Мастер-класс «Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе».
методическая разработка

Мастер-класс

«Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_sinkveyn.docx21.01 КБ
Файл master_klass_sinkveyn.pptx60.32 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе».

Цель мастер-класса: расширить представления педагогов об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков у дошкольников.

Задачи мастер-класса:

- передача прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм технологии  «Синквейн»;

- совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в мастер-классе цели;

- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. 

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.

 В Федеральном Государственном Стандарте начального образования  "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. 

Именно поэтому развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач начального образования. На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов - одним из которых является технология Синквейн.

 Инновационность данного метода - создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Сегодня очень важно научить детей не только правильно и чётко говорить, но и мыслить.

Слайд

Слово «Синквейн» происходит от французкого слова «cinq» (сайкь)-пять

Это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы.

Форма синквейн была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи-хоку (хайку), маленький стих, без рифмы, отличающейся краткостью, которое читается очень медленно.

 .Слайд.

Актуальность использования синквейна.

1.Во-первых, это новая технология-открывающая творческие, интеллектуальные и речевые возможности.

2. Во-вторых, гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря.

3. В-третьих - является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

4. В-четвертых – носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

5. В-пятых- имеет игровую направленность.

 6.И в-шестых – самое главное достоинство – простота. Синквейн могут составить все.

.Слайд.  

 Правила составления синквейна.

  1. Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.
  2. Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему.
  3.  Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся  к теме.
  4.  Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.
  5. Пятая строка — одно слово (ассоциация, синоним), характеризующее суть предмета или объекта.

Схема написания синквейна.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна  не обязательно

 Слайд  

- Коллективное составление синквейна  «Семья»  

Слайд.

-  Синквейн можно составлять по прочитанному произведению, н-р: Корней Чуковский «Айболит»

- Синквейн можно составлять по индивидуальным картинкам, предметам

-  По пройденной теме

-  Синквейн- загадка. Определение отсутствующей части.

-  Синквейн «Найди ошибку» (коррекция и совершенствование готовогосинквейна)

- написание рассказа по синквейну

 

II. Практическая часть.

Сейчас мы научимся составлять синквейн.

Всем понятны правила составления синквейна?

Участники конкурса вытягивают карточки-задания, и подбирают нужный материал (книжки, картинки..)

Я составляю синквейн– Что значит для меня «Учитель года»?

- Самостоятельная работа педагогов по созданию синквейнов.

III. Итог. Обсуждение полученных результатов.

Слайд.  Педагогическая ценность.

Хочется подвести итог, чем же  хорош данный метод?

  • Обогащает словарный запас.
  • Учит формулировать идею (ключевую фразу).
  • Активизирует  и развивает мыслительную деятельность.
  • Используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
  • Получается у всех    (Получилось?)

Это  и есть педагогическая ценность данной технологии!

Я вас искренне благодарю, и надеюсь, что описанный  мною метод в мастер-классе поможет вам в работе.

Слайд. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе» Учитель начальных классов МКОУ СОШ 7 с.Старомарьевка Васильева Анна Сергеевна

Слайд 2

Цель мастер-класса: расширить представления педагогов об инновационной технологии « Синквейн » и ее значение в развитии речевых навыков у младших школьников

Слайд 3

Задачи: Передача прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм технологии « Синквейн »; Совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в мастер-классе цели; Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Слайд 4

Актуальность использования синквейна 1. Новая технология, открывающая творческие, интеллектуальные и речевые возможности; 2. Гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи; 3. Диагностический инструмент; 4. Имеет комплексный характер воздействия; 5. Имеет игровую направленность; 6. Простота.

Слайд 5

Правила составления синквейна Первая строка – заголовок, тема синквейна , состоит она из одного слова – имени существительного. Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме. Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна . Пятая строка — одно слово (ассоциация, синоним), характеризующее суть предмета или объекта

Слайд 6

Виды синквейна по прочитанному произведению, н-р: Корней Чуковский «Айболит»; по индивидуальным картинкам, предметам; по пройденной теме; Синквейн - загадка (Определение отсутствующей части); Синквейн «Найди ошибку» (коррекция и совершенствование готового синквейна ); Написание рассказа по синквейну .

Слайд 7

Синквейн на тему «Учитель года» Учитель года Мудрый, компетентный Учить, учиться Обучать – значит вдвойне учиться Профессионал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме самообразования « Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе»

Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельност...

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе и во внеурочное время

Доклад прослушивался на заседании педагогичекого совета....

Мастер - класс «Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе».

Требования современных Федеральных государственных образовательных стандартов ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в  рамках учебных предметов, но и на результаты освое...

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе

Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие -одна из важнейших и основных задач воспитания и развития....

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе

Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для тв...

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе.

В статье перечисляются методы и различные приёмы на разных этапах урока, которые способствуют развитию творческих способностей на уроках в начальной школе....