Мастер-класс «Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе».
методическая разработка
Мастер-класс
«Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_sinkveyn.docx | 21.01 КБ |
master_klass_sinkveyn.pptx | 60.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе».
Цель мастер-класса: расширить представления педагогов об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков у дошкольников.
Задачи мастер-класса:
- передача прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм технологии «Синквейн»;
- совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в мастер-классе цели;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы.
Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.
В Федеральном Государственном Стандарте начального образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой.
Именно поэтому развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач начального образования. На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.
Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов - одним из которых является технология Синквейн.
Инновационность данного метода - создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Сегодня очень важно научить детей не только правильно и чётко говорить, но и мыслить.
Слайд
Слово «Синквейн» происходит от французкого слова «cinq» (сайкь)-пять
Это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы.
Форма синквейн была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи-хоку (хайку), маленький стих, без рифмы, отличающейся краткостью, которое читается очень медленно.
.Слайд.
Актуальность использования синквейна.
1.Во-первых, это новая технология-открывающая творческие, интеллектуальные и речевые возможности.
2. Во-вторых, гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря.
3. В-третьих - является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
4. В-четвертых – носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.
5. В-пятых- имеет игровую направленность.
6.И в-шестых – самое главное достоинство – простота. Синквейн могут составить все.
.Слайд.
Правила составления синквейна.
- Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.
- Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему.
- Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
- Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.
- Пятая строка — одно слово (ассоциация, синоним), характеризующее суть предмета или объекта.
Схема написания синквейна.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно
Слайд
- Коллективное составление синквейна «Семья»
Слайд.
- Синквейн можно составлять по прочитанному произведению, н-р: Корней Чуковский «Айболит»
- Синквейн можно составлять по индивидуальным картинкам, предметам
- По пройденной теме
- Синквейн- загадка. Определение отсутствующей части.
- Синквейн «Найди ошибку» (коррекция и совершенствование готовогосинквейна)
- написание рассказа по синквейну
II. Практическая часть.
Сейчас мы научимся составлять синквейн.
Всем понятны правила составления синквейна?
Участники конкурса вытягивают карточки-задания, и подбирают нужный материал (книжки, картинки..)
Я составляю синквейн– Что значит для меня «Учитель года»?
- Самостоятельная работа педагогов по созданию синквейнов.
III. Итог. Обсуждение полученных результатов.
Слайд. Педагогическая ценность.
Хочется подвести итог, чем же хорош данный метод?
- Обогащает словарный запас.
- Учит формулировать идею (ключевую фразу).
- Активизирует и развивает мыслительную деятельность.
- Используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
- Получается у всех (Получилось?)
Это и есть педагогическая ценность данной технологии!
Я вас искренне благодарю, и надеюсь, что описанный мною метод в мастер-классе поможет вам в работе.
Слайд. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель мастер-класса: расширить представления педагогов об инновационной технологии « Синквейн » и ее значение в развитии речевых навыков у младших школьников
Задачи: Передача прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм технологии « Синквейн »; Совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в мастер-классе цели; Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Актуальность использования синквейна 1. Новая технология, открывающая творческие, интеллектуальные и речевые возможности; 2. Гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи; 3. Диагностический инструмент; 4. Имеет комплексный характер воздействия; 5. Имеет игровую направленность; 6. Простота.
Правила составления синквейна Первая строка – заголовок, тема синквейна , состоит она из одного слова – имени существительного. Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме. Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна . Пятая строка — одно слово (ассоциация, синоним), характеризующее суть предмета или объекта
Виды синквейна по прочитанному произведению, н-р: Корней Чуковский «Айболит»; по индивидуальным картинкам, предметам; по пройденной теме; Синквейн - загадка (Определение отсутствующей части); Синквейн «Найди ошибку» (коррекция и совершенствование готового синквейна ); Написание рассказа по синквейну .
Синквейн на тему «Учитель года» Учитель года Мудрый, компетентный Учить, учиться Обучать – значит вдвойне учиться Профессионал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме самообразования « Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе»
Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельност...
Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе и во внеурочное время
Доклад прослушивался на заседании педагогичекого совета....
Мастер - класс «Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе».
Требования современных Федеральных государственных образовательных стандартов ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в рамках учебных предметов, но и на результаты освое...
Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе
Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие -одна из важнейших и основных задач воспитания и развития....
Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе
Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для тв...
Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе.
В статье перечисляются методы и различные приёмы на разных этапах урока, которые способствуют развитию творческих способностей на уроках в начальной школе....
«Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе».
отчет по самообразованию...