Театрализованный праздник с викториной "Грамотей-ка"
презентация к уроку (3 класс) по теме

 

Тема: «Синонимы, антонимы, омонимы».

Цель: - познакомить с такими явлениями в русском языке, как синонимия, антонимия, омонимия;

            - Расширить словарный запас детей, учить точному употреблению слов в речи;

            - Развивать мышление, речь, логику, воображение;

            -Воспитывать любовь и уважительное отношение к языку.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramoteyka.rar49.25 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальный клуб «Почемучка».

Тема: «Синонимы, антонимы, омонимы».

Цель: - познакомить с такими явлениями в русском языке, как синонимия, антонимия, омонимия;

            - Расширить словарный запас детей, учить точному употреблению слов в речи;

            - Развивать мышление, речь, логику, воображение;

            -Воспитывать любовь и уважительное отношение к языку.

Заседание первое - «Синонимы».

  В стране Языкознании, где правила царица Лексика, жили- были разные слова. Много было слов, со счету можно  сбиться. И были они, то там, то здесь, по всей стране были раскиданы. Бродили слова по дорогам страны, как неприкаянные - невеселые, недружелюбные. Решила тогда царица порядок навести в своей стране, мир устроить, слова подружить. Позвала она главного волшебника страны Языковеда. И велела она построить города и поселить там слова разные, но так, чтобы жили дружно, весело, правилам и законам подчинялись. И решил Языковед, что первый должны были занять слова . очень близкие по значению, почти родственники, объединил он их под флагом Синонимики. И дал название этому городу - «Друзья».

Посреди второго города текла река Антоновка. И поселил мудрый языковед слова по разным ее берегам. Потому что ссорились и ругались слова постоянно. Дал он название этому городу «Спорщики».

Тогда пришли к мудрому языковеду оставшиеся слова- подданные страны Лексикологии. Взглянул на них мудрец и решил, что в глазах у него двоится, потому что были они одинаковые, похожие как близнецы, но в то же время разные, как незнакомые люди. И придумал тогда Языковед поселить их в одном городе «Двойники», только на разных улицах, напротив друг друга, чтобы хоть как-то их различать.

- с тех пор, как языковед расселил слова, все стали жить в мире и согласии: каждое слово в своем городе, на своей улице, в своем доме. И найти их стало совсем просто. Надо лишь было знать. Каким являлось слово: другом, спорщиком или двойником. Итак, перед вами слова из трех городов. Познакомьтесь с ними поближе.    

Слова – «Друзья».

  1. Первый город, в который мы с вами попали – это город друзей. Слова, которые живут в этом городе, называются синонимы. Синонимы - это слово или выражение, совпадающее или близкое по значению. Например: путь-дорога, повесить голову или понурить голову.
  2. Жители этого города приготовили для вас. уважаемые игроки испытания.
  1. – Если правильно подобрать слова, близкие по значению  данным,  то вторые буквы придуманных слов «скажут» вам, как называются слова «друзья».

осмотрительный – осторожный                  

опрятный - чистый                                      

наблюдательный - внимательный              

громадный - большой                                  

умелый - сноровистый                                

могучий - сильный                                        

емкий - вместительный                                      

мокрый - сырой                                            

главный – основной

мощный основной

иноземный - иностранный

смышленый – сообразительный

занимательный – интересный

аккуратный – чистый

кроткий – смирный

скорый - быстрый

Синонимы в стихах.

Подбери в рифму синонимы к словам, данным в скобках:

-Луч скользит веселой рыбкой,

 За окном звенит капель.

Кто же, кто глядит с улыбкой

Утром к сыну в (кроватку)    колыбель

- просыпаюсь утром рано:

вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю (гимнастику)   зарядку

- О чем мы ни мечтали!

   Какой ни велся спор!

    До ночи на привале

Потрескивал  ( огонь)    костер

- иголка и нитка-

 большие дружки

 смотри, получились

 какие (швы)  стежки.

  1. Поговорки и синонимы.

- найди в поговорках синонимы.

Приятелей много, а друга нет.

Переливает из пустого в порожнее.

Ходит вокруг да около.

Ум за разум заходит.

Остался  цел и невредим.

Спеши - не спеши, а поторапливайся.

  1. Назови одним словом.

Назови одним словом, придумайте синонимы с удвоенными согласными.

Больничный лист-бюллетень

скорый поезд- экспресс

помещение в школе –  класс

обучение животных - дрессура

день недели - суббота

змеиный дом террариум

вид плавания - брасс

дачная пристройка- терраса

игра на льду - хоккей

асфальтированная дорога- шоссе

- вы справились с первыми испытаниями. Жюри подводит итоги первого тура. А я предлагаю музыкальную паузу……. в исполнении ….. ученицы 1 В класса.

Заседание второе – «Антонимы».

