежки.

Словно в белый пуховик,

Рядом – снежная фигурка –

Это девочка… Снегурка.

На снегу – то, посмотри, -

С красной грудкой… снегири.

Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил… снег.

  1. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Предлагаю детям определить на ощупь, что находится в мешочке.

Давайте посмотрим! Это волшебные кубики, помогите мне, пожалуйста, их расколдовать.

Я прошу детей загадать загадки о лесных животных (зайце, лягушке, волке, лисе, медведе, мышке).

  1. Релаксация.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем,

Дышится легко…ровно…глубоко…

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена и расслаблена.

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расправляется.

Дышится легко…ровно…глубоко.(пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,

Но пора уже вставать.

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и красиво сесть.

  1. Раздаётся стук в дверь. К нам пришла телеграмма от зимушки – зимы.

«Я зимушка холодная, из кружев мой наряд, спешу к вам на занятие в школу-интернат и хочу пригласить вас в сказочный зимний лес». В лесу сейчас очень тихо и одиноко, поэтому нам нужно с собой взять друзей, ведь нам понадобится их помощь и взаимовыручка. Давайте возьмёмся за руки, встанем в круг. Каждый человек человеку друг, будем все дружить и дружбой дорожить.

  1. Как зима отразилась на жизни птиц и животных?

Давайте посмотрим где живут животные?

Правильно ли расставлены карточки?

Медведь – берлога, волк – логово, лиса – нора.

  1. Что для птиц самое страшное зимой?

А как помочь птицам зимой?

Давайте возьмём птиц и их покормим кормом. Молодцы, помогли птицам! Теперь им легче пережить зиму.

На этом наше путешествие в зимний лес завершилось.

  1. О зиме много сложено стихотворений и песен. А вы знаете стихи о зиме?

  1. А какие песни о зиме вы знаете? Давайте исполним песню «Зима». Комп. Э.Ханок.

V Итог.

Подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Что у каждого получилось больше всего?

Зимушка прислала нам в подарок снежинки, давайте посмотрим, что она на них написала? Что получилось?

Царица зима хвалит вас за то, что вы много о ней знаете и дарит вам снежинки двух цветов. Жёлтая – понравилось, было интересно, фиолетовая – не понравилось. Давайте возьмём эти снежинки и покажем их гостям и друг другу. А ещё зима написала нам: «Я вас жду!». Как вы думаете, где нас ждёт зима?

На этом наше занятие закончено.

Воспитатель и учащиеся стоят в кругу, взявшись за руки.

На доске 2 тучки, у тучек разное «настроение» - грустное и весёлое.

Слайд № 1.

Слайд № 2.

На партах карточки с правилами работы на занятии.

На доске карточка с надписью: «Зима». На стенах класса слова: холодная, снежная, вьюжная, морозная, жаркая.

На вертушке зимние картинки.

Звук «вьюга»

На партах лежат снежинки.

На партах карточки.

Карточка № 1. Побелели поля, подул тёплый, свежий ветерок. По опушкам леса выросли грибы. Тонким льдом покрылась река, уснула как в сказке.

Карточка № 2. Ходит зима, поглядывает по сторонам. Ребята заливают каток водой. Скоро они будут кататься на тонком льду. Трава заблестит от росы

Загадки:

Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг,по снежочку тык-тык.

(Заяц)

По земле скачет, по воде плывет. (Лягушка)

Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)

Рыжая плутовка, хитрая, да ловкая,

В сарай попала, кур пересчитала. (Лиса)

Зимой спит, летом улья ворошит. (Медведь)

Кто под полом таится, кошки боится? (Мышь)

Звучит спокойная музыка.

Слайд № 3.

Дети меняют карточки.

Дети берут бумажных птиц, вешают их на дерево и кормят.

Дети  передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают.

На каждой снежинке написана буква.

На партах снежинки двух цветов.

Литература:

Запартович Б.Б. С любовью к природе. М., 1976.

Вяземский В.А. Стихотворения про зиму.

Роготнева А.В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждниях, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.

В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...