Развитие творческих способностей и логического мышления
план-конспект урока (2 класс) по теме

Данная тема вызывает у меня огромный интерес. В данном мастер классе я хочу показать методику проведения упражнений на развитие логического мышления и творческих способностей.

Целью опыта является попытка решить проблемы активизации познавательной деятельности учащихся, интенсификации учебного процесса и воспитания у детей самостоятельности и активности как черт личности, формирование стремления и привычки к трудовому усилию, настойчивости в преодолении трудностей.

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой; делать вывод, обосновывая свои суждения, и, в конечном счёте, самостоятельно приобретать знания.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Р.П. МОКРОУС ФЕДОРОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Мастер класс на тему:

Развитие творческих способностей и логического мышления младших школьников

2012 год

Данная тема вызывает у меня огромный интерес. В данном мастер классе я хочу показать методику проведения упражнений на развитие логического мышления и творческих способностей.

Целью опыта является попытка решить проблемы активизации познавательной деятельности учащихся, интенсификации учебного процесса и воспитания у детей самостоятельности и активности как черт личности, формирование стремления и привычки к трудовому усилию, настойчивости в преодолении трудностей.

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой; делать вывод, обосновывая свои суждения, и, в конечном счёте, самостоятельно приобретать знания.

Ход урока.

Добрый день, ребята! точно в срок-

Начинаем первый наш урок.

Все готовы? Торопитесь!

И тихонько все садитесь.

Заниматься чем мы будем?

С вами мы сейчас рассудим.

Что сменяет наше лето?

Осень… в золото одета.

А кто осень замещает?

Зима… с морозом прилетает.

Ну а в марте что? Весна

Вас порадует она.

И никто на белом свете

Не изменит тот черёд.

Потому и время года

В своё время к нам придёт.

Объясняет эту верность

Слово нужное – закономерность.

Обладает она силой, ей служить всегда готов-

Ряд картинок, группа слов,

Счётных палочек отряд

С нею станет дружно в ряд.

Знайте дети, что она каждый раз хитра, умна.

И какой-то трудный ход

Вам в заданье подберёт.

Вы ребята, не робейте,

И закономерность классом одолейте!

1) Разминка.

Я назову число и кину мяч.

В ответ его в руках не прячь.

На 2 вперёд его перенеси, верни мне мяч

И вслух число произнеси.

2)выделение предметов и слов по признаку.

Смотрите картинки, скажите быстрей:

Кто лишний? Ответ обоснуйте. Смелей!

Есть признак и он не похож на других.

Кто лишний. Кто лишний, ребята, средь них?

Д. Здесь лишняя стрекоза, так как остальные насекомые – бабочки.

У. Есть ли еще какие-то варианты ответов?

Д. Лишняя бабочка внизу справа, так как у нее брюшко не полосатое, а у остальных насекомых – полосатое.

Зоопарк в картинках мы собрали.

Только вот потом искать устали.

Кто лишний. Кто лишний? И почему?

Не быть в зоопарке сегодня ему.

Д. Лишний – динозавр, так как этого животного уже не существует на земле, а остальные есть.

Ромашка, колокольчик, сосна и георгин,

Подснежник среди снега цветёт совсем один.

Один – но он не лишний, и вы должны все знать.

А что же им мешает, легко должны назвать.

Что лишнее опять?

Д. Здесь лишнее слово "сосна", так как это слово обозначает дерево, а остальные – цветы.

У. Правильно. У кого есть другие варианты ответов?

Д. Можно выделить слово "георгин", так как оно обозначает садовое растение. Это растение выращивает человек, а остальные растут в лесу.

У.  Но здесь есть еще третий вариант ответа, подумайте.

Д. Слово "колокольчик" в данном случае может обозначать не цветок, а металлический предмет. В этом случае слово "колокольчик" лишнее, так как остальные слова обозначают растения.

3) Конструирование.

Закономерность выделяет картинки и слова.

И в конструировании она всегда права.

Возьми семь палочек и выложи на парте зонт.

Представь песочек, море, мы едем на курорт.

Две палочки переложите,

Чтобы в конструкции, смотрите

Три равных треугольника у вас

На парте получилось в этот раз.

А если палочек одиннадцать возьмёте,

То очень скоро вы поймёте

Что выстроили личный дом.

В нём поселиться сможет гном.

Переложите палочку одну, чтоб дом смотрел в другую сторону.

И словно в сказке добрый дом,

Всё ищет, где же его гном

И словно в сказке-  

Дом и гном по кругу ходят день заднём.

4) Истинные и ложные высказывания.

Слова: все, некоторые и ни одного

Нам помогают закрепить закономерность.

И вставив слово лишь всего

Вы подтвердите фразы верность.

А вставить слово знай - нелёгкий труд.

Его нельзя бросать на ветер.

Веками ценность слова берегут

Все люди на большой планете.

У. Ребята составьте со своим предложением истинное высказывание.

    Далее с этими же предложениями ложное высказывание.

( Дети получают карточку с предложением).

_____дети знают математику на «пять».

_____числа двузначные.

_____отрезки ограничены с двух сторон.

_____треугольники прямоугольные.

_____числа складываются.

_____произведения равны 0,если хотя бы один из множителей равен 0.

_____значения разности меньше вычитаемого.

5) Ну, и на прощанье нелёгкий вопрос.

Гнома из дома довёл он до слёз.

На три равных части разгрызли верёвку  мышки-норушки,

С кусочков нет толку.

Сколько кусали, сказать он не может,

Может из вас ему кто-то поможет.

У. Ответы разные, поэтому проводим эксперимент.

Учитель разрезает веревку на три части. Дети видят правильный ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс на тему:Развитие творческих способностей и логического мышления младших школьников

Данная тема является сферой моего методического интереса. В данном мастер классе я хочу показать методику проведения упражнений на развитие логического мышления и творческих способностей. Целью опы...

Развитие речи и логического мышления. Развитие творческих способностей на основе математики.

Цели:Продолжить работу по обогащению речи дошкольников. закреплению знаний о числах первого десятка, по освоению простых способов моделирования, умению делить фигуры по различным признакам.Воспи...

Развитие творческих способностей и логического мышления у учащихся начальной школы

Учитывая новые ФГОС, большое значение придается личностно-ориентированным урокам. А это в свою очередь подразумевает дифференцированный подход в обучении. В данной статье я постаралась показать ...

Мастер - класс «Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе».

Требования современных Федеральных государственных образовательных стандартов ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в  рамках учебных предметов, но и на результаты освое...

Роль креативного мышления в развитии творческих способностей детей .Выступление на педагогической конференции.

Выступление участника инновационной площадки" Инновационные решения  в области воспитания на основе духовно - нравственных ценностей ....

Мастер-класс «Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе».

Мастер-класс«Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе»....

Развитие творческих способностей и креативного мышления у учащихся во внеурочной деятельности.

ull;Развивать ассоциативное мышление•Адаптировать основные модели составления загадок по Нестеренко  для детей младшего школьного возраста..•Побуждать детей находить противоречия в то...