- А теперь мы оказались в городе «спорщиков». Антонимы - это слова , противоположные по значению, например: светлый- темный. Первое испытание, которое приготовили для вас слова «спорщики» заключается в том . чтобы к каждому слову подобрать другое слово противоположное по значению.

1.Подберите к каждому из данных слов, слова противоположные по значению.

Равнодушный - внимательный          общительный - замкнутый

вечерний – утренний                           новый - старый

толстый - тонкий                                  молодой - пожилой

скучный - интересный                          северный - южный

слабый - сильный                                 грязный - чистый

глупый - умный                                      трусливый - смелый

низкий - высокий                                    медленный - быстрый

2. Антонимы и пословицы.

-вставьте антонимы в пословицы.

Помни добро, а зло забывай.

Будет день, будет и ночь.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

 Больше думай меньше говори.

Мир строит, а война разрушает.

Ласточка день начинает,  а соловей заканчивает.

Человек от лени болеет, а от труда выздоравливает.

У короткого ума длинный язык.

3. Найди пару.

Найди  к каждому  устойчивому сочетанию (фразеологизму)  в левой колонке  антоним в правой.

Сидеть сложа руки. - Работать не покладая рук.

Держать в ежовых рукавицах.- Отбиться от рук.

Сидеть на чужой шее.- Своим горбом жить.

Лясы точить.- Воды в рот набрать.

Рукой подать. – У черта на куличках.

Не ударить в грязь лицом.- Сесть в калошу.

Заседание третье - «Омонимы».

Слова – «Двойники».

- Последний город, который стоит перед нами – это город «двойников».Слова , которые в нем живут, как вы уже слышали, совпадают по звучанию, но полностью расходятся по значению.

- Если вы правильно отгадаете слова , одинаковые по написанию, но разные по значению, то вторые буквы скажут вам. как называются слова «двойники».

Девушка из Польши – веселый танец.

Большая змея- детская игрушка из бумаги.

Военный корабль - компьютерный экран.

День пути (устаревшее)- нижняя стенка основания сосуда.

Розыгрыш в лотерее - количество экземпляров печатного издания.

Палочка для скрипки - веревка для связки гончих собак.

Ласковое название мыши -  составляющая компьютера.

  1. Найди пару.

- Найдите и подчеркните попарно слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению. Объясните эти слова синонимами или определениями.

1команда:  Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей норки:

-Где вы были?

-У лисички.

-Что вы ели там?

-Лисички!

2 команда:   Девчонка с длинною косой

В полях, с  не скошенных косой,

Ох, скосит розовую кашку,

Своим козлятам сварит «кашку».

3. Загадки «омонимки»  

                   

1 команда: - Его имеют пиджаки,

                     бывает он и у реки.

                    -Есть всегда он у людей

                     есть всегда у кораблей.

                    -Короткая мужская стрижка

                    и зверь колючий, даже слишком.

2 команда:- Ею травы косят,

                    в ней и бантик носят    

                          -  Это птичий тесный дом,

                            Есть всегда во всем живом.

                           - Растет на дереве она

                             или на лбу у драчуна.  

     

- Пока жюри подводит итоги сегодняшней игры, я предлагаю провести музыкальную паузу. « «Чему учат в школе».

- На этом наша игра подошла к концу, и мы говорим друг другу до свидания. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе. Обрядовые театрализованные праздники на Руси. От обряда к театру.

Урок окружающего мира в 4 классе знакомит учащихся со старинными русскими традициями, обрядовыми песнями, играми, первыми артистами - скоморохами, Петрушкой, погружает в атмосферу старины....

Спортивно-театрализованный праздник "Осенний марафон"

Спортивно-театрализованный праздник "Осенний марафон" предназначен для учащихся начальной школы.Его цель:создать условия для формирования у учащихся здорового образа жизни.Основная задача:  орган...

Роль театрализованных праздников в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается значение театрализованных праздников в коррекции и развитии учащихся с проблемами в развитии. Приводится опыт работы с детьми, основные этапы подготовки, организации и проведения...

Театрализованный праздник "Путешествие в страну дорожных знаков".

Систематизация знаний по правилам дорожного движения....

Театрализованный праздник «Кубанская ярмарка»

Сценарий внеклассного мероприятия "Кубанская ярмарка"...

Тематический сценарий театрализованного праздника "Весна пришла!"

Праздник можнопровести в группе продлённого дня по окончании 3 четверти. Материал праздника использует знания детей по окружаещему миру, литературному чтению, даёт возможнось детям раскрыть свои творч...

Сценарий театрализованного праздника Весны в 1 классе

Праздничное мероприятие проводится в конце февраля - начале марта. В роли сказочных героев выступают родители. Утренник насыщен подвижными играми, песнями, танцами. Необходима тщательная предварительн...